Автор: Ахметшина Светлана Табрисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад№10
Населённый пункт: Нефтекамск РБ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: мастер-класс
Раздел: дошкольное образование
–
–
Мастер
класс для педагогов по опытно
.
экспериментальной деятельности
(слайд1)
Добрый день, коллеги! Тема моего выступления «Сказка как средство
развития умственных способностей дошкольников через опытно-
экспериментальную деятельность».
(
слайд 2)
Цель: развитие познавательной и умственной активности дошкольников.
С задачами вы можете ознакомиться на слайде.
(
слайд 3)
Задачи:
— повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –
класса и роль поисково – исследовательской деятельности дошкольников в
развитии их познавательной активности
— сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование
в воспитательно – образовательном процессе.
- Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в
области опытно-экспериментальной деятельности, используя увлекательную
и близкую дошкольникам форму сказки.
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно
проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и
разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от
этого радость.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная
деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-
экспериментальных действий.
(слайд4)
Профессор, академик Н. Н. Поддьяков обобщив свой опыт, пришел к
заключению, что в детском возрасте, наряду с игровой деятельностью,
ведущим видом деятельности является экспериментирование.
(слайд5)
Согласно китайской пословице, ребенок усваивает все прочно и надолго,
когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в
процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем
больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем
лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает,
закрепляет изучаемый материал.
А если эти эксперименты детям преподнести в виде сказок, то все будет
происходить в увлекательной форме. Поэтому в своей работе, я решила
применять сказки. Сказка сама по себе не оставляет равнодушным ни одного
человека. С ее помощью можно оживить изучаемый материал. Персонажи
могут встречаться с чем-то, или с кем-то им не известным, незнакомым и в
процессе знакомства открывать для себя много нового и интересного.
(слайд6)
Для развития экспериментальной деятельности в группе оборудована и
постоянно оснащается лаборатория, где представлены различные материалы
для исследования.
Учитывались следующие требования:
-безопасность для жизни и здоровья детей;
-достаточность;
-доступность.
(слайд7)
Проводилось много различных опытов. Дети знакомились со свойствами
воды, сравнивали различные состояния, о роли воды в жизни растений и т.д.
(слайд8)
Для поисков ответа, как можно увидеть и почувствовать воздух, проводилось
ряд опытов. И наши дети могут рассказать, что воздух находится вокруг нас,
он не видим, прозрачен, легче воды, что его можно ощутить, и он нужен всем
живым существам.
(слайд9)
Дети выдвигают разные гипотезы, все они мною принимаются, даже те,
которые заведомо не верны. Благодаря этому у детей развиваются
способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои
суждения.
(слайд10)
Для формулирования выводов детям требуется наводящие вопросы
взрослого. Делать их дети должны самостоятельно. При таком подходе у них
возникает ощущение первооткрывателя, возрастает уверенность в
собственных силах.
Практическая часть.
Сегодня я хочу вас пригласить в сказку. Ее звали Золушка. Злая мачеха
приказала Золушке приготовить вкусный омлет. Для него Золушке нужно
сырые яйца и соль. Она берет корзину и что видит? Сестры перемешали
сырые и вареные яйца вместе. Мы поможем ей.
Опыт №1.
«Сырые и вареные яйца». Как это можно определить? (ответы)
Определяем – вареное яйцо крутится, а сырое нет.
Вывод: в вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому крутится
хорошо. А у сырого яйца внутри жидкая масса перемещается, что является
тормозом. Поэтому крутится с трудом.
Опыт №2.
В очередной раз мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив
Золушку дома. Мачеха приготовила для нее задание. Перемешала соль и
перец и сказала к ее приезду разделить соль и перец. Это сделать весьма
затруднительно! Как вы думаете, каким образом это можно сделать?
(предполагаемые ответы)
Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер,
затем поднесем его к смеси перца и соли. Произошло чудо! Перец прилип к
шару, а соль остается на столе.
Вывод: это пример статического электричества. Когда мы потерли шарик, он
приобрел отрицательный заряд. Перец стал притягиваться к нему, часть
перчинок приобрела положительный заряд и притянулась отрицательному
заряду шарика. Соль остается нейтральной, т.к. в этом веществе электроны
перемещаются плохо.
Опыт №3.
Золушка услышала громкий звук и поняла, что пускают королевский салют.
Ей очень хотелось увидеть салют, но дворец был далеко, тогда она решила
нарисовать салют. Как вы думаете? Чем же можно нарисовать салют?
(ответы)
Нам понадобится:
-молоко,
-краска,
-жидкое мыло.
Наливаем молоко в широкую тарелку, капаем красками. Обмакиваем ватную
палочку в жидкое мыло и начинаем рисовать. Наблюдаем, как капли красок
начинают «разбегаться». Получился как настоящий салют.
Вывод: жирные пятна молока разрушаются от прикосновения мыльного
раствора.
Занимательные опыты способны много дать для развития детей
дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей
быть любознательными, внимательными, развивают эрудиции. Играйте,
наблюдайте, экспериментируйте! Спасибо за внимание!