Автор: Елькина Олеся Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№4 СП ЦДО
Населённый пункт: п.г.т. Алексеевка,
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективность развития детской одаренности в условиях дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование
Эффективность развития детской одаренности в условиях дополнительного
образования
.
Одарённые дети — это можно сказать особые дети, которые выделяются
выдающимися достижениями в том или ином виде какой-то деятельности.
Огромную
роль
в
развитии
детской
одарённости
играют
учреждения
дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток
учебной нагрузки в различных творческих мастерских.
Проблема работы с одарёнными детьми актуальна на данный момент,
потому что, одарённые дети являются творческим потенциалом для развития
дополнительного образования. И задача педагогов позволяет решать одну из
главных проблем дополнительного образования — это выявление, развитие и
поддержку одарённых детей, так как эти дети проявляют особые умственные,
творческие и физические возможности, и могли бы своевременно получать
углублённое образование, раньше включаться в творческую жизнь.
Каким способом нам можно выявить одарённость у ребёнка? Выявить
одарённых детей можно: в первую очередь в семье — это мнение родителей о
круге интересов и склонностях, об особенностях личностного развития их ребёнка,
области наибольшей успешности. Во вторую — в дошкольном учреждении и
школе, при использовании таких форм деятельности, как анализ особых успехов и
достижений ребёнка: создание банка данных по одарённым детям; на основе
итогов конкурсов, соревновательных мероприятий, выставок; а также достигнутых
практических результатов в основных областях деятельности.
В системе дополнительного образования можно выделить формы
обучения одарённых детей: система творческих конкурсов и выставок; творческие
лаборатории; обучение в малых группах и индивидуальное обучение по
программам творческого развития в определённой области; работа по творческим
и исследовательским проектам; соревновательные мероприятия. Также на базе
учреждения дополнительного образования необходимым является организовать
психологическое сопровождение родителей одарённого ребёнка: совместная
практическая деятельность одарённого ребёнка и родителя, поддержка и
поощрение родителей. Работая с одарёнными детьми выделим несколько этапов:
Разработка личностно-ориентированного подхода к обучению одарённых детей.
Развить в одарённом ребёнке психологию лидера. Он должен не стесняться
показывать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны. Эти дети также
нуждаются в поддержке со стороны взрослых и педагоги призваны научить их
справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих
способностей.
В системе дополнительного образования можно выделить следующие
направления развития одарённости детей: Создание мотивации к развитию и
обучению, т. е. побуждать ребёнка ставить цели, задачи и определять способы их
выполнения. Развивать самостоятельность, активное отношение к окружающему
миру.
Задача
взрослых
направить
энергию
ребёнка
в
полезное
русло.
Организация
индивидуального
стиля
деятельности.
Произвольность
регулирования своего поведения. При работе с одарёнными детьми педагоги
должны знать следующие особенности: разработка гибких и индивидуальных
программ (нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ
обучения).
Программа для одарённых детей должна отличаться: по содержанию, по
среде обучения, по ожидаемому результату (одарённые дети способны быстро
схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов). Необходимо
создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности,
направленности и системы ценностей, которые создают основу становления
духовности личности.
Для успешной работы с одарёнными детьми педагог дополнительного
образования должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию,
охотно
работать
над
пополнением
собственных
знаний,
заниматься
самообразованием и саморазвитием. Взаимодействие педагога с одарённым
ребёнком должно быть направлено на максимальное развитие способностей и
умений, а также иметь характер помощи и поддержки. Мировой опыт показывает,
что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство
педагогов и родителей, способны творить чудеса.