Автор: Нурлатова Надежда Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 4 "Родничок"
Населённый пункт: г. Котельнича
Наименование материала: Духовно-нравственное просвещение родителей в дошкольной образовательной организации
Тема: Программа "Росток"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Родничок»
города Котельнича Кировской области
Программа духовно-нравственного
просвещения родителей
«Росток»
Автор: Нурлатова
Надежда Васильевна,
старший воспитатель
2020
№п/п
Содержание
Страница
1
Пояснительная записка
3-5
2
Актуальность
5-6
3
Цель и задачи Программы
6
4
Нормативно-правовое обеспечение Программы
7
5
Условия реализации Программы
7-10
6
Принципы реализации Программы
10
7
Ожидаемые результаты реализации Программы
10-12
8
Список используемой литературы
13-14
Приложения
«Для воспитания детей – самое главное,
чтобы они видели своих родителей живущими
большой внутренней жизнью».
Священник Александр Ельчанинов
Пояснительная записка
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня
не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении
личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому
у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,
справедливости и патриотизме.
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания
(материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и
принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы
знаний об окружающем мире. Семья – это система с определенным морально-
психологическим климатом, являющаяся для ребенка школой отношений
между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле,
о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным
ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви,
дружбы, долга, ответственности, справедливости, из семейного опыта он
усваивает представления о себе, о других и о мире в целом. Эта атмосфера
создает его ценности и обеспечивает обратную связь, придающие ему чувство
общности с членами семьи и окружающим миром.
Первые воспитатели ребенка – мать и отец. Их вклад в его развитие
трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками, народная педагогика несет в
себе образ ответственного, оберегающего родительства: «На плечах отца
держится мир», «Материнская молитва со дна моря поднимет».
Современные родители - это молодое поколение 90-х годов, когда
происходило
разрушение
нравственных
норм
и
ценностей
советского
государства и в то же время еще не сформировалась устойчивая опора на
православные традиции. К величайшему сожалению, многих современных пап
и мам можно отнести к так называемому «потерянному поколению родителей».
Поэтому
приобщение
молодежи,
родителей
к
православной
культуре,
традициям, христианскому образу жизни является одним из приоритетных
направлений деятельности не только Русской Православной Церкви, но и
образовательных учреждений.
В
своем
выступлении
на
XXVI
Международных
Рождественских
образовательных чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отметил: «Когда мы
говорим о нравственных ценностях и будущем человечества, то связь этих
понятий обращает наше внимание в первую очередь на молодежь, на
воспитание и систему образования. Ведь будущее формируется сегодня,
прежде всего в умах и сердцах молодого поколения. С этого года начинается
объявленное Указом Президента России Десятилетие детства. В связи с этим
еще раз уместно напомнить о важности защиты и поддержки семейных
ценностей».
Маленький ребенок еще не имеет устойчивого мировоззрения, он обладает
незначительным жизненным опытом, поэтому взрослый выступает для него как
носитель духовных ценностей и культуры в целом. Дома это близкие люди,
члены семьи, в детском саду - это педагоги.
Успешно решить задачи по
духовно-нравственному (православному) воспитанию дошкольников возможно
только при тесном взаимодействии, соработничестве детского сада и семьи.
Православие рассматривает семью как Малую Церковь, где начинается
первый духовный путь ребенка, его внутреннее наполнение, где определяются
его
ценности
и
приоритеты.
Детский
сад
продолжает
расширять
представления детей об окружающем мире, данном нам Богом. Нередко,
дошкольное учреждение является первым источником информации о Вере, где
впервые ребенок получает представления о Православии.
Для того, чтобы сохранить духовное здоровье детей, выйти из духовного
кризиса необходимо объединить усилия детского сада, семьи, церкви и
государства.
Актуальность
В свете последних изменений в государственной системе российского
образования
дошкольное
образование
определено
первой
ступенью
образовательной
системы.
Законодательно
закреплена
возможность
ориентировать работу дошкольного учреждения по направлению духовно-
нравственного воспитания. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования одним из условий
реализации основной образовательной программы дошкольного образования
является взаимодействие с родителями (законными представителями).
