Автор: Людмила Борисовна Гречишникова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: г.Михайловка Волгоградской области
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "день рождения Домового" развлекательное мероприятие
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Станция
детского юношеского туризма и экскурсий городского округа город Михайловка Волгоградской
области»
«День рождения Домового»
Конспект открытого занятия для детей начальной школы
с элементами ориентирования
Гречишникова Людмила Борисовна
Педагог дополнительного образования
г. Михайловка
2020год
Цель: Создание условий для формирования представления о мифологии и
ориентирования в пространстве
Задачи:
- Воспитывающие: воспитывать интерес к традициям русского народа,
любовь к своей родной земле и туризму;
- Обучающие: способствовать формированию интереса к мифологии, к
занятиям по ориентированию;
- Развивающие: развивать творческие способности учащихся, развивать
абстрактное мышление, ориентироваться в пространстве.
Предварительная работа с детьми.
Сходили в поход в сосновый бор, «Семейные легенды» (истории бабушек и
дедушек), чтение художественной литературы для детей.
Какие методы использованы:
1.
Метод формирования познавательного интереса.
2.
Игровой метод.
3.
Метод демонстраций.
Какие приемы использовались:
1.Практическая деятельность детей.
2.Учебная деятельность.
3. Словесная деятельность.
Материалы и оборудование:
Магнитофон, проектор для просмотра мультфильма, экран, мел,
камни, игровой материал для эстафеты «Собери Кощея».
Демонстрационный материал: портрет Домового, русалок, Кощея
Бессмертного
Структура занятия.
1.
Вводная часть – 15 минут.
2.
Основная часть – 30 минут.
3.
Заключительная часть – 5 минут.
Ход занятия.
Педагог: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нс праздник – день
рождения Домового! Кто такие домовые? (ответы детей).
Правильно мыслите: домовые от слова дом, домовитый. Кудесы,
Велесичи или День Домового отмечают 10 февраля. Домовой или
Запечник, Прибаутник- сверчковый заступник был и является
существом из верований язычников – наших предков. Нашего
домового зовут Белебеня.
В день его рождения говорили:
«Дедушка – соседушка, кушай кашу, да храни избу нашу!».
Горшочек с кашей обязательно ставили за печь, домовой живет в
деревенской избе за печкой.
У наших предков печь играла главную роль в доме, и они
придумали много загадок и пословиц про нее, про главную
кормилицу. А ну- ка, отгадайте загадки! (см. приложение)
У нашего домового Белебени много друзей: домовые – Нафаня, в
лесу – Леший дедушка Диадох и его внук Лешик, а в реке – русалки
и Водяной. Давайте позовем в гости друзей Белебени, а то, что это
за день рождения без друзей!
Поиграем с Водяным! (см. приложение).
- Здорово! Пригласили Водяного! Молодцы! Получается все у вас!
А вы знаете, что у нашего Белебени есть жена – Доманя и детки у
них есть – хохлики – смехотуны. А еще у нашего Домового есть друг,
который живет в квартире. Подскажите, как его зовут? Правильно,
Кузя.
Наша церковь 10 февраля отмечает память святого Ефима Сирина, а
в народном календаре – этот день «запечника», одним словом,
домового. Если семья переезжала в новый дом, домового
обязательно приглашали с собой.
В наших сказках и мифах живет много добрых героев, назовите их
(дети называют), правильно, но там еще живут и злые герои – кто
это?
Да, Кощей. Какое прозвище было у него? Бессмертный, правильно,
давайте вспомним, где пряталась его смерть – в яйце, яйцо в утке,
утка в зайце, заяц в ларце, ларец на золотых цепях на дереве.
Теперь проведем эстафету –« Собери Кощея».
Замечательно! Собрали Кощеюшку! А теперь самое время найти его
«смерть» и уничтожить, чтобы праздник нам не портил.
Играем в игру «Бег к реке» (см. приложение).
Ну вот, зло победили, домового кашей накормили, с друзьями
поиграли, самое время угощений. Проводится чаепитие с
просмотром мультфильма «Домовенок Кузя».
Приложение
1). Загадки про печь: а) Белая старуха на одном месте сидит.(печь)
б) Без рук, без ног, а к небу ползет. (дым)
в) Шуба в избе, а рукав на улице. (печь и труба)
г ) Кривы, корявы, залегли как павы, а как стали горячи – облизали кирпичи.
(дрова в печи).
д ) То она печет блины, то показывает сны. (печь)
2).Правила игры «Водяной»
Выбираем водящего- « Водяного». Дети встают в круг, взявшись за
руки. «Водяной» в центре, с завязанными глазами, с вытянутой вперед
рукой. Дети двигаются в одну сторону, «Водяной» в другую. Дети
громко произносят:
- Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку –
Поиграем чуточку
Раз, два, три,- гори!
Все останавливаются, « Водяной» идет салить, можно приседать,
уворачиваться, выгибаться, но стоять на месте. Осаленный становится
«Водяным», игра продолжается.
3)Игра – эстафета «Собери Кощея».
4) Игра «Бег к реке».
Для игры понадобятся мел и камни.
а ) На земле чертим прямоугольник – это «река», прямую линию – это
«берег».
б ) На «дно реки» кладем камни.
в ) Выстраиваем игроков вдоль «берегов».
г) Водящий подает сигнал, игроки бегут к «реке», берут по камню и бегом
назад. Камни отдают ведущему.
д) Лучше сделать две команды, чтобы присутствовал соревновательный
дух.