Автор: Савина Алла Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Бяково, Навлинский район, Брянская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по математике 2 класс " Школа России"
Раздел: начальное образование
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЕГОРЛЫКСКИЙ РАЙОН, Х.УКРАИНСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НОВО-УКРАИНСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
«Утверждаю»
Приказ от
«__»____20___г. №___
Директор МБОУ Н-УООШ № 14.
_______ Кривоносова С.И.
МП
Рабочая программа
по математике
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование 2 класс
Количество часов:136 часов
Учитель начальных классов: Бондарь О.В.
Программа разработана на основе
:
Авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова,
С.В. Степанова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Математика. Рабочие программы. Пред-
метная линия учебников системы «Школа России». – 1-4 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций /[М.И. Моро, С.И. Степанова и др.]. – М.: Просвеще-
ние, 2014. – 124 с.
х. Украинский
2016-2017 учебный год
1
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 2 класса разработана на основе:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ
Приказа Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в
федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образова-
тельных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего об-
разования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федера-
ции от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебно-
го плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Россий-
ской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начально-
го общего, основного общего и среднего полного общего образования»;
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеоб-
разовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,
утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об-
разования (ФГОС НОО), Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от
22.09.2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образователь-
ный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министер-
ства образования и науки РФ от 06.10. 2009г. № 373.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего об-
разования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников
умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов
умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классифика-
цию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать
логические цепочки рассуждений.
Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы
действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному
восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а
также являются основой формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и
интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поис-
ку и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет
основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы
не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисци-
плин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
математическое развитие младших школьников;
формирование системы начальных математических знаний;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение
основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на
основе овладения несложными математическими методами познания окружающего
2
мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количествен-
ные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышле-
ния;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять
для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное сужде-
ние, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универ-
сальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических
знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными
предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических зна-
ний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён
арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Гео-
метрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле,
арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление).
Учащиеся:
научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми не-
отрицательными числами в пределах миллиона;
узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических дей-
ствий;
научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известно-
му компоненту и результату действия;
усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением;
освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений.
Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им
при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифмети-
ческих действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса,
вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и со-
отношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраиче-
ской пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает
многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет
повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию
взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет
основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает
готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического
содержания школьного курса математики.
3
Особое место в содержании начального математического образования занимают
текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более
детального рассмотрения.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений:
осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвест-
но, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос
задачи);
моделировать представленную в тексте ситуацию;
видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее раци-
ональные;
составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия;
записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение);
производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос зада-
чи и проверять правильность её решения;
самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей во-
ображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жиз-
нью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у
учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содер-
жание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, события-
ми в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действи-
тельности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует
чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бе-
режное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает ин-
терес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на
здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных
математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с тексто-
выми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математиче-
ских отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий,
осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объекта-
ми, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величи-
нами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, от-
резок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют
навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный
угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими
телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт усло-
вия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успеш-
ного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности уме-
ний работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеуроч-
ной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях.
Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представле-
нием новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг,
справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проект-
ной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить
полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формиро-
вания позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверст-
никами, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реа-
лизовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
4
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирова-
ние и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмиче-
ского мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений:
сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные ве-
личины, геометрические фигуры и т. д.);
выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе класси-
фикацию;
анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие
смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величи-
нами;
формулировать выводы;
делать обобщения;
переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между раз-
личными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости ве-
личин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распро-
странение на расширенную область приложений выступают как средство познания зако-
номерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познава-
тельного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совер-
шенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления млад-
ших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по
предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при
решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, допол-
нять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого ре-
зультата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладе-
ния компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с
языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать мате-
матический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и
понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность вы-
полненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достиже-
ния в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий,
умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются
основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргу-
ментировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения.
Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логиче-
ской культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития
умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязан-
ности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оцени-
вать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степе-
ни способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные зна-
ния для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в про-
цессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных
дисциплин.
Математические
знания
и
представления
о
числах,
величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания
законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного
5
восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокро-
вищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способ-
ствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая во-
ображение и мышление, память и речь).
Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математиче-
скими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их ре-
зультаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия,
делать выводы и обобщения, доказывать их правильность.
Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует ин-
терес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвиже-
нию учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последователь-
ное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую по-
степенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для
углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени
самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулирова-
нии выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного
материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во мно-
гих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для млад-
ших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов,
лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматри-
ваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий,
действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учеб-
ном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчи-
тана на 136 часов в год при 4 часах в неделю. В соответствии с годовым календарным
графиком МБОУ Н-У ООШ № 14 на 2016-2017 учебный год, наличием выходных и
праздничных дней в 2016 – 2017 учебном году (23.02.17 г., 24.02.17 г., 8.03.17 г.,
1.05.17г., 8.05.17 г., 9.05.17 г.), расписанием учебных занятий МБОУ Н-У ООШ № 14 в
условиях пятидневной рабочей недели данная программа по математике во 2 классе в
2016 – 2017 учебном году будет реализована в объёме129 часов.
2.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИКА»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же от-
ношения между различными объектами;
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей
учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной от-
ветственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему
определённых заданий и упражнений);
6
*уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения
к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
интереса к отражению математическими способами отношений между различ-
ными объектами окружающего мира;
первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний
в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с исполь-
зованием математических знаний;
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной дея-
тельности.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с
учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в со-
трудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной зада-
чи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, восприни-
мать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вно-
сить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать мате-
матические термины, символы и знаки;
**контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в слу-
чаях затруднений.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, опи-
санных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и за-
писи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отноше-
ния между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине,
геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
7
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять
ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с
разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источ-
никах (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной
форме (пересказ, текст, таблицы);
устанавливать правило, по которому составлена последовательность объектов, про-
должать её или восстанавливать в ней пропущенные объекты;
проводить классификацию объектов по заданному или самостоятельно найденному
признаку;
обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.
Учащийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объек-
тов в знаково-символической форме (на моделях);
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках,
использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления
объектов с использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в
предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую тер-
минологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать
разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: опреде-
лять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в
совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понят-
ные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую вза-
имную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё
мнение, аргументированно его обосновывать;
**контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в слу-
чаях затруднения;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты
Раздел: Числа и величины
Выпускник научится:
8
–
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
–
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно
выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/
уменьшение числа в несколько раз);
–
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
признаку;
–
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять
свои действия;
–
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь,
скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними
(килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — деци-
метр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
–
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади,
времени), объяснять свои действия.
Раздел: Арифметические действия
Выпускник научится:
–
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычи-
тание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с ис-
пользованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметиче-
ских действий (в том числе деления с остатком);
–
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том
числе с нулём и числом 1);
–
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение;
–
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметиче-
ских действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
–
выполнять действия с величинами;
–
использовать свойства арифметических действий для удобства вычисле-
ний;
–
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного дей-
ствия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Раздел: Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
–
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче,
планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
–
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и зада-
чи, связанные с повседневной жизнью;
–
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её
доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
–
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
решать задачи в 3—4 действия;
–
находить разные способы решения задачи.
Раздел: Пространственныеотношения. Геометрические фигуры.
Выпускник научится:
–
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоско-
сти;
9
–
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,
ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность,
круг);
–
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (от-
резок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
–
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
–
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
–
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научитьсяраспознавать, различать и называть гео-
метрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Раздел: Геометрические величины.
Выпускник научится:
–
измерять длину отрезка;
–
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь пря-
моугольника и квадрата;
–
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на
глаз).
Выпускник получит возможность научитьсявычислять периметр многоугольника,
площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Раздел: Работа с информацией
Выпускник научится:
–
читать несложные готовые таблицы;
–
заполнять несложные готовые таблицы;
–
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
–
читать несложные готовые круговые диаграммы;
–
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
–
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столб-
цах несложных таблиц и диаграмм;
–
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова
(«…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
–
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм),
план поиска информации;
–
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме
(таблицы и диаграммы);
–
планировать несложные исследования, собирать и представлять получен-
ную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
–
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
3.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА»
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные
единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы раз-
рядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, цент-
нер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год,
век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упо-
рядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, со-
тая, тысячная).
Арифметические действия
10
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов
и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимо-
связь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умноже-
ния и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деле-
ние с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочета-
тельное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относи-
тельно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в чи-
словых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выраже-
ния. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения
действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания много-
значных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и
трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, вза-
имосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычисле-
ний на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ±
28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их значе-
ний при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений
при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и
др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотно-
шений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результата-
ми арифметических действий).
Работас текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Пла-
нирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычи-
тание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в)
…», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие
процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, ко-
личество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (рас-
ход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение
начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого
по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематическо-
го чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже,
слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая),
отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоуголь-
ник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды
треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равно-
сторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполне-
ния построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометри-
ческих тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
11
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сан-
тиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод од-
них единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной
длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямо-
угольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный милли-
метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный кило-
метр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической
фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением
величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диа-
граммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых
выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и вы-
полнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и
слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
№ п/п
Название тем
Кол-во
часов
1
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Нумерация.
