Автор: Таипова Айгуль Зиннуровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Кумертау, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии"
Раздел: начальное образование
Таипова А. З., учитель начальных классов МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №5»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Игровые технологии.
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у
учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более
полном
и
глубоком
их
усвоении,
развивалась
инициатива
и
самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не
только овладеть установленной системой научных знаний, умений и
навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие
силы.
Для этого необходимо, чтобы в начальной школе особое место занимали
такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке
каждого
ученика,
повышают
авторитет
знаний
и
индивидуальную
ответственность младших школьников за результаты учебного труда. Эти
задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.
Игры на уроках развивают кругозор ребенка, сообразительность и дают
возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем
самым снимают усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой
организации, правилами и результативностью способствуют формированию
умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, развивать внимания,
наблюдательность, память, воображения.
Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной
школе. Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей:
из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников.
Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не
испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению
интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую
задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с
новым
материалом
не
скучными
и
обыденными,
а
радостными
и
интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки -
путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с
традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву
для лучшего восприятия большого и сложного материала.
На таких уроках младшие школьники работают более активно. Особенно
радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с
большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то,
естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого
они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются
лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока мы слышим
от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности
урока.
Игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
По характеру педагогического процесса бывают:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические и другие.
По характеру игровой методики делятся на:
- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры –
драматизации.
Выделяют следующие виды игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности
учащихся,
способствуют закреплению
учебного
материала,
развивают
умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений:
кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению
учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть
выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания
гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр.
Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Урок – деловая игра.
Деловые
игры
делятся
на
производственные,
организационно
–
деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых
предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать
пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и
умений.
Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети
самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово
в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова.
Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры
«Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.
Игровые технологии на уроках русского языка:
ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
«Наборщики»
(Класс – 2 команды.)
На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра,
ря, ся, тя, ша.
Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда
мальчиков – имена девочек.
Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся,
Маша, Таня, Тоня, Тося, Варя.
По теме «Предложение».
С интересом дети выполняют упражнение «Составь предложение из букв
слова».
Например, слово «КОТ». Предложение: Катя отмерила ткань».
На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну
сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют
определённые математические задания.
При закреплении, повторении,
объяснении нового материала применяются следующие игры:
«Кто быстрее» (собрать из геометрических фигур предметы)
«Найди ошибку» (10,20,30,50,60,40,70,90,80,100)
«Интеллектуальная разминка».
Сколько пальцев на 2 руках?
Сколько недель в месяце?
Порядковый номер пятницы в неделе?
Наименьшее двузначное число?
Какого числа последний день года?
« Продолжите числовые ряды»
1. 2 3 4 5 6 7… …
2. 9 8 7 6 5 4… …
3. 28 29 30 31 32 33 34… …
4. 3 5 7 9 11 13 … …
Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на
уроках применяю следующие игры:
«Анаграммы».
Решите анаграммы
НИАВД - ДИВАН
СЕОТТ - ТЕСТО
СЛОТ -СТОЛ
РАКЫШ - КРЫША
ГИАР -ИГРА
КООН - ОКНО
«Вставьте пропущенную букву и число».
1 В 5 ?
А 3 Д ?
«Ребусы».
1очка (одиночка) 1бор (разбор)
ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)
100Л(стол) 7Я (семья) и т.д.
«Умозаключения»
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными
для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);
Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);
«Пятый лишний»
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.
« Назови одним словом»
Метла, лопата… Июнь, июль …
Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель
всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за
игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и
повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в
доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему
усвоению
знаний,
вызывают
интерес
к
познанию,
формируют
познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок
интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий
потенциал учащихся.
Литература:
1. Селевко Г. К. Современные педагогические технологии: учебное пособие.
– М.: Народное образование, 1998.
2. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ
Сфера, 2005.