Напоминание

Современные образовательные технологии обучения. Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка


Автор: Суслова Наталья Геннадьевна
Должность: преподаватель французского языка
Учебное заведение: ФГКОУ Краснодарское ПКУ
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии обучения. Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка
Раздел: среднее образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В

статье

рассматривается

процесс

пользования

современных

образовательных

технологий

в

иноязычном

образовании

на

примере

технологии коммуникативного обучения. Обосновывается необходимость

применения данной педагогической технологии с целью повышения качества

образования и более эффективного использования учебного времени.

Обозначены способы внедрения технологии коммуникативного обучения в

работу на уроках иностранного языка.

Ключевые

слова:

современные

образовательные

технологии,

иноязычное

образование,

технология

коммуникативного

обучения,

коммуникативная компетенция, урок иностранного языка.

В настоящее время современная реформа образования в России

нацелена на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. В

связи с этим мы наблюдаем ряд изменений в привычной практике обучения и

воспитания

детей.

Происходит

обновление

содержания

образования,

внедряются новые педагогические технологии, которые обеспечивают

полноценное развитие личности обучающегося.

Сегодня существует

широкий спектр современных педагогических

технологий, которые применяются в иноязычном образовании. Одной из них

является технология коммуникативного обучения, которая направлена,

прежде

всего,

на

формирование

коммуникативной

компетентности

обучающихся и их адаптации к современным условиям межкультурной

коммуникации.

В федеральном государственном образовательном стандарте второго

поколения коммуникативная компетентность определяется, как умение

ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять

цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы

коммуникации

партнера

(партнеров),

выбирать

адекватные

стратегии

коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного

речевого поведения.

В

современной

методике

преподавания

иностранного

языка

«коммуникативная компетенция» определяется, как способность средствами

изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с

целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

Этот термин обозначает знание языка, фонетики, лексики, грамматики,

стилистики и культуры речи. Так же он включает в себя владение такими

средствами языка, как говорение, аудирование, чтение и письмо в пределах

социальных, профессиональных, культурных потребностей человека.

В

течение всего периода обучения иностранному языку у обучающихся

формируется коммуникативная компетенция, которая базируется на ряде

других

компетенций:

лингвистической,

речевой,

социокультурной,

компенсаторной,

дискурсивной

и

предметной.

Все

перечисленные

компетенции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Планируя

каждый

урок

необходимо

опираться

на

основной

методический

принцип

обучения

иностранному

языку

принцип

коммуникативности.

Согласно

этому

подходу

процесс

обучения

представляется, как реальный процесс коммуникации. В результате чего

учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков,

чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках

тематики

и

учебного

материала,

предусмотренных

программой

и

действующими учебниками.

Коммуникативный

метод

нацелен,

прежде

всего,

на

обучение

говорению, которое, являясь одним из видов человеческой деятельности,

выполняет в реальной жизни функцию средства общения. Общение может

осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Устная форма

общения предполагает владение говорением и аудированием, а письменная

форма представляет собой владение письмом и чтением.

Как показывает опыт работы, для более эффективной организации

учебного процесса необходимо планировать циклы уроков, которые должны

быть направленны на единую цель в работе над той или иной разговорной

тематикой. Таким образом, каждый последующий урок будет тесно связан с

предыдущим. Это позволит постепенно знакомить обучающихся с новой

лексикой и одновременно закреплять речевые навыки, полученные на

предыдущем уроке. В этом случае целесообразно использовать различные

схемы построения урока, которые включают в себя разнообразные задания,

направленные на формирование и развитие коммуникативной компетенции.

Примером таких заданий может быть работа с тематическим текстом. В ходе

этой работы обучающиеся составляют план текста, выделяют основную

мысль повествования, выражают свое отношение к тексту и отраженной в

нем проблеме, дают характеристику главным героям и оценивают их

поступки и суждения, выражают согласие или несогласие с мнением

одноклассников (оппонентов), представляют собственное высказывание на

основании прочитанной или услышанной информации. Подобные задания

стимулируют

развитие

коммуникативной

компетенции

обучающихся,

активизируют их речемыслительную активность и позволяют организовать

постоянную

речевую

практику.

Немаловажным

фактором

подобной

организации работы является создание положительного эмоционального

климата и доброжелательной обстановки на уроке.

Использование интерактивных форм работы на уроке позволяет

максимально

задействовать

обучающихся

в

иноязычном

общении.

Чередование парной работы, работы в микро группах и группах безусловно

стимулирует развитие коммуникативной компетенции. Педагог может

выбирать различные типы уроков и комбинировать разнообразные формы

работы. В зависимости от тематики и поставленной цели это может быть

видео урок (создание реальных и воображаемых ситуаций общения), урок-

экскурсия (проведение экскурсии по городу для иностранных гостей), урок-

спектакль

(постановка

отрывка

литературного

произведения

или

воспроизведение исторического события), урок с использованием ролевой

игры (вовлечение обучающихся в сюжетную импровизацию), урок-праздник

(фрагмент тематического или страноведческого мероприятия).

В

заключение

необходимо

отметить,

что

целью

иноязычного

образования сегодня является формирование и развитие у обучающихся

иноязычной коммуникативной компетентности и всех её составляющих.

Компетентность ученика представляет собой совокупность его личностных

качеств, ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, и

способностей, обусловленных опытом его деятельности в определенной

социально и личностно значимой сфере. Задача преподавателя иностранного

языка задействовать все современные образовательные технологии и

активные методы обучения для того, чтобы достичь поставленных целей

обучения, совершенствовать коммуникативную компетенцию и развить

индивидуальность обучающегося в диалоге разных культур.



В раздел образования