Автор: Правдина Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: город Пятигорск,Ставропольский край
Наименование материала: внеклассное занятие
Тема: Природные сообщества "Луг"
Раздел: начальное образование
Правдина Наталья Геннадьевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №14
(высшая категория)
Тема: Обобщение знаний по теме: «Природные сообщества «Луг».
Проект (конспект) внеклассного занятия в 3 классе по теме:
«Природные сообщества «Луг». (обобщение пройденного материала)
Цель: создать условия для усвоения учащимися учебного материала об
особенностях данной группы животных, используя метод проектов, приёмы
поисково–исследовательской технологии.
Задачи:
создать условия для расширения представлений детей о разнообразии
животных;обобщить, закрепить и проверить знания учащихся по теме;
содействовать формированию учебно-познавательной,
коммуникативной, информационной компетенций обучающихся:
развитие умения целеполагания, монологической речи учащихся,
владения навыками работы в группе;
способствовать развитию фантазии, воображения, чувства прекрасного;
развивать мышление, память, внимание;
воспитывать интерес ребенка к наблюдению за красотой природы,
воспитывать любовь к природе.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
•
содействовать
формированию
интереса
к
изучаемому
материалу
на
уроке;
•
формировать
способность
к
самооценке
на
основе
критерия
успешности учебной деятельности;
•
содействовать воспитанию моральных норм взаимодействия с
природой;
Регулятивные:
•
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью
Познавательные:
выделять существенную информацию из учебных текстов;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений, делать выводы
Коммуникативные:
сотрудничать
с
одноклассниками
при
выполнении
заданий,
устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
распределять обязанности при работе в группе
Оборудование: слайды растений и животных разных природных сообществ;
пейзажи с изображением луга, карточки – задания; видеоматериалы,
мультимедийная презентация
План занятия
1.
Организационный момент.
2.
Сообщение темы урока.
3. Знакомство с разнообразием обитателей луга.
а) групповая работа
б)сообщение учащихся
4.
Физкультминутка.
5. Знакомство с разнообразием обитателей луга.
а) сообщение учащихся
6. Охрана лугов.
а) групповая работа
11.Рефлексия.
12.Итог.
13.Дом.задание
14.Этап рефлексии деятельности
Ход урока
1.Организационный момент.
Я приглашаю Вас совершить увлекательное путешествие по нашей русской
земле в мир природы.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Я прочитаю отрывок из произведения И.С.Тургенева, а ваша задача узнать о
каком природном сообществе идет речь:
- В сухом и чистом воздухе пахнет различными травами. Меня охватила
густая, высокая трава. Она белела ровной скатертью. Дело было к вечеру. Все
кругом чернело и утихало, одни перепела кричали. Какой-то зверек жалобно
пискнул между камней. Наконец я узнал место, куда забрел..
Это место славится в наших местах под названием … (Бежин луг)
А вы узнали по описанию, куда забрел автор произведения, что это за место?
(луг)
- Я прочитала вам отрывок из произведения И.С. Тургенева «Бежин луг».
В школьной библиотеке вы можете познакомиться с этим произведением.
-Что такое луг? (Природное сообщество)
Что такое природное сообщество? (на участке совместно обитают растения,
животные, бактерии, микробы, они тесно связаны друг с другом – такие
участки и называют природным сообществом)
- Какие природные сообщества существуют?
- Почему луг называют природным сообществом?
- Можно ли проследить ярусность среди растений луга?
- Что объединяет все растения луга?
3. Групповая работа.
Распределение по группам. (растения, насекомые, животные, птицы)
- Я вижу, что вы готовы поработать в группах и выполнить творческие
задания.
- Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего
сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в
общее дело.
Каждая группа получит задание, затем мы проверим и выясним, чья группа
была ближе всего к правильному ответу.
Задание №1 (4 группы)
1.
По картинкам назовите растения. Какие растения произрастают в
наших местах?
2.
Найти насекомых луга.
3.
Найти животных луга. Краеведение.
4.
Найти птиц лугов.
План ответа.
1.Представителями являются………….
2. Они живут (растут)………………..
3. Строение животного (
насекомого, птиц
)………….
4. Питаются они…………….
5.
Значение в природе и в жизни человека………..
Представитель
от
каждой
группы
крепит
на
доску
изображение
и выступает с совместно «добытой» информацией.
Сообщение учащихся о двух представителях каждой группы. 4 слайд
Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий
Всё на звёздочку похож. (Василёк)
Василёк
луговой
—
многолетнее
травянистое
растение
из
рода
Василёк, высотой обычно около метра.
Прямостоячие,
крепкие,
шероховатые
на
ощупь
побеги
в
верхней
части
ветвятся,
заканчиваясь
одиночными
корзинками.
