Автор: Морозова Ольга Львовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Балахна
Наименование материала: Методическая разработка практических достижений профессиональной деятельности
Тема: «Развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка практических
достижений профессиональной деятельности
на тему:
«Развитие музыкальных
творческих способностей детей
дошкольного возраста
средствами театрализованной
деятельности»
Разработчик:
Музыкальный руководитель
МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №3»
Морозова О.Л.
г. Балахна
2020г.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие
образования
Перемены, происходящие в системе народного образования, напрямую
касаются
и
дошкольного
образования.
Изменения
направленности
образования – от ориентации на формирования знаний, умений и навыков к
всестороннему развитию – выдвигает на первый план задачу на выявление
путей такого развития во всех возрастных этапах. Дошкольное учреждение –
первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений
ребенка в дошкольном возрасте.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в
которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это
активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие,
развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить
роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям –
осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, -
невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более
она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в
ней выступает говорящий: его лицо, он сам». Использование детьми
разнообразных
средств
выразительности
речи
–
важнейшее
условие
своевременного
интеллектуального,
речевого,
литературного
и
художественного развития.
Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная
ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра – неиссякаемый источник
детского творчества, «Основанная на действии, совершаемом самим ребенком,
наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное
творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский).
В музыкально - театральной деятельности эти две цели дополняют друг
друга и обеспечивают «формирование думающего и чувствующего, любящего и
активного человека, готового к творческой деятельности в любой области»
Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии
личности ребенка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной
деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах.
Как считает О.П.Радынова «детское музыкальное творчество по своей
природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют
спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают
марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на
заданный текст.
Дети
любят
инсценировать
песни,
придумывать
движения
к
хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если
взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети
могут
создавать
оригинальные,
самобытные
образы,
выраженные
в
движениях.
Исследованием
проблемы
способностей
занимался
Б.М.Теплов,
отмечая, что способности всегда являются результатом развития. Они
существуют только в развитии. Из этого следует, что способности не бывают
врожденными.
Они
развиваются
в
соответствующей
конкретной
деятельности. Но врожденными бывают природные задатки, которые
и
оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребенка.
Творческие способности могут проявиться у каждого ребенка по-разному, в
зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных
способностей.
Поэтому
подходить
к
вопросу
развития
творческих
способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого
ребенка.
Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной
деятельности
были
тщательно
проанализированы
в
исследованиях
Н.А.Ветлугиной.
Было
установлено,
что
необходимым
условием
возникновения детского музыкального творчества
является накопление
впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником
творчества, его образцом. Поэтому необходимо использовать произведения
искусства
для
обогащения
творческого
опыта
детей.
Это
слушание
классической музыки, рассматривание
произведения живописи, чтение
художественной литературы, просмотр спектаклей.
Л.С.Ходонович отмечает, что для развития песенного творчества у ребенка
нужно развить основные музыкальные способности: ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих
навыков, от умения выражать в пении определенные чувства и настроения, а
также петь чисто и выразительно.
Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий.
Постепенно их сочетание становится более прочным.
Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным
показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать,
создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито
восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет
двигательными навыками. Активность детей в танцевальном творчестве во
многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям.
По мнению Е.Горшковой подготавливает к музыкальному творчеству
обучение детей танцами отдельным движениям. Она предлагает научить
детей
простейшим
приемам
танцевальной
композиции,
которые
представляют собой варианты конкретных способов воплощения того или
иного содержания. Может помочь в решении этой задачи сюжетный танец.
Л.С.Ходанович
отмечает
важность
оснащения
танцевального
творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением,
разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.
Л.С.Ходанович
для
развития
детского
инструментального
творчества
предлагает
не
только
обучать
детей
определенным
навыкам,
но
и
использовать разнообразные творческие задания.
Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а
также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями,
использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят,
заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными
чувствами.