16
2
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Сложение и вычитание.
18
3
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Сложение и вычитание.
27
4
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Сложение и вычитание (письменные вычисле-
ния).
24
5
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Умножение и деление.
17
6
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Умножение и деление. Табличное умножение и
деление.
22
7
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе».
5
Всего
129
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (129 часов)
№
уро-
ка
Тема урока
Коли-
чество
часов
Дата
план
факт
Раздел 1: ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100.
Нумерация (16ч)
1
Повторение: числа от 1 до 20
1
1.09
2
Повторение: числа от 1 до 20
1
2.09
3
Счёт десятками. Образование и запись
чисел от 20 до 100
1
5.09
4
Счёт десятками. Образование и запись чи-
1
7.09
12
сел от 20 до 100.
5
Поместное значение цифр в записи числа.
1
8.09
6
Однозначные и двузначные числа.
1
9.09
7
Единицы длины: миллиметр.
1
12.09
8
Единицы длины: миллиметр.
1
14.09
9
Контрольная работа №1 по теме «Числа
от 1 до 100».
1
15.09
10
Единицы длины: метр. Таблица единиц
длины.
1
16.09
11
Сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 - 5,
35 - 30
1
19.09
12
Замена двузначного числа суммой разряд-
ных слагаемых.
(36 = 30 + 6)
1
21.09
13
Рубль. Копейка. Соотношение между
ними.
1
22.09
14
«Странички для любознательных» — зада-
ния творческого и поискового характера.
1
23.09
15
Повторение пройденного«Что узнали.
Чему научились».
1
26.09
16
Проверочная работа №1 по теме «Числа
от 1 до 100. Нумерация».
1
28.09
Раздел 2: ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100.
Сложение и вычитание (18 ч)
17
Задачи, обратные заданной.
1
29.09
18
Сумма и разность отрезков.
1
30.09
19
Решение задач на нахождение неизвестно-
го уменьшаемого.
1
3.10
20
Решение задач на нахождение неизвестно-
го уменьшаемого.
1
5.10
21
Время. Единицы времени: час, минута. Со-
отношение между ними.
1
6.10
22
Длина ломаной.
1
7.10
23
Длина ломаной.
Задания творческого и поискового харак-
тера.
1
10.10
24
Порядок выполнения действий. Скобки.
1
12.10
25
Порядок выполнения действий. Скобки.
1
13.10
26
Контрольная работа №2 по теме «Уст-
ные приемы сложения и вычитания в
пределах 100»
Числовые выражения.
1
14.10
27
Периметр многоугольника.
1
17.10
28
Переместительное и сочетательное свой-
ства сложения для рационализации вычис-
лений.
1
19.10
29
Переместительное и сочетательное свой-
ства сложения для рационализации вычис-
лений.
1
20.10
30
Переместительное и сочетательное свой-
1
21.10
13
ства сложения для рационализации вычис-
лений.
31
Наш проект: «Математика вокруг нас.
Узоры на посуде».
1
24.10
32
Повторение пройденного:«Что узнали.
Чему научились».
1
26.10
33
Контрольная работа №3 за 1 четверть.
1
27.10
34
Контроль и учет знаний.
1
28.10
Раздел 2: ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100.
Сложение и вычитание (27ч)
35
Устные приёмы сложения вида 36 + 2, 36
+ 20.
1
9.11
36
Устные приёмы вычитания вида 36 -2, 36
– 20.
1
10.11
37
Устные приёмы сложения вида 26+4,
95+5.
1
11.11
38
Устные приёмы вычитания вида 30-7.
1
14.11
39
Устные приёмы вычитания вида 60-24.
1
16.11
40
Решение задач. Запись решения задачи вы-
ражением.
1
17.11
41
Решение задач. Запись решения задачи вы-
ражением.
1
18.11
42
Решение задач. Запись решения задачи вы-
ражением.
1
21.11
43
Устные приёмы сложения вида 26+7,
64+9.
1
23.11
44
Устные приёмы вычитания вида 35-7.
1
24.11
45
Контрольная работа №4 по теме «Числа
от 1 до 100. Устные приемы сложения и
вычитания».
1
25.11
46
Вычисления изученных видов с устным
объяснением.
1
28.11
47
«Странички для любознательных».
1
30.11
48
Повторение пройденного«Что узнали.
Чему научились».
1
1.12
49
Повторение пройденного«Что узнали.
Чему научились».