Листья
—
удлинённые, седоватые от опушения.
Нераскрывшаяся
корзинка
представляет
собой
желтоватый,
гладенький шарик. Цветёт в в течение всего лета украшая луга и поляны
яркими
розовыми
пятнами.
Отдельные
цветущие
растения
могут
встретиться
даже
осенью,
после
листопада.
Васильки
—
хорошие
медоносы.
Используется
в
народной
медицине,
обладает
мочегонным,
желчегонным, противовоспалительным, обезболивающим действием
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке (Одуванчик)
Одува́
нчик—
род
многолетних
травянистых
растений
семейства
Астровые.
Всем знакомое многолетнее растение семейства сложноцветных; это
одно из самых распространённых в мире растений. Цветут одуванчики
очень длительно, образуя за сезон огромное количество семян. В природе
можно
встретить
одуванчик
повсеместно,
да
и
в
садах
это
частый
непрошеный
гость.
Из-за
лёгкости
рассеивания
ветром
его
семян,
снабжённых пушистым летучим хохолком, одуванчик быстро завоёвывает
территорию и рядом, и далеко вокруг материнского растения. Активное
размножение, приспособляемость к любой почве и неприхотливость, что
так ценится у культурных растений, сослужили одуванчику дурную славу –
он считается злостным сорняком. С древних времён одуванчик используют
в лечебных целях и называют «эликсир жизни» не зря: все части этого
полезного
растения
–
и
корни,
и
листья,
и
цветки
-
имеют
целебные
свойства.
* Я самое прожорливое животное на планете. (Стрекоза)
(Стрекоза – полезное насекомое.
Крупные, с подвижной головой,
большими
глазами,
короткими
щетинковидными
усиками,
четырьмя
прозрачными
крыльями
с
густой
сетью
жилок
и
удлинённым
стройным
брюшком. При полёте стрекозы машут передней и задней парами крыльев
поочерёдно,
добиваясь
лучшей
маневренности,
или
одновременно
—
большей скорости. Это воздушные хищники – они на лету схватывают мух,
комаров, бабочек, других насекомых. Их необходимо беречь. Стрекоза за
своим любимым лакомством – мухой – способна пролететь за 1 час до 100
км, причем за тот ж час эта обжора может проглотить целых 10 мух.
Каждый глаз стрекозы состоит из 30 000 отдельных фасеток, причём
только нижние способны различать цвета, а верхние — только форму. Одной
из
особенностей
её
глаз
является
способность
видеть
в
инфракрасном
диапазоне,
то
есть
они
оценивают
окружающую
обстановку
с
помощью
измерения температуры животных и предметов. Это помогает ей наиболее
верно ориентироваться в пространстве и находить подходящую добычу).
Сок из цветов я наберу
и в сотах сладкий мед коплю. (Пчела)
Пчела – может видеть зеленый, голубой и ультрафиолетовый цвета
(последний,
кстати,
человек
видеть
не
может).
Однако
для
пчелы
не
существует чисто красного цвета, который она видит как черный. У пчелы
есть
корзиночки,
куда
она
складывает
цветочную
пыльцу.
Если
пчела
ужалит, то умрет сама. Пчел трогать нельзя. Пчела живет короткую
жизнь – чуть больше месяца. В улье у каждой пчелы своя «профессия». В
улье
всего
одна
пчела-матка.
Это
самая
крупная
пчела,
она
занята
откладыванием яиц, из которых выводятся молодые пчелы, она живет в
глубине улья и никогда не выходит из него. Ее всегда кормят другие пчелы.
Пчелы работают без устали, собирая целыми днями нектар с цветов – это
рабочие пчелы. Они собирают в кармашки на задних лапках пыльцу с цветов.
Есть пчелы-строители – они строят соты, в которых хранится мед и в
которых
растут
маленькие
пчелки
-
личинки.
За
яйцами
и
личинками
ухаживают пчелы-няньки. Есть так же пчелы-уборщицы, которые следят
за чистотой улья, и выбрасывают мусор. Но есть и пчелы-лентяи – это
трутни. Они ничего не делают, только едят мед. Когда меда становится
мало, пчелы их из ульев выгоняют. Но есть общее дело для всех пчел – чтобы
проветрить
улей
–
все
пчелы
из
него
вылетают
и
сообща
машут
крылышками, как вентиляторы. Жало у пчел для защиты. Ужалив, пчела
сразу погибает. Если пчел не будет, то растения опыляться не будут,
исчезнут
некоторые
лекарства.
