Автор: Шелягина Яна Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа №28"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционно-развивающая работа в основном общеобразовательном учреждении с обучающимися, имеющими задержку психического развития
Раздел: полное образование
Коррекционно-развивающая работа в основном общеобразовательном
учреждении с обучающимися, имеющими задержку психического развития
Наиболее многочисленной и неоднородной по составу группой школьников с
трудностями в обучении является категория обучающихся с задержкой
психического развития. В современной интерпретации, в частности авторами-
разработчиками основных положений единой концепции специального ФГОС
для детей с ОВЗ, задержка психического развития (ЗПР) рассматривается как
вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся, как случаи
замедленного
психического
развития
(«задержка
темпа
психического
развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-
волевой
сферы
и
интеллектуальной
недостаточности,
не
достигающей
умственной
отсталости.
В
целом,
данное
состояние
характеризуется
гетерохронностью
(разновременностью)
проявления
отклонений
и
существенными различиями, как в степени их выраженности, так и в прогнозе
последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко,
стойкими
нервно-психическими
расстройствами
(астеническими,
церебрастеническими,
невротическими,
неврозоподобными
и
др.),
нарушающими интеллектуальную работоспособность ребенка.
Необходимость определения специальных условий обучения и воспитания
детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их
состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных
факторов связана с тем, что нарушение темпа психического развития
характеризуется явно выраженной вариативностью нарушений психики – от
состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний,
требующих отграничения от умственной отсталости.
Проблема эффективности интеграции детей с ЗПР в массовые классы
общеобразовательной
школы
остается
актуальной
и
центральной
для
современной
теории
и
практики
инклюзивного
образования,
наряду
с
выявлением совокупности психолого-педагогических условий эффективности
реализации основных направлений интеграции и сопровождения детей с ЗПР в
массовых классах школы.
Целью коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками,
имеющими ЗПР, является создание системы комплексного психолого-медико-
педагогического
сопровождения
процесса
освоения
АООП
НОО
обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные
потребности
на
основе
осуществления
индивидуального
и
дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачами коррекционно-развивающей работы является - выявление
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; повышение
возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в
образовательный
процесс;
своевременное
выявление
обучающихся
с
трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе; создание и
реализация
условий,
нормализующих
анализаторную,
аналитико-
синтетическую
и
регуляторную
деятельность
на
основе
координации
педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в
процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции; оказание
родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и
методической
помощи
по
медицинским,
социальным,
психологическим,
правовым и другим вопросам.
Коррекционно-развивающая
работа
с
младшими
школьниками,
имеющими ЗПР, должна быть основана на принципах приоритетности
интересов обучающегося, системности, непрерывности коррекционной работы
на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений их личности,
принципе
вариативности,
предусматривающем
создание
вариативных
программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых
образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия,
принцип единства
психолого-педагогических и медицинских средств, принцип сотрудничества с
семьей также являются основополагающими при организации коррекционно-
развивающей работы с детьми с ЗПР.
Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР в начальной школе должна
осуществляться в ходе всего учебно-образовательного процесса:
―
через
содержание
и
организацию
образовательного
процесса
(индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп
обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении,
активность и сознательность в обучении);
―
в
рамках
внеурочной
деятельности
в
форме
специально
организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и
логопедические занятия, занятия ритмикой);
―
в
рамках
психологического
и
социально-педагогического
сопровождения обучающихся.
Основными
направлениями
в
коррекционной
работе
являются:
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие
эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие
познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и
поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение
ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения
негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом,
повышения мотивации к школьному обучению.
Основное содержание коррекционной работы на ступени начального
общего образования обучающихся с ЗПР:
1. Диагностическая работа, направленная на выявление особенностей
развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных
условий
для
овладения
ими
содержанием
АООП
НОО.
В
рамках
диагностической работы осуществляются:
1) психолого-педагогическое и медицинское обследования с целью
выявления особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР:
―
развития
познавательной
сферы,
специфических
трудностей
в
овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания обучающегося;
2) мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в
освоении АООП НОО;
3)
анализ
результатов
обследования
с
целью
проектирования
и
корректировки коррекционных мероприятий.
2. Коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая организацию
мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции
недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания
образования и включающая:
―
составление
индивидуальной
программы
психологического
сопровождения обучающегося (совместно с педагогами);
― формирование в классе психологического климата комфортного для
всех обучающихся;
― организацию внеурочной деятельности, направленной на развитие
познавательных
интересов
учащихся,
их
общее
социально-личностное
развитие;
― разработку оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых
и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов
обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
―
организацию
и
проведение
специалистами
индивидуальных
и
групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления
нарушений развития обучающихся;
― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и
коррекцию его поведения;
― социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных
условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование
специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации
дифференцированных
психолого-педагогических
условий
обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.
