Напоминание

Инновация - путь повышения эффективности управления дошкольной образовательной организацией


Автор: Петрова Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад комбинированного вида №2"
Населённый пункт: город Псков
Наименование материала: статья
Тема: Инновация - путь повышения эффективности управления дошкольной образовательной организацией
Раздел: дошкольное образование





Назад





Инновация -путь повышения эффективности управления

дошкольной образовательной организацией

Петрова Людмила Анатольевна
В данной статье описаны перспективы развития инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации, её внедрение и организация в педагогическую п р а к т и к у . Ключевые слова: Инновация, нововведение, инноватор, инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, Дошкольное образование является первым уровнем всей системы образования. Очевидно, что совершенствование этого уровня - необходимость, которая предопределяет дальнейшее развитие самых маленьких граждан. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях и направлено на -гумманизацию образовательно процесса; - на качество образования и развитие детей; - ориентацию на культурно- нравственные ценности; - конкуренцию между образовательными организациями; -реагирование на многообразие интересов детей и потребностей родителей [4]. Это способствует возникновению новых требований, предъявляемых к дошкольному воспитанию, вносит свои коррективы. Идти в ногу со временем и улучшить качество дошкольного образования, невозможно без применения инноваций [5].
Инновации, или нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека, они являются предметом изучения, внедрения и анализа. Вопросами управления инновационной деятельностью в образовательных учреждениях занимались И.И. Аркин, К.Ю. Белая, В.И. Зверева, Л.А. Иванова, В.Ю., Юсуфбекова и другие [1,3,6,7, 11]. Говоря об инновационных процессах в системе образования нужно отметить, что современное понимания инновации в образовании чаще связывают с внедрением новым средств, методов, технологий обучения и воспитания. Кандидат педагогических наук автор более ста изданий по вопросам управления дошкольным управлением и по различным направлением работы с дошкольниками К.Ю. Белая выделяет следующие причины возникновения инновационной деятельности. 1. Сохранение детских садов путем повышения качества и разнообразие предоставляемых услуг населению 2. Решение существующих проблем в дошкольном образовании или учреждения 3. Подражание другим более успешным образовательным учреждениям 4. Намерение некоторых педагогов улучшить свои результаты в педагогической деятельности 5. Желание некоторых педагогических работников реализовать знание полученные на курсах и семинарах 6. Реализация запросов некоторых групп родителей 7. Конкурентоспособность дошкольной организации [2] Инновации являются одним из путей повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением. Огромная роль по внедрению и организации в педагогическую практику инновационной деятельности возлагается на руководителя учреждения. От стратегии управления детской дошкольной организацией зависит организация
инновационной работы в учреждении. Управленческая деятельность руководителя сложна и многогранна, успешность ее, и конечно успешность работы, управляемого учреждения, определяться различными факторами. В современных условиях, одним из главных факторов является активное применение инновационных технологий. Задача руководителя или старшего воспитателя дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные инновационные формы, и методы повышения педагогического мастерства, которые окажут положительное влияние на развитие ребёнка. Процесс внедрения инноваций в сферу управленческой деятельности – это сложный процесс, который предполагает постепенное обновление и совершенствование содержания, методов, средств, технологий управления, что в конечном итоге оказывает влияние на качество педагогического процесса. Инновационная деятельность так, как и всякая деятельность полиструктурна и состоит из следующих компонентов: содержательного, уровневого, субъектного, организационного, деятельного, управленческого [6,8]. Важно отметить, что все компоненты взаимосвязаны друг с другом. Параллельное и одновременное взаимодействие компонентов инновационной деятельности позволяет эффективно развивать образовательную организацию. Любая педагогическая инновация — это процесс развивающейся во времени и пространстве. Инновация содержит технологии и идеи и опирается на объективные закономерности на практический опыт. Чаще всего инновация имеет практическое происхождение, когда некоторые педагоги интуитивно или осознано улавливают прогрессивные тенденции. Ну чтобы инновационная деятельность не носила спонтанный характер, а несло развитие для этого не обходимо научная разработка обоснование поддержка и внедрение этой деятельности. Инновационная деятельность всегда имеет своих носителей это могут быть педагоги, педагогические коллективы, руководители. Они носят в педагогическую деятельность конструктивную новизну. Решающую роль на
стадии введения и распространения инновации играет субъективный фактор. Поэтому к инноваторам следует относится как специфической социальной категории, которая занимает педагогическом сообществе особое место, имеют собственную структуру, психологию, потребности. Особое место занимает в внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя. Оно отличается от развития инновационных процессов в содержании дошкольного образования, так как требует от самого руководителя больших организационных, психологических, физических усилий. Осуществление нововведений в управлении встречает более сильное сопротивление, чем новшества в технологии и содержании образования, поскольку сложившаяся система управления адаптирует инновации под себя, нередко лишая их нового содержания. Процесс введения инноваций в ДОО должен быть правильно подготовлен и организован. Руководитель должен определить, как будет развиваться учреждения с учётом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Главной задачей руководителя является объединение инноваций с интересами коллектива и выявление и устранение препятствий, мешающих достижению цели. Огромную роль играют условия, созданные руководителем для эффективной инновационной деятельности в ДОО. Это систематическая методическая работа с кадрами по повышению их профессиональной квалификации. У каждого педагога должен быть индивидуальный план развития. Конечно же очень важным условием является создание творческой атмосферы в коллективе, создание ситуации успеха для педагогов и анализ достижений педагогической деятельности. Нужно понимать, что в ходе работы могут возникнуть многочисленные проблемы и вопросы, которые нужно решать на педагогических советах, общих собраниях ДОО, заседаниях родительского комитета, на заседаниях инновационной группы, на оперативных
совещаниях, и т. д. [9] Очень важно, чтобы каждый участник инновационного процесса чётко понимал задачи, поставленные перед ним, коллективом, организацией. Управление развитием инновационными процессами без понимание этого невозможно. Важно также отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус руководителя, меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован руководитель творческий, компетентный, способный к саморазвитию, поиску новых, инновационных форм работы с педагогическими кадрами, ведущее к повышению качества образования и создания условий для личностного развития ребёнка [10]. Переход к полноценной инновационной образовательной организации очень сложен и основан не только на научном изучении этой проблемы, но и на разработке нормативно-правовой базы. Это могут быть акты международного, федерального и регионального уровня. Главным основанием для создания юридически –правового основания для развития инновационной деятельности в дошкольном образовании России являются Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования. Вопросам развития инновационных процессов в образования, в том числе и дошкольном, в нашей стране уделяется большое внимание, что создает благоприятные условия для внедрения инновационных процессов в образовательные организации.

