Инновация - путь повышения эффективности управления дошкольной образовательной организацией
Автор: Петрова Людмила Анатольевна Должность: воспитатель первой категории Учебное заведение: МБДОУ "детский сад комбинированного вида №2" Населённый пункт: город Псков Наименование материала: статья Тема: Инновация - путь повышения эффективности управления дошкольной образовательной организацией Раздел: дошкольное образование
Инновация -путь повышения эффективности управления
дошкольной образовательной организацией
Петрова Людмила Анатольевна
В
данной
статье
описаны
перспективы
развития
инновационной
деятельности в дошкольной образовательной организации, её внедрение и
организация
в
педагогическую п
р
а
к
т
и
к
у
.
Ключевые
слова:
Инновация,
нововведение,
инноватор,
инновационная
деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация,
Дошкольное
образование
является
первым
уровнем
всей
системы
образования.
Очевидно,
что
совершенствование
этого
уровня -
необходимость,
которая
предопределяет
дальнейшее
развитие
самых
маленьких граждан. Современное
дошкольное
образование
развивается
в
принципиально новых условиях и направлено на
-гумманизацию образовательно процесса;
- на качество образования и развитие детей;
- ориентацию на культурно- нравственные ценности;
- конкуренцию между образовательными организациями;
-реагирование на многообразие интересов детей и потребностей родителей
[4].
Это
способствует возникновению новых требований, предъявляемых к
дошкольному воспитанию, вносит свои коррективы. Идти в ногу со временем
и улучшить качество дошкольного образования, невозможно без применения
инноваций [5].
Инновации, или нововведения характерны для любой профессиональной
деятельности
человека,
они
являются
предметом
изучения,
внедрения
и
анализа.
Вопросами
управления
инновационной
деятельностью
в
образовательных учреждениях занимались И.И. Аркин, К.Ю. Белая, В.И.
Зверева, Л.А. Иванова, В.Ю., Юсуфбекова и другие [1,3,6,7, 11].
Говоря
об
инновационных
процессах
в
системе
образования
нужно
отметить,
что
современное
понимания
инновации
в
образовании
чаще
связывают с внедрением новым средств, методов, технологий обучения и
воспитания.
Кандидат
педагогических
наук
автор
более
ста
изданий
по
вопросам
управления дошкольным управлением и по различным направлением работы
с дошкольниками К.Ю. Белая выделяет следующие причины возникновения
инновационной деятельности.
1.
Сохранение детских садов путем повышения качества и разнообразие
предоставляемых услуг населению
2.
Решение
существующих
проблем
в
дошкольном
образовании
или
учреждения
3.
Подражание другим более успешным образовательным учреждениям
4.
Намерение
некоторых
педагогов
улучшить
свои
результаты
в
педагогической деятельности
5.
Желание
некоторых
педагогических
работников
реализовать
знание
полученные на курсах и семинарах
6.
Реализация запросов некоторых групп родителей
7.
Конкурентоспособность дошкольной организации [2]
Инновации
являются
одним
из
путей
повышения
эффективности
управления дошкольным образовательным учреждением.
Огромная роль по
внедрению
и
организации
в
педагогическую
практику
инновационной
деятельности
возлагается
на
руководителя
учреждения.
От
стратегии
управления
детской
дошкольной
организацией
зависит
организация
инновационной
работы
в
учреждении.
Управленческая
деятельность
руководителя сложна и многогранна, успешность ее, и конечно успешность
работы, управляемого учреждения, определяться различными факторами. В
современных
условиях,
одним
из
главных
факторов
является
активное
применение инновационных технологий. Задача руководителя или старшего
воспитателя дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать
систему,
найти
доступные
и
вместе
с
тем
эффективные
инновационные
формы, и методы повышения педагогического мастерства, которые окажут
положительное влияние на развитие ребёнка.
Процесс внедрения инноваций
в
сферу
управленческой
деятельности
–
это
сложный
процесс,
который
предполагает
постепенное
обновление
и
совершенствование
содержания,
методов, средств, технологий управления, что в конечном итоге оказывает
влияние на качество педагогического процесса.
Инновационная деятельность
так, как и всякая деятельность полиструктурна и состоит из следующих
компонентов: содержательного, уровневого, субъектного, организационного,
деятельного, управленческого [6,8]. Важно отметить, что все компоненты
взаимосвязаны
друг
с
другом.
Параллельное
и
одновременное
взаимодействие
компонентов
инновационной
деятельности
позволяет
эффективно развивать образовательную организацию. Любая педагогическая
инновация
—
это
процесс
развивающейся
во
времени
и
пространстве.
Инновация
содержит
технологии
и
идеи
и
опирается
на
объективные
закономерности
на
практический
опыт.
Чаще
всего
инновация
имеет
практическое
происхождение,
когда
некоторые
педагоги
интуитивно
или
осознано улавливают прогрессивные тенденции. Ну чтобы инновационная
деятельность не носила спонтанный характер, а несло развитие для этого не
обходимо
научная
разработка
обоснование
поддержка
и
внедрение
этой
деятельности.
Инновационная деятельность всегда имеет своих носителей это могут
быть
педагоги,
педагогические
коллективы,
руководители.