В наше время в процессе воспитания детей наблюдается разрыв связи
поколений, преемственности поколений, недостаточно сформирована система
работы с семьями по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Ректор
Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова
Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: «Нельзя допустить
духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь
безотлагательно
нуждаются
в
духовно-нравственном
просвещении
и
воспитании».
В наше время особенно очевидно, что без духовности, которую несет с
собой Православие нам не прожить, не обрести согласия в обществе. Больно от
того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности.
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о таких
нравственных ценностях, как семья, добро, совесть, честь, верность.
Образовательная система детского сада позволяет целенаправленно
формировать эти представления.
Детский сад может стать помощником
православной церкви, проводником основ духовно-нравственного воспитания
не только детей, но и их родителей.
Поэтому главная цель работы с родителями
определена как просветительская, то есть знакомство родителей с православной
культурой и историей, пробуждение к ней интереса на основе системного
подхода к организации взаимодействия детского сада, семьи и Церкви.
Программа духовно-нравственного просвещения родителей «Росток»
(далее-Программа) является составляющей частью инновационной модели
работы дошкольного образовательного учреждения. Программа направлена на
взаимное сотрудничество педагогов и родителей по возрождению основ
духовно-нравственного
(православного)
воспитания
в
образовательном
учреждении и семье как Малой Церкви.
Программа является актуальной, так как семьи, прикоснувшиеся к
основам духовно-нравственного (православного) образования в детском саду,
возможно, сделают осознанный выбор на школьной ступени образования детей,
отдав предпочтение изучению основ православной культуры, продолжат
образование детей в воскресной школе. Тем более важно раннее просвещение
детей, а вместе с ними и родителей, так как это может послужить в дальнейшем
воцерковлению семей.
Цель и задачи Программы
Цель:
Духовно-нравственное просвещение родителей через приобщение
к ценностям и традициям православия посредством использования активных
форм взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
1.
Возрождение
традиционного
для
Вятки
духовно-нравственного
воспитания, содействие родителям в развитии личности ребенка на
основе ценностей отечественной культуры.
2.
Помощь семье в духовно-нравственном воспитании детей посредством
формирования
представлений
о
традиционном
семейном
укладе,
восстановлению духовных связей между поколениями.
3.
Знакомство
родителей
с
основными
понятиями
христианского
православного
вероучения,
с
традициями
православной
Церкви,
календарем, праздниками.
4.
Организация социально-значимых мероприятий для детей и взрослых.
Нормативно-правовое обеспечение Программы
Нормативно-правовая основа разработки Программы:
1. «Конвенция о правах ребенка», принятая резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
2. Федеральный
закон от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) «О
свободе совести и религиозных объединениях».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.09.2013г. №155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
5. «Православный компонент дошкольного образования» как дополнение к
«Стандарту православного компонента начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений
Российской Федерации», утвержденному решением Священного Синода
Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.
Москва «Просвещение» 2009.
Программа
опирается
на
опыт
работы
по
духовно-нравственному
воспитанию педагогических коллективов образовательных организаций
разных регионов России.
Условия реализации программы
Программа духовно-нравственного просвещения родителей «Росток»
является
одним
из
компонентов
инновационной
модели
реализации
православного компонента в дошкольном учреждении. Модель реализации
православного
компонента
позволяет
создать
условия
для
духовно-
нравственного просвещения детей и взрослых в различных видах деятельности.
Программное обеспечение реализации православного компонента в
дошкольном учреждении:
Основная образовательная программа дошкольного образования
(формируемая часть программы – социально-коммуникативное развитие) для
групп общеразвивающей направленности.
Содержательный модуль основной образовательной программы
дошкольного образования «Воспитание духовно-нравственной (православной)
культуры дошкольников» для православной группы.
Дополнительная
образовательная
программа
по
направлению
духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста «От
сердца к сердцу» для детей, посещающих православный кружок.
Программа духовно-нравственного просвещения «Росток» для
родителей.
Программа духовно-нравственного просвещения родителей «Росток»
направлена на приобщение детей и родителей к ценностям и традициям
православной
культуры.
Мероприятия
Программы
способствуют
патриотическому,
духовно-нравственному
и
эстетическому
воспитанию
личности через познание истории и традиций своего народа, позволяет
раскрыть глубинную красоту православной культуры.