1
2.12
50
Повторение пройденного«Что узнали.
Чему научились».
1
5.12
51
Выражения с переменной видаа + 12, b-
15, 48-е.
1
7.12
52
Выражения с переменной видаа + 12, b-
15, 48-е.
1
8.12
53
Уравнение.
1
9.12
54
Уравнение.
1
12.12
55
Проверка сложения вычитанием.
1
14.12
56
Проверка вычитания сложением и вычита-
нием.
1
15.12
57
Проверка вычитания сложением и вычита-
нием.
1
16.12
14
58
Повторение
пройденного«Что
узнали.
Чему научились».
1
19.12
59
Повторение
пройденного«Что
узнали.
Чему научились».
1
21.12
60
Контрольная работа №5за 1 полугодие.
1
22.12
61
Работа над ошибками.
1
23.12
Раздел 3: ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100.
Сложение и вычитание (письменные вычисления) (24ч)
62
Сложение вида 45 + 23.
1
26.12
63
Сложение вида 45 + 23.
1
28.12
64
Вычитание вида 57 – 26.
1
11.01
65
Проверка сложения и вычитания.
1
12.01
66
Углы. Виды углов (прямой, тупой,
острый).
1
13.01
67
Решение текстовых задач.
1
16.01
68
Решение текстовых задач.
1
18.01
69
Письменное сложение вида 37 + 48.
1
19.01
70
Письменное сложение вида 37 + 53.
1
20.01
71
Прямоугольник.
1
23.01
72
Сложение вида 87+13.
1
25.01
73
Вычитание вида 40-8 и сложение вида
32+8.
1
26.01
74
Вычитание вида 50-24.
1
27.01
75
Странички для любознательных.
1
30.01
76
Повторение пройденного «Что узнали.
Чему научились».
1
1.02
77
Повторение пройденного «Что узнали.
Чему научились».
1
2.02
78
Повторение пройденного «Что узнали.
Чему научились».
1
3.02
79
Письменное вычитание вида 52-24.
1
6.02
80
Свойства противоположных сторон прямо-
угольника.
1
8.02
81
Квадрат.
1
9.02
82
Наш проект: «Оригами». Изготовление
различных изделий из заготовок, имеющих
форму квадрата.
1
10.02
83
Повторение пройденного «Что узнали.
Чему научились»
1
13.02
84
Повторение пройденного «Что узнали.
Чему научились»
1
15.02
85
Контрольная работа №6 по теме «Пись-
менные приемы сложения и вычитания
чисел от 1 до 100».
1
16.02
Раздел 4: ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100.
Умножение и деление (17 ч)
86
Умножение. Конкретный смысл умноже-
ния.
1
17.02
87
Связь умножения со сложением.
1
20.02
88
Текстовые задачи, раскрывающие смысл
действия умножения.
1
22.02
15
89
Периметр прямоугольника.
1
27.02
90
Приёмы умножения 1 и 0.
1
1.03
91
Название компонентов и результата умно-
жения.
1
2.03
92
Закрепление. Решение задач.
1
3.03
93
Переместительное свойство умножения.
1
6.03
94
Переместительное свойство умножения.
1
9.03
95
Конкретный смысл действия деления.
1
10.03
96
Конкретный смысл действия деления.
1
13.03
97
Задачи, раскрывающие смысл действия де-
ления.
1
15.03
98
Названия компонентов и результата деле-
ния.
1
16.03
99
Контрольная работа №7 за 3 четверть.
1
17.03
100
Повторение пройденного «Что узнали.
Чему научились».
1
27.03
101
Повторение пройденного «Что узнали.
Чему научились».
1
29.03
102
Странички для любознательных.
1
30.03
Раздел 5: ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100.
Умножение и деление. Табличное умножение и деление (22 ч)
103
Связь между компонентами и результатом
действия умножения.
1
31.03
104
Приём деления, основанный на связи меж-
ду компонентами и результатом умноже-
ния.
1
3.04
105
Приём умножения и деления на число 10.
1
5.04
106
Задачи с величинами: цена, количество,
стоимость.
1
6.04
107
Задачи на нахождение третьего слагаемо-
го.
1
7.04
108
Задачи на нахождение третьего слагаемо-
го.
1
10.04
109
Проверочная работа №2 по теме «Умно-
жение и деление».
1
12.04
110
Умножение числа 2 и на 2.
1
13.04
111
Умножение числа 2 и на 2.
1
14.04
112
Приёмы умножения числа 2.
1
17.04
113
Деление на 2.
1
19.04
114
Деление на 2.
1
20.04
115
Деление на 2.
1
21.04
116
Повторение пройденного "Что узнали.
Чему научись".
