Напоминание

конспект образовательной деятельности


Автор: Ефимова Алевтина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности «Сказочная Ильтепи в гостях у ребят»
Тема: конспект образовательной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №185»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект образовательной деятельности

«Сказочная Ильтепи в гостях у ребят»

Выполнил:

воспитатель

МБДОУ «ЦРР-детский

сад №185»

Ефимова А.В.

Чебоксары 2019

1

Цель:

уточнять

и

расширять

представления

о

чувашском

писателе

П.Хузангае, отдельных фактах его биографии, продолжать знакомить с вкладом

П. Хузангая в народную культуру,

познакомить с

его произведением

«Непослушная Ильтепи».

Приобщать к духовно-нравственным ценностям

своего народа, обогащать возможности восприятия чувашского фольклора,

эмоционально реагировать на их содержание. Расширять и обогащать мир

ребенка представлениями о сказочных героях и их характерах. Развивать

интерес к чувашской художественной литературе, формировать эмоциональное

отношение к художественным

произведениям.

Продолжать воспитывать

нравственные качества: вежливость, дружелюбие, уважительное отношение к

окружающим. Воспитывать патриотические чувства.

Предварительная работа с детьми: беседа о городе Чебоксары и его

выдающихся людях, его достопримечательностях, экскурсия к памятнику П.

Хузангая, знакомство с пословицами и поговорками о добре и зле на русском и

чувашском

языках,

знакомство

с

великими

людьми

Чувашии,

с

произведениями

П. Хузангая, разучивание песни «Анне», выпуск папки

передвижки, экскурсия в детскую библиотеку.

Оборудование: компьютер, музыкальный центр, проектор, экран.

Материалы:

мультимедийная презентация; книги П. Хузангая, карточки с

иллюстрациями сказок П. Хузангая, чувашский костюм.

2

Ход мероприятия:

(Под звуки чувашской народной песни воспитатель приглашает детей в круг.)

Воспитатель:

Послушайте,

ребята,

какая

красивая

песня

в

этот

замечательный зимний день сегодня нас встречает. Как вы думаете, на каком

языке звучит эта песня? (Ответы детей.)

Воспитатель: Верно, на чувашском. Я думаю, что это неспроста, она

зовёт нас к чему-то новому. Я предлагаю вам нашу встречу, как всегда, начать с

приветствия на чувашском языке.

(Дети вместе с воспитателем приветствуют друг друга на чувашском языке.)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам, послушать одну интересную сказку

чувашского писателя Петра Хузангая «Итлемен Ильтепи», как вы на это

смотрите? (Ответы детей.)

(Воспитатель рассказывает сказку).

Воспитатель: Жила-была колдунья, каких полно на белом свете: злобная,

недобрая и к тому же неряшливая. Домовой, охранявший ее жилище,

уморившийся постоянно наводить порядок в доме, решил исправить недобрую

хозяйку. Ежедневно он придумывал для нее разные игры с жизненными

сюжетами,

героями

которых

были

куклы

-

три

сестрички.

Куклы

изобретательный домовой создавал из всевозможных подручных средств,

изобилующих в доме Колдуньи: коренья, сухие травы и лепестки цветов, овощи

и грибочки, пузырьки с различными снадобьями и прочие колдовские штучки,

повсюду развешанные

и даже разбросанные

по полу. Когда Колдунья

возвращалась после своих недобрых дел, в доме ее ожидал полный порядок, как

у трудолюбивой хозяюшки, и корзина с куклами, заботливо припасенная

невидимым

Домовым

для

очередной

игры.

А

бездушная

колдунья

моделировала по- своему семейную жизнь. Так, каждой из куколок сестричек

она пыталась найти достойного мужа. Старшая и средняя сестры безропотно

подчинились воле матушки (Колдуньи). Младшая же, Ильтепи, добрая,

3

храбрая, с сильным характером девушка решила сама устроить свою жизнь и

убежала из дома, чтобы найти счастье.

(Не успев рассказать сказку до конца, в зал заходит прекрасная, но очень

грустная девушка Ильтепи, распевая песню…

Воспитатель: Ребят кто к нам пожаловал?! Как вы думаете? Кого-то она

мне напоминает!!! Только кого?!( Воспитатель предлагает детям узнать имя

гостьи.)

Ильтепи: Меня зовут Ильтепи. Я сошла к вам со страниц сказки П.

Хузангая «Непослушная Ильтепи».

(Девушка плачет.)

Воспитатель: Мы с ребятами немного знаем твою историю. Не ты ли

сбежала от Колдуньи?

Ильтепи: Да, это я.

Воспитатель: Как же тебе помочь Ильтепи?

