Напоминание

Программа "Росток"


Автор: Нурлатова Надежда Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 4 "Родничок"
Населённый пункт: г. Котельнича
Наименование материала: Духовно-нравственное просвещение родителей в дошкольной образовательной организации
Тема: Программа "Росток"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Родничок»

города Котельнича Кировской области

Программа духовно-нравственного

просвещения родителей

«Росток»

Автор: Нурлатова

Надежда Васильевна,

старший воспитатель

2020

№п/п

Содержание

Страница

1

Пояснительная записка

3-5

2

Актуальность

5-6

3

Цель и задачи Программы

6

4

Нормативно-правовое обеспечение Программы

7

5

Условия реализации Программы

7-10

6

Принципы реализации Программы

10

7

Ожидаемые результаты реализации Программы

10-12

8

Список используемой литературы

13-14

Приложения

«Для воспитания детей – самое главное,

чтобы они видели своих родителей живущими

большой внутренней жизнью».

Священник Александр Ельчанинов

Пояснительная записка

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических

периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня

не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении

личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому

у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,

справедливости и патриотизме.

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания

(материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и

принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы

знаний об окружающем мире. Семья – это система с определенным морально-

психологическим климатом, являющаяся для ребенка школой отношений

между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле,

о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным

ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви,

дружбы, долга, ответственности, справедливости, из семейного опыта он

усваивает представления о себе, о других и о мире в целом. Эта атмосфера

создает его ценности и обеспечивает обратную связь, придающие ему чувство

общности с членами семьи и окружающим миром.

Первые воспитатели ребенка – мать и отец. Их вклад в его развитие

трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками, народная педагогика несет в

себе образ ответственного, оберегающего родительства: «На плечах отца

держится мир», «Материнская молитва со дна моря поднимет».

Современные родители - это молодое поколение 90-х годов, когда

происходило

разрушение

нравственных

норм

и

ценностей

советского

государства и в то же время еще не сформировалась устойчивая опора на

православные традиции. К величайшему сожалению, многих современных пап

и мам можно отнести к так называемому «потерянному поколению родителей».

Поэтому

приобщение

молодежи,

родителей

к

православной

культуре,

традициям, христианскому образу жизни является одним из приоритетных

направлений деятельности не только Русской Православной Церкви, но и

образовательных учреждений.

В

своем

выступлении

на

XXVI

Международных

Рождественских

образовательных чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отметил: «Когда мы

говорим о нравственных ценностях и будущем человечества, то связь этих

понятий обращает наше внимание в первую очередь на молодежь, на

воспитание и систему образования. Ведь будущее формируется сегодня,

прежде всего в умах и сердцах молодого поколения. С этого года начинается

объявленное Указом Президента России Десятилетие детства. В связи с этим

еще раз уместно напомнить о важности защиты и поддержки семейных

ценностей».

Маленький ребенок еще не имеет устойчивого мировоззрения, он обладает

незначительным жизненным опытом, поэтому взрослый выступает для него как

носитель духовных ценностей и культуры в целом. Дома это близкие люди,

члены семьи, в детском саду - это педагоги.

Успешно решить задачи по

духовно-нравственному (православному) воспитанию дошкольников возможно

только при тесном взаимодействии, соработничестве детского сада и семьи.

Православие рассматривает семью как Малую Церковь, где начинается

первый духовный путь ребенка, его внутреннее наполнение, где определяются

его

ценности

и

приоритеты.

Детский

сад

продолжает

расширять

представления детей об окружающем мире, данном нам Богом. Нередко,

дошкольное учреждение является первым источником информации о Вере, где

впервые ребенок получает представления о Православии.

Для того, чтобы сохранить духовное здоровье детей, выйти из духовного

кризиса необходимо объединить усилия детского сада, семьи, церкви и

государства.

Актуальность

В свете последних изменений в государственной системе российского

образования

дошкольное

образование

определено

первой

ступенью

образовательной

системы.

Законодательно

закреплена

возможность

ориентировать работу дошкольного учреждения по направлению духовно-

нравственного воспитания. В соответствии с федеральным государственным

образовательным стандартом дошкольного образования одним из условий

реализации основной образовательной программы дошкольного образования

является взаимодействие с родителями (законными представителями).

В наше время в процессе воспитания детей наблюдается разрыв связи

поколений, преемственности поколений, недостаточно сформирована система

работы с семьями по вопросам духовно-нравственного воспитания.