Актуальность личного вклада в развитие образования.
Актуальность
избранной мной темы на современном этапе очевидна: педагогика
из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов
театрализации, развития музыкальных творческих способностей, импровизации в
процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь
одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с
современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть,
стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество, игра. Я
поддерживаю те педагогические
идеи, суть которых
сводится к единой
концепции: развитие ребенка может быть
понятно как активный
процесс
самосознания,
деятельного
творения
маленьким
человеком
собственной
личностной биографии. А помочь ему должен взрослый – педагог в данном
случае – Я, музыкальный руководитель, связанный с ним едиными узами
содействия и сотрудничества.
Теоретическое обоснование личного вклада
Музыкальное воспитание в нашем саду подчинено одной из задач ФГОС
ДО:
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.
Моя работа
многогранна, я учу детей художественно воспринимать
музыку, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Как научить
малыша играть, снимать зажатость и скованность, брать на себя роль и
действовать, как научить умению общаться с людьми в разных ситуациях, как
развить способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию?
Мне
хотелось
охватить многое, но качественно, углубленно заниматься всем
одновременно невозможно.
В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков,
что доказано в исследованиях Л.С.Выготского, Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной,
А.М.Виноградовой,
Е.Л.Трусовой,
В.Г.
Петровой,
С.И.Мерзляковой,
Л.П.Бочкаревой и других, работа с детьми по театрализованной деятельности
получила научное обоснование и методическую проработку. Театрализованная
деятельность тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности, с
которыми дети встречаются на музыкальных занятиях, и поэтому необходимость
систематизировать ее в едином педагогическом процессе для меня стала
очевидна. Для себя я определила несколько направлений работы это:
- Песенное творчество воспитывает у детей устойчивый интерес к пению,
формирует навыки сочинительства веселых, грустных, колыбельных мелодий по
образцу, побуждает детей сочинять песенки на заданный текст.
- Танцевальное творчество
вызывает эмоциональный отклик и желание
двигаться
под
музыку,
импровизировать,
побуждает
детей
к
поискам
выразительных движений для передачи характерных особенностей персонажей и
настроение музыки танцевальными движениями.
-
Игровое творчество
привлекает детей своей
самостоятельностью,
позволяет проявлять интерес к творчеству.
Где можно
самостоятельно
инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг
другу, создавать игровые образы с помощью движений, мимики, уметь точно
выполнять движения, изображающие характер животных, инсценировать хорошо
знакомые сказки. Игровое творчество располагает к сочинительству коротких
сказок, историй, диалогов.
-
Импровизация на детских музыкальных инструментах
дает детям
представления и способы звукоизвлечения,
предлагает им импровизировать
простые мелодии индивидуально и в ансамбле, используя ударно-шумовые
инструменты.
Совершенствовать
умения
в
изготовлении
музыкальных
инструментов своими руками вместе с родителями.
- Театрализованные игры
-
привлекательность этой формы детской
деятельности - интерес и радость, которые испытывают дети, способствуют
успешному развитию у них музыкальных и творческих способностей. Переход
детей от игры «для себя» к игре «для зрителя».
Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей
в
музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
- соблюдение принципа свободы;
- накопление впечатлений от восприятия искусства;
- накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных
инструментах);
- развитие основных музыкальных способностей;
- оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье
музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами,
пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.
Начиная заниматься театрально-игровой деятельностью, я столкнулась с
рядом трудностей:
– скованность детей;
– неуверенность в правильности выбранных движений;
– дети не знают, как изобразить того или иного героя;
– затрудняются передавать различные состояния персонажей;
– детям трудно совмещать речь и движения, пение и движения;
– трудно владеть мимикой и пантомимой.
