Напоминание

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры


Автор: Сидорук Лидия Оскаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №7
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская Область
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическая статья

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной

культуры

Подготовила: воспитатель МБДОУ ДС № 7

Сидорук Лидия Оскаровна

Никто не может стать сыном народа,

если он не проникнется теми основными

чувствами, какими живёт народная душа.

В. В. Зеньковский

В последние десятилетия в нашей стране происходило много сложных, противоречивых

событий в общественной жизни, политике; уходили в прошлое некоторые известные

праздники, появлялись новые; в молодёжной среде всё чаще отмечались факты, связанные с

национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандировали

иностранный уклад жизни. В результате у молодого поколения произошла переоценка

духовных и ценностных ориентиров, чуждых русскому национальному сознанию.

Но события последнего времени, заставили переосмыслить происходящее: российский

народ вспомнил о своей национальной гордости, постепенно к нам возвращается национальная

память.

Именно сегодня особую остроту приобретают проблемы возрождения и поддержания

национальных ценностей. Именно сейчас наступило то время, когда мы должны обратиться к

живительной силе народной педагогики: к старинным праздникам, традициям, фольклору,

художественным промыслам, декоративно прикладному искусству, в которых народ оставил

нам самое ценное из своих культурных достижений.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка.

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в основы национальной

культуры. Именно в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые

незримо могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере

определяют последующий путь жизни. Приобщение детей к основам народной культуры

является важнейшим средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому

родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом,

порождающим личность.

Темой патриотического воспитания и ознакомления детей с основами русской народной

культуры я занимаюсь не один год. В своей работе в этом направлении, считаю важным

выполнение поставленных мною задач:

- Познакомить детей с разными жанрами русского устного народного творчества;

- Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами,

праздниками;

- Познакомить детей с предметами старинного русского быта, их назначением;

- Развивать

творческие способности через знакомство с народно – декоративным

искусством.

- Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русскому языку,

русской культуре, природе)

Исходя из личного опыта, хочу предложить следующие формы работы:

- Познавательные беседы,

которые развивают мышление ребёнка, осмысленное

восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое

отношение к народным традициям, национальному наследию.

-

Познавательные интерактивные занятия

- понятие «интерактивный» означает

возможность взаимодействовать вести беседу, диалог. По форме проведения представляют

собой «игры - путешествия» или «игры – открытия». Задача таких занятий не только в том,

чтобы передавать информацию, возбудить любопытство, но и вызвать дальнейшую работу

мысли, потребность узнавать новое. Это, например, такие

занятия как: «Путешествие в

прошлое ручки, часов, одежды, посуды, игрушки

и др.»; в ходе этих занятий как бы

«разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, дети

задают много вопросов, и сами же отвечают на них в увлекательных практических действиях.

Обычно такие занятия проходят в музее – горнице, созданном в нашем дошкольном

учреждении.

Хочу немного остановиться на одном из методических приёмов, который считаю очень

результативным в проведении таких занятий. Это приём введения особого персонажа:

хозяюшки – эту роль берёт на себя воспитатель (достаточно накинуть на плечи расписной

платок и Вы – хозяюшка) или хозяина горницы - маленького человечка Жихарки - так раньше

молодца – удальца называли (его дети хорошо помнят по любимой сказке).

Роль Жихарки «исполняет» кукла – мальчик. Жихарка любит рассказывать о давнем

прошлом, его истории вызывают доверие детей, но он плохо ориентируется в современной

жизни, поэтому часто просит детей рассказать о современных вещах, праздниках, затем

сравнивают прошлое и настоящее, делают выводы. В процессе общения между ребятами и

Жихаркой выстраивается живой диалог, а воспитатель служит как бы связующим звеном

между ними.

Если

во

время

занятия

планируется

продуктивная

деятельность

воспитатель,

нарядившись в народный костюм, выступает в роли Марьи – искусницы или Кузьмы –

работника (кузнеца и плотника), которые делятся своими премудростями с детьми и Жихаркой.

Обычно такие занятия проводятся один – два раза в месяц, являются комплексными и

содержательно более насыщенными.

- Оформление в детском саду мини – музея и тематических уголков – одно из

основных средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и

нравственного отношения к ним.

Музей , созданный в нашем детском саду – не традиционен: экспонаты не располагаются

за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать,

рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Дети проявляют интерес ко всему, что

есть в музее. Задают много вопросов. Ведь так интересно во время рассказа о внутреннем

устройстве избы увидеть настоящий «красный угол», посидеть на настоящей лавке за

длинным столом, подержать в руках старинную домашнюю утварь. Ведь не зря в народе

говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Во время посещения музея

создаются условия для самостоятельной творческой деятельности.

