Автор: Суслова Наталья Геннадьевна
Должность: преподаватель французского языка
Учебное заведение: ФГКОУ Краснодарское ПКУ
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии обучения. Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка
Раздел: среднее образование
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В
статье
рассматривается
процесс
пользования
современных
образовательных
технологий
в
иноязычном
образовании
на
примере
технологии коммуникативного обучения. Обосновывается необходимость
применения данной педагогической технологии с целью повышения качества
образования и более эффективного использования учебного времени.
Обозначены способы внедрения технологии коммуникативного обучения в
работу на уроках иностранного языка.
Ключевые
слова:
современные
образовательные
технологии,
иноязычное
образование,
технология
коммуникативного
обучения,
коммуникативная компетенция, урок иностранного языка.
В настоящее время современная реформа образования в России
нацелена на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. В
связи с этим мы наблюдаем ряд изменений в привычной практике обучения и
воспитания
детей.
Происходит
обновление
содержания
образования,
внедряются новые педагогические технологии, которые обеспечивают
полноценное развитие личности обучающегося.
Сегодня существует
широкий спектр современных педагогических
технологий, которые применяются в иноязычном образовании. Одной из них
является технология коммуникативного обучения, которая направлена,
прежде
всего,
на
формирование
коммуникативной
компетентности
обучающихся и их адаптации к современным условиям межкультурной
коммуникации.
В федеральном государственном образовательном стандарте второго
поколения коммуникативная компетентность определяется, как умение
ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять
цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации
партнера
(партнеров),
выбирать
адекватные
стратегии
коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного
речевого поведения.
В
современной
методике
преподавания
иностранного
языка
«коммуникативная компетенция» определяется, как способность средствами
изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с
целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.
Этот термин обозначает знание языка, фонетики, лексики, грамматики,
стилистики и культуры речи. Так же он включает в себя владение такими
средствами языка, как говорение, аудирование, чтение и письмо в пределах
социальных, профессиональных, культурных потребностей человека.
В
течение всего периода обучения иностранному языку у обучающихся
формируется коммуникативная компетенция, которая базируется на ряде
других
компетенций:
лингвистической,
речевой,
социокультурной,
компенсаторной,
дискурсивной
и
предметной.
Все
перечисленные
компетенции взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Планируя
каждый
урок
необходимо
опираться
на
основной
методический
принцип
обучения
иностранному
языку
–
принцип
коммуникативности.
Согласно
этому
подходу
процесс
обучения
представляется, как реальный процесс коммуникации. В результате чего
учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков,
чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках
тематики
и
учебного
материала,
предусмотренных
программой
и
действующими учебниками.
Коммуникативный
метод
нацелен,
прежде
всего,
на
обучение
говорению, которое, являясь одним из видов человеческой деятельности,
выполняет в реальной жизни функцию средства общения. Общение может
осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Устная форма
общения предполагает владение говорением и аудированием, а письменная
форма представляет собой владение письмом и чтением.
Как показывает опыт работы, для более эффективной организации
учебного процесса необходимо планировать циклы уроков, которые должны
быть направленны на единую цель в работе над той или иной разговорной
тематикой. Таким образом, каждый последующий урок будет тесно связан с
предыдущим. Это позволит постепенно знакомить обучающихся с новой
лексикой и одновременно закреплять речевые навыки, полученные на
предыдущем уроке. В этом случае целесообразно использовать различные
схемы построения урока, которые включают в себя разнообразные задания,
направленные на формирование и развитие коммуникативной компетенции.
Примером таких заданий может быть работа с тематическим текстом. В ходе
этой работы обучающиеся составляют план текста, выделяют основную
мысль повествования, выражают свое отношение к тексту и отраженной в
нем проблеме, дают характеристику главным героям и оценивают их
поступки и суждения, выражают согласие или несогласие с мнением
одноклассников (оппонентов), представляют собственное высказывание на
основании прочитанной или услышанной информации. Подобные задания
стимулируют
развитие
коммуникативной
компетенции
обучающихся,
активизируют их речемыслительную активность и позволяют организовать
постоянную
речевую
практику.
Немаловажным
фактором
подобной
организации работы является создание положительного эмоционального
климата и доброжелательной обстановки на уроке.
Использование интерактивных форм работы на уроке позволяет
максимально
задействовать
обучающихся
в
иноязычном
общении.
Чередование парной работы, работы в микро группах и группах безусловно
стимулирует развитие коммуникативной компетенции. Педагог может
выбирать различные типы уроков и комбинировать разнообразные формы
работы. В зависимости от тематики и поставленной цели это может быть
видео урок (создание реальных и воображаемых ситуаций общения), урок-
экскурсия (проведение экскурсии по городу для иностранных гостей), урок-
спектакль
(постановка
отрывка
литературного
произведения
или
воспроизведение исторического события), урок с использованием ролевой
игры (вовлечение обучающихся в сюжетную импровизацию), урок-праздник
(фрагмент тематического или страноведческого мероприятия).
В
заключение
необходимо
отметить,
что
целью
иноязычного
образования сегодня является формирование и развитие у обучающихся
иноязычной коммуникативной компетентности и всех её составляющих.
Компетентность ученика представляет собой совокупность его личностных
качеств, ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, и
способностей, обусловленных опытом его деятельности в определенной
социально и личностно значимой сфере. Задача преподавателя иностранного
языка задействовать все современные образовательные технологии и
активные методы обучения для того, чтобы достичь поставленных целей
обучения, совершенствовать коммуникативную компетенцию и развить
индивидуальность обучающегося в диалоге разных культур.