Список использованной литературы
1. Аркин И.И. Теоретические новации и реальность школы // Советская педагогика. 1990. № 9. С.28-32. 2. Багаутдинова С.Ф. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации для студентов к курсу "Управление дошкольным образованием". Магнитогорск: МаГУ, 2001.21 с. 3. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. М.: МИПКРО, 2012.145с. 4. Войтина Н.И. Условия эффективности контрольно-диагностической деятельности в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. № 8. с.8-10. 5. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. М.: Новая школа, 2008.48с. 6. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. Москва: Новая школа, 1997.319 с.
7. Иванова JI. A. Моделирование системы управления инновационной деятельностью в образовании. Выпуск 2: Инновационная деятельность в муниципальной системе как объект управления. Великий Новгород: НРЦРО, 1998. С.8 - 37. 8. Каменский А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой // Директор школы. 2006. № 3. с.93. 9.Организация инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации / Молчанов С.Г., Яковлева Г.В. Челябинск: Юж. - Урал. науч. - образоват. центр РАО. Челябин. госуниверситет, 2008.71 с. 10.Управленческое содействие педагогам ДОУ в осуществлении инновационной деятельности / Составители Г.В. Яковлева, Д.Ф. Ильясов - Челябинск: Образование, 2008.66 с 11. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 2001.


В раздел образования