Напоминание

Профессиональное мастерство учителя


Автор: Тверская Любовь Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ прогимназии №1752
Населённый пункт: г. Москвы
Наименование материала: работа по самообразованию
Тема: Профессиональное мастерство учителя
Раздел: начальное образование





Назад




Профессиональное мастерство учителя

Научно-педагогическая картина нового воспитания

Ценности как ядро культуры в филогенезе человека и основа воспитания

Изучая литературу по данной теме, размышляя над темой, мне показалось, что за

основу нужно взять следующее

определение «Ценности

это

сила,

существенно

определяющая особенности сознания, мировоззрения и поведения любого субъекта. На

основе

ценностей

люди

строят

отношения,

определяют

приоритеты

и

критерии,

выдвигают цели деятельности».

Ценности по своей природе, выражают не отношения между объектами, а отношения

между

объектом

и

субъектом.

Поэтому

передать

свои

ценности

другим

людям

невозможно,

можно

только

рассказать

о

них

или

информировать.

Передавать

свои

ценности

другому

можно

только

в

процессе

духовного

общения. Ценности

вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде.

Человек сам должен сформировать своё ценностно-смысловое пространство.

Именно ценности служат основой и фундаментом всякой культуры.

А культура

рассматривается как ценностное отражение действительности. Она делает возможным

сохранение и передачу ценностей от поколения к поколению, от общества к личности.

Эта

передача и составляет сущность воспитания.

Ценностные

отношения

составляют

содержание

воспитательного

процесса.

Проживаемые

ценностные

отношения

в

организуемой

деятельности

являются

наполнением

любой

деятельности

ребёнка. Но

ценности

не

лежат

на

поверхности

предметной деятельности, их следует вскрывать в конкретных материальных объектах,

восходя вместе с детьми к обобщениям:

за конкретным предметом видеть ценность

человека, жизни, общества, природы, добра, истины, красоты. Такое восхождение трудно

даётся

детям

в

условиях

социальной

атмосферы

утилитарности,

меркантилизма

и

эгоцентризма. Новое воспитание – это разработанные методики для введения ребёнка в

мир ценностей и обретения опыта ценностных отношений.

Но применяя новые методики, необходимо различать два отличных понятия: ценности и

знания.

Передача

знаний –

это

есть образование,

а приобщение к ценностям – это

воспитание. Воспитание

как

целенаправленное

формирование

ценностного

сознания

личности – деятельность несравненно более сложная, чем образование как передача

знаний и научение. Воспитание – процесс тонкого глубинного психологического влияния

именно потому, что содержанием

этого процесса являются отношения. Основные

ценности воспитания – человек как предмет воспитания; культура как среда; творчество

как

способ

развития

человека

в

культуре.

Культурное

ядро

содержания

воспитания

должны

составлять

универсальные

общечеловеческие

ценности,

а

отношение

к

обучающемуся должны строиться

исходя из восприятия его как свободной, целостной

личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей,

самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности, а лишь создаёт условия для

их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю

работу над своими действиями и поступками. Открывая для обучающихся мир ценностей,

педагог

одновременно

научает

умениям

выстраивать

ценностные

отношения.

При

отсутствии гармонического сочетания того и другого получаем дисгармоничную личность

и не решаемые социальные проблемы в обществе.

1

Практическая работа

Занятие 1

После

нашего

первого

занятия

с

доктором

педагогических

наук,

профессором

Щурковой Н.Е. на курсах Московского института открытого образования, мне пришлось

над многими вещами задуматься, поразмышлять, вспомнить, обдумать мои дальнейшие

действия. Не скрою, в моём классе (впрочем, как и во многих других) есть дети, которые

очень часто выкрикивают с места, не дают другим ответить, мешают сосредоточиться,

тянут руки выше всех, привстают, подпрыгивают. На самом деле, я постоянно обращаю

внимание детей на то, что не хорошо выкрикивать с места, когда кто-то отвечает, т.к. в

этот момент

человек очень волнуется, пытается вспомнить или подумать. Ему очень

сложно

сосредоточится.

Он

может

разволноваться

и

не

сможет

продолжить

ответ…

Беседую на эту тему и тогда, когда такой ученик сам отвечает у доски, а в это время

другой тянет руку. « Ты можешь подумать, что не то сказал, смутиться, расстроиться и не

ответить на вопрос…». Пытаюсь и на личном примере рассказать, что чувствую я в такой

момент. О том, что нужно уважать любого человека.

