Автор: Мефтохутдинова Ольга Валерьевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Раздел: дошкольное образование
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
УЧРЕЖДЕНИЕМ
О.В. Мефтохутдинова, заведующий МБДОУ «Детский сад №234»
Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы
образования – модернизация самой модели управления этой системы, в том числе дошкольным
образованием. В этих условиях важное значение для руководителя образовательной организации
приобретает вопрос об управленческих технологиях, обеспечивающих требования системного
подхода к достижениям и оценке качества образования.
В управлении дошкольным образовательным учреждением очень важен уровень
профессионально-педагогической культуры коллектива. Решая эту задачу, мы переходим от
административных
методов
управления
к
социально-психологическим,
усиливающим
положительную мотивацию на эффективную деятельность.
В
дошкольном
учреждении
сложился
творческий,
стабильный
коллектив
единомышленников, способный к нововведениям. При подборе кадров уделяем главное внимание
на образование, уровень квалификации, опыт, на умение организовать детский коллектив,
установить контакт с родителями, на желание работать творчески, постоянно повышать свой
профессиональный уровень. Все педагоги нашего коллектива (36 человек) имеют педагогическое
образование: 78% педагогов с первой категорией, 22% – со второй. Аттестация в дошкольном
учреждении стала органической составной частью повышения профессионализма.
Активное функционирование нашего дошкольного учреждения началось в 2018 году, когда стали
необходимы поиски наиболее эффективных форм, методов работы с детьми. Приступили к
использованию инновационных моментов. Это:
1. Установление гибкого режима дня.
2. Стремление переориентировать педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми.
3. Использование современных методов и технологий.
4. Преобразование развивающей среды.
Все первоначальные новшества носили единичный, а не системный характер и не могли служить
основой дальнейшего развития учреждения, но они послужили началом обновления
воспитательнообразовательного процесса в целом. Возникла необходимость поиска такой
программы, которая обеспечила бы, с одной стороны, развитие способностей ребенка, а с другой –
дала педагогу возможность проявить творчество.
С 1998 года в основу образовательной деятельности детского сада положена комплексная
программа нового поколения «Развитие» (под ред. Л. Венгера и О. Дьяченко). Основной задачей
программы является развитие умственных и творческих способностей детей. Поскольку нашей
задачей являлось внедрение данной программы, то мы составили план действий и способов ее
осуществления, т. к. под новые идеи, изложенные в программе, нужны и новые условия. С целью
выполнения стандарта дошкольного образования продумали интеграцию данной комплексной
программы с парциальными: «Я – человек» С. Козловой, «Юный эколог» С. Николаевой и
«Воспитание здорового ребенка» М. Маханевой. Прежде всего обратили внимание на создание
условий, необходимых для апробации данной программы.
1. Повышение квалификации педагогов. Все воспитатели прошли обучение.
2. Изготовление пособий и дидактических материалов, разработка перспективного планирования с
учетом регионального компонента по всем разделам программы.
3. Переоборудование развивающей среды. В группах выделены центры интеллектуального,
физического и художественно-эстетического развития с целью закрепления в свободной
деятельности программного материала и полноценного развития детей.
4. С целью развития творческих способностей детей организована работа музыкально-театральной
студии «Сказка».
Разработано методическое обеспечение, включающее повышение уровня квалификации через
семинары, педагогические часы, конкурсы, недели педагогического мастерства, участие в работе
творческой группы районных методических объединений, разработку собственного опыта. Все
воспитатели обобщили опыт по различным разделам программы «Развитие», которым делились
перед педагогами района и области.
Следующим этапом управления процессом внедрения программы «Развитие» были анализ,
оценка, контроль за результативностью и регулирование. Для этого использовали специальные
диагностические методики, разработанные центром Венгера.
В истекшем учебном году выпустили 62 ребенка, прошедших курс обучения по программе.
Подошли к конечной цели – реализации модели выпускника, который отличается высокой
познавательной активностью, коммуникативностью, самостоятельностью, инициативностью,
желанием получить новый статус – стать школьником.
Проведенный мониторинг развития детей показал эффективность программы, но одной
педагогической диагностики недостаточно, чтобы дать всестороннюю оценку развития детей. В
современных условиях все больше внимания в управленческой деятельности уделяется
психологической службе как одному из механизмов эффективного управления. Стало
необходимостью психологическое обследование развития детей, его коррекция, оказание
необходимой психологической помощи семье. Поэтому стоит проблема подготовки
квалифицированного педагога-психолога и введение ставки в штатное расписание дошкольного
учреждения.
С внедрением инновационного процесса были внесены изменения в структуру управления.
Изменился подход к контролю. Активно стали использовать методы экспертной оценки, которые
помогают увидеть результаты и эффективность программы.
В осуществлении контроля принимают участие заведующая, заместитель заведующей по
методической и воспитательной работе, старшая медицинская сестра.
Используется самоконтроль и взаимоконтроль, поскольку 78% педагогов имеют 1
квалификационную категорию и кроме того, такие формы контроля формируют у педагогов
навыки аналитической деятельности, что позволяет более адекватно оценить результаты своей
работы. В результате получаемой обратной связи выявляются как успехи, так и недостатки,
которые стремимся скорректировать в процессе работы.
Одним из механизмов управления в детском саду является стимулирование труда, которое
складывается из показателей:
– моральное поощрение;
– материальное (надбавки к заработной плате за инновационную деятельность, стимулирующие
высокие результаты педагогической деятельности);
– премирование по результатам работы.
Все это способствует стремлению педагогов повысить свою квалификацию и получить более
высокие результаты в работе с детьми.
Особенно активна наша позиция в отношении родителей, работая с которыми, мы перешли от
педагогического общения к активному их включению в образовательный процесс. Проводимые
дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, где активными участниками
являются не только дети, но и родители, нетрадиционные формы проведения родительских
собраний (дискуссии, КВНы, круглые столы, беседы за чашкой чая).
Семинары-практикумы дают возможность познакомить родителей с программой, по которой
воспитываются и обучаются их дети, приобрести некоторый опыт педагогического
сотрудничества.
Степень удовлетворенности родителей работой детского сада мы изучаем с помощью
анкетирования и считаем, что она проявляется в отсутствии жалоб на деятельность детского сада.
С целью реализации одного из направлений модернизации образования происходит усиление
общественного управления учреждением образования. В этом году планируем создать
попечительский совет детского сада.
В управлении образовательным процессом уделяем большое внимание связям преемственности в
работе со средней школой № 2 через взаимопосещение, совместные педсоветы, экскурсии,
выступления на родительских собраниях. Облегчена адаптация выпускников учреждения к
учебной деятельности, так как в течение 13 лет первый класс функционирует на базе детского
сада. Однако актуальной остается проблема отсутствия единой программы дошкольного и
начального общего образования, отсутствие согласованности стандартов этих двух звеньев
образования.
Сложившийся механизм системного управления способствовал тому, что детский сад успешно
прошел аттестацию на 2 категорию с присвоением статуса «Детский сад общеразвивающего вида с
приоритетным направлением интеллектуального развития воспитанников».
Определяя перспективы развития в соответствии с осуществлением модернизации образования,
решаем следующие задачи:
– аттестация педагогов на высшую квалификационную категорию;
– закрепление правового статуса попечительского совета детского сада;
– открытие логопедического пункта при учреждении;
– усиление связи со школой, учреждениями культуры, дополнительного образования, социальной
защиты в целях развития личности ребенка.