Напоминание

Индивидуальная работа с детьми и во время режимных моментов


Авторы: Новикова Ирина Викторовна, Киприянова Елена Никифоровна
Должность: воспитатель и музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Архангельская обл. Приморский р-н
Наименование материала: Методические разработки педагогов ДОУ
Тема: Индивидуальная работа с детьми и во время режимных моментов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение

развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание

возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного

проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о

возможностях, интересах проблемах каждого ребенка. Мониторинг проводится 3 раза: в начале

года, в середине (промежуточный) и в конце года. В начале учебного года (примерно в течение

сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный

уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы

развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики

воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется

диагноз (то есть определяются проблемы сфера, мешающие личностному развитию ребенка, а

также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической

поддержки), определяющие задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка

на год. Так, если существенных проблем не выявлено, акцент в проекте делается на направлениях,

характерных для данного возрастного этапа. Предусматриваются педагогические средства и

способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии

ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия на решении тех

аспектов развития, где более сильно проявляются проблемы или эти проблемы существенно

влияют на процесс развития ребенка.

Цели должны быть конкретными и реальными, то есть такими, которые можно достичь в течение

нескольких недель. Для этого надо сформулировать ответы на следующие вопросы.

В чем заключается проблема данного ребенка? Что можно определить как достижение ребенка?

Чего мы хотим достичь за несколько недель? (Будьте конкретными и реалистичными в постановке

задач.)

Какая специальная работы может помочь решению проблем и поддержке достижений?

(Определяются содержание работы и формы ее реализации в педагогическом процессе детского

сада, формулируются рекомендации семье.)

В последние несколько лет принцип индивидуального подхода является одним из профильных

направлений воспитания в детских дошкольных учреждениях.

Использование индивидуальной работы с ребенком в детском саду - это неотъемлемая часть

работы воспитателя с давних времен. Современное время требует от дошкольных педагогических

работников шагать в ногу со стандартами. Тем самым создавая условия для реализации

следующих принципов ФГОС: учитывать индивидуальные образовательные потребности

маленького ребенка; оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со

сверстниками. Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной

системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на

усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в

повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют нам

спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы. В особенно пристальном

внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим

причинам, дети «ослаблены» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые,

медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. Планируя индивидуальную работу,

мы учитываем психические и индивидуальные особенности ребёнка. Индивидуальная работа с

детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке.

Индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в знаниях, проводятся преимущественно в

форме игры. Партнёром по игре бывает и взрослый, и другой ребёнок.

В первую половину дня мы проводим большую индивидуальную работу с детьми по

познавательному развитию: сенсорное развитие, ФЭМП, формирование целостной картины мира,

расширение кругозора детей. Организуем специальные игры и упражнения с теми из них,

которые нуждаются в исправлении недостатков речи или с отстающими в каких-либо движениях.

Мы занимаемся с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения,

требующие общения со взрослыми и сверстниками. Например, недостаточно любознательным

детям поручаются интересные наблюдения (например, за синичками, которые прилетели на

участок, полюбоваться красотой зимнего утра и т. п.).

Во второй половине дня мы проводим индивидуальную работу с детьми по развитию движений,

рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов речи.

Во время прогулок нами так же проводится индивидуальная работа с детьми: используем такие

игры, как: «четвертый лишний», «беги к дереву, который назову», «посчитай птичек», «летает-не

летает (с мячом) и т.п.

Планируется индивидуальная работа с детьми и во время режимных моментов(воспитание

культурно-гигиенических навыков, самостоятельности развитие речи, движений и т. д.) и ведётся

педагогами на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности.

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

эмоциональный комфорт (положительные эмоции);

демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но

партнер-инициатор и консультант);

достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);

большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и

обучающая среда.

Четыре направления познавательной активности:

Знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы их

непосредственного восприятия и опыта;

Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, что приводит к

появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

Формирование избирательных интересов; как следствие – формирование положительного

отношения к миру.

