Автор: Андрианова Анастасия Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Средняя общеобразовательная школа № 6
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку
Тема: Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном.
Раздел: начальное образование
Андрианова Анастасия Ивановна, учитель начальных классов СОШ “МНБОУ” №6
Тема: Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном.
Тип урока: Урок закрепление.
Цель: Закрепить умение склонять имена существительные и имена прилагательные.
Задачи:
Образовательная: Учить определять склонение имени существительного и видеть
зависимость словосочетания существительное + прилагательное.
Развивающая: Развить умение правописания окончаний имени прилагательного.
Воспитательная: Привить интерес к родному языку, формировать коммуникативные
навыки.
Оборудование: Интерактивная доска, тетради, презентация.
Этап
Деятельность учителя
Примечание
I. Орг. момент
-Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка.
Готовы?
На доске: Вместе – служба, вместе – дружба.
– О каких частях речи это высказывание? Почему? Метод:
Сообщение темы и цели урока
Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучение
разделов об имени существительном и имени
прилагательном. Сейчас вам предстоит обобщить
полученные знания.
Какая тема нашего урока? Какие цели мы перед собой
поставим?
Сегодня у нас необычный урок. Это урок - приключение,
полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле
знаний.
В этом путешествии нам понадобятся: тетради, ручки,
карандаши, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки,
сообразительная голова и конечно, хорошее настроение.
Готовы!
Мы отправимся с вами в путешествие. А что такое
ПУТЕШЕСТВИЕ?
Отгадайте загадку, и вы узнаете, где будет проходить наше
путешествие:
Кругом вода – а пить нечего. (море).
А на чем можно путешествовать по морю?
- в бортовых журналах запишите дату.
II.
Актуализация
знаний
Отправляемся из порта «Чистописание».
Метод:Наблюдение над языковым материалом
Прием:
Я. м.: Море.
Задание: - Выделите первый звук в слове.
- Дайте характеристику звуку М (согл., звонкий, непарный,
твердый,)
Метод: Наблюдение над языковым материалом
- Слушаем внимательно, пишем красиво.
Я. м.: Море, моряк, морской, морячка, морская, заморский,
мореход, морилка, морского, приморский.Задание -
Прочитайте слова, что вы можете сказать про эти слова.
- а все ли они однокоренные?
-Какое слово не является однокоренным?
Метод: Выяснение лексического значения
Я. м.:Морилка
- Знаете ли вы значение этого слова?
Где мы будем искать значение этого слова?
Как мы будем искать?
(морилка – это краситель для дерева, который
растворяется в воде)
Задание- Придумайте предложения с новым словом.
Метод: Наблюдение над языковым материалом
Прием: Классификация слов
Я. м.: Море, моряк, морской, морячка, заморский, мореход,
приморский.
- Еще какие слова лишние? Почему? (изменилась форма
слова)
На какие 2 группы можно разделить эти
Языковой
материал
представлен на
доске.
слова? Задание: Запишите, выделите корень.
Что вы знаете о написании корня в однокоренных словах?
III.
Закрепление
Метод: Конструирование
Я. м.: И вот уже море «Словарных слов»
Пут_шествие морск__ к_рабль огромн__
вет_р северн__ обл_ко пушист__
к_питан отважн__ п_года ветрен__
Задание: Вам нужно не только вспомнить
словарные слова, но и вспомнить
написание окончаний имён
прилагательных.
Как правильно написать окончания имён
прилагательных?
От чего зависит окончание имени
прилагательного?
Как ещё можно проверить безударное
окончание прилагательного?
Обменялись тетрадями и проверяем.
- Оцените работу.
Мы приближаемся к двум островам. Как
вы думаете, какие они имеют названия?
А между ними пролив
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ
Чтобы его преодолеть, нужно выполнить
задание
Метод: Конструирование.
Прием: Списывание с грамматическим
заданием.
Я. м.: Парусный корабль легко заскользил
по волнам и понесся в открытое море.
Задание: Найти и объяснить орфограммы.
Разобрать по членам предложения.
Назвать словосочетания (прил. + сущ.),
определить падеж прилагательных
Языковой материал на доске.
Проверяется с помощью слайда,
на котором правильные варианты
написания.
Языковой материал представлен
на слайде.
На слайде появляются признаки
частей речи.
Предложения на доске.
Проверяются с помощью слайда.
Как определить падеж прилагательного?
Метод: Репродуктивная беседа.
По курсу ОСТРОВА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ и
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
Вопросы об имени существительном:
-Что такое имя существительное?
-На какие вопросы отвечает имя
существительное?
-Что обозначает?
-Как изменяется?
-Роль в предложении.
Вопросы об имени прилагательном:
Что такое имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает имя
прилагательное?
Что обозначает?
-Как изменяется?
-Роль в предложении.
- в чем же различие и сходство между
именем существительным и именем
прилагательным?
Метод: Конструирование
Я. м.:Синие небо и свежие дыхание
ветерка манили на прагулку.
Как хорошо раннем утром в лису!
Из-за далекова леса выкатилось огромные
сонце.
Задание: Найти ошибки
1) Мы уже почти у цели. По курсу
ЗЕМЛЯ ЗНАНИЙ.
Но впереди какой-то небольшой островок.
На нём живут безграмотные пираты.
Давайте им поможем, исправим ошибки в
тексте.
(по рядам)
2) Проверка
Метод: Конструирование
Я. м.:У дальн__ берега
По быстр__ течению
На облачн_ небо
Высок__ мачта
На огромн__ волне
Задание: Вставить окончания
прилагательных (записать через запятую
только окончания)
Проверка.
ΙV. Итог урока
Метод: Игровая беседа
Игра "Веришь - не веришь".
- верите ли вы, что род, падеж, число
прилагательных зависит от
существительного? ДА.
- А верите ли вы, окончания
прилагательных определяют по имени
сущ. НЕТ.( по вопросу)- А верите ли вы,
что у прилагательных ж. р. окончания ый,
ий, ой? НЕТ. (ая-яя)- А верите ли вы, что
у прилагательных ср.р. окончания ое, ее?
ДА.
- А верите ли вы, что прилагательные
отвечают на вопрос ЧТО делать? НЕТ.
(какой, какая, какое)
- А верите ли вы, что прилагательные
изменяются по родам. Да.
- А верите ли вы, что прилагательное
обозначает предмет? Нет. (признак)
– Что необычного было на уроке?
V. Домашнее
-Придумать словосочетание существительное + прилагательное и
задание
просклонять его.