- Творческая продуктивная и игровая деятельность детей.

Творчество – главное средство освоения ребёнком культурно – исторического опыта. От

эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из пластилина,

солёного теста, бумаги, картона, там же, в горнице, дети изготавливают понравившиеся им

предметы. Так, например, ребятами были изготовлены предметы русского быта: веретено,

прялка, коромысло с вёдрами, детская люлька; вылеплены и расписаны народные игрушки,

которые дети разместили в групповом тематическом уголке и с удовольствием обыгрывают

их.

- Предпраздничные посиделки

– основная цель – подготовка к празднику. На

посиделках разучиваются песни, игры, изготавливаются разные предметы, необходимые для

праздника (бусы, кокошники, маски, шумелки и т.д.); хорошо, если дети нарядятся в народные

костюмы - ряженье повышает эмоциональный тонус и усиливает их восприятие.

- Праздники.

Праздник, народный обряд - являются большой, яркой и глубоко

содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники,

мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след

Обогащению знаний детьми русских народных праздников помогает знакомство с такими

праздниками как Рождество, Масленица, Пасха и др. Дети принимают участие в этих

праздниках, узнают о традициях и обрядах. Масленица запоминается детям как праздник с

блинами, скоморохами, хороводами и

«сжиганием чучела».

На Пасху детям нравиться

обмениваться раскрашенными яйцами. Самый запоминающийся праздник – Рождество, он

памятен детям тем, что в этот праздник можно колядовать, наряжаться и ходить по детскому

саду, петь, плясать и принимать угощения. Перед праздником мы в доступной форме знакомим

детей с историей его возникновения, учим праздничные колядки, с помощью родителей

готовим костюмы, музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, балалайки и др.

Дети желают всем, к кому бы ни заходили, здоровья, счастья, успехов: «Дай бог тому, кто в

этом дому, пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница…». Их пожелания звучат не

наигранно, искренне, а затем в шутливой форме дети просят подарки, угощения: «Открывайте

сундучки, доставайте пятачки, мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!» На прощание

благодарят хозяев: «Спасибо Вам хозяева добрые! Тем, кто детишек угощает, тому бог целый

год помогает!»

- Народные игры. Невозможно представить праздники на Руси без игр. В русских

народных играх много юмора, задора. Они всегда образны и сопровождаются потешками,

считалками, забавными запевками, прибаутками. В младшем возрасте любимыми играми могут

стать «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси – гуси». В старшем дошкольном возрасте

– это «Ручеёк», «Заря – заряница», «Цепи кованые», «Жмурки», «Гори – гори ясно».

Неизменным спутником народных игр всегда была песня; хороводные игры, основанные на

соединении песни с движением, любимы и малышами и старшими детьми. Это игры «По

ровненькой дорожке», «Заинька», «Каравай» и др.

- Работа с родителями. В работе по приобщению детей к основам русской народной

культуры мы активно привлекаем родителей. На информационном стенде. помещаем

интересную информацию, подобранную родителями и детьми о народных праздниках; в

разделе «Наблюдения в природе» - народные приметы, пословицы и поговорки…, даём

родителям рекомендации по прочтению конкретной сказки - они вместе со своим ребенком

рисуют иллюстрации к заданной сказке, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая её смысл

и эмоции, ею вызываемые; придумывают свою концовку и т.д. Так же вместе с музыкальными

и физкультурными руководителями проводим праздники, ярмарки, где родители участвуют

вместе с детьми (зачитывают пословицы и поговорки, водят хороводы, участвуют в народных

играх). В группе с помощью родителей создан мини – музей «Народная игрушка», изготовлен

макет «русского подворья», руками родителей сшиты куклы в русских народных костюмах. В

музее – горнице детского сада проводим мастер – классы, во время которых родителями и

детьми были изготовлены разнообразные народные игрушки: дымковские, филимоновские,

русские матрёшки, тряпичные куклы и куклы из ниток – все они так же заняли место в музее

«Народной игрушки».

Особую радость, как детям, так и родителям доставили сделанные своими руками

движущиеся игрушки

по принципу «богородских». Здесь «мастера» проявили особое

творчество: дети методом «оригами» сложили персонажей сказок, а родители изготовили

«движущее устройство»; по окончании работы дети вместе с родителями разыгрывали

знакомые сказки, сценки из песенок или потешек. Очень интересно и необычно в нашем

детском саду был реализован проект «Сибирский валенок», который так же проводился с

активным участием родителей и завершился выставкой удивительных поделок, в основе

которых был наш русский валенок.

Трудно переоценить подобные мероприятия, ведь совместная деятельность, переживания,

игры сближают и укрепляют семьи. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей,

воспитывать уважение и любовь к русской народной культуре в целом.



В раздел образования