Автор: Ермолаева Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия им.И.Ш.Муксинова
Населённый пункт: город Янаул
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности «Эврика»
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия им.И.Ш.Муксинова г. Янаул
муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании кафедры
учителей начальных классов
завкафедрой
__________________
Протокол № от августа 2020 года
Утверждаю:
Директор МБОУ гимназия им.
И.Ш. Муксинова
г. Янаул________________
Приказ № от сентября 2020
года
Обсуждено и принято на заседании
педагогического совета
Протокол № от августа 2015 года
Рабочая программа внеурочной деятельности
начальное общее образование
«Эврика»
направление развития личности школьника:
научно – познавательная деятельность
для учащихся 1- 4 классов
2020- 2025 годы
Автор- составитель: учитель начальных классов
первой квалификационной категории:
Ермолаева Елена Владимировна
2020г
1
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эврика» составлена на
основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №
1897;
- Основной образовательной программы начального общего образования на
2020 -2025 г (ФГОС НОО) МБОУ гимназия им. И.Ш. Муксинова г. Янаул;
-Устава МБОУ гимназия им. И.Ш. Муксинова г. Янаул.
Назначение
программы.
Программа
«Эврика»
является
основой
развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь
логических,
включая
и
знаково-символические,
а
также
таких,
как
планирование,
структурирование
знаний,
преобразование
информации,
моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий,
аксиоматики, формирование элементов системного мышления.
Одарённые и высоко мотивированные дети отличаются высоким уровнем
способности
к
самообучению
и
нуждаются
в
создании
вариативной,
индивидуализированной образовательной среды. Поэтому с первого класса
предполагается проведение занятий в специально подобранной группе детей,
имеющих способности и интерес к математике.
Анализ проблем традиционной системы обучения и современных
концепций работы с одаренными детьми послужили мотивом создания данной
программы «Эврика» для работы с детьми в начальной школе.
Программа направлена на изучение и решение проблем детей с высоким
интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных
задатков и самореализации личности. Таким образом, программа «Эврика»
является эффективным средством интеллектуального развития обучающегося .
Программа «Эврика» составлена на основе двух государственных
программ начального обучения:1) «Математика и конструирование» С.И.
Волковой и О.Л. Пчёлкиной. 2) «Развитие познавательных способностей
учащихся на уроках математики» С.И. Волковой и Н.Н. Столяровой. и
авторской программы работы с одаренными детьми "Искорки"; Мартемьянова
Ольга Викторовна
Актуальность и перспективность курса.
В
современном
обществе
проблема
выявления
одарённых
детей
переформулируется в проблему создания условий для интеллектуального и
личностного роста детей в рамках общеобразовательной школы и обеспечения
благоприятных
условий
для
совершенствования
имеющихся
видов
одарённости.
К школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому развитие
способностей школьников является одной из приоритетных задач современного
образования. В рамках классно – урочной системы не удаётся организовать
работу с более успешными детьми. От класса к классу у них снижается
мотивация к обучению и как следствие результативность. А требование
2
общества к результатам образования повышаются, в связи с необходимостью
повышения социально – экономического потенциала государства. Социальная
значимость и актуальность проблемы привели к созданию данной программы,
которая послужит методическим основанием для организации практической
работы с одарёнными детьми.
Программа
внеурочной
деятельности
«Эврика»
предназначена
для
учащихся 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю.
1-ый класс – 33 часа в год.
2-ой класс – 34 часа в год.
3-ий класс – 34 часа в год.
4-ый класс – 34 часа в год.
Цель: обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и
адресной поддержки одаренных обучающихся и формирование всесторонне
образованной
и
инициативной
личности.
Формирование
логического
мышления
посредством
освоения
основ
содержания
математической
деятельности
Задачи:
1.
Сформировать навык действия в ходе решения нестандартных задач
повышенной сложности.
2.
Развивать способность устанавливать логические связи.
3.
Развивать познавательные интересы.
4.
Формировать стремление к размышлению, поиску.
5.
Развивать внимание, память, воображение.
Формы и методы организации внеурочной деятельности
Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, школьная
лекция (слушание учащимися публичных выступлений, аудио записей и
др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные
вербальные игры.