Ректор

Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова

Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: «Нельзя допустить

духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь

безотлагательно

нуждаются

в

духовно-нравственном

просвещении

и

воспитании».

В наше время особенно очевидно, что без духовности, которую несет с

собой Православие нам не прожить, не обрести согласия в обществе. Больно от

того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности.

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о таких

нравственных ценностях, как семья, добро, совесть, честь, верность.

Образовательная система детского сада позволяет целенаправленно

формировать эти представления.

Детский сад может стать помощником

православной церкви, проводником основ духовно-нравственного воспитания

не только детей, но и их родителей.

Поэтому главная цель работы с родителями

определена как просветительская, то есть знакомство родителей с православной

культурой и историей, пробуждение к ней интереса на основе системного

подхода к организации взаимодействия детского сада, семьи и Церкви.

Программа духовно-нравственного просвещения родителей «Росток»

(далее-Программа) является составляющей частью инновационной модели

работы дошкольного образовательного учреждения. Программа направлена на

взаимное сотрудничество педагогов и родителей по возрождению основ

духовно-нравственного

(православного)

воспитания

в

образовательном

учреждении и семье как Малой Церкви.

Программа является актуальной, так как семьи, прикоснувшиеся к

основам духовно-нравственного (православного) образования в детском саду,

возможно, сделают осознанный выбор на школьной ступени образования детей,

отдав предпочтение изучению основ православной культуры, продолжат

образование детей в воскресной школе. Тем более важно раннее просвещение

детей, а вместе с ними и родителей, так как это может послужить в дальнейшем

воцерковлению семей.

Цель и задачи Программы

Цель:

Духовно-нравственное просвещение родителей через приобщение

к ценностям и традициям православия посредством использования активных

форм взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

1.

Возрождение

традиционного

для

Вятки

духовно-нравственного

воспитания, содействие родителям в развитии личности ребенка на

основе ценностей отечественной культуры.

2.

Помощь семье в духовно-нравственном воспитании детей посредством

формирования

представлений

о

традиционном

семейном

укладе,

восстановлению духовных связей между поколениями.

3.

Знакомство

родителей

с

основными

понятиями

христианского

православного

вероучения,

с

традициями

православной

Церкви,

календарем, праздниками.

4.

Организация социально-значимых мероприятий для детей и взрослых.

Нормативно-правовое обеспечение Программы

Нормативно-правовая основа разработки Программы:

1. «Конвенция о правах ребенка», принятая резолюцией 44/25 Генеральной

Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

2. Федеральный

закон от 29.12.2012 г.

№273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) «О

свободе совести и религиозных объединениях».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.09.2013г. №155 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования».

5. «Православный компонент дошкольного образования» как дополнение к

«Стандарту православного компонента начального общего, основного

общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений

Российской Федерации», утвержденному решением Священного Синода

Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.

Москва «Просвещение» 2009.

Программа

опирается

на

опыт

работы

по

духовно-нравственному

воспитанию педагогических коллективов образовательных организаций

разных регионов России.

Условия реализации программы

Программа духовно-нравственного просвещения родителей «Росток»

является

одним

из

компонентов

инновационной

модели

реализации

православного компонента в дошкольном учреждении. Модель реализации

православного

компонента

позволяет

создать

условия

для

духовно-

нравственного просвещения детей и взрослых в различных видах деятельности.

Программное обеспечение реализации православного компонента в

дошкольном учреждении:

Основная образовательная программа дошкольного образования

(формируемая часть программы – социально-коммуникативное развитие) для

групп общеразвивающей направленности.

Содержательный модуль основной образовательной программы

дошкольного образования «Воспитание духовно-нравственной (православной)

культуры дошкольников» для православной группы.

Дополнительная

образовательная

программа

по

направлению

духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста «От

сердца к сердцу» для детей, посещающих православный кружок.

Программа духовно-нравственного просвещения «Росток» для

родителей.

Программа духовно-нравственного просвещения родителей «Росток»

направлена на приобщение детей и родителей к ценностям и традициям

православной

культуры.

Мероприятия

Программы

способствуют

патриотическому,

духовно-нравственному

и

эстетическому

воспитанию

личности через познание истории и традиций своего народа, позволяет

раскрыть глубинную красоту православной культуры.