Ильтепи : Это все колдунья… она неряшливая, не хочет за собой

убираться и все делает по своему, мои сестры ее слушают….а я нет. (Плачет). Я

не знаю что сделать, что бы колдунья поняла, что дружба, взаимопонимание и

любовь самое ценное в жизни.

Воспитатель:

Ильтепи, я знаю кто тебе поможет. Наши ребята

настоящие помощники, они знают, что такое дружба,

взаимовыручка и

уважают мнение ближнего. И мы знаем, что добро обязательно победит зло.

Верно ребята?! (Ответы детей.)

Воспитатель: Вот послушай, Ильтепи , сколько ребята знают пословиц и

поговорок о добре и зле.

Дети: (Лайăх ят мултан та паха, Укçапа пуйиччен туспа пуй. Çынтан

сахал илсе нумай пар, Мĕн акнă, вăл шăтать. Шанчăклă тусăн хакĕ çук. Усал

йытă ураран çыртать, усал çын пуçа çиет.)

4

Воспитатель: Ребята, а для того что бы доказать, что дружба и любовь

побеждают все невзгоды, предлагаю сыграть с вами игру «Чупар, юрлар, сикер,

весер, ташлар, ишер, ала супар»

Воспитатель: Ну как, Ильтепи, убедилась, что наши ребята добрые,

никогда не оставят ближнего в беде, всегда помогут и не откажут в трудную

минуту?

Ильтепи: Убедилась. Может и я колдунью научу, как ребята, быть

доброй, заботливой, аккуратной.

Воспитатель: Мы в этом не сомневаемся чувашская красавица.

(Дети приглашают чувашскую красавицу в хоровод

спеть с ними песню

«Анне».)

Ильтепи: Спасибо вам, ребята, что развеселили меня, и на моем лице,

наконец-то, появилась улыбка, а на душе поселись радость и добро.

С вами ребята я поняла, что никогда не поздно начать все сначала и изменить

себя к лучшему, если в душе поселится любовь и доброта, способные растопить

холодные, бесчувственные сердца и победить зло. Я уверена в том, что

колдунья подобреет. До свидания ребята, мне пора на страницы книги, меня

там ждет мой суженный…Сыва пулар ачасем.

Дети: Сыва пуллар, тепре куриччен.

Воспитатель:

Ребята,

понравилось

ли

вам

помогать

чувашской

красавице? (Ответы детей.)

Воспитатель: А что именно понравилось? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, а вы запомнили автора сказки, со страницы

которой появилась чувашская красавица Ильтепи.(Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы ребята. П. Хузангай – великий чувашский поэт.

Хотели бы вы узнать о нем подробнее. (Ответы детей.) Для того, что бы узнать,

предлагаю вам пройти к экрану.

(Презентация «Жизнь и творчество Петра Хузангая»)

5

Родился Пётр Хузангай в крестьянской семье. Он участник войны. С

пером и оружием воевал на войне, до последних дней был на передовой.

Произведения военных лет: поэма «Таня», роман в стихах «Род Аптрамана».

Лирика фронтового периода носит мощный заряд патриотизма. Петр Хузангай

перевел на русский язык произведения классиков чувашской литературы-

К.Иванова, М. Сеспеля, а на чувашский язык произведения А.С.Пушкина, А.С.

Грибоедова, А.А.Блока, М.Горького, В.Маяковского, У.Шекспира и других

русских и зарубежных писателей. Большое место в его творчестве отводится

детям, в стихотворной форме рассказывает маленьким детям о домашних

животных. «Юмахсем», в книгу вошли четыре сказки: «Непослушная Илемпи»,

«Репа», «Голубка», «Что на свете всех сильнее». Жизнь его является частицей

истории,

национальной

гордостью.

В

сквере

перед

Чувашским

государственным институтом культуры и искусств ему установлен бюст-

памятник.

Воспитатель:

Что

нового

вы

узнали

о

Петре

Хузангае,

какие

исторические факты вам запомнились? (Ответы детей.)

Воспитатель: А, что больше всего запомнилось? (Ответы детей.)

Воспитатель: На такой веселой ноте, предлагаю вам, отправиться в

группу и узнать чем закончилась интересная сказка чувашского писателя

П.Хузангая «Итлемен Ильтепи».

6

Список использованной литературы:

1.

Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования .-4-е изд., перераб. и доп./Под ред. Л.А.

Парамоновой.- М.: ТЦ Сфера, 2011.-320с. 113 с.

2.

Программа по приобщению дошкольников к национальной детской

литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная

образовательная программа/ Е. И. Николаева.- Чебоксары: Чуваш. кн.

изд-во, 2015.- 71 с.

3.

Хусанкай, П. Суйласа илнĕ сăвăсемпе поэмăсем / Петр Хусанкай. –

Шупашкар : Чăваш АССР государство изд-ви, 1941. – 124 с. – (Стихи и

поэмы).

7

8



В раздел образования