1
24.04
117
Повторение пройденного "Что узнали.
Чему научись".
1
26.04
118
Умножение числа 3 и на 3.
1
27.04
119
Умножение числа 3 и на 3.
1
28.04
120
Деление на 3.
1
3.05
121
Деление на 3.
1
4.05
122
Контрольная работа №8 по теме
«Умножение и деление на 2 и 3».
1
5.05
16
123
Повторение пройденного "Что узнали.
Чему научись".
1
10.05
124
Повторение пройденного "Что узнали.
Чему научись".
1
11.05
Раздел 6: Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» (5 ч)
125
Числа от 1 до 100.Нумерация. Числовые и
буквенные выражения.
1
12.05
126
Равенство. Неравенство. Уравнение.
1
15.05
127
Сложение и вычитание. Свойства сложе-
ния. Таблица сложения. Решение задач
изученных видов.
1
17.05
128
Итоговая контрольная работа №9 за
учебный год.
1
18.05
129
Решение задач изученных видов. Длина
отрезка. Единицы длины.
1
19.05
Всего:
129 часов
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Н-УООШ №14
от «_____»__________20__г. №______
________________ _______________
подпись Ф.И.О. Рук. МС
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Н-УООШ №14
___________ ________________
подпись Ф.И.О.
«____»_______________20__г.
17
Контрольно -
измеритель-
ные материа-
лы
Входная контрольная работа №1
Вариант 1
1.
Найди сумму чисел: 9 и 3.
Найди разность чисел: 11 и 2.
Уменьши число 8 на 2.
18
Увеличь число 6 на 3.
2.
Сравни (вместо точек поставь знаки >, <, =):
7 + 3 … 9
12 + 5 … 17
3.
Вычисли: 10 – 8 + 4 =
6 + 4 – 3 =
4.
Реши задачу: Сшили 5 платьев и 4 блузки. Сколько всего сшили вещей?
5.
Реши задачу: В вазе было 10 яблок. Съели 8 яблок. Сколько яблок осталось?
6.
Начерти два отрезка. Длина первого 4 см, а длина второго на 2 см больше.
7.
Вырази:
15 см = … дм …см
1 дм 7 см = … см
Вариант 2
1. Найди сумму чисел: 9 и 3.
Найди разность чисел: 11 и 2.
Уменьши число 8 на 2.
Увеличь число 6 на 3.
2.Сравни (вместо точек поставь знаки >, <, =):
7 + 3 … 9
12 5 … 17
3.Вычисли: 10 – 8 + 4 =
6
+ 4 – 3 =
4.Реши задачу: Сшили 5 платьев и 4 блузки. Сколько всего сшили вещей?
5.Реши задачу: В вазе было 10 яблок. Съели 8 яблок. Сколько яблок осталось?
6.Начерти два отрезка. Длина первого 4 см, а длина второго на 2 см больше.
7.Вырази:
15 см = … дм …см
1 дм 7 см = … см
Контрольная работа № 2
по теме «Нумерация чисел от 1 до 100»
Вариант 1
1.
Реши задачу:
Дедушке 64года, а бабушке 60. На сколько лет дедушка старше бабушки?
19
2.
Реши примеры:
69 + 1 = 5 + 30 = 56 – 50 =
40 – 1 = 89 – 9 = 80 – 20 =
3.
Сравни, вставь вместо звёздочек знаки «<», «>» или «=»:
8 м * 7 дм 1 м * 98 см
25 мм * 4 см 53 мм * 5 см
4.
Из чисел 30, 5, 13, 55, 3, 35, 15, 50. 53, 33, 51, 31 выпиши в одну строку все дву-
значные числа, начиная с наименьшего.
5*. Заполни пропуски цифрами так, чтобы записи были верными:
7 < 9 > 8 3 < 0
6* . У нашей кошки 7 котят. Некоторые из них рыжие, 2 черных и 1 белый.
Сколько рыжих котят у кошки?
Вариант 2.
1.
Реши задачу:
Папе 32 года, а мама на 2 года моложе. Сколько лет маме?
2.
Реши примеры:
6 + 40 = 49 + 1 = 34 – 4 =
87 – 70 = 90 – 1 = 60 – 20 =
3.
Сравни, вставь вместо звёздочек знаки «<», «>» или «=»:
6 м * 9 дм 1 м * 92 см
13 мм * 2 см 68 мм * 6 см
4.
Из чисел 79, 17. 7. 91, 70, 9, 97, 99, 19, 71, 90. 77 выпиши все двузначные числа, на-
чиная с наименьшего.