На одном из уроков я попробовала сказать так, как нас учили « Ты хочешь, чтобы твой

одноклассник

был

глупым?

Не

даёшь

возможности

ему

подумать?...»

Многие

дети

задумались, но некоторые засмеялись. Часть учеников никогда себя так и не ведёт, другая

часть со временем (1-3 класс) изменилась и перестала так себя вести,

а некоторые

обучающиеся не изменили своего поведения.

Все обучающиеся класса знают норму

поведения, но одни разделили её, приняли эту ценность, а другие нет. Конечно, я буду

продолжать эту работу. Но мне кажется, что огромное влияние здесь оказывают родители,

которые очень часто ведут себя не лучше детей (даже в их присутствии!!!). В первую

очередь надо воспитывать родителей. От первого опыта всё зависит, а свой первый опыт

ребёнок уже получил в семье.

Как здороваться с обучающимися?

Начиная урок (3-4 урока в одном классе в день), я приветствую детей по-разному.

Различные формы обращений нравятся детям, настраивают на работу. Но есть несколько

особенностей в работе

учителя начальной школы (кл.руков.). Во-первых, я всех детей

лично встречаю ещё до первого урока, успеваю обратиться к каждому индивидуально, а

часто и побеседовать. Во-вторых, кл.руков. ведёт несколько предметов и приветствует 3-4

раза за день одних и тех же учеников.

Не стоит в один день использовать много

различных обращений, т.к. теряется эффект неожиданности, дети привыкают. На практике

убедилась, что различные формы обращения настраивают детей

на хорошую работу,

поднимают

настроение,

создают

благоприятный

психологический

климат

в

классе.

Обязательно буду использовать этот приём в своей работе.

2

Практическая работа

Занятие 2

Игра «Моё зеркало»

Нашей группой была выбрана игра «Моё зеркало» из раздела «Каким видится моё

Я». Я подготовилась, чтобы провести игру на должном уровне. Продумала, как во время

игры создать доброжелательную атмосферу в классе, как расставить парты и т.д. Утром

дети вошли в класс, парты и стулья были расставлены по-особенному.

Перед игрой и во время игры создавала доброжелательную мягкую атмосферу, приложила

все свои психологические умения, чтобы снизить волнение, настроить всех детей на

добрые и нежные проявления. Мы посчитались, чтобы поделиться на две команды и сели

друг напротив друга. Я играла вместе с детьми, т.к. их 27 чел. Вспомнили произведение

А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…». Далее я предложила детям представить, что

у каждого из них есть зеркало, оно говорящее, его можно спросить о своей красоте. Но это

зеркало ещё особенно тем, что оно может отражать и внутренний мир человека. Потом

дети рассказывали (введение в игру), какое у них зеркало, то есть,

каков его размер,

фактура,

форма,

стоимость

и

т.д.

Все

поочерёдно

отвечали,

смеялись

и

остроумно

обыгрывали заданный вопрос.

Начало игры. Один ряд – «зеркала». Другой – те, кто смотрится в зеркало. Последние

поочерёдно обращались к «зеркалу», говоря: «Свет мой, зеркальце, скажи…»

А те в

ответ: «Я отражаю…» - и описывают то, что видят в сидящем напротив человеке. По

окончании описания тот, чей портрет представляли, говорит либо «Свет мой, зеркальце,

спасибо!», либо «Ах, ты, мерзкое стекло, это врёшь ты мне назло!».

Я задала более мягкий вариант игры, настроила детей отражать положительные качества

человека, сыграв сама «зеркало».

Игра поставила школьников почти одновременно на две позиции: того, кого оценивают,

и того, кто оценивает.

Дети

остро почувствовали состояние человека в этих двух

положениях, это позволит им скорректировать в будущем своё поведение и быть более

внимательным с состоянию другого, о котором высказываешь суждение. Дети менялись

ролями.

После игры я провела короткую рефлексию. Задала несколько вопросов: «Как ты себя

чувствовал?», «Трудно ли быть объективным, отражая своё впечатление?», «Волновался

ли, когда смотрел в «зеркало»?»

Вывод: каждый человек уникален, не похож на других. Человек – это не набор достоинств

и недостатков.

