Напоминание

Коррекционно-развивающая работа в основном общеобразовательном учреждении с обучающимися, имеющими задержку психического развития


Автор: Шелягина Яна Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа №28"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционно-развивающая работа в основном общеобразовательном учреждении с обучающимися, имеющими задержку психического развития
Раздел: полное образование





Назад




Коррекционно-развивающая работа в основном общеобразовательном

учреждении с обучающимися, имеющими задержку психического развития

Наиболее многочисленной и неоднородной по составу группой школьников с

трудностями в обучении является категория обучающихся с задержкой

психического развития. В современной интерпретации, в частности авторами-

разработчиками основных положений единой концепции специального ФГОС

для детей с ОВЗ, задержка психического развития (ЗПР) рассматривается как

вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся, как случаи

замедленного

психического

развития

(«задержка

темпа

психического

развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-

волевой

сферы

и

интеллектуальной

недостаточности,

не

достигающей

умственной

отсталости.

В

целом,

данное

состояние

характеризуется

гетерохронностью

(разновременностью)

проявления

отклонений

и

существенными различиями, как в степени их выраженности, так и в прогнозе

последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко,

стойкими

нервно-психическими

расстройствами

(астеническими,

церебрастеническими,

невротическими,

неврозоподобными

и

др.),

нарушающими интеллектуальную работоспособность ребенка.

Необходимость определения специальных условий обучения и воспитания

детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их

состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных

факторов связана с тем, что нарушение темпа психического развития

характеризуется явно выраженной вариативностью нарушений психики – от

состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний,

требующих отграничения от умственной отсталости.

Проблема эффективности интеграции детей с ЗПР в массовые классы

общеобразовательной

школы

остается

актуальной

и

центральной

для

современной

теории

и

практики

инклюзивного

образования,

наряду

с

выявлением совокупности психолого-педагогических условий эффективности

реализации основных направлений интеграции и сопровождения детей с ЗПР в

массовых классах школы.

Целью коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками,

имеющими ЗПР, является создание системы комплексного психолого-медико-

педагогического

сопровождения

процесса

освоения

АООП

НОО

обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные

потребности

на

основе

осуществления

индивидуального

и

дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачами коррекционно-развивающей работы является - выявление

особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; повышение

возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в

образовательный

процесс;

своевременное

выявление

обучающихся

с

трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе; создание и

реализация

условий,

нормализующих

анализаторную,

аналитико-

синтетическую

и

регуляторную

деятельность

на

основе

координации

педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в

процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции; оказание

родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и

методической

помощи

по

медицинским,

социальным,

психологическим,

правовым и другим вопросам.

Коррекционно-развивающая

работа

с

младшими

школьниками,

имеющими ЗПР, должна быть основана на принципах приоритетности

интересов обучающегося, системности, непрерывности коррекционной работы

на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений их личности,

принципе

вариативности,

предусматривающем

создание

вариативных

программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых

образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип комплексности коррекционного воздействия,

принцип единства

психолого-педагогических и медицинских средств, принцип сотрудничества с

семьей также являются основополагающими при организации коррекционно-

развивающей работы с детьми с ЗПР.

Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР в начальной школе должна

осуществляться в ходе всего учебно-образовательного процесса:

через

содержание

и

организацию

образовательного

процесса

(индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп

обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении,

активность и сознательность в обучении);

в

рамках

внеурочной

деятельности

в

форме

специально

организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и

логопедические занятия, занятия ритмикой);

в

рамках

психологического

и

социально-педагогического

сопровождения обучающихся.

Основными

направлениями

в

коррекционной

работе

являются:

коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие

эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие

познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших

психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и

поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение

ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения

негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом,

повышения мотивации к школьному обучению.

Основное содержание коррекционной работы на ступени начального

общего образования обучающихся с ЗПР:

1. Диагностическая работа, направленная на выявление особенностей

развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных

условий

для

овладения

ими

содержанием

АООП

НОО.

В

рамках

диагностической работы осуществляются:

1) психолого-педагогическое и медицинское обследования с целью

выявления особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР:

развития

познавательной

сферы,

специфических

трудностей

в

овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей

обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного

воспитания обучающегося;

2) мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в

освоении АООП НОО;

3)

анализ

результатов

обследования

с

целью

проектирования

и

корректировки коррекционных мероприятий.

2. Коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая организацию

мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции

недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания

образования и включающая:

составление

индивидуальной

программы

психологического

сопровождения обучающегося (совместно с педагогами);

― формирование в классе психологического климата комфортного для

всех обучающихся;

― организацию внеурочной деятельности, направленной на развитие

познавательных

интересов

учащихся,

их

общее

социально-личностное

развитие;

― разработку оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых

и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов

обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

организацию

и

проведение

специалистами

индивидуальных

и

групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления

нарушений развития обучающихся;

― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и

коррекцию его поведения;

― социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных

условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального

сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование

специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации

дифференцированных

психолого-педагогических

условий

обучения,

воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.

