Напоминание

Разбор основных этапов жизни и становление в творчестве М.М. Елютина


Автор: Овсиенко Ольга Николаевна
Должность: преподаватель отделения "Народные инструменты"
Учебное заведение: ГБО ДО РА "Детская школа искусств поселка Тульского"
Населённый пункт: Республика Адыгея, Майкопский район, поселок Тульский
Наименование материала: Жизнь и творчество М.М. Елютина
Тема: Разбор основных этапов жизни и становление в творчестве М.М. Елютина
Раздел: дополнительное образование





Назад




Овсиенко Ольга Николаевна

Преподаватель отделения «Народные инструменты»

ГБО ДО РА «Детской школы искусств поселка Тульского»

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО М.М. ЕЛЮТИНА

В России гитара появилась 200 лет тому назад. В ее истории были периоды

расцвета и упадка, гонений и запретов. Правда история ее имеет свою

особенность. Как отмечают исследователи во второй половине XVIII века в

России уже встречаются испанские 6-струнные гитары с жильными струнами

и английские 7-струнные с металлическими струнами. Среди струнных

русских народных инструментов, бытовавших с давних времен, были

известны балалайка, гусли, домра. К ним добавилась 7-струнная гитара. В

это время распространение гитары начинается в России очень стремительно.

Но исторические судьбы двух гитар-соперниц, 6-струнной и 7-струнной ,

сложились в России по разному. Для семиструнной гитары было написано

много музыки в начале XIX века композитором, гитаристом и педагогом А.

Сихрой. Наиболее известными современниками А.Сихры были М.

Высотский и М. Соколовский. С точки зрения обучения 7-струнная гитара

была очень удобным, простым инструментом. Ее ценность заключалась в

быстром обучении аккомпанементу русским песням. Несмотря на то, что в

профессиональном отношении в 50-60 годы XIX века 7-струнная гитара

утратила популярность как концертный инструмент, она стала незаменимым

инструментом в цыганских хорах и ансамблях. В конце XIX века все больше

оперных солистов: Л. Собинов, Ф. Шаляпин, а в XX веке и Н. Сличенко поют

песни, романсы под аккомпанемент 7-струнной гитары. В 30-е годы XX века

в Москве создан единственный в мире цыганский театр «Ромэн». Начал

выступать с исполнительницей цыганских романсов Р. Жемчужной

выдающийся 7-струнник С. Орехов. С. Орехов был яркий гитарист –

виртуоз наделенный большим талантом. В 30-40 годы в музыкальных

училищах Москвы (П.Агафошин) и Ленинграда (П. Исаков) были созданы

отделы русских народных инструментов где преподавалась гитара. Это были

первые шаги в профессионализации музыкального образования гитаристов

после почти 200-летнего любительского музицирования. В это же время 6-

струнная гитара переживает период подъема. Этому способствовали

гастроли в Москве и Ленинграде А. Сеговии, Л. Валькер. Их концерты и

новый неизвестный в России гитарный репертуар, в том числе «Чакона»

Баха, произведения Ф.Тарреги, И. Альбениса, Э. Гранадоса, вызывали

большой интерес не только у гитаристов профессионалов, но и

способствовали популяризации гитары в академических музыкальных

кругах.

В эти годы важную роль в развитии гитарного искусства сыграл ученик

П.Агафошина А. Иванов –Крамской. В 1939 году А.Иванов- Крамской на 1

Всероссийском смотре-конкурсе исполнителей на народных инструментах

завоевал звание Лауреата (II премия).Его деятельность по внедрению гитары

в учебный процесс и на концертную эстраду имела в те годы большое

значение В 1955 году в результате всех усилий класс 6-ти струнной гитары

был открыт в музыкальном училище при Московской консерватории на

отделении струнных инструментов, а не народных инструментов.