Срок реализации программы – 1 учебный год (сентябрь-август).

Программа

реализуется

в

светском

детском

саду

в

группах

общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет. Обязательным

условием является свободное волеизъявление родителей на участие во всех

мероприятиях Программы.

В

современных

условиях

без

социально-педагогического

партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить

полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание.

Необходимо

выстраивать партнерские отношения с семьей, Церковью, общественными

организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, СМИ.

Успешной реализации мероприятий Программы способствуют тесные

связи с социумом:

духовно-просветительским

центром

Яранской

епархии

(образовательные чтения, семинары, публикации);

Свято-Никольским собором;

краеведческим музеем (организация выставок);

другими

образовательными

учреждениями

города

(конкурсы,

творческие встречи, акции);

институтом развития образования города Кирова (поездки с целью

изучения истории и культуры Вятки);

паломническим центром (поездки по Святыням Вятки).

Партнерское сотрудничество с организациями и частными лицами

помогает расширить географию нашей деятельности и привлечь к проблеме

духовно-нравственного воспитания более широкий круг заинтересованных лиц.

Значимыми

для

разработки

и

реализации

Программы

являются

национально-культурные особенности, которые предоставляют возможность

познакомиться с русским народным творчеством, православной культурой

русского народа, которая складывалась веками и впитала в себя все традиции,

обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.

Основным условием организации мероприятий Программы является

создание эмоционально-комфортной социальной среды, помогающей детям и

взрослым активно общаться друг с другом, приобретать и закреплять знания и

навыки,

обогащать семейный опыт новыми впечатлениями.

Другим важным условием организации духовно-нравственного просвещения

родителей является создание предметно-пространственной среды. В детском

саду имеются

необходимые помещения, соответствующие санитарно –

гигиеническим нормам и требованиям: отдельные групповые помещения,

музыкальный зал, комната для индивидуальных занятий и бесед, площадки для

прогулок,

организации

мероприятий

на

территории

детского

сада.

Методический

кабинет

оснащен

методической

литературой,

созданы

православная библиотека и видеотека.

Программа предусматривает добровольное и посильное включение в

мероприятия взрослых и детей.

Принципы реализации Программы

Программа

реализуется

с

учетом

основных

принципов

духовно-

нравственного просвещения:

Принцип

нравственного примера педагога, который является

образцом тактичного поведения, воспитанности, нравственных поступков.

Принцип

системности,

включающий

в

себя

равноценных

участников образовательных отношений, объединенных целью эффективного

взаимодействия,

направленных

на

раскрытие

духовно-нравственного

потенциала детей и взрослых.

Принцип

культуросообразности,

обеспечивающий

сохранение

христианских традиций, православной культуры в качестве основной духовно-

нравственной опоры.

Добровольность включения

педагогов, детей и их родителей в

сферу

духовно-нравственного

воспитания

посредством

изучения

основ

православия.

Принцип

соборности

осуществляется через общие дела, где

детский сад и семья выступают в тесном сотрудничестве, используя механизм

непрерывности и преемственности.

Принцип

интерактивности,

ориентирующий

на

формирование

активного

нравственного

сознания

всех

участников

образовательный

отношений.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программных мероприятий позволит:

Создать систему духовно-нравственного просвещения родителей,

основанную на взаимном соработничестве детского сада и семьи.

Обогатить

духовный

мир

детей

и

взрослых,

предоставить

возможность

прикоснутся

к

неопознанному

миру

веры

в

условиях

образовательного учреждения.

Увеличить число родителей, принимающих активное участие в

мероприятиях детского сада, занимающих активную жизненную позицию в

воспитании и развитии ребенка.

Приобрести опыт добровольного участия в благотворительных

акциях, делах милосердия.

Способствовать укреплению института семьи, возрождению и

сохранению

духовно-нравственных

традиций

семейного

воспитания,

содействию родителям в развитии личности ребенка на основе ценностей

православной культуры.

В

сфере

личностного

развития

участников

образовательных

отношений реализация Программы должна помочь обеспечить:

готовность

и

способность

к

духовному

развитию,

нравственному

самосовершенствованию, социально-ответственному поведению;

готовность и способность к реализации творческого потенциала в

духовной

и

предметно-продуктивной

деятельности,

социальной

мобильности на основе моральных норм;

укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных

отечественных традициях, внутренней установке личности поступать

согласно своей совести;

формирование

морали

как

осознанной

необходимости

поведения,

основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле,

должном и недопустимом;

принятие личностью национальных духовных традиций;

жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни;

свободолюбие

как

способность

к

сознательному

личностному

самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью

перед семьёй и обществом.

