Напоминание

Типичные ошибки в обучении детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах в процессе получения ими первоначальных навыков вождения


Автор: Руденко Владимир Григорьевич
Должность: Педагог дополнительного оброзования
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г. Тарко-Сале
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Типичные ошибки в обучении детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах в процессе получения ими первоначальных навыков вождения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

на тему

«Типичные ошибки в обучении детей и подростков

основам безопасного поведения на улицах и дорогах в процессе

получения ими первоначальных навыков вождения»

Результатом формирования культуры безопасного поведения

учащихся

выступает

интегративное

качество

личности,

которое

предполагает освоение социальных норм, ценностей, правил и способов

ответственного

поведения

на

дорогах,

обеспечивающих

эффективное

взаимодействие с другими участниками дорожного движения, а также

личностно-творческое преобразование и актуализация в формах ценностных

ориентаций знаний и способов безопасного поведения на дорогах и улицах в

процессе

обучения

по

программе

«Безопасность

движения».

Подбор содержания обучения основам безопасного движения на

улицах и дорогах должен осуществляться с учетом следующих условий:

интеграция

содержания

теоретической

программы

«Безопасность

движения», ориентированных на приобретение знаний ПДД в целях

безопасности личности на улицах и дорогах и в транспорте;

опора на субъектный опыт учащихся как участников дорожного

движения;

активная

педагогическая

поддержка,

способствующая

самоопределению и самореализации школьников;

обучение основам безопасности дорожного движения имеет целью не

механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие навыков

саморегуляции, познавательной активности, ориентированной на

понимание опасности и безопасности;

для осознания школьниками логики безопасных действий, необходимо,

с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров,

изложенных в ПДД, а с другой – творческий поиск способов –

выходов из сложных и опасных ситуаций.

Ошибочное содержание «Обходи трамвай спереди, автобус –

сзади».

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает

аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди

транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и

может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго

оговорен Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом

маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса

последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов»

в 1958 году! Необходимо обучать следующим образом: «Дойди до

ближайшего пешеходного перехода и переходи там. Если перехода нет, жди,

пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное

расстояние

или

переходи

в

другом

месте,

где

дорога

хорошо

просматривается в обе стороны».

Ошибочное содержание «Красный – стоп, желтый – приготовься,

зеленый – иди». Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в

безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это

совсем не так! Ведь в ПДД сказано, что красный и желтый сигналы

запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни слова

не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения!

Практика же дорожного движения не исключает опасности пересечения

проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не

предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто

путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит

зеленый сигнал светофора для пешехода, с другой стороны для водителя

горит красный,

и наоборот.

Необходимо обучать:

«Красный

сигнал

светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для

машин.

Желтый

не

только

приготовься,

а

знак

внимания,

предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый

сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам

разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый – разрешает движение, но,

прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том,

что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора

информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому прежде чем

перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности».

Ошибочное

содержание

«Если

не

успел

перейти

дорогу,

остановись на «островке безопасности» или на середине дороги».

В

Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Есть

только островки, информирующие водителя о направлении движения в

местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они

«направляющие островки», не гарантирующие безопасность пешехода.

Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь

пешеход остается между двумя движущимися навстречу друг другу

транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность

чреваты несчастным случаем. Необходимо обучать! Необходимо рассчитать

переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь

проезжую часть за один прием. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой

на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки

противоположных направлений, или на «направляющем 30 островке» и не

делай шаг ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел

принять решение, как лучше тебя объехать.

Ошибочное содержание «Не играй на дороге, у дороги, а играй во

дворе дома». Но во дворах также есть дороги, при движении по которым

водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в

жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это

правило далеко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют

преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.

Необходимо обучать! Выходя из подъезда, уже будь внимателен и

осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

На теоретических занятиях педагоги очень часто уделяют много

времени дорожным знакам, учащиеся по программе заучивают названия

большого количества знаков. Следует помнить, что дорожные знаки главным

образом предназначены для водителей. Детям, безусловно, необходимо знать

значение дорожных знаков, но прежде всего это должны быть знаки, которые

работают на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходный переход»

(подземный, надземный и наземный «зебра»), «Движение пешеходов

запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах

запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная

дорожка». Особенное внимание необходимо уделять внимание значению

дорожного знака «Дети». Он вовсе не предусматривает переход через дорогу

именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на

дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад

или другое учреждение. Таким образом, чтобы избежать возможных ошибок

при проведении занятий по ПДД необходимо:

1. Ни один урок, ни одно занятие не проводить без сверки

подготовленного к нему материала с текстом «Правил дорожного движения»,

как бы Вы ни были уверены в его достоверности.

2. Обратить внимание, что правила для пешеходов в действующих

ПДД сосредоточены не только в разделе 4 «Обязанности пешеходов».

Пункты, прямо или косвенно относящиеся к пешеходам, имеются так же в

разделах 6, 8, 11, 12, 13, 14, 16 и 17. 3.

Методический

материал

имеют

практико-ориентированный

характер, предназначены для проектирования оптимальных педагогических

условий воспитания правопослушного поведения и обучения детей и

подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах.



В раздел образования