5* . Заполни пропуски цифрами так, чтобы все записи были верными:
5 < 5 2 > 3 6 < 0
6* . Бабушка положила в тарелку 12 груш. После того, как внуки взяли с тарелки по 1
груше, осталось 8 груш. Сколько у бабушки внуков?
Контрольная работа № 3 за 1 четверть
Вариант 1
1.
Реши задачу:
На стоянке такси стояло 12 автомашин. После того, как несколько машин уехало, оста-
лось 5 автомашин. Сколько автомашин уехало?
20
Составь и реши задачи, обратные данной.
2.
Найди значения выражений:
6 + 7 – 9 = 15 – (3 + 5) =
10 + 3 – 4 = 8 + (12 – 5) =
18 – 10 + 5 = 9 + (13 – 7) =
3.
Сравни, вставь вместо звёздочек знаки «<», «>» или «=»:
4 см 2 мм * 24 мм 1 м * 100 см
7 + 4 * 19 59 мин. * 1 ч.
4.
Начерти ломаную из трёх звеньев, зная, что длина ломаной 10 см.
5.
Из чисел 48, 1, 14. 4, 40. 81, 8, 18, 84, 44, 80, 88 выпиши все двузначные числа в по-
рядке возрастания.
6* . У Тани и Маши вместе 13 орехов. Когда Таня съела 5 орехов и Маша
ещё несколько, у девочек осталось 6 орехов. Сколько орехов съела Маша?
Вариант 2
1.
Реши задачу:
Рыболовы поймали несколько окуней. Из 9 окуней они сварили уху, и у них осталось
ещё 7 окуней. Сколько всего окуней поймали рыболовы?
Составь и реши задачи, обратные данной.
2.
Найди значения выражений:
5 + 8 – 9 = 14 – (2 + 5) =
10 + 5 – 6 = 4 + (16 – 8) =
19 – 10 + 7 = 9 + (18 – 10) =
3.
Сравни, вставь вместо звёздочек знаки «<», «>» или «=»:
3 дм 2 см * 23 см 1 см * 10 мм
8 + 5 * 14 1 ч. * 30 мин.
4.
Начерти ломаную из трёх звеньев, зная, что длина ломаной 8 см.
5.
Из чисел 62, 12, 6. 66, 20, 26, 2, 21, 16, 22, 60. 61 выпиши все двузначные числа в
порядке убывания.
6* . В коробке 15 конфет. Когда Саша съел 6 конфет и несколько конфет съел его
брат, в коробке осталось 7 конфет. Сколько конфет съел брат?
Контрольная работа № 4 по теме
«Числа от 1 до 100. Устные приёмы сложения и вычитания»
Вариант 1
1.
Реши задачу:
21
В книге 25 страниц. Серёжа начал читать книгу вчера и прочитал 8 страниц, а сегодня
прочитал ещё 7 страниц. Сколько книг осталось прочитать Серёже?
2.
Найдите значения выражений:
40 + 5 = 30 + 20 =
26 + 2 = 70 + 13 =
76 – 70 = 28 – 8 =
60 – 40 = 37 – 6 =
3.
Вычислите, указав порядок действий:
60 – (2 + 3) = 15 + (19 – 4) =
4* . Красный шнур на 1 м длиннее зелёного и на 2 м длиннее синего. Длина зелёного
шнура 5 м. Найдите длину синего шнура.
5*. Вставь в «окошки» числа так, чтобы:
1).равенство сохранилось;
2).знак равенства изменился на знак «>».
52 + □ = 52 + □
Сделай две записи.
Вариант 2
1.
Реши задачу:
В гараже было 20 машин. Сначала из гаража выехало 2 машины, а потом ещё 8. Сколь-
ко машин осталось в гараже?
2.
Найдите значения выражений:
50 + 5 = 70 + 20 =
46 + 3 = 80 + 17 =
36 – 20 = 39 – 9 =
80 – 40 = 56 – 4 =
3.
Вычислите, указав порядок действий:
83 + (5 - 3) = 70 - (50 + 20) =
4* . На вешалке висят головные уборы: шляп на 1 больше, чем шапок, а шапок на 1
больше, чем беретов. Шляп 8. Сколько шапок и сколько беретов?
5*. Вставь в «окошки» числа так, чтобы:
1).равенство сохранилось;
2).знак равенства изменился на знак «<».
41 + □ = 41 + □
Сделай две записи.
Контрольная работа № 5
за 1 полугодие
22
Вариант 1
1.
Реши задачу:
В ёлочной гирлянде 7 красных лампочек, синих на 6 больше, чем красных, а жёлтых –
столько, сколько красных и синих вместе. Сколько в гирлянде жёлтых лампочек?
2.