В 70-80 годы в СССР стали приезжать многочисленные иностранные

музыканты В. Микулка, Л. Брауэр и другие. Это способствовало усилению

интереса к 6-ти струнной гитаре. В 80-е годы в гитарной жизни наметилась

новая тенденция, идущая с Запада - гитарные фестивали. На таких

фестивалях происходило знакомство с новыми солистами и репертуаром.

Забвению 7-ми струнной гитары способствовало и появление электрогитар и

эстрадной музыки. В России за 7-ми струнной гитарой окончательно

утвердилась репутация аккомпанирующего инструмента. Частная практика

преподавания гитары была в XIX веке, сохранилась в XX веке и советское

время.

Ставший традиционным конкурс «Гранд-Соло» им. М.М. Елютина является

неотъемлемой частью культурной жизни поселка Тульского. Этот конкурс

собирает любителей классической гитарной музыки, поклонников творчества

нашего земляка М.М. Елютина. М.М. Елютин-(1938- 1992г.) российский

гитарист, композитор и педагог. Его имя внесено в иллюстрированный

биографический знциклопедический словарь «Гитаристы и композиторы».

Он стоит в одном ряду с выдающимися исполнителями гитарной музыки,

такими как А.Зимаков, О,Тимофеев, и А. Колпаков. Отсутствие широкой

аудитории не позволило музыканту получить возможность славы и

достойного признания в мире гитарного искусства. М.М. Елютин похоронен

в п.Тульском Майкопского района.

Идея проведения гитарного конкурса принадлежит ученику М.М. Елютина-

В. Кешишьян. Непосредственным организатором является Тульская детская

школа искусств при поддержке Администрации Муниципального

образования «Майкопский район». Организаторы очень стараются чтобы он

проходил на высоком уровне, чтобы всем здесь было комфортно.

Цели и задачи конкурса: 1. Популяризация классической и современной

музыки русской музыки композитора М.М. Елютина;

2. Развитие и совершенствование исполнительского мастерства юных

музыкантов, развитие ансамблевого музицирования, обмен опытом;

3. Привлечение общественного интереса к классическому гитарному

исполнительскому творчеству.

М.Елютин- виртуозный исполнитель, композитор и аранжировщик, автор

большого количества произведений. Среди них обработки старинных

романсов, переложения популярной музыки из отечественных и зарубежных

кинофильмов, джазовых и классических произведений, а также собственные

оригинальные композиции: «Полька», «Романс», «Грустный напев»,

«Прощальный вальс», «Экспромт», «Теплый вечер» и многие другие. Много

музыки писал для двух гитар. Его произведения продолжают жить, их с

удовольствием исполняют гитаристы разных регионов России и зарубежья,

куда они вывезены его многочисленными учениками. Пропаганда творчества

нашего земляка- огромная заслуга музыканта А.Маева. Свое единственное

богатство –ноты-М.Елютин разделил среди своих друзей. Но так случилось

что большая часть нотного архива пропала, чудо, что хоть через многие годы

всплыли некоторые крохи. Пока удалось найти ноты 80 пьес, в том числе

пьесы, которые играли С. Орехов, В.Фадеева. Причина еще в том, что у М.

Елютин многие пьесы не записывал. Дело в том, что он был импровизатор с

большой буквы, мог все на ходу играть , а народную музыку, без всякой

подготовки. Его почитатели в большей степени любили играть такую

музыку, но при этом он очень любил классику. Он совмещал дар

импровизатора, исполнителя и композитора. Невозможно представить гитару

в России без такого репертуара и для приобщения к нему с раннего детства,

эти обработки как раз помогут, в этом их главная роль. Прежде всего в его

работах виден педагогический репертуар, и поэтому М.Елютина можно

представить как достойного педагога.

М.М. Елютин родился 14 апреля 1938 года в городе Москве, где проживал до

1968 года, с детства он самостоятельно обучался музыке, а также брал уроки

у В. Сазонова, играл на семиструнной и шестиструнной гитаре, дружил с С.

