Автор: Нечаева Татьяна Ивановна
Должность: Воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: ГБОУ школа № 246
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: разработка
Тема: Окружающий мир
Раздел: начальное образование
ГБОУ школа № 246
Внеклассное мероприятие в ГПД
по окружающему миру
«Вот она, зимушка – зима»
Воспитатель ГПД: Нечаева Т. И.
2019 г.
.
Цели:
1.Обобщить жизненные наблюдения детей об изменениях в
окружающей их природе с приходом зимы (замёрз водоём, выпал снег,
раньше темнеет, деревья голые и т.д.).
Задачи: Систематизировать и расширить представления детей о жизни
животных в зимний период. Бережно относиться к природе.
Вступление: О каком времени года в загадке?
Ученик:
Я пушиста и бела
Ребятишкам я мила.
Позволяю им кататься
И на горке и на льду.
Много снега белого несу.
Все деревья разодену
В рощах, в парках и в лесу. (Зима).
- Какие слова загадки помогли вам назвать отгадку?
Давайте послушаем стихотворение И. Сурикова об этом прекрасном времени
года и представим её «Зимушку-зиму».
Зима.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы,
И зима настала.
(Просмотр красивых картинок зимы.)
Воспитатель:
-Наступает зима и чем покрываются земля, деревья?
-А где же образуется снег, прежде чем попасть на землю? ( В небе, в
облаках).
-Вот как ответил на этот вопрос поэт В.Мусатов.
Ученик.
Туча по небу гуляла
И случайно задремала.
Ветры буйные на воле
Увидали: туча спит,
Как перину, распороли-
И оттуда пух летит…
Пух летит-
В глазах рябит,
А поймаешь-
Холодит.
Воспитатель:
-Что это за пух?
-Вспомните, как на прогулке вы рассматривали снежинки. На что похожи
они?
- А эта загадка о чём?
В воде не тонет и в огне не горит.(Лёд).
- Где образуется лёд? ( На лужах, водоёмах).
-Какого цвета лёд?( Сравнивают цвета: снег- белый, лёд- бесцветный).
(Инсценировка стихов.)
Первые снежинки в воздухе кружатся,
Упадут на землю, но не залежатся.
Первые снежинки на руке растают.
Первые снежинки - от зимы привет,
Словно проверяют, ждёте или нет.
-Скажите, кто ждал снега? ( Дети ждали, чтоб играть в снежки, лепить
снеговика, кататься на санках и лыжах. Снега ждут растения, он укрывает
землю, растения перестанут мёрзнуть. Заяц в своей белой шубке не виден
врагу на снежном покрывале.)
- Как же приготовились к зиме лесные звери? Послушаем самих зверей.
(Инсценировка стихотворения).
Медведь.
По завалам, по оврагам
Шёл медведь хозяйским шагом:
Отвечайте, звери, мне-
Вы готовы ли к зиме?
Лиса.
Да, - ответили лисицы,-
Мы связали рукавицы.
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
Крот.
Ну, а я, -ответил крот,-
Под землёй устроил ход.
Там с красавицей женой
Будем чай мы пить зимой.
Бобр.
Крикнул бобр медведю с речки:
Я дрова колю для печки.
Дай мне, Миша, только срок-
Из трубы пойдёт дымок
Зайцы.
А у нас есть валенки,-
Отвечают заиньки.
Что нам вьюга да метель?
Хочешь, Мишенька, примерь.
Белка.
Смотрит белка из дупла:
- Я орешков припасла.
Высоко моё дупло.
В нём и сухо, и тепло.
Ёж.
Вылез ёжик из листвы:
- Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе – грибов кадушка.
Ученик.
Обошёл медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
Воспитатель:
-Наступила снежная, холодная зима.
-Как же живётся зимой лесным зверям? Мы с вами отправимся в
виртуальное путешествие и увидим, как эти звери живут в наших лесах.
-Кого из зверей мы увидим в лесу зимой? Поможет игра « Зоркий глаз».
( Дети встают).
Воспитатель показывает картинки с изображением животных – зверей. Если
зверь зимой проводит жизнь в поисках пищи, дети говорят « видим», если
спит – « нет».
Показ картинок: лиса, ёж, волк, медведь, барсук, заяц, белка, лось, мышка-
полёвка, барсук, олень.
Воспитатель:
Ребята, а сейчас скажите, кто как проводит зиму? В этом вопросе вам помогут
вновь картинки. Вы должны расположить картинки с изображением
животного к началу предложения. ( Начало предложений записаны на доске).
- Впадает в спячку…
-Кормятся своими запасами…
-Постоянно в поиске пищи…
-Меняют цвет меха…
-А этого животного узнали? ( Ученик в маске кабана).
-Как он проводит зиму? Живёт ли он в наших лесах? ( Он встречается в
наших лесах, т.к. кабаны могут добывать себе пищу зимой, от морозов
спасает толстый подкожный жир).
Итог занятия: Кто что запомнил? Какая она зимушка – зима?
(Ответы ребят.)
- Когда мы идём по снегу, что остаются на снегу?
Понаблюдайте, какие следы оставляет на снегу собака.