Консультативная
работа
включает:
психолого-педагогическое
консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении,
поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов
воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении
общеобразовательной программы.
5. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление
разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по
вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и
воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками,
их родителями (законными представителями) и др. включает в себя:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению
индивидуально-типологических
особенностей
различных
категорий обучающихся;
―
оформление
информационных
стендов,
печатных
и
других
материалов;
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их
психологической компетентности;
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них
элементарной психолого-педагогической компетентности.
Психолого-педагогическое
сопровождение
обучающихся
с
ЗПР
осуществляют
специалисты:
учитель-дефектолог,
логопед,
специальный
психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную
подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы
являются
оптимально
выстроенное
взаимодействие
специалистов
образовательной
организации,
обеспечивающее
комплексное,
системное
сопровождение
образовательного
процесса,
и
социальное
партнерство,
предполагающее профессиональное взаимодействие Организации с внешними
ресурсами
(организациями
различных
ведомств,
другими
институтами
общества).
Специалисты,
в
тесном
взаимодействии
осуществляющие
разностороннее обучение и воспитание детей с особыми образовательными
потребностями, практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Взаимодействие специалистов Организации предусматривает:
многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ЗПР;
комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем
обучающегося с ЗПР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с
учетом уровня психического развития;
разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с
ЗПР.
Социальное партнерство предусматривает сотрудничество:
с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам
преемственности
обучения,
развития,
социализации,
здоровьесбережения
обучающихся с ЗПР;
сотрудничество со средствами массовой информации;
сотрудничество с родительской общественностью.
Актуальной
практически
значимой
формой
работы
команды
специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ЗПР в едином
образовательном
пространстве
является
школьный
психолого-медико-
педагогический консилиум (ПМПк).
ПМПк создаются приказом руководителя образовательного учреждения
при наличии необходимых специалистов. В состав ПМПк входят: учителя и
воспитатели школьного образовательного учреждения, имеющие большой опыт
работы с детьми; учителя специальных (коррекционных) классов; психолог;
учитель-дефектолог;
логопед;
врач-педиатр
(невропатолог,
психиатр)
по
согласованию
с
медицинской
организацией;
медицинская
сестра.
Председателем ПМПк является заместитель руководителя образовательного
учреждения по учебно-воспитательной работе. Общее руководство ПМПк
возлагается на руководителя образовательного учреждения.
Основная цель ПМПк - обеспечение в образовательном учреждении
диагностико-коррекционного
психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их
обучения и воспитания.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
-
выявление
и
ранняя
(с
первых
дней
пребывания
ребенка
в
образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или
состояний декомпенсации;
-
профилактика
физических,
интеллектуальных
и
эмоционально-
личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности
специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном
образовательном учреждении возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие
ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Модель командного взаимодействия обеспечивается общей целевой и
единой стратегической направленностью работы, наличием определенной
иерархической
структуры,
представленной
двумя
уровнями
–
административным и содержательным.
Формами
взаимодействия
специалистов
административного
уровня
являются: заседания ПМПк, расширенные заседании ПМПк, малые совещания,
взаимное консультирование, супервизия.
Взаимодействие специалистов содержательного уровня представлено
следующими формами:
•комплексным сбором данных о ребенке;
•многоуровневой диагностикой со сведением результатов;
•совместным проведением диагностики;
•этапной комплексной диагностикой;
•сопоставительным
анализом
динамики
результатов
сопровождения
командой,
составлением
индивидуальных
комплексных
программ
коррекционно-развивающих
занятий,
их
реализацией,
корректировкой,
выработкой совместных рекомендаций педагогам и родителям;
•индивидуальным консультированием педагогов и родителей;
•индивидуальным консультированием родителей группой специалистов;
•индивидуальными консультациями курирующего специалиста;
•консультированием
командой
специалистов
участников
образовательного процесса;
•выступлением на педсоветах, методических объединениях и другое.
Взаимодополняемость позиций специалистов службы и педагогов, их
тесное сотрудничество на всех стадиях, необходимое условие плодотворной
работы. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе
возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и
в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных
задач.
Результатом психолого-педагогического сопровождения и правильно
организованной
коррекционно-развивающей
работы
является
успешная
адаптация детей с ЗПР к школе, их социализация, успешное освоение АООП
ООН, в идеальном варианте – компенсация задержки психического развития.