3

Практическая работа

Занятие 3

«Здесь сидит … человек»

Я подготовилась, чтобы провести игру на должном уровне. Продумала, как во время игры

создать доброжелательную атмосферу в классе, как расставить парты и т.д. Утром дети

вошли в класс, парты и стулья были расставлены по-особенному. Стулья стояли по кругу,

а на них лежали листочки с различными позитивными фразами («Здесь сидит заботливый

человек», «Здесь сидит справедливый человек» и т.д.).

Школьникам я объяснила, что

сейчас они будут искать каждый своё место. Но не будут торопиться и хорошо обдумают

своё решение. А потом нам расскажет каждый, почему именно это место он выбрал. Далее

я предложила детям пройти по кругу и прочитать все фразы и выбрать то место, которое

должно принадлежать ему. Некоторые дети быстро определились с выбором, а другие,

наоборот, тщательно изучали все варианты (выбирали наиболее подходящий вариант из

нескольких). Оказалось, что около некоторых фраз было по несколько человек. Например,

«Здесь

сидит

самый

(весёлый,

наблюдательный,

мечтательный,

добрый,

жизнерадостный) человек».

Затем каждый ученик рассказывал, начиная фразу словами «Здесь сидит … человек,

поэтому я выбрал это место…» После игры была проведена короткая рефлексия: «Как ты

себя чувствовала?» Отвечая на вопрос, многие дети говорили, что им понравилось, все

чувствовали себя хорошо. Третьеклассники были довольны, что в каждом из них нашлись

хорошие качества и все это услышали.

Общий вывод самостоятельно дети не смогли

сделать. Пришлось их натолкнуть на мысль о том, что все люди хорошие, надо только это

разглядеть.

4

Практическая работа

Занятие 4

Методика диагностирования «Недописанное предложение»

Диагностирование я проводила в 3 классе. Участвовало 27 человек. Обучающиеся

отвечали на вопросы группы С.

Детям раздала листочки с недописанными предложениями и предложила

самостоятельно закончить каждое предложение.

Утром открываю глаза и вспоминаю, что надо идти в школу, и мне становится…

В этой школе я люблю вот кого…

В этой школе меня любит вот кто…

Мне нравится (не нравится) работать на уроке, потому что…

Если кто говорит чепуху, я всегда вместе со всеми…

Когда я вижу, что кто-то кого-то обижает, я всегда…

Получились следующие результаты.

От мысли, что надо идти в школу, становится:

радостно, весело и хорошо – 75 %

интересно, приятно или любопытно – 11%

стыдно, когда опаздываю - 7%

хотят спать – 7%

В этой школе я люблю вот кого…

учителей – 19%

учителей и друзей – 62%

друзей - 19%

В этой школе меня любит вот кто…

учителя – 19 %

учителя и друзья – 81%

Мне нравится (не нравится) работать на уроке, потому что…

я получаю много новых знаний – 26%

очень интересно узнавать новое - 26%

интересно, увлекательно и весело – 37%

5

я люблю уроки – 11%

Если кто говорит чепуху, я всегда вместе со всеми…

не соглашаюсь и пытаюсь объяснить обратное – 52%

не обращаю внимания на чепуху – 37%

смеюсь – 11%

Когда я вижу, что кто-то кого-то обижает, я всегда…

стараюсь заступиться, помочь – 93%

не ответили – 7%

Исходя из результатов ответов, видно, что между детьми и учителями сложились тёплые

отношения.

Большая

часть

детей

идёт

в

школу,

потому

что

им

там

«интересно,

увлекательно,

весело,

хорошо,

приятно,

любопытно»,

их

любят

учителя

и

друзья.

Обучающимся нравится

на уроке получать новые знания. Сам процесс обучения им

кажется

интересным

и

увлекательным.

Многие

дети

проявляют

толерантность

по

отношению

к

другим.

В

школе

создаётся

благоприятная

атмосфера

для

развития

и

формирования личности ребёнка. В этом заключается ценность влияния, оказываемого

школой на ребёнка.

6

Практическая работа

Занятие 5

Этическая защита

В процессе взаимодействия и общения с детьми этическая защита совершенно

необходима педагогу по причине неопытности детей в общении с другим человеком, а

также по причине подражания, свойственного детям, воспринимающим в социальной

среде и грубые формы взаимоотношений, в том числе оскорбительные.

Я начала последовательно овладевать всей совокупностью выработанных культурой

тонких

и

изящных

способов

сохранения

своего

достоинства

при

сопутствующей

коррекции грубого поведения партнера, достоинство которого ни в коем случае нельзя

подвергать

уничтожению.

