Напоминание

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП


Автор: Костарева Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 3"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Проектная задача как средство формирования и оценки универсальных учебных действий
Тема: Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
Раздел: начальное образование





Назад




Проектная задача

как средство формирования и оценки

универсальных учебных действий

Сегодня в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное

значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинает преобладать

самостоятельная творческая учебная деятельность учащегося, направленная на решение жизненных

задач.

Решить современные педагогические задачи, то есть сформировать УУД и получить новые качества

личности в рамках отдельных предметов с использованием только классно-урочной формы

организации, провести диагностику полученных результатов, используя только тестовые проверочные

работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходимо искать адекватные

способы и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых

образовательных результатов.

Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Новые образовательные

результаты такие, как учебная и социальная самостоятельность, компетентность в решении проблем, в

принятии решений, ответственность и инициативность, могут быть достигнуты через проектную

деятельность школьников.

Однако проектная деятельность свое ведущее место занимает в основной школе. В начальной школе

могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы

проектных задач. Проектная задача выступает как место зарождения проектных форм учебной

деятельности подростков, а также как средство для формирования и оценки учебной

самостоятельности группы детей.

Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий

целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не

существовавшего результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное

самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам

предлагается все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и данных.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств

и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, приближенных к реальным. Итог решения такой

задачи должен рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема,

макет), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной

жизнью. Во-вторых, это нематериальный «продукт» – качественное изменение самого ребенка (группы

детей).

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы

следующие УУД:

1. Регулятивные УУД:

- рефлексия (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось,

видеть трудности, ошибки);

- целеполагание (ставить и удерживать цели);

- планирование (составлять план своей деятельности).

2. Познавательные УУД:

- моделирование (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и

главное).

3. Коммуникативные УУД:

- инициативность (при поиске способа решения задачи);

- коммуникативность (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать

или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие –

возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них

практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило,

занимают несколько уроков.

Как же устроена проектная задача? Где ее место в образовательном процессе? Как могут оцениваться

ее результаты?

Структура проектной задачи.

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом решения проблемных

ситуаций и включает основные этапы: анализ, моделирование, синтез.

1.Прежде всего, должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть

напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам

разбора проблемной ситуации. Таким образом, формулировка задачи скрыта в описании проблемной

ситуации.

2.Далее, проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде систему

заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это

количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

А что значит задача решена? Это означает, что создан какой-то реальный «продукт», который можно

представить публично и оценить.

Решение проектной задачи требует коллективно-распределенной деятельности учащихся – работы в

малых группах. При этом проявляются умения (или неумения) планировать ход решения задачи,

адекватно распределять работу, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

Система заданий может требовать разных «стратегий» решения: последовательность заданий жестко

и явно определена в соответствии с логикой решения поставленной задачи; выполнение заданий в

любой последовательности; требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть

выявлена самими учащимися. Итоговое задание является место «сборки» результатов выполненных

заданий.

3.Результат решения задачи может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых,

графических средств.

Оценивать проектные задачи учителю помогают эксперты. Для этого можно привлечь свободных

учителей или старшеклассников. Каждому эксперту выдается оценочный лист, где он отмечает по

каждому критерию свою оценку группы или отдельного ученика.

Определив структуру проектной задачи, целесообразно обозначить возможные места этих задач в

образовательном процессе. На один предмет приходится, исходя из количества учебных задач и фаз

учебного года, 4 – 5 проектных задач: одна – в фазе запуска, 2 – 3 в фазе решения учебных задач, одна в

рефлексивной фазе.

Включение в учебный процесс проектных задач позволяет учителю, с одной стороны,

способствовать получению качественно новых результатов и дает возможность проведению

эффективного мониторинга этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для внедрения

проектной деятельности.

Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах.

Решение проектных задач способствует воспитанию ответственности, формированию умения общаться

и договариваться.



В раздел образования