Напоминание

"Начальный этап освоения выборной клавиатуры баяна"


Автор: Кордюкова Елена Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО КГО "Кушвинская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: город Кушва, Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Начальный этап освоения выборной клавиатуры баяна"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОСВОЕНИЯ

ВЫБОРНОЙ КЛАВИАТУРЫ БАЯНА»

Кордюкова Елена Викторовна

преподаватель

МАУ ДО КГО «КДМШ»

г. Кушва

Одной

из

целей

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы

в области музыкального

искусства

«Народные инструменты» учебного предмета «Специальность баян» является

развитие

музыкально

творческих

способностей

учащихся

на

основе

приобретенных ими умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать

и исполнять на баяне произведения различных жанров.

Для воплощения этой цели в течение обучения игре на баяне ученики

должны познакомиться со всеми возможностями музыкального инструмента.

Одной из возможностей современной конструкции баяна является наличие

выборной

клавиатуры,

позволяющей

существенно

расширить

круг

исполняемых произведений, способствующей развитию полифонического

слуха и мышления, техники левой руки. В своей статье я бы хотела осветить

некоторые вопросы начального этапа обучения на баяне с выборной

клавиатурой.

Немного

из

истории

инструмента.

Баян

является

сложным

и

совершенным

язычковым

музыкальным

инструментом.

Как

и

многие

исполнительские школы, баянная школа складывалась в течение длительного

периода. Постоянные конструктивные изменения инструмента способствовали

улучшению его качества и совершенствованию исполнительского мастерства

баянистов. В итоге, в 60-х годах 20 века мастерами баянов было найдено

уникальное

универсальное

решение

конструкции

басового

механизма,

объединяющего готовый и выборный аккомпанементы.

Первое знакомство с левой выборной клавиатурой в моем классе

происходит на начальных занятиях, когда я, рассказывая историю создания

баяна и появления данной конструкции, переворачиваю инструмент и играю на

правой клавиатуре левой рукой, ведь по устройству правая и левая выборная

клавиатуры идентичны. В первый год занятий учащиеся осваивают готовую

клавиатуру, а обучение на выборной клавиатуре происходит со 2,3 класса. Вся

работа над произведениями происходит в классе ввиду отсутствия выборного

баяна дома у учащихся.

Игра пьес на выборной клавиатуре, не смотря на сложность, вызывает

интерес у учащихся и побуждает их к более активным занятиям. До знакомства

с выборной клавиатурой их слух перегружался низким тембром баса и излишне

громким, относительно правой клавиатуры, аккордом. «Выбирая» же на левой

клавиатуре звуки аккорда и интервалы, они слышат более прозрачную и ясную

фактуру произведений. Кроме того, вместо однообразного, а порой и трудного

сочетания

бас-аккорд

имеется

возможность

значительно

упростить

и

приукрасить музыкальную ткань произведения. Например, вначале его можно

вообще построить на выдержанных звуках и на созвучиях, которые очень

прочно усваиваются слухом.

Это дает возможность уже в самом начале обучения познакомить

учеников с основами полифонии, а позднее и с небольшими двухголосными

полифоническими произведениями, тем самым приобщая их к богатому

классическому наследию фортепианного и органного искусства. Мое глубокое

убеждение в том, что полифонические произведения должны звучать на

выборном баяне, используя при этом оригинальный нотный текст, а не

переложение.

Овладевая основными элементами техники левой руки при игре на выборной

клавиатуре, нужно полностью использовать ранее приобретенные навыки игры

на готовом баяне. Умение ориентироваться на левой клавиатуре

представляет известную трудность, так как при исполнении произведений

учащимися исключена возможность визуального контроля над действиями

левой руки. И, тем не менее, уверенная и точная игра на инструменте

немыслимо без свободного ориентирования на клавиатуре. Необходимо

безошибочно научиться находить любую кнопку на выборной клавиатуре до

извлечения звука. Для этого можно использовать разметки на левой клавиатуре

- выделить октавные «маяки». Например, все кнопки «до» первого ряда и все

кнопки «фа» третьего ряда.

Звукоизвлечение на левой клавиатуре такое же, как и на правой. Действие

пальца на клавишу – нажим, толчок или удар – может быть легким или

тяжелым, глубоким, коротким или протяжным. Пальцевая артикуляция

позволяет связать звуки или отделить их друг от друга.