Для выявления уровня развития музыкальных способностей воспитанников,
я опиралась на диагностику Радыновой О.П. Обследование проводилось для
выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:
- ладового чувства,
- музыкально – слуховых представлений,
- чувства ритма,
Проанализировав данные мной были получены следующие результаты:
47 % проявляют эмоциональную отзывчивость. Активно реагирует на
прослушанное музыкальное произведение. Перечисляют знакомые пьесы,
имена композиторов. Узнают муз. произведение по вступлению, по
отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся. Поёт с
помощью педагога. Выразительность движений и соответствие их характеру
музыки с малоконтрастными частями.
36%
Не
достаточно
проявляют
эмоциональную
отзывчивость.
Слабо
реагируют
на
прослушанное
музыкальное
произведение.
С
трудом
перечисляют
знакомые
пьесы,
имена
композиторов.
Узнают
муз.
произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, не
объясняя почему они нравятся. Поёт не очень чисто, интонируя звук, с
помощью педагога. Выразительность движений и соответствие их характеру
музыки с малоконтрастными частями.
17%; Не проявляют эмоциональную отзывчивость. Не очень активно
реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Не называют
знакомые песни. Не узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным
частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся. Поёт не очень
чисто, интонируя звук, с помощью педагога. Выразительность движений не
соответствует музыки.
47%
17%
36%
Из данных мониторинга мной была поставлена цель и определены задачи
работы:
Целью
данной
работы
является:
формирование
художественно
–
эстетического развития, всесторонне – развитой
творческой личности
дошкольника
средствами
театрализованной
деятельности,
определение
значения театрального искусства как средства развития музыкальных
творческих способностей детей, эмоциональной сферы, формирование
эмоционального восприятия жизни.
Задачи
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать
любовь к искусству;
- использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные
спектакли и сказки, постановки кукольного театра;
-
формировать
потребность
у
детей
духовно
обогащаться
через
театрализованную деятельность, музыку;
- развивать формирование простых навыков творческого воображения
через различные виды театрализованной деятельности, музыку.
Ведущая педагогическая идея.
Новизна опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных
творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства,
в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по
музыкальному воспитанию, так и вне занятий, в обозначении основных
направлений организации музыкально-театрального искусства.
Определены
и теоретически обоснованы педагогические условия,
способствующие
развитию
творческих
способностей
дошкольников
средствами
музыкально-театрализованной
деятельности,
предусматривающие:
- применение разработанных принципов развития творческих способностей
дошкольников:
гуманного
взаимодействия,
сотворчества,
синкретизма,
обучения в действии, импровизационности;
-
организацию
творчески
ориентированной
среды,
которая
включает
инструментальное обеспечение, творческие продукты детей, варьируемые и
синкретизируемые в разнообразных формах музыкально-театрализованной
деятельности (речевые игры, ритмодекламация, пальчиковые игры, игры со
звуком,
игры
с
жестами,
игры
с
ритмом,
игры
с
инструментами,
двигательные
игры,
коммуникативные
игры,
элементарный
театр,
пластическое
интонирование,
танцевальные
миниатюры,
элементарные
танцы).
Деятельностный аспект личного вклада
Музыкально - театрализованная деятельность – это самая эффективная форма
музыкального
воспитания,
способствующая
формированию
творческой
личности ребёнка. Она понятна ребёнку, близка его природе, потому что
связана с игрой. Через театрализованную игру ребёнок получает больше
информации
об
окружающем
мире,
у
него
развивается
память
и
воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое
основное - учится творить. Музыкально-театрализованная деятельность
пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребёнка прививает
ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него
артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме
того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане
сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством
раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. В своей работе я
использовала
различные
формы
организации
театрализованной
деятельности.
Музыкально-театральная деятельность представляет собой
синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному
воспитанию. Она включает в себя:
- песенное творчество;
- игровое творчество;
- импровизация на детских музыкальных инструментах;
- театрализованные игры;
- сценическое действие с единым художественным замыслом.
Для себя я выявила следующие моменты музыкального развития:
1. Инсценировка песен;
2. Театральные этюды;
3. Развлечения;
4. Фольклорные праздники;
5. Сказки, театрализованные представления.