Они
носят
в
педагогическую деятельность конструктивную новизну. Решающую роль на
стадии введения и распространения инновации играет субъективный фактор.
Поэтому к инноваторам следует относится как специфической социальной
категории,
которая
занимает
педагогическом
сообществе
особое
место,
имеют собственную структуру, психологию, потребности.
Особое место
занимает
в
внедрение
инноваций
в
управленческую
деятельность
руководителя.
Оно отличается от развития инновационных процессов в
содержании
дошкольного
образования,
так
как
требует
от
самого
руководителя
больших
организационных,
психологических,
физических
усилий. Осуществление нововведений в управлении встречает более сильное
сопротивление,
чем
новшества
в
технологии
и
содержании
образования,
поскольку сложившаяся система управления адаптирует инновации под себя,
нередко лишая их нового содержания.
Процесс
введения
инноваций
в
ДОО
должен
быть
правильно
подготовлен
и
организован.
Руководитель
должен
определить,
как
будет
развиваться
учреждения
с
учётом
социального
заказа
общества
и
четко
сформулировать
цель
инновационной
деятельности.
Главной
задачей
руководителя является объединение инноваций с интересами коллектива и
выявление и устранение препятствий, мешающих достижению цели.
Огромную
роль
играют
условия,
созданные
руководителем
для
эффективной инновационной деятельности в ДОО.
Это систематическая
методическая
работа
с
кадрами
по
повышению
их
профессиональной
квалификации.
У
каждого
педагога
должен
быть
индивидуальный
план
развития. Конечно же очень важным условием является создание творческой
атмосферы в коллективе, создание ситуации успеха для педагогов и анализ
достижений педагогической деятельности.
Нужно
понимать,
что
в
ходе
работы
могут
возникнуть
многочисленные проблемы и вопросы, которые
нужно решать
на
педагогических советах, общих собраниях ДОО, заседаниях родительского
комитета,
на
заседаниях
инновационной
группы,
на
оперативных
совещаниях, и т. д. [9] Очень важно, чтобы каждый участник инновационного
процесса
чётко
понимал
задачи,
поставленные
перед
ним,
коллективом,
организацией. Управление
развитием
инновационными
процессами
без
понимание
этого
невозможно. Важно также отметить, что в современных
условиях
реформирования
образования
радикально
меняется
статус
руководителя, меняются требования к его профессионально-педагогической
компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы
отмечаем, что сегодня востребован руководитель творческий, компетентный,
способный к саморазвитию, поиску новых, инновационных форм работы с
педагогическими кадрами, ведущее к повышению качества образования и
создания условий для личностного развития ребёнка [10].
Переход к полноценной инновационной образовательной организации очень
сложен и основан не только на научном изучении этой проблемы, но и на
разработке
нормативно-правовой
базы.
Это
могут
быть
акты
международного,
федерального
и
регионального
уровня.
Главным
основанием для создания юридически –правового основания для развития
инновационной деятельности в дошкольном образовании
России являются
Закон
РФ "Об
образовании
в
Российской
Федерации»
и Федеральный
государственный
образовательный
стандарта
дошкольного
образования.
Вопросам развития инновационных процессов в образования, в том числе и
дошкольном,
в
нашей
стране
уделяется
большое
внимание,
что
создает
благоприятные
условия
для
внедрения
инновационных
процессов
в
образовательные организации.
Список использованной литературы
1. Аркин И.И. Теоретические новации и реальность школы // Советская
педагогика. 1990. № 9. С.28-32.
2.
Багаутдинова
С.Ф.
Инновационная
деятельность
в
дошкольном
образовательном учреждении: Методические рекомендации для студентов к
курсу
"Управление
дошкольным
образованием".
Магнитогорск:
МаГУ,
2001.21 с.
3.
Белая
К.Ю.
Методическая
работа
в
дошкольном
образовательном
учреждении. М.: МИПКРО, 2012.145с.
4.
Войтина
Н.И.
Условия
эффективности
контрольно-диагностической
деятельности
в
ДОУ
//
Управление
дошкольным
образовательным
учреждением. 2005. № 8. с.8-10.
5.
Денякина
Л.М.
Новые
подходы
к
управленческой
деятельности
в
дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. М.:
Новая школа, 2008.48с.
6. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя
школы. Москва: Новая школа, 1997.319 с.
7.
Иванова
JI.
A.
Моделирование
системы
управления
инновационной
деятельностью в образовании. Выпуск 2: Инновационная деятельность в
муниципальной системе как объект управления. Великий Новгород: НРЦРО,
1998. С.8 - 37.
8. Каменский А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного
управления школой // Директор школы. 2006. № 3. с.93.
9.Организация
инновационной
методической
работы
в
дошкольном
образовательном учреждении: Методические рекомендации / Молчанов С.Г.,
Яковлева Г.В. Челябинск: Юж. - Урал. науч. - образоват. центр РАО. Челябин.
госуниверситет, 2008.71 с.
10.Управленческое
содействие
педагогам
ДОУ
в
осуществлении
инновационной деятельности / Составители Г.В. Яковлева, Д.Ф. Ильясов -
Челябинск: Образование, 2008.66 с
11. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 2001.