Напоминание

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ


Автор: Мефтохутдинова Ольга Валерьевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

УЧРЕЖДЕНИЕМ

О.В. Мефтохутдинова, заведующий МБДОУ «Детский сад №234»

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы

образования – модернизация самой модели управления этой системы, в том числе дошкольным

образованием. В этих условиях важное значение для руководителя образовательной организации

приобретает вопрос об управленческих технологиях, обеспечивающих требования системного

подхода к достижениям и оценке качества образования.

В управлении дошкольным образовательным учреждением очень важен уровень

профессионально-педагогической культуры коллектива. Решая эту задачу, мы переходим от

административных

методов

управления

к

социально-психологическим,

усиливающим

положительную мотивацию на эффективную деятельность.

В

дошкольном

учреждении

сложился

творческий,

стабильный

коллектив

единомышленников, способный к нововведениям. При подборе кадров уделяем главное внимание

на образование, уровень квалификации, опыт, на умение организовать детский коллектив,

установить контакт с родителями, на желание работать творчески, постоянно повышать свой

профессиональный уровень. Все педагоги нашего коллектива (36 человек) имеют педагогическое

образование: 78% педагогов с первой категорией, 22% – со второй. Аттестация в дошкольном

учреждении стала органической составной частью повышения профессионализма.

Активное функционирование нашего дошкольного учреждения началось в 2018 году, когда стали

необходимы поиски наиболее эффективных форм, методов работы с детьми. Приступили к

использованию инновационных моментов. Это:

1. Установление гибкого режима дня.

2. Стремление переориентировать педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми.

3. Использование современных методов и технологий.

4. Преобразование развивающей среды.

Все первоначальные новшества носили единичный, а не системный характер и не могли служить

основой дальнейшего развития учреждения, но они послужили началом обновления

воспитательнообразовательного процесса в целом. Возникла необходимость поиска такой

программы, которая обеспечила бы, с одной стороны, развитие способностей ребенка, а с другой –

дала педагогу возможность проявить творчество.

С 1998 года в основу образовательной деятельности детского сада положена комплексная

программа нового поколения «Развитие» (под ред. Л. Венгера и О. Дьяченко). Основной задачей

программы является развитие умственных и творческих способностей детей. Поскольку нашей

задачей являлось внедрение данной программы, то мы составили план действий и способов ее

осуществления, т. к. под новые идеи, изложенные в программе, нужны и новые условия. С целью

выполнения стандарта дошкольного образования продумали интеграцию данной комплексной

программы с парциальными: «Я – человек» С. Козловой, «Юный эколог» С. Николаевой и

«Воспитание здорового ребенка» М. Маханевой. Прежде всего обратили внимание на создание

условий, необходимых для апробации данной программы.

1. Повышение квалификации педагогов. Все воспитатели прошли обучение.

2. Изготовление пособий и дидактических материалов, разработка перспективного планирования с

учетом регионального компонента по всем разделам программы.

3. Переоборудование развивающей среды. В группах выделены центры интеллектуального,

физического и художественно-эстетического развития с целью закрепления в свободной

деятельности программного материала и полноценного развития детей.

4. С целью развития творческих способностей детей организована работа музыкально-театральной

студии «Сказка».

Разработано методическое обеспечение, включающее повышение уровня квалификации через

семинары, педагогические часы, конкурсы, недели педагогического мастерства, участие в работе

творческой группы районных методических объединений, разработку собственного опыта. Все

воспитатели обобщили опыт по различным разделам программы «Развитие», которым делились

перед педагогами района и области.

Следующим этапом управления процессом внедрения программы «Развитие» были анализ,

оценка, контроль за результативностью и регулирование. Для этого использовали специальные

диагностические методики, разработанные центром Венгера.

В истекшем учебном году выпустили 62 ребенка, прошедших курс обучения по программе.

Подошли к конечной цели – реализации модели выпускника, который отличается высокой

познавательной активностью, коммуникативностью, самостоятельностью, инициативностью,

желанием получить новый статус – стать школьником.

Проведенный мониторинг развития детей показал эффективность программы, но одной

педагогической диагностики недостаточно, чтобы дать всестороннюю оценку развития детей. В

современных условиях все больше внимания в управленческой деятельности уделяется

психологической службе как одному из механизмов эффективного управления. Стало

необходимостью психологическое обследование развития детей, его коррекция, оказание

необходимой психологической помощи семье. Поэтому стоит проблема подготовки

квалифицированного педагога-психолога и введение ставки в штатное расписание дошкольного

учреждения.

С внедрением инновационного процесса были внесены изменения в структуру управления.

Изменился подход к контролю. Активно стали использовать методы экспертной оценки, которые

помогают увидеть результаты и эффективность программы.

В осуществлении контроля принимают участие заведующая, заместитель заведующей по

методической и воспитательной работе, старшая медицинская сестра.

Используется самоконтроль и взаимоконтроль, поскольку 78% педагогов имеют 1

квалификационную категорию и кроме того, такие формы контроля формируют у педагогов

навыки аналитической деятельности, что позволяет более адекватно оценить результаты своей

работы. В результате получаемой обратной связи выявляются как успехи, так и недостатки,

которые стремимся скорректировать в процессе работы.

Одним из механизмов управления в детском саду является стимулирование труда, которое

складывается из показателей:

– моральное поощрение;

– материальное (надбавки к заработной плате за инновационную деятельность, стимулирующие

высокие результаты педагогической деятельности);

– премирование по результатам работы.

Все это способствует стремлению педагогов повысить свою квалификацию и получить более

высокие результаты в работе с детьми.

Особенно активна наша позиция в отношении родителей, работая с которыми, мы перешли от

педагогического общения к активному их включению в образовательный процесс. Проводимые

дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, где активными участниками

являются не только дети, но и родители, нетрадиционные формы проведения родительских

собраний (дискуссии, КВНы, круглые столы, беседы за чашкой чая).

Семинары-практикумы дают возможность познакомить родителей с программой, по которой

воспитываются и обучаются их дети, приобрести некоторый опыт педагогического

сотрудничества.

Степень удовлетворенности родителей работой детского сада мы изучаем с помощью

анкетирования и считаем, что она проявляется в отсутствии жалоб на деятельность детского сада.

С целью реализации одного из направлений модернизации образования происходит усиление

общественного управления учреждением образования. В этом году планируем создать

попечительский совет детского сада.

В управлении образовательным процессом уделяем большое внимание связям преемственности в

работе со средней школой № 2 через взаимопосещение, совместные педсоветы, экскурсии,

выступления на родительских собраниях. Облегчена адаптация выпускников учреждения к

учебной деятельности, так как в течение 13 лет первый класс функционирует на базе детского

сада. Однако актуальной остается проблема отсутствия единой программы дошкольного и

начального общего образования, отсутствие согласованности стандартов этих двух звеньев

образования.

Сложившийся механизм системного управления способствовал тому, что детский сад успешно

прошел аттестацию на 2 категорию с присвоением статуса «Детский сад общеразвивающего вида с

приоритетным направлением интеллектуального развития воспитанников».

Определяя перспективы развития в соответствии с осуществлением модернизации образования,

решаем следующие задачи:

– аттестация педагогов на высшую квалификационную категорию;

– закрепление правового статуса попечительского совета детского сада;

– открытие логопедического пункта при учреждении;

– усиление связи со школой, учреждениями культуры, дополнительного образования, социальной

защиты в целях развития личности ребенка.



В раздел образования