Среди
наглядных
методов
обучения
применяются
наблюдение,
иллюстрация
(плакаты,
таблицы,
картины,
схемы)
и
демонстрацию
(видеофильмов, наглядных пособий, компьютерных продуктов).
К практическим относятся дидактические игры, практические работы,
упражнения, эксперименты, деловые игры
Отдельно выделим метод проектов,
который является универсальным,
пронизывает все направления ВУД и сочетает в себе все ранее названные
методы.
Все эти методы используются в той или иной степени в зависимости от
содержания, целей, задач, результатов и форм деятельности.
Нужно
помнить,
что
внеурочная
деятельность
только
дополняет,
расширяет образовательное пространство и формы отличаются от тех,
которые используются на уроке: конференции, диспуты, КВНы, школьные
научные сообщества, проекты, олимпиады, соревнования, поисковые и
научные исследования, чествование лучших учеников, интеллектуальные
марафоны и так далее.
3
2.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЭВРИКА»
1-й класс
(1 час в неделю, всего – 33 ч)
Пространственные отношения (7ч)
Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным
признакам; проведение обобщения на основе выделения существенного
признака. Выявление закономерности и её использование для выполнения
задания; проведение классификации предметов по заданному признаку.
Описание предмета по его признакам. Классификация предметов по различным
признакам.
Сравнение
предметов
и
величин.
Узнавание
предмета
по
определению.
Плоскостное конструирование (3 ч)
Овладение элементами конструкторских умений; использование игр для
плоскостного моделирования «Восемь треугольников», «Танграм».
Логические задачи (9 ч)
Несложные логические задачи на установление отношений между
величинами;
логические
задачи,
требующие
рассуждений.
Построение
собственных
умозаключений.
Обучение
составлению
загадок.
Обучение
разгадыванию загадок.
Интеллектуальные игры (8 ч)
Звуковые фонетические игры «Вратарь», «Бим и Бом». Приёмы
разгадывания шарад и ребусов. Приёмы разгадывания ребусов. Составление
ребусов.
Элементы стохастики (6 ч)
на расположение и выбор предметов. Задачи на разрезание, составление
фигур.
2-й класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч)
Элементы истории математики (6 ч)
Из истории математики: Блэз Паскаль, Карл Гаусс, Софья Ковалевская.
Как ценили математику наши предки. Задачи из старинных рукописей. Работа
со спичками. Головоломки. Пифагор и его школа. "Наука о числах". Задачи -
шутки, задачи с двойками. Курьезное и серьезное в числах. Из истории "Про
умножение". Хорошо ли мы множим? Русский способ умножения. Восемь
различных способов умножения Луки Пачиоли.
Числа и операции над ними (15 ч)
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Задания
с
"историческими
датами".Сложение
прямым
счетом.Сложение
присчитыванием и вычитание отсчитыванием.
Свойства сложения. Игры:
"Возраст друга", "Головоломки с неповторяющимися цифрами". Решение задач
на увеличение и уменьшение в несколько раз. Задачи повышенной сложности.
Решение примеров на все случаи умножения и деления.
Делимость. Признаки делимости. Четные и нечетные числа
Геометрические фигуры и величины (6 ч)
4
Сети линий. Пути. Игры: "Построения на местности", "Не будь тороплив, а
будь
терпелив".
Построение
равнобедренного
и
равностороннего
треугольников
(при
помощи
перпендикуляра).
Периметр
треугольника.
Многоугольник. Периметр многоугольника.
Моделирование геометрических фигур из бумаги. Площадь. Единицы площади.
Нахождение
площади:
равностороннего
треугольника,
квадрата,
прямоугольника. Окружность и круг. Циркуль. Вычерчивание узоров из
окружности. Деление окружности на 4,6 равных частей.
Мир занимательных задач (7 ч)
Математическая викторина "Гость в волшебной панаме". Игра на
развитие внимания, "Сотни фигур из семи частей". В мире математических
задач. Задачи в стихах. Задачи повышенной сложности. Фалес Милетский игра
"шахматы". Решение задач комбинаторного характера. Оригинальные задачи.
Старинные задачи. Задачи повышенной сложности.
Решение логических,
нестандартных задач.
3-й класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч)
Классификация предметов (6 ч)
Знакомство с простейшими задачами по классификация предметов.
Закономерности в чередовании признаков. Классификация предметов
по
признаку. Выделение существенных и несущественных признаков предмета.