Ореховым и В. Дубовицким, встречался с Е. Ларичевым, когда тот был на

гастролях в Майкопе. Питал симпатию к их творчеству, многое играл из их

репертуара. После переезда из Москвы в п. Тульский… все его связи с

известными музыкантами были потеряны. Он был известен лишь в южных

регионах Кавказа и Кубани. К его работам обращались местные музыканты:

Б.Беляев и известный гитарист В.Иванов. Степень его таланта оценена всеми,

кто соприкасался с его творчеством. Он сумел сохранить в себе светлый ум,

чистое сердце и творческую личность, о чем свидетельствуют его работы.

Его кроткие попытки пробиться в печать натыкались невежество и обман

известных советских гитаристов «доброжелателей». Статус не позволял

М.М. Елютину преподавать в музыкальных заведениях. Кроме этого он был

лишен большой сцены и возможности пробиться, поэтому он скромно вел

курсы игры на гитаре. Ученики в большинстве были взрослые и молодежь,

они не стали профессиональными музыкантами, но добились успехов на

уровне любителей: В. Кешишьян, А Бабидашвили, А. Чабанов. Диапазон

возможностей М.М. Елютина давал возможность его ученикам играть то, что

им нравилось, одни любили классику другие известные русские мелодии,

кто-то латиноамериканскую музыку, некоторые –джаз. Они получали это в

самой понятной, доступной и красивой форме в виде его аранжировок. А

главное для каждого по его способности. Одна пьеса могла быть в 2-3

интерпретациях. Обладая высокой техникой, он считал, что виртуозность

должна быть оправдана. Провести мелодию для него было первичным.

Виртуозность должна быть там, где она неоспорима, как считал он. Работы

М.Елютина красивы, музыкальны, душевны, «гитарны», имеют практически

идеальную аппликатуру, могут исполняться гитаристами разного уровня

подготовки, являются как отличным учебным материалом, так и прекрасным

дополнением концертного репертуара. Играли в то время на ленинградских

гитарах. Нейлоновые струны были большим дефицитом.

Несмотря ни на что М. Елютин всю жизнь до последних дней занимался

гитарой, преподавал, давал концерты, выступал на адыгейском радио, делал

переложения, сочинял обработки и оригинальные пьесы. «Вполне возможно,

что именно Елютину первому удалось вырваться за рамки бесконечного

варьирования, столь популярного у советских гитаристов» - так отзывался о

М. Елютине А. Маев. Пропаганда творчества нашего земляка в наши дни-

это огромная заслуга гитариста А. Маева, живущего в Германии. Много лет

М. Елютин почти не был известен, его работы не издавались, но он был

востребован некоторыми серьезными музыкантами - гитаристами. В 2011

году вышла концертно-познавательная программа «Гитара в России- век

XX». Исполнитель и автор программы московский гитарист К.Волжанин

(классическая гитара). В своей программе К. Волжанин собрал лучшие

творения гитаристов – классиков советского периода. Для этого была

проведена большая работа по поиску неизвестных и утерянных пьес. В

программу концертов К. Волжанина включены произведения русских

гитаристов - композиторов: М. Павлова-Азанчеева, В.Вавилова, М.Елютина,

А.Холпакчиева, М.Иванова и, конечно же, А. Иванова- Крамского.

Параллельно с исполнением гитарист посвящал публику в их полную

страданий, мужества и верности творчеству жизнь. Выдающиеся

исполнители от признанного всеми А. Иванова-Крамского до, трагически

отвергнутого обществом строителей коммунизма, М.Елютина- были

одаренейшими музыкантами, избравшими один из самых трудных, по

свидетельству Н. Паганини, музыкальных инструментов. Кшиштов

Пиотровский- гитарист из Австралии несколько раз приезжал в США для

участия в фестивалях 7-ми струнной гитары. В его концертном репертуаре

звучат как обработки русских народных песен М.М. Елютина, так и

оригинальные пьесы.



В раздел образования