Реши примеры:
75 + 20 = 90 – 3 = 45 – 5 + 7 =
80 + 11 = 60 – 20 = 83 – (40 + 30) =
3.
Реши уравнение:
5 + х = 12
4.
Начерти прямоугольник и найди его периметр.
5.
Вставь в «окошки» числа так, чтобы записи были верными:
6 дм 3 см = см 50 мм = см
6*. Вместо звёздочек вставь знаки «+» или «- «, а в «окошки» запиши числа так, чтобы
записи были верными:
* 8 < 13 – 8 25 + 5 = 37 *
Вариант 2
1.
Реши задачу:
На новогоднюю ёлку повесили 11 шаров, сосулек на 4 меньше, чем шаров, а шишек –
столько, сколько шаров и сосулек вместе. Сколько шишек повесили на ёлку?
2.
Реши примеры:
54 + 30 = 80 – 4 = 34 – 4 + 6 =
70 + 12 = 40 – 10 = 95 – (60 + 20) =
3.
Реши уравнение:
Х + 7 = 16
4.
Начерти треугольник и найди его периметр.
5.
Вставь в «окошки» числа так, чтобы записи были верными:
5м 8 дм = дм 60 мм = см
6*. Вместо звёздочек вставь знаки «+» или «-«, а в «окошки» запиши числа так, чтобы
записи были верными:
11 - 7 < * 7 68 * = 57 + 3
23
Контрольная работа №6 по теме
«Письменные приёмы сложения и вычитания чисел от 1 до 100»
Вариант 1
1.
Вычисли столбиком:
53 + 37 = 86 – 35 =
36 + 23 = 80 – 56 =
65 + 17 = 88 – 81 =
2.
Реши уравнения:
64 – х = 41 30 + х = 67
3.
Начерти один отрезок длиной 1 дм, а другой на 3 см короче.
4. Реши задачу:
К празднику купили 17 кг груш, а яблок – на 7 кг больше. Сколько всего
килограммов фруктов купили к празднику?
5*. Сумма трёх чисел равна 16. Сумма первого и третьего – 11, сумма третьего и
второго – 8 . Найдите эти числа.
Вариант 2
1.
Вычисли столбиком:
26 + 47 = 87 – 25 =
44 + 36 = 70 – 27 =
69 + 17 = 44 – 41 =
2.
Реши уравнения:
х + 40 = 62 х – 17 = 33
3.
Начерти один отрезок длиной 1 дм, а другой на 1 см длиннее.
4.
Реши задачу:
Школьники посадили 14 кустов, а деревьев на 6 меньше. Сколько всего
саженцев посадили школьники?
5 *. Сумма трёх чисел равна 11. сумма первого и второго -6. а сумма второго
и третьего – 9. Найди эти числа.
24
Контрольная работа № 7
за 3 четверть
Вариант 1
1.
Реши задачу:
Сколько колёс у 8 велосипедов, если у каждого велосипеда по 2 колеса?
2.
Замени умножение сложением и вычисли значение выражений:
31 ∙ 2 = 8 ∙ 5 = 18 ∙ 4 =
10 ∙ 4 = 3 ∙ 3 = 9 ∙ 1 =
3.
Сравни выражения:
15 – 4 * 15 + 15 + 15 + 15 71 ∙ 5 * 5 ∙ 72
7 ∙ 0 * 0 ∙ 16 (24 – 21) ∙ 9 * 2 ∙ 9
23 ∙ 4 * 23 ∙ 2 + 23 84 ∙ 8 – 84 * 84 ∙ 9
4. Реши уравнения:
14 + х = 52 х – 28 = 34
5. Начерти квадрат со стороной 3 см и вычисли сумму длин его сторон.
6 *. Составь и запиши пять двузначных чисел, составленных из цифр 1, 2. 3, 4,
цифры, которых стоят в возрастающем порядке.
Вариант 2
1.
Реши задачу:
Сколько чашек на 3 столах, если на каждом стоит по 8 чашек?
2.
Замени умножение сложением и вычисли значение выражений:
15 ∙ 4 = 8 ∙ 3 = 28 ∙ 2 =
10 ∙ 6 = 2 ∙ 2= 8 ∙ 1 =
3.
Сравни выражения:
16 ∙ 3 * 16 + 16 + 16 68 ∙ 6 * 6 ∙ 68
8 ∙ 0 * 0 ∙ 11 (39 – 36) ∙ 9 * 9 ∙ 2
39 ∙ 4 * 39 ∙ 2 + 39 48 ∙ 7 – 48 * 48 ∙ 8
4. Реши уравнения:
12 + х = 71 х – 42 = 17
5. Начерти квадрат со стороной 4 см и вычисли сумму длин его сторон.