Основные задачи познавательного развития детей

1. Обогащать познавательную сферу информацией, лежащей за пределами непосредственно

воспринимаемой действительности. Передавать информацию через слово.

2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с

объектами, явлениями, с другими людьми.

3. Помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности.

4. Формировать бережное и созидательное отношение к миру, закреплять свой положительный

опыт.

5. Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов,

проявлению самостоятельной познавательной активности.

6. Создавать условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на

разных содержаниях.

Процесс психофизического развития у каждого ребенка имеет свои особенности. Он оказывает

влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру. Именно

поэтому обучение и воспитание детей должно основываться на принципе индивидуального

подхода, который обеспечивает максимальное развитие всех способностей. Эффективность

воспитательного и педагогического воздействия определяется не только объективными, но и

субъективными особенностями личности, поэтому оно должно соответствовать психологическим

особенностям ребенка.

Планирование дидактических игр в индивидуальной работе по формированию элементарных

математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Упражнять в счете в пределах 5; уметь сравнивать две группы предметов, или убирая из большей

группы предмет, или добавляя к меньшей группе недостающий.

Уметь ориентировать в пространстве и обозначать словами направления

Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук. Педагог

называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки.

Игра сопровождается разными стихотворениями.

"Звуковая зарядка"

Педагог предлагает детям встать, поставить руки на пояс и напоминает правила: «Если вы

услышите гласный звук, то делаете наклон вправо; если услышите согласный звук, то делаете

наклон влево». Далее воспитатель произносит разные звуки. Наклон выполняется после каждого

произнесенного звука: [а], [к], [о], [г], [у], |и|, [х], [ы], [к], [э], [а], [у], [к], [г], [у].

Игры на развитие фонетического слуха

Для развития мелкой моторики руки используется бисероплетение, лепка, конструирование из

бумаги и мелкого конструктора «Лего», а также «Мозаика» ( 225 деталей, прямоугольное поле.

Развитие воображения, творческих способностей, мышления, восприятия, усидчивости, мелкой

моторики руки).

«Мозаика» (160 деталей, круглое поле. Развитие воображения, творческих способностей,

мышления, восприятия, усидчивости, мелкой моторики руки).

Логическая игра «Змейка».

Речевые игры, упражнения, задания.

«Цифры» закрепление количественного, порядкового счёта, образа цифр. «Математика с

рисунками» развиваем внимание, образное мышление, словарный запас, закрепление образа

цифр, решаем примеры и задачи.

ИГРЫ НА РАСКРЫТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА

План индивидуальной работы с детьми Индивидуальная работа с детьми День недели Развитие

речи. Связная речь. Словарная работа. ФЭМП (формирование начальных математических.

Перспективный план индивидуальной работы в группе раннего возраста В своей работе, мы,

воспитатели особое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми. я разработала

примерное планирование индивидуальной.

План индивидуальной коррекционной работы 1. Формировать интерес и мотивацию к

логопедическим занятиям. 2. Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной

достаточности для.

План индивидуальной работы Месяц Февраль 2016г. Основные задачи коррекционно-

развивающей работы Формировать умение сравнивать две группы предметов, уравнивать

неравные.

План индивидуальной работы воспитателя План индивидуальной работы воспитателя Вид,

тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось

открытый.

План индивидуальной работы Организационные мероприятия: установочная конференция,

знакомство с планом работы. Знакомство с базой ДОУ, с задачами, направлениями,

своеобразием.

Подготовительная группа в детском саду - это финишная прямая на пути к обучению в школе.

Именно в этот период дети шести лет начинают потихоньку отходить от своей основной

деятельности - игры, и осваивать навыки обучения. Поэтому чрезвычайно важно научить ребёнка

именно учиться: воспринимать и усваивать информацию, проявлять усидчивость,

дисциплинированность. Немаловажную роль в этот период играет и индивидуальная работа с

детьми в подготовительной группе.

Польза индивидуальной работы с детьми

Как правило, при планировании педагог прописывает, какая именно работа с конкретным

ребёнком будет проводиться. Это зависит от потребностей каждого малыша.