Попробовала

применить

на

практике

несколько

способов

этической защиты (первые два – скрытая форма защиты, корректирующая маленького и

наивного непросвещённого ребёнка, слепо воспроизводящего

бескультурные

формы

общения; третий – сильная форма защиты открытого плана).

«Вопрос об адресате» («Это вы – мне?»)

Содержание данного приёма заключается в следующем: субъект, не допуская даже

мысли, что с ним можно обращаться подобным образом, выражает удивление и уточняет

адресат грубого обращения. Например: «Простите, вы ко мне обращаетесь?» или «К кому

обращены ваши слова?» плюс выраженное мимически непонимание и поворот головы в

поисках адресата.

Пример: Один из учеников выкрикивает с места вопрос в мой адрес (учителя). В ответ я

говорю: « Петя, прости, ты кого сейчас спрашивал? От кого ты ждал ответа?» Ученик

понимает, что он поступил неправильно, и меняет своё поведение (поднимает руку и

обращается ко мне по имени и отчеству).

«Вопрос на воспроизведение» («Простите, не поняла…»)

Как

бы

не

веря

услышанному

или

содеянному,

человек

просит

подтвердить

совершенное, чтобы исправить «своё неверное восприятие». Например: «Я, наверное, не

расслышала..» или «Задумалась и не слышала, что вы сказали?..»

Пример: Ученица не из моего класса приоткрыла дверь кабинета « А мы здесь будем

заниматься?» Я ответила: « Я проверяю тетради, была занята и не слышала, ты о чем-

то спросила меня?». Ученица извиняется, меняет свое поведение и задает свой вопрос.

«Сопоставление

поведения

с

достоинствами

партнёра»

Вы

такой…,

а…»)

довольно распространенная форма защиты, поэтому я решила попробовать применить её

в 3 кл. Имеет простые формы: «Ты такой умный, - а говоришь…» или «Вы такая красивая,

нежная, а – так ведете себя…»

Пример: На не вполне достойное (грубое) поведение детей на перемене мягко сказала:

« Вы – такие добрые и нежные, самые умные и красивые, а так себя ведете…» Мне не

пришлось больше ничего говорить - дети сказали: « Мы все поняли. Извините, мы больше

так не будем…»

7

Практическая работа

Занятие 6

Педагогическая технология

Педагогическая технология – это система воздействия на ребёнка в

процессе его воспитания, которая активизирует деятельность ребёнка и, тем

самым, влияет на его развитие.

На последнем занятии Надежда Егоровна познакомила нас с различными

педагогическими технологиями. Многие из них я ежедневно использую во

время общения с детьми.

Мне

очень

понравилась

технология «Я

сообщение»

(нежное

прикосновение). Я попробовала применить её при общении и с детьми, и с

их родителями.

Прозвучали следующие «Я - сообщения» (проговаривание вслух):

«Я всегда нервничаю, когда люди опаздывают» (при опоздании на урок).

«

У

меня

всегда

плохое

настроение,

когда

люди

забывают

о

своих

обещаниях» (когда не выполнил д.з. в очередной раз,…).

« Так люди делают, когда хотят обидеть друг друга» (произносили плохие

слова в присутствии одноклассников).

« У меня всегда хорошее настроение, когда люди делают всё аккуратно» (если

кто-то из детей совсем не старался, небрежно выполнил работу).

« Мне всегда так плохо, когда в моём присутствии ссорятся» (если возникла

ссора между людьми).

На детей оказывает большее воздействие, чем на взрослых (родителей).

Попробовала и «Апелляцию к разуму субъекта»

Сначала

задавала

вопрос

о

цели

и

мотиве

совершаемого

действия:

«У тебя проблема?», «Чего ты хочешь?», «Возникли трудности?».

Пыталась

вытащить

из

субъекта

его

мотив

(«Договор»),

заставить

произнести его, т.е. апеллировала к разуму. Ребёнок оказывался в неловкой

ситуации, объяснить ничего не мог, терялся, но прекращал разговаривать и

отвлекаться.

Пробовала договариваться с детьми: «Если мы быстро выполним все

задания, то я смогу поделиться с вами интересным материалом из курса

математики 5-6 класса…».

8

Обязательно постараюсь овладеть всеми педагогическими технологиями, т.

к. педагогу очень важно уметь прикасаться к внутреннему миру личности.

Учитель начальных классов ГБОУ прогимназии №1752 Тверская Л.В.

9



В раздел образования