6 *. Составь и запиши пять двузначных чисел, составленных из цифр 5, 6, 7, 8,
цифры, которых стоят в возрастающем порядке.
25
Контрольная работа № 8 по теме
«Умножение и деление на 2 и 3»
Вариант 1
1.
Сделай к задаче рисунок и реши её.
В детский сад купили 15 рыбок и поместили в 3 аквариума поровну. Сколько рыбок
поместили в каждый аквариум?
2.
Реши примеры:
7 ∙ 2 = 9 ∙ 3 = 27 : 3 =
3 ∙ 6 = 2 ∙ 8 = 16 : 2 =
3.
Реши уравнения:
6 ∙ х = 12 х : 3 = 8
4.
Начерти прямоугольник, у которого ширина 2 см, а длина на 3 см больше. Найди
периметр этого прямоугольника.
5 *. Какие знаки действий нужно вставить в «окошки», чтобы получились верные
равенства?
9 7 = 9 6 9
5 8 = 5 7 5
Вариант 2.
1. Сделай к задаче рисунок и реши её.
Бабушка испекла 12 пирожков и разложила на 3 тарелки. По сколько пирожков было
на тарелке?
2.
Реши примеры:
9 ∙ 2 = 7 ∙ 3 = 21 : 3 =
3 ∙ 8 = 2 ∙ 6 = 12 : 2 =
3.
Реши уравнения:
9 ∙ х = 18 х : 4 = 3
4.
Начерти прямоугольник, у которого длина 6 см, а ширина на 3 см короче. Найди
периметр этого прямоугольника.
5 *. Какие знаки действий нужно вставить в «окошки», чтобы получились верные
равенства?
8 4 = 8 5 8
6 7 = 6 8 6
26
Итоговая контрольная работа № 9
за учебный год
Вариант 1
1.
Реши задачу:
В магазине было 100 кг красных и жёлтых яблок. За день продали 12 кг желтых и 18 кг
красных яблок. Сколько килограммов яблок осталось?
2.
Вычисли, записывая решение столбиком, и сделай проверку:
54 + 38 = 62 – 39 =
3.
Вычисли:
6 ∙ 2 = 16 : 8 = 92 – 78 + 17 =
20 : 2 = 2 ∙ 4 = 60 – (7 + 36) =
4. Сравни и поставь вместо звёздочки знак «<», «>» или «=»:
4 дес. * 4 ед. 5 дм * 9 см 90 – 43 * 82 - 20
7 ед. * 1 дес. 4 дм 7 см * 7 дм 4 см 67 + 20 * 50 + 34
5. Начерти прямоугольник со сторонами 6 и 2 см. Найди его периметр.
6 *. У Марины было 50 рублей. Папа дал ей 3 монеты. Всего у неё стало 70 рублей.
Какие монеты дал папа Марине?
Вариант 2
1.
Реши задачу:
В куске было 100 м ткани. На пошив блузок израсходовали 24 м, а платьев – 36 м.
Сколько метров ткани осталось?
2.
Вычисли, записывая решение столбиком, и сделай проверку:
47 + 29 = 83 – 27 =
3.
Вычисли:
7 ∙ 2 = 18 : 2 = 70 – 8 + 37 =
10 : 5 = 2 ∙ 8 = 84 – (56 + 25) =
4. Сравни и поставь вместо звёздочки знак «<», «>» или «=»:
6 дес. * 6 ед. 8 см * 6 дм 60 – 38 * 54 - 30
5 ед. * 2 дес. 3 дм 4 см * 4 дм 3 см 48 + 50 * 60 + 39
5. Начерти квадрат со стороной 5 см. Найди его периметр.
6 *. Если каждый из трёх мальчиков возьмёт из вазы по 4 абрикоса, в вазе останется
ещё один абрикос. Сколько абрикосов было в вазе?
27
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ
Работа, состоящая из выражений:
«5» - без ошибок.
«4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» - 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
«5» - без ошибок.
«4» - 1-2 негрубых ошибки.
«3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
«2» - 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
«5» - без ошибок
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в за-
даче.
«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть
верным.
«2» - 4 грубые ошибки.
Грубые ошибки:
Вычислительные ошибки в выражениях и задачах.
Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий,
лишние действия).
Не решенная до конца задача или выражение.
Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
Нерациональный прием вычислений.
Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
Неверно сформулированный ответ задачи.
Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
Недоведение до конца преобразований.
В контрольной работе:
задания должны быть одного уровня для всего класса;
28
задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое
предлагается для выполнения всем ученикам и их невыполнение не влияет на общую
оценку работы; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над
ошибками;
оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и аккуратные исправления;
за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижает-
ся;
за неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по
математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
29