Напоминание

Введение в программу хорового коллектива «Дружба»


Автор: Ефимова Ольга Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО Центр детского творчества
Населённый пункт: г. Оренбурга
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: Введение в программу хорового коллектива «Дружба»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Оренбурга

Конспект открытого занятия

Тема: Введение в программу хорового коллектива «Дружба»

Вводное занятие

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе хорового коллектива «Дружба»

Возраст детей: 10 лет

Автор-составитель: Ефимова О.Г.

педагог дополнительного образования

отдела «Лицей после лицея»

МАУДО ЦДТ г. Оренбурга

Оренбург, 2020 г.

1

Тема: Введение в программу хорового коллектива «Дружба»

Тип занятия: вводное (ознакомление с новым материалом)

Цель: развитие у детей интереса к хоровому пению.

Задачи:

Обучающие:

Расширить музыкальный кругозор;

Познакомить с основными понятиями «хор», «хормейстер», «певческая

установка»;

Разучить попевки «Эхо», «Козел и коза»;

Разучить песню Л. Мельниковой «Окрыленные песней».

Развивающие:

Развить музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память;

Развить эмоциональную выразительность.

Воспитательные:

Сформировать интерес к занятиям хора.

Форма проведения занятия

Комбинированное занятие. На занятии используются традиционные формы:

рассказ, беседа, практическая работа, коллективная работа.

План занятия:

1. организационный – общий настрой на занятие;

2.

подготовительный

сообщение

темы

занятия,

подготовка

к

познавательной деятельности.

3. основной – изучение нового материала, формирование целостного

восприятия от музыкального произведения, закрепление изученного,

обобщение и систематизация;

4. заключительный – анализ работы, подведение итогов, рефлексия,

диагностика.

Методы, используемые на занятии:

1.

Словесные – рассказ педагога о хоре, диалог с обучающимися;

2.

Наглядные – иллюстрации, слова песни, таблица характера музыки,

вокальный показ педагога;

2

3.

практические – учебно-тренировочные упражнения, разбор песни,

исполнение песни;

4.

проблемного

обучения

постановка

проблемных

вопросов;

объяснение и разбор основных понятий, определений;

5.

игровые

ролевая

игра,

воображения

(правила

певческой

установки, учебно-тренировочные упражнения).

Дидактические пособия – презентация к занятию;

Оборудование для педагога – проектор, экран, фортепиано, компьютер с

колонками, флеш-карта;

Оборудование для учащихся – стулья.

Использованные источники:

1.Осеннева, М.С. Хоровой класс и практическая работа с хором /

М.С. Осеннева, В.А. Самарин. – М.: Академия, 2003

2.Музыка в школе. Песни и хоры для учащихся начальных классов / под ред.

Г.П. Сергеева. – вып. 1. – М.: Музыка, 2005.

3. Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. -

М.: Просвещение, 2006.

3

Этапы и задачи занятия (план занятия)

Этапы и задачи

занятия

Деятельность

педагога

Деятельность детей

Время

Этап I.

Организационный:

активизация внимания

- Знакомство с

группой и

эмоционально-

психологический

настрой детей.

- Выполнение

несложных заданий,

предложенных

педагогом.

10.00-

10.02

Этап II.

Подготовительный:

Введение в тему

занятия, подготовка к

познавательной

деятельности

- Создание

проблемной

ситуации, которую

дети решают

вместе с педагогом.

- Музыкальное

приветствие,

демонстрация

стихотворения про

хор.

- Сообщение темы.

- Прослушивание

песни исполняемой

педагогом;

- ответы на вопрос.

10.02-

10.06

Этап III.

Основной:

Объяснение темы

занятия: изучение

нового материала;

обучение целостному

восприятию

музыкального

произведения;

закрепление

изученного;

обобщение и

систематизация

полученных знаний.

- рассказ о хоре;

- знакомство с

правилами

певческой

установки,

- демонстрация

песни «Петь

приятно и удобно»,

муз. и сл. В.

Степанова;

-демонстрация

хоровых попевок

«Эхо» и «Козел и

коза»

- показ песни Л..

Мельниковой

«Окрыленные

песней»

- Разбор песни:

слова, ритм,

мелодия;

- беседа о

характере музыки.

