Напоминание

мастер-класс


Автор: Ахметшина Светлана Табрисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад№10
Населённый пункт: Нефтекамск РБ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: мастер-класс
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер

класс для педагогов по опытно

.

экспериментальной деятельности

(слайд1)

Добрый день, коллеги! Тема моего выступления «Сказка как средство

развития умственных способностей дошкольников через опытно-

экспериментальную деятельность».

(

слайд 2)

Цель: развитие познавательной и умственной активности дошкольников.

С задачами вы можете ознакомиться на слайде.

(

слайд 3)

Задачи:

— повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –

класса и роль поисково – исследовательской деятельности дошкольников в

развитии их познавательной активности

— сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование

в воспитательно – образовательном процессе.

- Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в

области опытно-экспериментальной деятельности, используя увлекательную

и близкую дошкольникам форму сказки.

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно

проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и

разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от

этого радость.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная

деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-

экспериментальных действий.

(слайд4)

Профессор, академик Н. Н. Поддьяков обобщив свой опыт, пришел к

заключению, что в детском возрасте, наряду с игровой деятельностью,

ведущим видом деятельности является экспериментирование.

(слайд5)

Согласно китайской пословице, ребенок усваивает все прочно и надолго,

когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в

процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем

больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем

лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает,

закрепляет изучаемый материал.

А если эти эксперименты детям преподнести в виде сказок, то все будет

происходить в увлекательной форме. Поэтому в своей работе, я решила

применять сказки. Сказка сама по себе не оставляет равнодушным ни одного

человека. С ее помощью можно оживить изучаемый материал. Персонажи

могут встречаться с чем-то, или с кем-то им не известным, незнакомым и в

процессе знакомства открывать для себя много нового и интересного.

(слайд6)

Для развития экспериментальной деятельности в группе оборудована и

постоянно оснащается лаборатория, где представлены различные материалы

для исследования.

Учитывались следующие требования:

-безопасность для жизни и здоровья детей;

-достаточность;

-доступность.

(слайд7)

Проводилось много различных опытов. Дети знакомились со свойствами

воды, сравнивали различные состояния, о роли воды в жизни растений и т.д.

(слайд8)

Для поисков ответа, как можно увидеть и почувствовать воздух, проводилось

ряд опытов. И наши дети могут рассказать, что воздух находится вокруг нас,

он не видим, прозрачен, легче воды, что его можно ощутить, и он нужен всем

живым существам.

(слайд9)

Дети выдвигают разные гипотезы, все они мною принимаются, даже те,

которые заведомо не верны. Благодаря этому у детей развиваются

способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои

суждения.

(слайд10)

Для формулирования выводов детям требуется наводящие вопросы

взрослого. Делать их дети должны самостоятельно. При таком подходе у них

возникает ощущение первооткрывателя, возрастает уверенность в

собственных силах.

Практическая часть.

Сегодня я хочу вас пригласить в сказку. Ее звали Золушка. Злая мачеха

приказала Золушке приготовить вкусный омлет. Для него Золушке нужно

сырые яйца и соль. Она берет корзину и что видит? Сестры перемешали

сырые и вареные яйца вместе. Мы поможем ей.

Опыт №1.

«Сырые и вареные яйца». Как это можно определить? (ответы)

Определяем – вареное яйцо крутится, а сырое нет.

Вывод: в вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому крутится

хорошо. А у сырого яйца внутри жидкая масса перемещается, что является

тормозом. Поэтому крутится с трудом.

Опыт №2.

В очередной раз мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив

Золушку дома. Мачеха приготовила для нее задание. Перемешала соль и

перец и сказала к ее приезду разделить соль и перец. Это сделать весьма

затруднительно! Как вы думаете, каким образом это можно сделать?

(предполагаемые ответы)

Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер,

затем поднесем его к смеси перца и соли. Произошло чудо! Перец прилип к

шару, а соль остается на столе.

Вывод: это пример статического электричества. Когда мы потерли шарик, он

приобрел отрицательный заряд. Перец стал притягиваться к нему, часть

перчинок приобрела положительный заряд и притянулась отрицательному

заряду шарика. Соль остается нейтральной, т.к. в этом веществе электроны

перемещаются плохо.

Опыт №3.

Золушка услышала громкий звук и поняла, что пускают королевский салют.

Ей очень хотелось увидеть салют, но дворец был далеко, тогда она решила

нарисовать салют. Как вы думаете? Чем же можно нарисовать салют?

(ответы)

Нам понадобится:

-молоко,

-краска,

-жидкое мыло.

Наливаем молоко в широкую тарелку, капаем красками. Обмакиваем ватную

палочку в жидкое мыло и начинаем рисовать. Наблюдаем, как капли красок

начинают «разбегаться». Получился как настоящий салют.

Вывод: жирные пятна молока разрушаются от прикосновения мыльного

раствора.

Занимательные опыты способны много дать для развития детей

дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей

быть любознательными, внимательными, развивают эрудиции. Играйте,

наблюдайте, экспериментируйте! Спасибо за внимание!



В раздел образования