Автор: Кичун Эвелина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с46
Населённый пункт: г.Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: совместная образовательная деятельность
Тема: Игры – викторины «Хлеб - всему голова»
Раздел: дошкольное образование
Совместная образовательная деятельность в форме
Игры – викторины «Хлеб - всему голова»
Цель: Закрепить знания детей о хлебе, понимать его значение в жизни человека.
Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к народным традициям и труду
взрослых.
Задачи:
1.
Закрепить знания детей, полученные в ходе реализации проекта. Расширять
знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий хлебе и народных
традициях.
2.
Обогащать словарь названиями хлебобулочных изделий, поощрять стремление
высказывать свою точку зрения. Расширять и активизировать словарный запас.
3.
Формировать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,
выращивающих хлеб.
4.
Создать условия для совместного творчества, умения работать в команде.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение общаться и
взаимодействовать с взрослыми людьми.
5.
Стимулировать развитие инициативности ребёнка в речевом общении,
использовании объяснительной речи. Способствовать развитию
эмоциональной речи.
6.
Способствовать развитию артистических способностей.
7.
Повысить интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу,
стремление к сотрудничеству.
8.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей, способствовать установлению
добрых отношений между детьми и взрослыми.
Материалы и оборудование: Муляжи хлебобулочных изделий, скалка со стрелкой,
карточки с названиями станций, иллюстрации праздничных хлебобулочных изделий,
брусок дерева, буквы для составления отгадок, мультимедиа, презентация по
сценарию музыкальное сопровождение. Хлебобулочные продукты к чаепитию.
Предварительная работа: заучивание стихов, песен, игр, рассматривание
иллюстраций, чтение художественной литературы о хлебе и хлебобулочных
изделиях.
лепка хлебобулочных изделий из соленого теста, беседы по теме: «Хлеб»,
разъяснение пословиц и поговорок по данной теме, исследовательская работа
«Колос спелый, наливной», «Без хлеба и жизни нет», «Путь от зернышка до колоса,
от колоса до муки и до хлебушка душистого», экскурсии в музей почвоведения и
музей хлеба, выращивание пшеницы. Дома с родителями поиск информации про
хлеб, про сельскохозяйственную технику, про труд пахарей, мельников, пекарей, для
создания книги о хлебе.
Ход развлечения
Воспитатель:
Воспоминанья о былом мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом не делим хлеб, а просто режем
Притом, забыв про нож неострый, ворчим
что хлеб немного черствый.
А сами, может в этот час черствей его во много раз!
Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе
множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова! Ученые
утверждают, что хлебу не менее 15 тысяч лет! Уже в каменном веке первобытные
племена стали селиться неподалеку от полей диких злаков. Чтобы земля давала
хороший урожай, ее надо было вспахать. С того момента как зернышко попало в
землю, оно стремится выбраться наружу. Накормить зернышко может мать – сыра
земля. В ней находятся все питательные элементы для роста зерновых. Жатва – пора
ответственная. Надо было точно определить время, когда ее начинать. Колосья
срезали и вязали в снопы, которые сушили перед молотьбой. После обмолота зерно
веяли – обычно стоя на ветру. Чтобы получить муку зерно нужно измельчить –
перемолоть. Это был тяжелый труд, ситуация изменилась когда была
сконструирована первая мельница. В давние времена хлеб пекли ежедневно.
Рецепты были разные, но основными компонентами теста всегда оставались мука и
вода. Готовое тесто отправляли в печь. Хлеб был кормильцем русского народа.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришёл.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Начинаем игру «Хлеб - всему голова»!
Поприветствуем наши команды: Круть и Верть
С помощью скалки выбираем станцию, выполняем задание. За правильный ответ
команда получает хлебобулочное изделие. Побеждает команда набравшая большее
количество видов хлеба.
Станция «Поговоркино»
Продолжи пословицу: (поочерёдно каждой команде)
1.
«Ржаной хлебушко – (калачу дедушка»)
2.
«Хлеб – батюшка, (а водица - матушка»,)
3.
«Плох обед, ( если хлеба нет»,)
4.
«Хочешь есть калачи– (не сиди на печи»,)
5.
«Пот на спине, зато (хлеб на столе»,)
6.
«На чужой каравай (рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».)
7.
– Хлеба ни куска, (так и в тереме тоска.)
8.
– Без соли хлеба (худая беседа.)
Станция «Загадкино»
Необходимо отгадать загадку, а родители должны из букв составить отгадку.
Побеждает команда первая составившая слово.
1) От гадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.. (Хлеб);
2) Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука);
3) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины);
4) Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)
Станция «Сказочная»
Командам надо отгадать из какой сказки слова (поочередно):
1. «На ж, лови, - и хлеб летит. Старушонка хлеб поймала «Благодарствую» сказала,
бог тебя благослави» (О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И 7 БОГАТЫРЯХ)
2. «Тут Иван с печи слезает, малахай свой одевает
Хлеб за пазуху кладет, караул держать идет…(КОНЕК – ГОРБУНОК).
3. «Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями:
по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь
сказал: «Вот это хлеб, только в праздник его есть!» (ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА)
4.. Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог, что ни
повернет — все блин да пирог! И накормила старика. (ПЕТУШОК - ЗОЛОТОЙ
ГРЕБЕШОК И ЖЕРНОВЦЫ
5. А лиса ему:
—Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой
побежал!
А дома-то что делается!
(КРЫЛАТЫЙ, МОХНАТЫЙ ДА МАСЛЕНЫЙ)
6.Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.
— Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной
вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть… (ЛЕГКИЙ
ХЛЕБ(БЕЛОРУССКАЯ СКАЗКА)
Станция «Игровая»
Найди лишнюю картинку. Объясни, почему она лишняя. Как можно назвать все то,
что изображено на картинках, одним словом.
Подведение итогов и награждение.