Свою работу в данном направлении я начала с того, что стала много
внимания уделять игровой и театральной деятельности на музыкальных
занятиях, где каждый ребенок может себя попробовать в роли: трусливого
зайчика, сердитого волка, хитрой лисички, осторожной мышки и т.д.
С малышами я уделяла внимание отражению сказочных образов
животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и
маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на
землю.
Песенки-инсценировки,
такие
как
«Кошечка»
муз.В
Витлина,
сл.
Н.Найденовы,
«Цыплята»
муз.А.Филиппенко,
сл.Т.Волгиной
и другие,
позволяют
на
музыкальных
занятиях
развивать
в детях
творческие
способности,
развивают
коммуникативные
качества,
эмоции
ребенка,
чувства, движения выразительности. Развивают слуховые навыки, помогают
снять комплексы ребенка: зажатость, стеснительность. Помогают ребенку
проявить себя; у детей появляется возможность самим намечать сюжет или
организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства
для реализации своих замыслов. Идеально подходят для использования на
тематических праздниках.
Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.
При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в
инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи
ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась
обогатить речь.
Также на занятиях я использую театральные этюды. Такие как: этюды на
выразительность жеста
«
Баю – бай» муз. В.Ветлина, сл. П.Кагановой,
«Сорока – сорока» Р.Н.песня обработка Т.Попотенко, «Хитрая лиса»,
«Трусливый заяц» и др.
С детьми среднего возраста применяла упражнения на развитие внимания
«Давайте потанцуем»,
«Огородная хороводная» муз.Б.Можжевелова, сл.
А.Пассовой, этюды на выразительность жеста
«
Ох, ох, что за гром?»
В старшей группе
упражнения на развитие внимания
«
Не будем скучать» и
мн.другие.
Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение,
фантазию,
мышление,
восприятие,
память.
В
процессе
игр
дети
вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций,
настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»).
Для развития у детей эмоций я также включала в занятии по музыкальному
воспитанию соответствующие упражнения.
«Здравствуй — до свидания»
«Угадай настроение», «Кубик настроений», «Музыка и эмоции».
Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который
становится не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником
педагогического процесса. Уже в первый год обучения мы старались
объединить театрализованные игры с инсценировками песни в единое целое.
Для стимуляции и развития детского музыкального творчества я всегда
поддерживала
инициативы
импровизирования
на
музыкальных
инструментах: треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках. Интересным
и увлекательным стала игра на нетрадиционных музыкальных инструментах.
Например во время прослушивания песни «Дождик» обработка Т.Попатенко
дети передавали характер осенней музыки (шум дождя) играя пальцем по
листу бумаги, шелест осенней листвы шелестели листочками бумаги. пении,
в танцевальной и театральной деятельности, что, в свою очередь, позволило
развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из
скучной обязанности в веселое представление.
В танцевальном творчестве я уделяла внимание воспитанию интереса и
желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек.
Активно использовала различные атрибуты: цветы, листики, веера, ленты,
платочки, шапочки, шарики, к изготовлению которых активно привлекались
родители воспитанников. Так мной были поставлены такие танцы как:
«Сударушка», «Васильки», «Матрешки», «Бравые солдаты».
Добиваясь яркой передачи разнопланового образа, использовала игры на
внимание, фантазию. В танцевальном творчестве ребенок приобретает
возможность получить уверенность в себе, что становится прекрасным
фоном для развития его интеллектуальной сферы.
Постепенно музыкальные игры переросли в игры-сказки.
Для детей
были показаны сказки «Курочка Ряба» и «Колобок»,
«Теремок».
С детьми младших групп инсценировали сказки «Колобок», «Теремок» где
малыши брали на себя роли зверей, имитировали жесты и мимику. В этих
сказках звучит инструментальная и вокальная музыка, что намного
облегчает детям целостное восприятие музыкальных образов.