Сравнение предметов и величин по признакам.
Комбинаторика. Логические задачи (15 ч)
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов.
Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.
Знакомство с видами математических отношений, замаскированных в
виде задач-шуток. Составление загадок, чайнвордов.
Множество (6 ч)
Множество. Элементы множества. Классификация по одному свойству.
Способы
задания
множества.
Сравнение
множеств.
Отношения
между
множествами (объединение, пересечение, вложенность).
Решение задач с
использованием
понятий
о
множествах
умозаключений.
Условные
умозаключения.
Математические высказывания (7 ч)
Выражения и высказывания.
Высказывания со связками «и», «или».
Отрицание. Словесные задачи – логарифмы. Логически – поисковые задания.
4-й класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч)
Мир занимательных задач (9 ч)
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими
данными, с избыточным составом условия. Решение задач, имеющих несколько
решений. Задачи со многими возможными решениями.
Решение задач с
помощью дерева возможностей.
Числа. Величины (12 ч)
5
Работа
в
«центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Математические фокусы.
Единица
длины
километр.
Составление
карты
путешествия:
на
определённом транспорте по выбранному маршруту. Определение расстояния
между городами и сёлами. Задачи и задания по проверке готовых решений, в
том числе неверных. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Геометрическая мозаика (5 ч)
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток.
Моделирование геометрических фигур. Поиск квадратов в прямоугольнике.
«Спичечный» конструктор. Задачи на перекладывание нескольких спичек в
соответствии с условиями.
Нестандартные задачи (8ч)
Задачи в стихах повышенной сложности. Задачи со многими возможными
решениями. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в
условной записи «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке
готовых решений, в том числе неверных.
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько
решений.
Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Сбор информации и выпуск
математической газеты.
3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план для 1 класса
№ п/п
Наименование разделов
Количество
часов по
разделу
Количество часов
теория
практика
1
Пространственные отношения
7
3
4
2
Плоскостное конструирование
3
1
2
3
Логические задачи
9
3
6
4
Интеллектуальные игры
8
2
6
5
Элементы стохастики
6
3
3
Итого
33
12
21
6
Учебно-тематический план для 2 класса
№ п/п
Наименование разделов
Количество
часов по
разделу
Количество часов
теория
практика
1
Элементы истории математики
6
2
4
2
Числа и операции над ними
15
5
10
3
Геометрические фигуры и величины
6
2
4
4
Мир занимательных задач
7
2
5
Итого
34
11
23
Учебно-тематический план для 3 класса
№ п/п
Наименование разделов
Количество
часов по
разделу
Количество часов
теория
практика
1
Классификация предметов
6
1
5
2
Комбинаторика. Логические задачи
15
6
9
3
Множество
6
2
4
4
Математические высказывания
7
2
5
Итого
34
11
23
Учебно-тематический план для 4 класса
№ п/п
Наименование разделов
Количество
часов по
разделу
Количество часов
теория
практика
1
Мир занимательных задач
9
3
6
2
Числа. Величины
12
4
8
3
Геометрическая мозаика
5
1
4
4
Нестандартные задачи
8
2
6
Итого
34
10
24
7
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Метапредметные.
Познавательные:
в предлагаемой программе «Эврика» изучаемые
определения и правила становятся основой формирования умений выделять
признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска
решения
задач
у
обучающихся
формируются
основные
мыслительные
операции,
умения различать обоснованные и необоснованные суждения,
обосновывать
этапы
решения
учебной
задачи,
производить
анализ
и
преобразование информации. Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе,
можно
выстроить
индивидуальные
пути
работы
с
математическим
содержанием, требующие различного уровня логического мышления.
Регулятивные: в процессе работы ребёнок учится самостоятельно
определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться
по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется
знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети
учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и
понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания,
доказательства
верности
или
неверности
выполненного
действия,
обосновывают этапы решения учебной задачи.
Предметные:
овладение
логическими
операциями
и
основами
комбинаторики. Сформированность основ социально-критического мышления.
Осознанное,
произвольное
и
адекватное
использование,
создание
и
трансформация
различных
видов
знаково-символических
средств,
схем,
моделей; умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения
однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
правильно выполнять арифметические действия;
умение рассуждать логически грамотно;
знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их
последовательность;
умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины);
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
овладение способами исследовательской деятельности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
8
Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, конференции.
5. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАНЯТИЙ
ПО ПРОГРАММЕ «ЭВРИКА»
1-й класс
№
п/п
Раздел
Тема занятия
Кол-
во
часов
Дата
Коррек
тировка
1
Пространственн
ые отношения
(7ч)
Задачи на раскрашивание.
Пространственные отношения
1
2
Существенные и несущественные
признаки предмета
1
3
Описание предмета по его
признакам
1
4
Классификация предметов по
различным признакам
1
5
Сравнение предметов и величин.
1
6
Узнавание предмета по
определению.
1
7
Определение предметов.
1
8
Плоскостное
конструирова
ние
(3 ч)
Конструирование на плоскости.
Игра «Восемь треугольников»
1
9
Плоскостное конструирование.
Игра «Танграм»
1
10
Занимательные геометрические
задачи
1
11
Логические
задачи (9 ч)
Умозаключения.
Знакомство
с
понятием
1
12
Построение собственных
умозаключений.
Условные умозаключения
1
13
Знакомство с простейшими
логическими задачами. Обучение
решению логических задач
1
14
Словесные задачи - логарифмы.
Логические задачи на
раскрашивание
1
15
Логические задачи, основанные на
свойстве транзитивности
1
16
Суждения. Виды простых
1
9
суждений
17
Занимательные логические задачи
1
18
Обучение составлению загадок
1
19
Обучение разгадыванию загадок
1
20
Интеллектуаль
ные игры (8 ч)
Звуковые фонетические игры
(«Вратарь», «Бим и Бом»)
1
21
Фонетические игры
1
22
Анаграммы
1
23
Шарады. Приёмы разгадывания
шарад
1
24
Слово в слове. Фонетические игры
1
25
Ребусы. Приёмы разгадывания
ребусов
1
26
Составление ребусов
1
27
Интеллектуальный ринг
1
28
Элементы
стохастики (6 ч)
Работа с таблицами. Расположение
предметов по строкам и столбцам
29
Задачи на расположение и выбор
предметов
1
30
Задачи на разрезание, составление
фигур
1
31
Занимательные и нестандартные
задачи
1
32
Числовые головоломки.
Арифметические ребусы
1
33
Арифметические лабиринты,
математические фокусы
1
2-й класс
№
п/
п
Раздел
Тема занятия
Кол-
во
часов
Дата
Корректи
ровка
1
Элементы
истории
математики
(6 ч)
Из
истории:
"Юные
математики",
Блэз Паскаль, Карл Гаусс, Софья
Ковалевская. Как ценили математику
наши предки.
1
05.09
2
Задачи
из
старинных
рукописей.
Работа со спичками. Головоломки.
1
12.09
3
Пифагор и его школа. "Наука о
числах".
1
19.09
4
Задачи - шутки, задачи с двойками.
Курьезное и серьезное в числах
1
26.09
5
Из
истории
"Про
умножение".
Хорошо ли мы множим? Русский
1
03.10
10
способ умножения.
6
Из
страны-
пирамид.
Восемь
различных способов умножения Луки
Пачиоли
1
10.10
7
Числа и
операции над
ними
(15 ч)
Сложение и вычитание двузначных
чисел
с
переходом
через
разряд.
Примеры "с зашифрованным словом".
Задания с "историческими датами".
1
17.10
8
Сложение прямым счетом
1
24.10
9
Сложение
присчитыванием
и
вычитание отсчитыванием
1
07.11
10
Свойства сложения. Игры: "Возраст
друга",
"Головоломки
с
неповторяющимися
цифрами",
"Математический
кроссворд
для
отличников"
1
14.11
11
Решение
задач
на
увеличение
и
уменьшение в несколько раз. Задачи
повышенной сложности
1
21.11
12
Решение примеров на все случаи
умножения и деления
1
28.11
13
Делимость.
Признаки
делимости.
Четные и нечетные числа
1
05.12
14
Игры "Лабиринт", "Делится или нет",
"Сколько получилось", "Угадывание
чисел",
"Решение
нестандартных
задач"
1
12.12
15
Внетабличное умножение и деление
1
19.12
16
Интересные
закономерности
в
умножении и делении
1
26.12
17
Признаки делимости на 2,3,4,5,6,8,9.