Срок реализации программы – 1 учебный год (сентябрь-август).
Программа
реализуется
в
светском
детском
саду
в
группах
общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет. Обязательным
условием является свободное волеизъявление родителей на участие во всех
мероприятиях Программы.
В
современных
условиях
без
социально-педагогического
партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить
полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание.
Необходимо
выстраивать партнерские отношения с семьей, Церковью, общественными
организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, СМИ.
Успешной реализации мероприятий Программы способствуют тесные
связи с социумом:
духовно-просветительским
центром
Яранской
епархии
(образовательные чтения, семинары, публикации);
Свято-Никольским собором;
краеведческим музеем (организация выставок);
другими
образовательными
учреждениями
города
(конкурсы,
творческие встречи, акции);
институтом развития образования города Кирова (поездки с целью
изучения истории и культуры Вятки);
паломническим центром (поездки по Святыням Вятки).
Партнерское сотрудничество с организациями и частными лицами
помогает расширить географию нашей деятельности и привлечь к проблеме
духовно-нравственного воспитания более широкий круг заинтересованных лиц.
Значимыми
для
разработки
и
реализации
Программы
являются
национально-культурные особенности, которые предоставляют возможность
познакомиться с русским народным творчеством, православной культурой
русского народа, которая складывалась веками и впитала в себя все традиции,
обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.
Основным условием организации мероприятий Программы является
создание эмоционально-комфортной социальной среды, помогающей детям и
взрослым активно общаться друг с другом, приобретать и закреплять знания и
навыки,
обогащать семейный опыт новыми впечатлениями.
Другим важным условием организации духовно-нравственного просвещения
родителей является создание предметно-пространственной среды. В детском
саду имеются
необходимые помещения, соответствующие санитарно –
гигиеническим нормам и требованиям: отдельные групповые помещения,
музыкальный зал, комната для индивидуальных занятий и бесед, площадки для
прогулок,
организации
мероприятий
на
территории
детского
сада.
Методический
кабинет
оснащен
методической
литературой,
созданы
православная библиотека и видеотека.
Программа предусматривает добровольное и посильное включение в
мероприятия взрослых и детей.
Принципы реализации Программы
Программа
реализуется
с
учетом
основных
принципов
духовно-
нравственного просвещения:
Принцип
нравственного примера педагога, который является
образцом тактичного поведения, воспитанности, нравственных поступков.
Принцип
системности,
включающий
в
себя
равноценных
участников образовательных отношений, объединенных целью эффективного
взаимодействия,
направленных
на
раскрытие
духовно-нравственного
потенциала детей и взрослых.
Принцип
культуросообразности,
обеспечивающий
сохранение
христианских традиций, православной культуры в качестве основной духовно-
нравственной опоры.
Добровольность включения
педагогов, детей и их родителей в
сферу
духовно-нравственного
воспитания
посредством
изучения
основ
православия.
Принцип
соборности
– осуществляется через общие дела, где
детский сад и семья выступают в тесном сотрудничестве, используя механизм
непрерывности и преемственности.
Принцип
интерактивности,
ориентирующий
на
формирование
активного
нравственного
сознания
всех
участников
образовательный
отношений.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программных мероприятий позволит:
Создать систему духовно-нравственного просвещения родителей,
основанную на взаимном соработничестве детского сада и семьи.
Обогатить
духовный
мир
детей
и
взрослых,
предоставить
возможность
прикоснутся
к
неопознанному
миру
веры
в
условиях
образовательного учреждения.
Увеличить число родителей, принимающих активное участие в
мероприятиях детского сада, занимающих активную жизненную позицию в
воспитании и развитии ребенка.
Приобрести опыт добровольного участия в благотворительных
акциях, делах милосердия.
Способствовать укреплению института семьи, возрождению и
сохранению
духовно-нравственных
традиций
семейного
воспитания,
содействию родителям в развитии личности ребенка на основе ценностей
православной культуры.
В
сфере
личностного
развития
участников
образовательных
отношений реализация Программы должна помочь обеспечить:
готовность
и
способность
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию, социально-ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в
духовной
и
предметно-продуктивной
деятельности,
социальной
мобильности на основе моральных норм;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать
согласно своей совести;
формирование
морали
как
осознанной
необходимости
поведения,
основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле,
должном и недопустимом;
принятие личностью национальных духовных традиций;
жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни;
свободолюбие
как
способность
к
сознательному
личностному
самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью
перед семьёй и обществом.