Такая форма работы педагога с воспитанником - одна из самых эффективных. Ведь в тот период,

пока проводится занятие или игра, внимание специалиста полностью отдано этому малышу, а

значит, педагог может вовремя заметить какие-то затруднения, направить ребёнка, подсказать и

скорректировать.

Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе, как уже было сказано, должна быть

спланирована. Часто дать рекомендации по её организации может педагог-психолог (по

результатам диагностики). И, конечно же, такая работа будет в разы эффективнее, если

привлекать к ней детьми в ДОУ ведётся по каждому разделу программы и в разных формах. Такое

планирование позволяет охватить все сферы развития малыша и не допустить пробелов, что

впоследствии облегчит ему адаптацию к школе и обеспечит эффективное усвоение материала.

Какие формы работы с дошкольниками подготовительной группы выделяют? Их великое

множество, вот хотя бы некоторые из них: специально организованные занятия в режиме дня,

игры, экскурсии, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание

иллюстраций, экспериментирование. В зависимости от того, что необходимо закрепить,

педагогом планируется индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе.

Организовать её можно в Например, во время приёма детей, когда ещё не все пришли, после

тихого часа или вечером, после ужина. Подойдёт и время, когда дети заняты свободной

деятельностью, то есть играют в группе. В этот период педагог предлагает малышу поиграть с ним,

порисовать, почитать или посмотреть книжку. В процессе этой деятельности и решаются

поставленные задачи.

То есть ребёнок получает удовольствие от процесса, одновременно закрепляя и усваивая

материал в игре или другом предложенном ему виде деятельности.

Индивидуальная работа с детьми: узкие специалисты

Практически в каждом помимо музыкального руководителя и руководителя имеются учитель-

логопед (дефектолог) и педагог-психолог. В их планы также включена индивидуальная работа с

детьми в подготовительной группе. Каждый специалист в процессе этой деятельности решает

проблемы, связанные с его областью. Так, логопед занимается развитием речи, а при

необходимости и ставит отдельные звуки. Педагог-психолог работает над развитием

эмоционально-волевой сферы и ребёнка, руководитель физического воспитания заботится о

двигательном развитии дошкольника. В совокупности планомерная работа всех специалистов

эффективно сказывается на всестороннем развитии ребёнка, а значит, и гарантирует неплохую

подготовку к обучению в школе. Ещё один неоспоримый плюс такой работы - личный контакт

педагога с ребёнком, в ходе которого решаются не только образовательные, но и воспитательные

задачи.

В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы

личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. У

всех дошкольников разный уровень развития.

Существуют показатели психофизического развития, которые учитываются при планировании с

индивидуальной работы:

характеристики переключения мыслительных процессов (стереотипность и гибкость мышления,

способность устанавливать взаимосвязи и т. п.);

уровень знаний (осознанность и действенность);

характер и длительность работоспособности;

степень активности и самостоятельности;

личное отношение к обучению;

наличие познавательных интересов;

степень волевого развития.

Дети все разные, но их всех надо воспитывать и развивать, но как?

В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах

деятельности и на протяжении всего дня. В нашей подготовительной группе ежедневно проходит

индивидуальная работа с детьми. В этой группе это особенно важно, так как, в этом возрасте

необходимо научить ребенка учиться: усваивать информацию, проявлять усидчивость и

дисциплинированность.

Индивидуальную работу с детьми проводим во время приема детей, когда еще не все пришли, на

прогулке, после тихого часа или вечером. А так же во время, когда дети заняты свободной

деятельностью, то есть играют в группе. В это время предлагаем ребенку поиграть, порисовать,

рассмотреть иллюстрации в книге и т.д.

Проводятся дидактические игры

Осуществляется взаимодействие с учителем-логопедом, педагогом-психологом. Проводится

работа по исправлению неправильного звукопроизношения и эмоциональному развитию.

Систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или с небольшими группами

детей обеспечивает хорошую подготовку к обучению в школе, а также развитие интеллектуальных

и личностных качеств ребенка. Еще один плюс такой работы - личный контакт педагога с

ребенком, в ходе которого решаются как образовательные, так и воспитательные задачи.



В раздел образования