Автор: Сидорук Лидия Оскаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №7
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская Область
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Раздел: дошкольное образование
Педагогическая статья
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной
культуры
Подготовила: воспитатель МБДОУ ДС № 7
Сидорук Лидия Оскаровна
Никто не может стать сыном народа,
если он не проникнется теми основными
чувствами, какими живёт народная душа.
В. В. Зеньковский
В последние десятилетия в нашей стране происходило много сложных, противоречивых
событий в общественной жизни, политике; уходили в прошлое некоторые известные
праздники, появлялись новые; в молодёжной среде всё чаще отмечались факты, связанные с
национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандировали
иностранный уклад жизни. В результате у молодого поколения произошла переоценка
духовных и ценностных ориентиров, чуждых русскому национальному сознанию.
Но события последнего времени, заставили переосмыслить происходящее: российский
народ вспомнил о своей национальной гордости, постепенно к нам возвращается национальная
память.
Именно сегодня особую остроту приобретают проблемы возрождения и поддержания
национальных ценностей. Именно сейчас наступило то время, когда мы должны обратиться к
живительной силе народной педагогики: к старинным праздникам, традициям, фольклору,
художественным промыслам, декоративно прикладному искусству, в которых народ оставил
нам самое ценное из своих культурных достижений.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в основы национальной
культуры. Именно в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые
незримо могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере
определяют последующий путь жизни. Приобщение детей к основам народной культуры
является важнейшим средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому
родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом,
порождающим личность.
Темой патриотического воспитания и ознакомления детей с основами русской народной
культуры я занимаюсь не один год. В своей работе в этом направлении, считаю важным
выполнение поставленных мною задач:
- Познакомить детей с разными жанрами русского устного народного творчества;
- Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами,
праздниками;
- Познакомить детей с предметами старинного русского быта, их назначением;
- Развивать
творческие способности через знакомство с народно – декоративным
искусством.
- Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русскому языку,
русской культуре, природе)
Исходя из личного опыта, хочу предложить следующие формы работы:
- Познавательные беседы,
которые развивают мышление ребёнка, осмысленное
восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое
отношение к народным традициям, национальному наследию.
-
Познавательные интерактивные занятия
- понятие «интерактивный» означает
возможность взаимодействовать вести беседу, диалог. По форме проведения представляют
собой «игры - путешествия» или «игры – открытия». Задача таких занятий не только в том,
чтобы передавать информацию, возбудить любопытство, но и вызвать дальнейшую работу
мысли, потребность узнавать новое. Это, например, такие
занятия как: «Путешествие в
прошлое ручки, часов, одежды, посуды, игрушки
и др.»; в ходе этих занятий как бы
«разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, дети
задают много вопросов, и сами же отвечают на них в увлекательных практических действиях.
Обычно такие занятия проходят в музее – горнице, созданном в нашем дошкольном
учреждении.
Хочу немного остановиться на одном из методических приёмов, который считаю очень
результативным в проведении таких занятий. Это приём введения особого персонажа:
хозяюшки – эту роль берёт на себя воспитатель (достаточно накинуть на плечи расписной
платок и Вы – хозяюшка) или хозяина горницы - маленького человечка Жихарки - так раньше
молодца – удальца называли (его дети хорошо помнят по любимой сказке).
Роль Жихарки «исполняет» кукла – мальчик. Жихарка любит рассказывать о давнем
прошлом, его истории вызывают доверие детей, но он плохо ориентируется в современной
жизни, поэтому часто просит детей рассказать о современных вещах, праздниках, затем
сравнивают прошлое и настоящее, делают выводы. В процессе общения между ребятами и
Жихаркой выстраивается живой диалог, а воспитатель служит как бы связующим звеном
между ними.
Если
во
время
занятия
планируется
продуктивная
деятельность
–
воспитатель,
нарядившись в народный костюм, выступает в роли Марьи – искусницы или Кузьмы –
работника (кузнеца и плотника), которые делятся своими премудростями с детьми и Жихаркой.
Обычно такие занятия проводятся один – два раза в месяц, являются комплексными и
содержательно более насыщенными.
- Оформление в детском саду мини – музея и тематических уголков – одно из
основных средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и
нравственного отношения к ним.
Музей , созданный в нашем детском саду – не традиционен: экспонаты не располагаются
за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать,
рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Дети проявляют интерес ко всему, что
есть в музее. Задают много вопросов. Ведь так интересно во время рассказа о внутреннем
устройстве избы увидеть настоящий «красный угол», посидеть на настоящей лавке за
длинным столом, подержать в руках старинную домашнюю утварь. Ведь не зря в народе
говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Во время посещения музея
создаются условия для самостоятельной творческой деятельности.