Не
будет
меда
–
важного
источника
необходимых людям полезных веществ. )
Канюк (Рассказ ученика)
Канюк относится к соколиным. Средних размеров птица, длина тела 51-
57 см, размах крыльев 110—130 см. Обитает всюду, где леса чередуются с
открытыми пространствами- лугами, полями. Целыми днями птица летает
над лугом, высматривая мышей, ящериц. Временами застывает в воздухе,
повисает, затем падает на землю и хватает замеченную жертву. В этом ему
хорошо помогает зрение, сильные лапы с острыми когтями. Голос у канюков
обыкновенных гнусавый, напоминает мяуканье кошки. Питается мелкими
млекопитающими: сусликами, мышами-полевками, крысами, кроликами и
мелкими птицами. Может поедать и падаль.
Птица полезна для сельского хозяйства, т.к. только ее детеныши за лето
истребляют не менее 570 полевок. Живёт канюк обыкновенный в среднем в
природных условиях 26 лет. В Ставропольском крае они обитают только в
измененных ландшафтах и в настоящее время процветают.
В
целях
сохранения
редких
видов
представителей
растительного
и
животного мира в 2000г учреждена Красная книга Ставропольского края.
Коростель занесен в Красную книгу как редкий вид.
Землеройка. (Рассказ ученика)
Это
мелкие
зверьки,
внешне
похожие
на
мышей,
но
с
мордочкой,
вытянутой в виде хоботка. Длина их тел 3—4 см, весят они около 2 г. Голова
у землероек довольно крупная, с удлинённым лицевым отделом. Нос вытянут
в подвижный хоботок. Глаза очень маленькие. Конечности короткие, 5-
палые. Мех короткий, густой, бархатистый. Хвост от очень короткого до
очень
длинного,
превышающего
по
длине
туловище.
Зубов
—
26—32.
Передние резцы, особенно нижние, сильно увеличены. Детёныши рождаются
с полным набором зубов. Землеройки распространены практически по всему
земному шару. Держатся поодиночке. Роют норы или занимают норы других
животных
(кротов,
мышевидных
грызунов).
Гнездо
выстилают
сухими
листьями и травой. У каждой землеройки есть свой охотничий участок,
размером в несколько десятков квадратных метров. Землеройки всеядны, но
поедают в основном насекомых, их личинок и дождевых червей. Могут
нападать
на
мелких
позвоночных:
лягушек,
ящериц,
детёнышей
мелких
грызунов. Землеройка распространена по всей территории Евразии. В нашей
местности есть несколько видов землеройки.
Мышь
Длина
тела
10—12
см,
хвоста
6—9
см.
Мех
сверху
и
с
боков
рыжевато-коричневый (у молодых мягкий, у взрослых с грубыми остями).
Вдоль середины спины от затылка до основания хвоста тянется четко
отграниченная черная полоса («ремешок»). Полоской на спине полевая мышь
отличается
от
всех
видов
мышей
фауны
России.
Укрывается
в
норах,
вырытых самой или другими грызунами и кротами. Питается семенами и
зелеными частями растений. К растительной пище добавляет насекомых.
За теплое время года приносит до 3 пометов по 3—9 детенышей в каждом.
Всюду
она
осторожна,
бесшумно
передвигается;
в
случае
опасности
быстро
убегает
и
может
затаиваться.
Поэтому
увидеть
ее
нелегко.
Активны
полевые
мыши
в
ночные
часы,
а
день
проводят
в
просто
устроенных норках, расположенных неглубоко в почве. Каждая норка имеет
2-3 входа и гнездовую камеру, сделанную из сухих стеблей, листьев, травы. В
ней мыши отдыхают днем, а ночью под покровом темноты разыскивают
корм: семена диких и культурных растений, насекомых. Этот корм рассеян
на большом пространстве луга или поля, и чтобы его найти, им приходится
отбегать
далеко
от
норки.
В
поисках
корма
помогают
такие
приспособления, как хорошо развитые ноги, способствующие быстрому бегу,
и длинный хвост, выполняющий роль балансира. Рядом с гнездовой камерой
мыши
устраивают
кладовые
для
запасов
пищи,
которые
используются
зимой, когда почти невозможно собрать достаточное количество семян. За
счет запаса в кладовых мыши перезимовывают трудное для них время года.
Полевая
мышь
уже
в
возрасте
примерно
двух
месяцев
способна
к
размножению. Она приносит потомство 3-4 раза в год, каждый раз по 4-8
мышат. Мышата рождаются слепыми, но быстро растут и развиваются,
питаясь материнским молоком. Уже на 12-13 день мышата прозревают, а
еще через две недели становятся самостоятельными. В Ставропольском
крае мышь распространена повсеместно.
Мы говорим , что в сообществе все взаимосвязано, следующее задание
Задание 2. «Пищевые цепочки»
Задача – составить 2 пищевые цепочки из 3, 4 звеньев.