Когда я стала вводить в музыкальные занятия элементы игр-сказок и
театрализованных сценок, то заметила, что дети стали меняться. Начала
исчезать
скованность,
нерешительность,
застенчивость.
Во
время
театрализованных игр я старалась предоставить детям свободу в выборе
движений для импровизации. Такая свобода благотворно влияла на развитие
детской активности.
Раз в неделю с каждой возрастной группой я провожу музыкальные досуги
где совместно с воспитателями дети инсценировали такие сказки как
«Курочка - ряба», «Гуси - лебеди», «Три медведя», «Красная шапочка» и
другие.
Постепенно я стала вводить музыкальные игры-сказки в развлечения
Например в развлечение «Семейный калейдоскоп», проходивший совместно
с сотрудницей ЦДТ Баженовой Е.В. я включила сценку «Звери потеряли
маму».
Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на
личность ребенка оказывают русский фольклор. На материале фольклора, а
также
в
самостоятельной
деятельности
вместе
с
музыкальным
руководителем
даем разнообразные игровые упражнения, направленные на выработку
мимики, жестов, пантомимики.
Элементы театрализованных игр и театрализованных постановок нами
включаются так же во все режимные моменты и в непосредственно
организованную образовательную деятельность. Фольклорные произведения
используются при организации всех режимных моментов (умывание,
одевание, еда укладывание спать и т. д.).
Фольклорные
праздники
привлекают детей, вызывают желание повторить, способствуют развитию
речи.
Постепенно я стала усложнять музыкальные игры-сказки и вводить их в
утренники.
Работу по постановке музыкальных сценок я начинала с проектирования
предметно - развивающей среды. Я выделила следующие основные
составляющие: пространство, время и предметное окружение. В группах
детского сада организованы уголки для театрализованных представлений,
спектаклей. В них отводится место для режиссѐрских игр с пальчиковым,
настольным театром.
В уголке располагаются:
различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для
кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
атрибуты
для
различных
игровых
позиций:
театральный
реквизит,
декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши,
касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Для плодотворной работы собрана большая фонотека «Сезонные
праздники», «
Мной был подобран репертуар, практический материал для работы с
детьми. Совместно с педагогами и родителями были изготовлены различные
виды
декораций
такие
как:
ширмы,
домик,
различные
реквизиты.
Анализируя усвоение детьми содержания сказок, я пришла к выводу,
что стихотворный текст запоминается детьми легче, и поэтому стала
предлагать им сказки для постановки в стихотворной форме. Учитывая
возрастные особенности детей, я старалась не допустить их перегрузки и
заранее распределяла обязанности между всеми, кто готовит постановку.
Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их
кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие
способности.
Артистические
способности
детей
развивались
от
выступления
к
выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я
каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для
театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу
как с детьми, так и со взрослыми.
В работе с детьми мы использовали различные способы организации
музыкально-театральной деятельности:
- на первом этапе работы над сказкой предлагала коллективно воспроизвести
текст сказки (рассказа);
- на втором этапе предлагала одному ребенку читать за всех героев сказки;
- на третьем этапе дети выполняли ряд творческих заданий (выразить страх,
радость, удивление и т.п.);
- на четвертом этапе читали сказку по ролям;
- на пятом учились двигаться в своей роли.
Работу маленьких актёров над ролью организовывала следующим образом:
1. Вначале они знакомились с инсценировкой (О чём она? Какие события в
ней главные?).
2. Затем я представляла детям героев инсценировки (Где они живут? Как
выглядит их дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их
взаимоотношения друг с другом и т.п.).
3.Далее распределялись роли, и шла работа над ролью: составлялся
словесный
портрет героя, описывалось его жилище, любимые блюда, игры.
4.Затем,
проанализировав
поступки
сказочных
персонажей,
дети
пересказывали отдельные фрагменты сказки.
Итогом моей работы стало проведение утренников по сказке «Под грибком»,
«Муха цокотуха», «Стрекоза и муравей».