- Творческая продуктивная и игровая деятельность детей.
Творчество – главное средство освоения ребёнком культурно – исторического опыта. От
эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из пластилина,
солёного теста, бумаги, картона, там же, в горнице, дети изготавливают понравившиеся им
предметы. Так, например, ребятами были изготовлены предметы русского быта: веретено,
прялка, коромысло с вёдрами, детская люлька; вылеплены и расписаны народные игрушки,
которые дети разместили в групповом тематическом уголке и с удовольствием обыгрывают
их.
- Предпраздничные посиделки
– основная цель – подготовка к празднику. На
посиделках разучиваются песни, игры, изготавливаются разные предметы, необходимые для
праздника (бусы, кокошники, маски, шумелки и т.д.); хорошо, если дети нарядятся в народные
костюмы - ряженье повышает эмоциональный тонус и усиливает их восприятие.
- Праздники.
Праздник, народный обряд - являются большой, яркой и глубоко
содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники,
мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след
Обогащению знаний детьми русских народных праздников помогает знакомство с такими
праздниками как Рождество, Масленица, Пасха и др. Дети принимают участие в этих
праздниках, узнают о традициях и обрядах. Масленица запоминается детям как праздник с
блинами, скоморохами, хороводами и
«сжиганием чучела».
На Пасху детям нравиться
обмениваться раскрашенными яйцами. Самый запоминающийся праздник – Рождество, он
памятен детям тем, что в этот праздник можно колядовать, наряжаться и ходить по детскому
саду, петь, плясать и принимать угощения. Перед праздником мы в доступной форме знакомим
детей с историей его возникновения, учим праздничные колядки, с помощью родителей
готовим костюмы, музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, балалайки и др.
Дети желают всем, к кому бы ни заходили, здоровья, счастья, успехов: «Дай бог тому, кто в
этом дому, пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница…». Их пожелания звучат не
наигранно, искренне, а затем в шутливой форме дети просят подарки, угощения: «Открывайте
сундучки, доставайте пятачки, мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!» На прощание
благодарят хозяев: «Спасибо Вам хозяева добрые! Тем, кто детишек угощает, тому бог целый
год помогает!»
- Народные игры. Невозможно представить праздники на Руси без игр. В русских
народных играх много юмора, задора. Они всегда образны и сопровождаются потешками,
считалками, забавными запевками, прибаутками. В младшем возрасте любимыми играми могут
стать «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси – гуси». В старшем дошкольном возрасте
– это «Ручеёк», «Заря – заряница», «Цепи кованые», «Жмурки», «Гори – гори ясно».
Неизменным спутником народных игр всегда была песня; хороводные игры, основанные на
соединении песни с движением, любимы и малышами и старшими детьми. Это игры «По
ровненькой дорожке», «Заинька», «Каравай» и др.
- Работа с родителями. В работе по приобщению детей к основам русской народной
культуры мы активно привлекаем родителей. На информационном стенде. помещаем
интересную информацию, подобранную родителями и детьми о народных праздниках; в
разделе «Наблюдения в природе» - народные приметы, пословицы и поговорки…, даём
родителям рекомендации по прочтению конкретной сказки - они вместе со своим ребенком
рисуют иллюстрации к заданной сказке, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая её смысл
и эмоции, ею вызываемые; придумывают свою концовку и т.д. Так же вместе с музыкальными
и физкультурными руководителями проводим праздники, ярмарки, где родители участвуют
вместе с детьми (зачитывают пословицы и поговорки, водят хороводы, участвуют в народных
играх). В группе с помощью родителей создан мини – музей «Народная игрушка», изготовлен
макет «русского подворья», руками родителей сшиты куклы в русских народных костюмах. В
музее – горнице детского сада проводим мастер – классы, во время которых родителями и
детьми были изготовлены разнообразные народные игрушки: дымковские, филимоновские,
русские матрёшки, тряпичные куклы и куклы из ниток – все они так же заняли место в музее
«Народной игрушки».
Особую радость, как детям, так и родителям доставили сделанные своими руками
движущиеся игрушки
по принципу «богородских». Здесь «мастера» проявили особое
творчество: дети методом «оригами» сложили персонажей сказок, а родители изготовили
«движущее устройство»; по окончании работы дети вместе с родителями разыгрывали
знакомые сказки, сценки из песенок или потешек. Очень интересно и необычно в нашем
детском саду был реализован проект «Сибирский валенок», который так же проводился с
активным участием родителей и завершился выставкой удивительных поделок, в основе
которых был наш русский валенок.
Трудно переоценить подобные мероприятия, ведь совместная деятельность, переживания,
игры сближают и укрепляют семьи. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей,
воспитывать уважение и любовь к русской народной культуре в целом.