Пищевая цепочка луга:
А) капуста - тля - лягушка Б) рогоз - комар - стрекоза
В) ромашка - бабочка - трясогузка
5.
Физминутка.
- Немного отдохнем и заодно проверим, как вы усвоили материал.
Когда я буду называть животных, которые относятся к насекомым – вы
должны хлопать, когда называю птиц – вы топаете, а когда же я назову
растение – вы приседаете. (Муравей, канюк,василёк, бабочка, стрекоза,
мышь
, оса,одуванчик, землеройка, муха.)
6. Знакомство с видами лугов.
Сообщение учителя
- Существуют разные виды лугов. Заливные, суходольные. Они широко
распространены на территории всей нашей большой страны России. И у нас
в Ставропольском крае есть луговые участки. На них произрастает
интересное растение.
Сообщение «Пион узколистный» - презентация, фрагмент
6. Рефлексия.
Я умею: отличать насекомых от других животных.
Я знаю: что такое насекомое, представителей насекомых, их особенности.
Задание 3. «Экологическая культура»
- Есть хорошие слова: «Ты пришёл в гости к природе, - не делай ничего
такого, что счёл бы неприличным сделать в гостях».
- Не забывайте: вы – в гостях. Вы в чужом доме, в котором много своих
жильцов и правил. Выполняйте их! Что же это за правила?
Задача – каждая группа должна нарисовать 1 запрещающий знак, составить
правило поведения в природе.
Дети работают под музыку Ю.Антонова «Красота»
- Итак, луг – это стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Мы знаем, что
человек часто вмешивается в жизнь природного сообщества. К чему это
может привести?
- Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?
- Что надо делать человеку, чтобы экологическое равновесие в сообществе
«Луг» не нарушалось?
Задание 4. «Экологические задачи»
За лето одна сова уничтожает 1000 полевых мышей, а одна полевая мышь
съедает 1 кг зерна. Сколько килограммов зерна за лето сохранят 2 совы, 20
сов?
ИТОГ занятия
Учитель:
- Если хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц,
жужжание насекомых – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам.
Всюду кипит жизнь. Всё у тебя есть: уши, чтобы всё слышать, глаза, чтобы
всё увидеть, ноги, чтобы всюду пройти. И голова, чтобы всё понять. Давайте
не повторять чужих ошибок и помнить, что мы в гостях.
- Работа в группах закончена.
Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова. Этими словами мы и
закончим наше заочное путешествие:
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты
13. Домашнее задание (по выбору).
1.
Любителям математики - составить любую экологическую задачу,
используя числовые данные.
2.
Знатокам природы – подготовить сообщение об одном из
представителей групп.
3.
Любителям литературы - найти и выучить наизусть стихотворение,
отражающее тему сегодняшнего урока.
14. Этап рефлексии деятельности. «Рефлексивная мишень»
Учащиеся ставят метки в сектора соответственно оценке результата:
чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени
оценка ближе к нулю. Затем проводится краткий анализ.
Вопросы для любознательных
Где у кузнечика ухо?
Самая высокая трава на земле.
Назовите самого прожорливого хищника планеты.
У какого растения листья на север и на юг направлены?
У кого голова на ноге находится?
Чем стрекочет кузнечик?
Знаете ли Вы, что...
Крот настолько прожорлив, что, если ему не удастся пообедать в
течение всего лишь 12 часов, он может умереть?
Богомол - единственное насекомое, способное повернуть
голову и посмотреть «через плечо»?
Насекомые различают цвета, форму предмета, но
лучше видят движущиеся предметы, чем неподвижные?
В мире насчитывается 750 тысяч видов насекомых?
Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду, а
голубь только 9? За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков.
Стрекоза в поисках своего любимого лакомства - мух -
способна пролететь за один час до 100 км, причем за тот же час эта
обжора может проглотить целых 10 мух.
Список литературы:
1. Скалдина О.В. Красная книга : Заповедники России/ Оксана Скалдина.-
М.: Эксмо,2014.-96с.: ил. - (Красная книга для больших и маленьких).
2. Бианки В. Лесная газета. М., 1989.
3.
Все обо всем: Энциклопедия. В 14т. М., 1998-2000.
4.
Дмитриев Ю. Книга природы. М., 1996.
5.
Корабейников В.А. Краски природы. М., 1990.
6.
Красиков С. Легенды о цветах. М., 1995.
7.
Молодов Л.П. Беседы с детьми о нравственности. М., 1995.
8.
Онегов А. На лугу. М., 1984.
9.
Плешаков А. Зеленые страницы. М., 1995.
10.Танасийчук В. Сколько глаз у стрекозы. М., 1995.
11.Экология в начальной школе. М., 2004.
12.Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растения. М., 1995.