В сфере семейных отношений реализация Программы должна
помочь обеспечить:
осознание себя членом семьи как Малой Церкви на основе принятия
духовно-нравственных ценностей православной Церкви;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы становления
нравственных качеств личности человека;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших,
ответственность за другого человека;
понимание того, что семью не построить без жертвенности и терпения;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Заключение
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости
– это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам
является испытанием человечности».
В. А. Сухомлинский
Используемая литература
1.
Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева Детский сад и семья:
методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М.:
Мозаика-Синтез.
2.
А.В. Бородина «Основы православной культуры», М.: «Православная
педагогика», 2003г.
3.
А.А. Алексеева «Примерная программа православного воспитания детей
дошкольного возраста», журнал «Дошкольное воспитание» №1,2,5,8,9,12,
2004г.
4.
Р.Ю. Киркос «Православное воспитание детей дошкольного возраста»,
Санкт-Петербург: «Сатисъ», 2007г.
5.
А.Б. Измайлова «Православная педагогическая мысль о почитании
родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика:
Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000г.
6.
А.С. Макаренко «Книга для родителей». М.: «Педагогика», 1988г.
7.
Н. В. Демидова «Рассказы о вятских святых», Вятка, 2007г.
8.
Н.В. Давыдова «Мастера: Книга для чтения по истории православной
культуры». М.: «Покров», 2004г.
9.
Н.С. Даведьянова «О понимании духовности в современном обществе/
Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и
докладов ВГПУ, 2000г.
10.
Батюшка Леонид Сафронов «Петр и Феврония», в стихах.
11.
Ю. Рязанов «Петр и Феврония», сказание в стихах, житие. М.: фонд
«Наши дети», 2011г.
12.
И. Литвак «Сказание о Казанской иконе Божией матери». М.: 2000г.
13.
Н.В. Скоробогатько «Ты Михаил – и я Михаил». М.: УКИНО, «Духовное
преображение», 2012г.
14.
В.В. Горшенина «Система работы детского сада по предупреждению и
преодолению
трудностей
семейного
воспитания»
-
Издание
3-е,
переработанное. М.: Глобус; Волгоград: Панорама, (Дошкольное образование).
15.
С.А. Блинова Программа «Семья». Владимирский институт повышения
квалификации работников образования.
16.
12 семейных историй «Счастье быть вместе», М.: «Никея», 2015г.
17.
Протоиерей
Владимир
Головин
«Батюшкины
уроки».
М.:
фонд
поддержки духовно-нравственных ценностей «Тренды и традиции», 2017г.
18.
«Благословите дитя. Божий дар жизни». М.: «Эксмо», 2016г.
19.
М. Нефедова «Душа вашего ребенка. 40 вопросов родителей о детях». 4-е
издание, М.: «Никея», 2017г.
20.
Священник Михаил Шполянский «Как приготовиться к исповеди и
причастию». М.: «Отчий дом», 2017г.
21.
«Быть отцом! Звездные папы — о своем родительском опыте». М.:
«Никея», 2017г.
22.
А.З. Лобанова «Чтобы лукавый не увел детей ваших». М.: «Сибирская
Благозвонница», 2014г.
23.
Г.П. Чинякова «Слезы матери. О великой силе материнской молитвы за
детей». М.: «Параклит», 2014г.
24.
Даниловский благовестник «Семья как чудо». М.:, 2012г.
25.
Г.С.
Гитбунов
«Двунадесятые
праздники»
(историко-литургическое
описание). М.: издательство Сретенского монастыря, 2014г.
26.
А. Желобовский «Христианское воспитание детей». М.: «Неугасимая
лампада», 2014г.
27.
О. Головко «Счастья много не бывает». М.: «ДАРЪ», 2017г.
28.
П. Коломейцев, священник Кристель Манске «Каждый ребенок -
особенный. Иллюзия дефекта». М.: «Никея», 2017г.
29.
Протоиерей Андрей Ткачев «В общении с родителями». Беседы о
христианском воспитании. К.: «Послушник», 2018г.