На начальном этапе знакомства ученика с выборной клавиатурой следует

объяснить три основных типа позиций:

1 тип позиций (при исполнении гаммообразных последовательностей вверх):

кисть находится выше запястья; пальцы и кисть направлены вверх, 1-й палец и

ребро ладони составляют опору руки и скользят по краю левого корпуса,

следуя за движением играющих пальцев;

2 тип позиций

(при исполнении аккордов, октав, коротких арпеджио):

запястье и кисть на одном уровне, ладонь ложится на край корпуса, первый

палец выдвигается из-за края корпуса;

3

тип

позиций

(при

исполнении

аккордов

и

мелодических

последовательностей): пальцы и кисть обращены вниз, запястье изгибается и

находится выше кисти, например, 5-й палец нажимает клавишу в 3-ем ряду, а 2-

ой – в 1 ряду, первый палец выдвигается к крайнему ряду.

Знание учеником типа позиций помогает правильно расположить пальцы на

клавиатуре в разных ситуациях. Ведь задач у левой руки много: владение

мехом, включающее различные по типу движения разжим и сжим, ведение

меха с разной степенью интенсивности, аккуратная смена меха, разнообразные

игровые движения левой руки.

У каждого педагога с годами накапливается свой репертуар. В настоящее

время существует много оригинальных произведений для выборного баяна

(печатные издания, возможности интернета).

Но, главное, возможности

выборного баяна позволяют использовать богатую фортепианную нотную

литературу, которая является основой обучения любого музыканта.

Среди этого многообразия я бы особо выделила выпущенное в 1989 году

издательством «Музыка» учебное пособие Г. Стативкина «Начальное обучение

на выборно - готовом баяне». Содержание данного сборника

подчинено

соблюдению принципов последовательности и доступности обучения, в нем

ясно и конкретно ставятся учебно-воспитательные задачи, яркой образностью

отличается подбор нотного материала.

Знакомство с выборной клавиатурой происходит на уже знакомых

пьесах, исполняемых ранее правой рукой в удобной 2-ой позиции, а затем и в

1,3 позициях. Это чаще всего народные и детские песенки. После того, как

пальцы левой руки привыкли к расположению, пьесы исполняются двумя

руками.

В своей практике я использую следующие произведения

:

1. Пьесы, построенные на мелодии (чередование правой и левой рук):

*Потоловский Н. «Охотник и зайка»

*русская народная песня «Там за речкой, там за перевалом»

*русская народная песня «Заинька»

2. Пьесы в унисон:

*Березняк А. «Ручеек»

*Филиппенко А. «Цыплята»

*Карасева В. «Цветики»

3. Пьесы с интервалами в левой руке (квинты, кварты, сексты)

*украинская народная песня «Ой, нумо»

*Красев М. «Елочка»

* Рамо Ж. «Тамбурин»

4. Двухголосие с элементами полифонии:

*Стативкин Г. «Русская песня»

*Степанова А. «Лакомка»

*русские народные песни: «Солнышко», «Ой, звоны звонят»

«Не летай, соловей», «Как под горкой»

5. Полифонические произведения:

*Гольденвейзер А. Песенка

*Тюрк Д.: «Лиха беда начало», «Веселый парень», «Баюшки-баю», «Ариозо»

* Сперонтес С. Менуэт соль мажор

* Каттинг Ф. Менуэт ля минор

* Моцарт Л. Менуэт ре минор

* Моцарт В. «Аллегретто»

* Гедике А. Сарабанда ми минор

* Бах И.С. Менуэт ре минор

Обучение на баяне – это трудоемкий и длительный процесс, требующий

активного участия и преподавателя, и ученика. Но именно возможности готово-

выборного баяна и заложенные на начальном этапе обучения основы

музыкальных знаний, умений и навыков в овладении выборной клавиатурой в

дальнейшем

позволит

учащемуся

открыть

мир

большой

музыкальной

литературы,

достигнуть

творческих

успехов

в

становлении

личности

музыканта.

Литература:

1.Акимов Ю. «Школа игры на баяне»- Москва, «Сов. композитор», 1984г.;

2 Липс Ф. «Искусство игры на баяне» - Москва, «Музыка», 1985г.;

3.Семенов В. «Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне», ст.

из книги «Баян и баянисты» вып.4- Москва, «Сов. композитор». 1978г.;

4. Стативкин Г. «Начальное обучение на выборно- готовом баяне» - Москва, «Музыка», 1989г.;



В раздел образования