Консультативная

работа

включает:

психолого-педагогическое

консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении,

поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;

консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов

воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении

общеобразовательной программы.

5. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление

разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по

вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и

воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками,

их родителями (законными представителями) и др. включает в себя:

― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по

разъяснению

индивидуально-типологических

особенностей

различных

категорий обучающихся;

оформление

информационных

стендов,

печатных

и

других

материалов;

― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их

психологической компетентности;

― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них

элементарной психолого-педагогической компетентности.

Психолого-педагогическое

сопровождение

обучающихся

с

ЗПР

осуществляют

специалисты:

учитель-дефектолог,

логопед,

специальный

психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную

подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования.

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы

являются

оптимально

выстроенное

взаимодействие

специалистов

образовательной

организации,

обеспечивающее

комплексное,

системное

сопровождение

образовательного

процесса,

и

социальное

партнерство,

предполагающее профессиональное взаимодействие Организации с внешними

ресурсами

(организациями

различных

ведомств,

другими

институтами

общества).

Специалисты,

в

тесном

взаимодействии

осуществляющие

разностороннее обучение и воспитание детей с особыми образовательными

потребностями, практически определяют эффект коррекционного воздействия.

Взаимодействие специалистов Организации предусматривает:

многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ЗПР;

комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем

обучающегося с ЗПР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с

учетом уровня психического развития;

разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с

ЗПР.

Социальное партнерство предусматривает сотрудничество:

с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам

преемственности

обучения,

развития,

социализации,

здоровьесбережения

обучающихся с ЗПР;

сотрудничество со средствами массовой информации;

сотрудничество с родительской общественностью.

Актуальной

практически

значимой

формой

работы

команды

специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ЗПР в едином

образовательном

пространстве

является

школьный

психолого-медико-

педагогический консилиум (ПМПк).

ПМПк создаются приказом руководителя образовательного учреждения

при наличии необходимых специалистов. В состав ПМПк входят: учителя и

воспитатели школьного образовательного учреждения, имеющие большой опыт

работы с детьми; учителя специальных (коррекционных) классов; психолог;

учитель-дефектолог;

логопед;

врач-педиатр

(невропатолог,

психиатр)

по

согласованию

с

медицинской

организацией;

медицинская

сестра.

Председателем ПМПк является заместитель руководителя образовательного

учреждения по учебно-воспитательной работе. Общее руководство ПМПк

возлагается на руководителя образовательного учреждения.

Основная цель ПМПк - обеспечение в образовательном учреждении

диагностико-коррекционного

психолого-медико-педагогического

сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их

обучения и воспитания.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

-

выявление

и

ранняя

первых

дней

пребывания

ребенка

в

образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или

состояний декомпенсации;

-

профилактика

физических,

интеллектуальных

и

эмоционально-

личностных перегрузок и срывов;

- выявление резервных возможностей развития;

- определение характера, продолжительности и эффективности

специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном

образовательном учреждении возможностей;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие

ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Модель командного взаимодействия обеспечивается общей целевой и

единой стратегической направленностью работы, наличием определенной

иерархической

структуры,

представленной

двумя

уровнями

административным и содержательным.

Формами

взаимодействия

специалистов

административного

уровня

являются: заседания ПМПк, расширенные заседании ПМПк, малые совещания,

взаимное консультирование, супервизия.

Взаимодействие специалистов содержательного уровня представлено

следующими формами:

•комплексным сбором данных о ребенке;

•многоуровневой диагностикой со сведением результатов;

•совместным проведением диагностики;

•этапной комплексной диагностикой;

•сопоставительным

анализом

динамики

результатов

сопровождения

командой,

составлением

индивидуальных

комплексных

программ

коррекционно-развивающих

занятий,

их

реализацией,

корректировкой,

выработкой совместных рекомендаций педагогам и родителям;

•индивидуальным консультированием педагогов и родителей;

•индивидуальным консультированием родителей группой специалистов;

•индивидуальными консультациями курирующего специалиста;

•консультированием

командой

специалистов

участников

образовательного процесса;

•выступлением на педсоветах, методических объединениях и другое.

Взаимодополняемость позиций специалистов службы и педагогов, их

тесное сотрудничество на всех стадиях, необходимое условие плодотворной

работы. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе

возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и

в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных

задач.

Результатом психолого-педагогического сопровождения и правильно

организованной

коррекционно-развивающей

работы

является

успешная

адаптация детей с ЗПР к школе, их социализация, успешное освоение АООП

ООН, в идеальном варианте – компенсация задержки психического развития.



В раздел образования