Разные головоломки
1
16.01
18
Положительные
и
отрицательные
числа
1
23.01
19
Сложение рациональных чисел на
числовой прямой
1
30.01
20
Сложение рациональных чисел без
помощи числовой прямой
1
05.02
21
Вычитание рациональных чисел
1
12.02
22
Геометричес
кие фигуры и
величины (6
ч)
Сети
линий.
Пути.
Игры:
"Построения на местности", "Не будь
тороплив, а будь терпелив"
1
19.02
23
Построение
равнобедренного
и
равностороннего треугольников (при
помощи перпендикуляра). Периметр
1
26.02
11
треугольника
24
Многоугольник.
Периметр
многоугольника
1
06.03
25
Моделирование
геометрических
фигур из бумаги
1
13.03
26
Площадь.
Единицы
площади.
Нахождение
площади:
равностороннего
треугольника,
квадрата, прямоугольника
1
20.03
27
Окружность
и
круг.
Циркуль.
Вычерчивание узоров из окружности.
Деление окружности на 4,6 равных
частей
1
03.04
28
Мир
заниматель
ных задач
(7 ч)
Математическая викторина "Гость в
волшебной панаме". Игра на развитие
внимания, "Сотни фигур из семи
частей"
1
10.04
29
В мире математических задач. Задачи
в
стихах.
Задачи
повышенной
сложности
1
17.04
30
Фалес Милетский игра "шахматы"
1
24.04
31
Решение
задач
комбинаторного
характера.
Оригинальные
задачи.
Старинные
задачи.
Задачи
повышенной сложности
1
08.05
32
Игра "Что? Где? Когда?"
1
15.05
33
Решение логических, нестандартных
задач
1
22.05
34
Интеллектуальный марафон
1
29.05
3-й класс
№
п/
п
Раздел
Тема занятия
Кол-
во
часов
Дата
Корректи
ровка
1
Классификация
предметов
(6 ч)
Знакомство
с
простейшими
задачами
по
классификация
предметов
1
07.09
2
Закономерности
в
чередовании
признаков
1
14.09
3
Классификация по признаку
1
21.09
4
Существенные и несущественные
признаки
предмета.
Сравнение
предметов по признакам
1
28.09
5
Сравнение предметов и величин
1
05.10
12
6
Занимательные логические задачи
1
12.10
7
Комбинаторика.
Логические
задачи
(15 ч)
Логические
упражнения.
Игра
«Угадай предмет по действию»
1
19.10
8
Действия предметов. Игра «Кто так
делает?»
1
26.10
9
Комбинаторика.
Перестановки,
размещения
1
09.11
10
Функциональные
признаки
предметов
1
16.11
11
Обучение
разгадыванию
математических загадок
1
23.11
12
Симметрия. Симметричные фигуры
1
30.11
13
Логическая операция «и»
1
07.12
14
Координатная сетка
1
14.12
15
Решение логических задач и задач-
шуток
1
21.12
16
Результат действия предметов
1
28.12
17
Обратные действия
1
18.01
18
Математические
отношения,
замаскированные
в
виде
задач-
шуток
1
25.01
19
Порядок
действий,
последовательность событий
1
01.02
20
Комбинаторика.
Размещение,
сочетание
1
08.02
21
Составление загадок, чайнвордов
1
15.02
22
Множество
(6 ч)
Множество. Элементы множества
1
22.02
23
Классификация
по
одному
свойству
1
29.02
24
Способы задания множества
1
07.03
25
Сравнение множеств
1
14.03
26
Отношения
между
множествами
(объединение,
пересечение,
вложенность)
1
21.03
27
Решение задач с использованием
понятий
о
множествах
умозаключений.
Условные
умозаключения
1
04.04
28
Математические
высказывания
(7 ч)
Выражения и высказывания
1
11.04
29
Высказывания со связками «и»,
«или»
1
18.04
13
30
Отрицание не, ни
1
25.04
31
Словесные задачи - логарифмы
1
02.05
32
Составление загадок, чайнвордов
1
16.05
33
Логически – поисковые задания
1
23.05
34
Подведение итогов года. Конкурс
эрудитов.
1
30.05
4-й класс
№
п/
п
Раздел
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Коррек-
тировка
1
Мир
занимательных
задач
(9 ч)
Решение
олимпиадных
задач
международного
конкурса
«Кенгуру»
1
1.09
2
Задачи со многими возможными
решениями.