Восприятие и анализ

нового материала.

- ответы на вопросы.

- прослушивание

песни «Петь приятно

и удобно»

- пение учебно-

тренировочных

упражнений.

- повторение за

педагогом слов,

ритма, мелодии

песни;

- пропевание

музыкальных фраз

про себя

(внутренним

слухом);

- пропевание по

группам небольших

фрагментов с

педагогом и

аккомпанементом.

- пропевание куплета

10.06-

10.40

4

и припева целиком с

аккомпанементом

фортепиано;

- определение

характера музыки.

Этап IV.

Заключительный:

Подведение итогов;

проверка усвоения

детьми пройденного

материала;

самоанализ и

рефлексия

обучающихся.

- исполнение

песни;

- выявление

знаний, которые

приобрели

обучающиеся на

занятии.

- выявление

степени

удовлетворенности

детей занятием.

- прощание.

- Ответы на вопросы;

- высказывание

детей о своем

отношении к

проведенному

занятию.

10.40-

10.45

Всего:

45

мин.

Конспект занятия

I этап. «Организационный» – 2 мин. 1Слайд

Педагог знакомятся с детьми – вопросы о классе, школе.

П.: - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на хоровом занятии.

Меня зовут Ольга Геннадьевна. Мы с вами встретились впервые, но я

надеюсь, что наше занятие сегодня будет полезным для вас и конечно

создаст солнечное и позитивное настроение.

II этап. «Подготовительный». Введение в тему занятия – 4 мин.

П.: Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь догадаться,

чем мы сегодня будем заниматься?

5

Одному на сцене петь

Очень неудобно!

Могут просто освистеть

Иль не станут хлопать.

Но на сцену я, друзья,

Выйду без испуга.

Если с хором буду я,

То всё будет круто!

Если с хором я пою,

Веселей поётся!

Там, где сам не попаду,

Хором попадётся...

Если я слова забыл,

Вспомню вместе с вами.

Если я в такт не вступил,

Вы вступайте сами...

Если ж премию дадут

Хору и медали,

Гордо всем тогда скажу:

"Вот как я! Видали?"

П.: Итак, чем мы будем сегодня заниматься?

Д.: отвечают на вопрос. Слайд 2

II этап «Основной» - 34 мин

Рассказ о хоре – 4 мин

Слайд 3

П. Итак, «хоровое пение».

6

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

Люди издавна любили петь не в одиночку, а вместе. Еще наши бабушки,

прабабушки, сидя за рукоделием заводили песни. Достаточно было кому-то

одному запеть, как тут же подхватывали другие.

Слайд 4

Откуда же пришло слово хор? Давайте заглянем дальше!

Слово «хор» пришло нам из Древней Греции, произошло от греческого

слова «choros», и значит толпа, собрание.

Сейчас хором называют коллективы людей, исполняющих вокальную

музыку или музыку для голоса. Но не всякий коллектив можно назвать

хором. Как вы думаете, сколько человек поет в хоре? Д.: Отвечают на

вопросы

П.: В хоре должно быть больше 12 человек. Обычно в хоровом коллективе

поет 20 – 40 участников.

Слайд 5

Перед хором стоит человек. Он руководит хором и называется хормейстер.

Это слово состоит из двух слов – знакомое уже вам слово ХОР и немецкое

MEISTERили мастер. Давайте повторим вместе – ХОРМЕЙСТЕР.

Д.: «хормейстер».

Хормейстер руководит руками, показывает вступление и окончание,

показывает, где надо взять дыхание. Как называют руководителя хора?

Д.: Отвечают на вопрос.

П.: Участников хора, людей которые в нем поют, называют хористами.

Давайте повторим вместе.

Д.: повторяют вместе с педагогом слово «хористы».

Я хормейстер детского хорового коллектива хора «Дружба».

Сегодня мы можем организовать с вами хор. Я буду руководить нашим

хором. Как меня надо называть?

7

Д.: отвечают на вопрос - Хормейстер.

Правила певческой установки– 4 мин

П. Вначале я расскажу вам про певческую установку или как надо петь сидя.