В сфере семейных отношений реализация Программы должна

помочь обеспечить:

осознание себя членом семьи как Малой Церкви на основе принятия

духовно-нравственных ценностей православной Церкви;

осознание безусловной ценности семьи как первоосновы становления

нравственных качеств личности человека;

понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,

взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших,

ответственность за другого человека;

понимание того, что семью не построить без жертвенности и терпения;

бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

Заключение

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости

– это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам

является испытанием человечности».

В. А. Сухомлинский

Используемая литература

1.

Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева Детский сад и семья:

методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М.:

Мозаика-Синтез.

2.

А.В. Бородина «Основы православной культуры», М.: «Православная

педагогика», 2003г.

3.

А.А. Алексеева «Примерная программа православного воспитания детей

дошкольного возраста», журнал «Дошкольное воспитание» №1,2,5,8,9,12,

2004г.

4.

Р.Ю. Киркос «Православное воспитание детей дошкольного возраста»,

Санкт-Петербург: «Сатисъ», 2007г.

5.

А.Б. Измайлова «Православная педагогическая мысль о почитании

родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика:

Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000г.

6.

А.С. Макаренко «Книга для родителей». М.: «Педагогика», 1988г.

7.

Н. В. Демидова «Рассказы о вятских святых», Вятка, 2007г.

8.

Н.В. Давыдова «Мастера: Книга для чтения по истории православной

культуры». М.: «Покров», 2004г.

9.

Н.С. Даведьянова «О понимании духовности в современном обществе/

Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и

докладов ВГПУ, 2000г.

10.

Батюшка Леонид Сафронов «Петр и Феврония», в стихах.

11.

Ю. Рязанов «Петр и Феврония», сказание в стихах, житие. М.: фонд

«Наши дети», 2011г.

12.

И. Литвак «Сказание о Казанской иконе Божией матери». М.: 2000г.

13.

Н.В. Скоробогатько «Ты Михаил – и я Михаил». М.: УКИНО, «Духовное

преображение», 2012г.

14.

В.В. Горшенина «Система работы детского сада по предупреждению и

преодолению

трудностей

семейного

воспитания»

-

Издание

3-е,

переработанное. М.: Глобус; Волгоград: Панорама, (Дошкольное образование).

15.

С.А. Блинова Программа «Семья». Владимирский институт повышения

квалификации работников образования.

16.

12 семейных историй «Счастье быть вместе», М.: «Никея», 2015г.

17.

Протоиерей

Владимир

Головин

«Батюшкины

уроки».

М.:

фонд

поддержки духовно-нравственных ценностей «Тренды и традиции», 2017г.

18.

«Благословите дитя. Божий дар жизни». М.: «Эксмо», 2016г.

19.

М. Нефедова «Душа вашего ребенка. 40 вопросов родителей о детях». 4-е

издание, М.: «Никея», 2017г.

20.

Священник Михаил Шполянский «Как приготовиться к исповеди и

причастию». М.: «Отчий дом», 2017г.

21.

«Быть отцом! Звездные папы — о своем родительском опыте». М.:

«Никея», 2017г.

22.

А.З. Лобанова «Чтобы лукавый не увел детей ваших». М.: «Сибирская

Благозвонница», 2014г.

23.

Г.П. Чинякова «Слезы матери. О великой силе материнской молитвы за

детей». М.: «Параклит», 2014г.

24.

Даниловский благовестник «Семья как чудо». М.:, 2012г.

25.

Г.С.

Гитбунов

«Двунадесятые

праздники»

(историко-литургическое

описание). М.: издательство Сретенского монастыря, 2014г.

26.

А. Желобовский «Христианское воспитание детей». М.: «Неугасимая

лампада», 2014г.

27.

О. Головко «Счастья много не бывает». М.: «ДАРЪ», 2017г.

28.

П. Коломейцев, священник Кристель Манске «Каждый ребенок -

особенный. Иллюзия дефекта». М.: «Никея», 2017г.

29.

Протоиерей Андрей Ткачев «В общении с родителями». Беседы о

христианском воспитании. К.: «Послушник», 2018г.



В раздел образования