Напоминание

"Игровые технологии"


Автор: Таипова Айгуль Зиннуровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Кумертау, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии"
Раздел: начальное образование





Назад




Таипова А. З., учитель начальных классов МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №5»

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Игровые технологии.

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у

учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более

полном

и

глубоком

их

усвоении,

развивалась

инициатива

и

самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не

только овладеть установленной системой научных знаний, умений и

навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие

силы.

Для этого необходимо, чтобы в начальной школе особое место занимали

такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке

каждого

ученика,

повышают

авторитет

знаний

и

индивидуальную

ответственность младших школьников за результаты учебного труда. Эти

задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игры на уроках развивают кругозор ребенка, сообразительность и дают

возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем

самым снимают усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой

организации, правилами и результативностью способствуют формированию

умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, развивать внимания,

наблюдательность, память, воображения.

Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной

школе. Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей:

из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников.

Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не

испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению

интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую

задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с

новым

материалом

не

скучными

и

обыденными,

а

радостными

и

интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки -

путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с

традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву

для лучшего восприятия большого и сложного материала.

На таких уроках младшие школьники работают более активно. Особенно

радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с

большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то,

естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого

они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются

лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока мы слышим

от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности

урока.

Игры достаточно разнообразны по:

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.

По характеру педагогического процесса бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические и другие.

По характеру игровой методики делятся на:

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры –

драматизации.

Выделяют следующие виды игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности

учащихся,

способствуют закреплению

учебного

материала,

развивают

умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений:

кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению

учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть

выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания

гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр.

Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Урок – деловая игра.

Деловые

игры

делятся

на

производственные,

организационно

деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых

предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать

пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и

умений.

Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети

самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово

в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова.

Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры

«Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

Игровые технологии на уроках русского языка:

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ

«Наборщики»

(Класс – 2 команды.)

На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра,

ря, ся, тя, ша.

Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда

мальчиков – имена девочек.

Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся,

Маша, Таня, Тоня, Тося, Варя.

По теме «Предложение».

С интересом дети выполняют упражнение «Составь предложение из букв

слова».

Например, слово «КОТ». Предложение: Катя отмерила ткань».

На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну

сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют

определённые математические задания.

При закреплении, повторении,

объяснении нового материала применяются следующие игры:

«Кто быстрее» (собрать из геометрических фигур предметы)

«Найди ошибку» (10,20,30,50,60,40,70,90,80,100)

«Интеллектуальная разминка».

Сколько пальцев на 2 руках?

Сколько недель в месяце?

Порядковый номер пятницы в неделе?

Наименьшее двузначное число?

Какого числа последний день года?

« Продолжите числовые ряды»

1. 2 3 4 5 6 7… …

2. 9 8 7 6 5 4… …

3. 28 29 30 31 32 33 34… …

4. 3 5 7 9 11 13 … …

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на

уроках применяю следующие игры:

«Анаграммы».

Решите анаграммы

НИАВД - ДИВАН

СЕОТТ - ТЕСТО

СЛОТ -СТОЛ

РАКЫШ - КРЫША

ГИАР -ИГРА

КООН - ОКНО

«Вставьте пропущенную букву и число».

1 В 5 ?

А 3 Д ?

«Ребусы».

1очка (одиночка) 1бор (разбор)

ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)

100Л(стол) 7Я (семья) и т.д.

«Умозаключения»

Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными

для слова перед скобками.

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);

Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);

Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);

Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);

Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);

«Пятый лишний»

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.

« Назови одним словом»

Метла, лопата… Июнь, июль …

Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель

всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за

игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и

повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в

доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему

усвоению

знаний,

вызывают

интерес

к

познанию,

формируют

познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок

интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий

потенциал учащихся.

Литература:

1. Селевко Г. К. Современные педагогические технологии: учебное пособие.

– М.: Народное образование, 1998.

2. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ

Сфера, 2005.



В раздел образования