Это очень важно. Слушайте внимательно мою песню и постарайтесь сесть

правильно. Педагог поет 1 куплет песни «Петь приятно и удобно», муз и

слова В. Степанова.

Если хочешь сидя петь,

не садись ты как медведь,

спину выпрями скорей,

ноги в пол упри смелей.

Припев: Раз, вдох и запел,

Птицей звук полетел.

Руки, плечи – все свободно

Петь приятно и удобно.

Д.: Садятся в соответствии с правилами певческой установки сидя.

П.: Молодцы, вы все справились. Я надеюсь, теперь вы будете помнить, и

соблюдать эти простые правила ПЕВЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ.

Учебно-тренировочные упражнения – 5 мин

1)П.: Начнем занятие с вокальной распевки. Как вы думаете, что такое

распевка? И зачем нужна распевка? А может совсем не обязательно

распеваться на каждом занятии?

Д: Ответы

П.: Совершенно верно. Тогда вам нужно хорошо распеться. Для этого я

предлагаю вам распевку - игру, которая называется «Эхо». Сейчас я буду

показывать голосом, а вы повторять за мной. Запомните правило - со мной

петь нельзя. Готовы?

Д.: поют

П.: Замечательно.

«Ритмическое эхо» - Педагог прохлопывает ритмический рисунок – ребята

повторяют.

Слайд 8

2) П.: Предлагаю еще одну попевку, которая называется «Козел и коза».

Перед вами листочки с текстом, следите за словами и пытайтесь подпевать.

А теперь еще раз, погромче, хорошо пропевая текст.

Разучивание хорового произведения

8

П.: Сегодня мы с вами разберем и исполним песню. Она называется

«Окрыленные песней». Садитесь удобнее, вы будете слушать песню и читать

слова. Слайд 7, 8

Д.: Слушают исполнение песни педагогом, читают текст на экране.

Разбор песни: слова, ритм, мелодия, повторение за педагогом

П.: Давайте хором прочитаем слова первого куплета. Постарайтесь

проговорить каждое слово с ударением.

Д.: Читают слова первого куплета.

П.: Мы будем разучивать песню так: сначала спою я, а вы пойте про себя.

Теперь повторите вы.

Беседа о характере песни– 2 мин

Слайд 10

На экране таблица определений характера музыки. В таблице подобрано 18

различных характеров, из которых 13 не соответствуют характеру изучаемой

песни. Это сделано для того чтобы каждый ребенок смог ответить и выразить

свое мнение.

П.: Чтобы хорошо исполнить эту песню мы должны поговорить о ее

характере. Определить ее настроение.

Посмотрите, я подобрала слова, которые описывают характер музыки (на

экране слова «празднично, звонко, изящно, легко, жизнерадостно,

мужественно, настойчиво, маршеобразно, воинственно, грустно, тоскливо,

рыдающе, зловеще, бурно, резко»).

Но для нашей песни подходят не все. Давайте уберем те слова, которые не

соответствуют характеру песни.

Д.: Предлагают варианты и объясняют свой выбор.

Слайд 11

На экране остаются определения передающие характер разучиваемой песни.

9

П.: Итак, у нас остались слова, которые передают характер нашей песни -

,

,

,

,

ПРАЗДНИЧНО ЗВОНКО ИЗЯЩНО ЛЕГКО Радостно

IV этап«Заключительный»

Исполнение – 3 мин

П.: Давайте построимся как хор на концерте. Представим себе, что это сцена.

Здесь сидят зрители. Мы будем петь для них. Как мы споем будет зависеть от

каждого человека. Слушайте друг друга, смотрите на меня, я буду вам

помогать.

Д.: Исполняют песню.

П.: Я вас поздравляю это ваши первые аплодисменты, так хвалят, благодарят

артистов. Садитесь на свои места.

Подведение итогов и прощание – 2 мин

П.: Ребята, о чем вы узнали сегодня на занятии хора? Что вам понравилось?

Какие эмоции пережили? Какое у вас настроение? Какие трудности

возникли на занятии? Д.: Ответы

П.: Наше занятие подошло к концу. Я благодарю вас за активную работу и

внимание. Я очень рада, что с вами познакомилась и приглашаю вас на

занятия в детский хор «Дружба». До новых встреч.

10



В раздел образования