А также участие в фестивале детского творчества «Чудо -чадо» на котором мои
воспитанники совместно с родителями представляли театральную постановку по
сказке «12 месяцев».
На выступлениях ребята проявляли творческую самостоятельность. Исполняя
роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально
переживать поступки изображаемого им персонажа. Через музыку познаётся и
красота природы, присутствующая во всех сказках. В театральных постановках
дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Я
стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей. Часто сама
сочиняю
небольшие
песенки,
попевки,
музыкальные
монологи
героев.
В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся
свободными, раскрепощенными, а если умело поставить вопросы – учатся думать,
анализировать, предлагать свои идеи.
Моя задача как педагога-практика
побуждать
ребенка
«Увидеть,
удивиться,
рассказать».
Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю,
что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что
помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
Мои воспитанники научились исполнять небольшие роли и более развернутые
сценки между героями, разыгрывать действия с применением разнообразных
движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не
заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли. Этому
способствовали
специальные
упражнения,
направленные
на
выработку
выразительности.
Мониторинг
уровня
развития
музыкальных
способностей
детей
через
театральную деятельность показывают, что дети имеют высокий уровень развития
музыкальных способностей, и способности эти развиваются целенаправленно и
динамично.
По результатам мониторинга на конец работы были получены следующие
результаты:
77%
13%
11%
Проанализировав результаты я сделала вывод, что мои воспитанники:
1.
Проявляют интерес к театральной деятельности, театральным играм.
2.
У детей расширился познавательный интерес.
3.
Обогатился и активизировался словарь.
4. Усовершенствовались исполнительские умения. У детей развиваются
нравственно-коммуникативные и волевые качества личности
(общительность, активность, инициатива, вежливость, чуткость, доброта,
умение довести дело или роль до конца).
5. Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека,
ярко проявляется индивидуальность в каждом воспитаннике.
6. Развилась память, мышление, воображение, внимание.
7. Повысилась и усовершенствовалась интонационная выразительность
речи.
8.У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю,
сочинить танец и т.д. Причём такую характеристику могут дать как
родители, так и воспитатели. (Отзывы родителей)
Особое внимание мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители не
находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они
участвуют в работе над театрализацией.
Дома помогают детям разыгрывать
полюбившиеся сказки, стихи, потешки.
Мной были разработаны эскизы
костюмов, атрибутов. Родители оказывают помощь в изготовлении и пошиве
костюмов и атрибутов. Они вместе с детьми, участвуют в
праздниках,
утренниках и развлечениях. Делятся с детьми своими впечатлениями, тем самым,
стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Также мной были
разработаны
консультации
и
рекомендации
для
родителей.
Совместные
мероприятия взрослых, более старших детей и моих воспитанников создавали
обоюдный
интерес
к
театральному
виду
деятельности.
На этом моя работа не закончена. В дальнейшем я планирую создание мини –
музея «Театральная игрушка».
Литература:
1.
Выготский А.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» -
М.,Просвещение, 1991.
2.
Гончарова О.В. «Театральная палитра» Программа художественно-
эстетического воспитания.
3.
Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей».М.:
Линка-пресс, 2003 г.
4.
Караманенко Т.Н. «Кукольный театр – детям». М.: Просвещение,1982
г.
5.
Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М.:
Академия, 2000 г.
6.
Роот З. «Песенки и праздники для малышей. Сценарии и ноты». М.:
Айрис-пресс, 2005 г.
7.
Синицина К.С. «Умные сказки» - М.,Просвещение,1997 г.
8.
Сорокина Н.Ф., МилановичЛ.Г.Программа по развитию творческих
способностей детей средствами театрального искусства «Театр –
творчество – дети».
9.
Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» - Просвещение, 1990 г.
10.
Ходонович Л.С. «Развитие музыкального творчества школьников:
пособие для педагогов - Л.С.Ходанович – Минск ИВЦ Минфина,2007
– 144с.