Задачи
с
недостающими
данными,
с
избыточным составом условия
1
8.09
3
Решение
логических,
нестандартных
задач.
Решение
задач,
имеющих
несколько
решений
1
15.09
4
Математический лабиринт
1
22.09
5
Задачи на доказательство: найти
цифровое значение букв
в условной записи
1
29.09
6
Блиц-турнир
по
решению
нестандартных задач
1
6.10
7
Задачи со многими возможными
решениями
1
13.10
8
Решение задач с помощью дерева
возможностей
1
20.10
9
Решение
логических,
нестандартных задач
1
27.10
10
Числа.
Величины
(12 ч)
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры
1
10.11
11
Отгадывание
задуманных
чисел:
«Отгадай задуманное число»
1
17.11
12
Математическая
копилка.
Какие
слова спрятаны в таблице?
1
24.11
13
Решай,
отгадывай,
считай.
В
царстве
смекалки.
Числовые
головоломки
1
1.12
14
Задачи,
решаемые
перебором
1
8.12
14
различных вариантов
15
Единица
длины
километр.
Составление карты путешествия:
на определённом транспорте по
выбранному маршруту
1
15.12
16
Определение
расстояния
между
городами и сёлами
1
22.12
17
Задачи
и
задания
по
проверке
готовых решений, в том числе
неверных
1
29.12
18
Решение и составление ребусов,
содержащих числа
1
19.01
19
Математические фокусы
1
26.01
20
Решай,
отгадывай,
считай.
Числовые головоломки
1
2.02
21
Решение и составление ребусов,
содержащих
числа.
Заполнение
числового
кроссворда
(судоку,
какуро)
1
9.02
22
Геометричес
кая мозаика
(5 ч)
Моделирование
из
проволоки.
Создание
объёмных
фигур
из
развёрток
1
16.02
23
Моделирование
геометрических
фигур
1
2.03
24
Поиск квадратов в прямоугольнике
1
9.03
25
«Спичечный» конструктор
1
16.03
26
Задачи
на
перекладывание
нескольких спичек в соответствии с
условиями
1
23.03
27
Нестандартные
задачи
(8ч)
Задачи
в
стихах
повышенной
сложности
1
6.04
28
Задачи со многими возможными
решениями
1
13.04
29
Задачи на доказательство: найти
цифровое значение букв в условной
записи
1
20.04
30
«Открытые»
задачи
и
задания.
Задачи
и
задания
по
проверке
готовых решений, в том числе
неверных
1
27.04
31
Решение
логических,
нестандартных
задач.
Решение
задач,
имеющих
несколько
решений
1
4.05
32
Интеллектуальный
марафон.
1
11.05
15
Задачи-шутки.
Занимательные
вопросы и задачи-смекалки
33
Задачи в стихах. Игра «Задумай
число»
1
18.05
34
Сбор
информации
и
выпуск
математической газеты
1
25.05
6. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1)
«Математика и конструирование» С.И. Волковой и О.Л. Пчёлкиной.
2)
«Развитие
познавательных
способностей
учащихся
на
уроках
математики» С.И. Волковой и Н.Н. Столяровой.
3)
«Методика
обучения
математике
в
начальной
школе»
Э.И.Александровой
4)
Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1-2 классах
четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Новая
школа, 2003.
5)
«Я иду на урок в начальную школу: Математика: Книга для учителя.-
М: Издательство «Олимп»; Издательство «Первое сентября»,2009
6)
Школьные олимпиады. Начальная школа.1-2 класс/ Н.Г.Белицкая,
А.О.Орг.-3-е изд.-М.;Айрис-пресс, 2007.:
7)
Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломки: Сборник
затей,
фокусов,
самоделок,
занимательных
задач.-М.:
Детская
литература, 1992.
8)
Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1-2 классах
четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Новая
школа, 2003.
9)
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших
школьников.-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
10)
Узорова О.В., Нефедова Е.А. 3000 примеров по математике. Устный
счет. Счет в пределах 10. Первый класс.М.- ООО «Издательство
Астрель», 2008.
11)
Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике:
Пособие для учителя.-М.Просвещение, 2001.
12)
Шклярова Т.В. Математика: Устный счет.- М.: «Грамотей»,2004.
16
17