Напоминание

Формирование у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.


Автор: Маслак Светлана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №256
Населённый пункт: Приморский край г.Фокино
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной

деятельности.

Одна из серьёзнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому

языку и, как следствие, снижение грамотности. Поэтому нет более важной и в то же время

более сложной, задачи, стоящей в настоящее время перед современной школой и перед

каждым учителем, чем задача формирования у школьников положительной устойчивой

мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной,

систематической учебной работе.

Мой личный опыт всё время убеждает, что основная трудность неожиданно возникает и в

самом учителе: я стремлюсь сделать учеников грамотными – и перехожу на форму

натаскивания, на бесконечное закрепление – и теряю ребят, теряю то, без чего ещё никто

не добивался результата, – интерес ученика к предмету. Значит, моя первостепенная

задача – активизировать процесс обучения, сделать его интересным для школьников.

Включение ребят в различные виды деятельности даёт им возможность приобрести

практический опыт нравственного поведения. Очень эффективна в формировании

мотивации учебная деятельность.

На уроке стараюсь дать стимул для начала умственного процесса мышления. Здесь

использую приём – создание учебно-познавательной ситуации. Для становления мотивации

учебной деятельности большую роль играют и другие стороны проблемного обучения. Это и

проблемное изложение учебного материала, и организация поисково-исследовательской

деятельности учащихся. Эти методы способствуют возбуждению и поддерживанию

глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приёмам

познавательных действий, формируя тем самым у учащихся положительную мотивацию

учебной деятельности.

Мотивационный

На уроке создаю учебно-познавательную ситуацию, которая вводит учащихся в предмет

темы, использую такие приёмы, как постановка задачи, беседа о значимости темы, рассказ

о том, как решается данная проблема. Обязательно формулирую основную учебную задачу,

которая показывает тот ориентир, на который учащиеся должны направить свою

деятельность в процессе изучения темы. Это основа для постановки целей, направленных

на изучение материала.

Операционально-познавательный этап

Это этап моделирования объектов обучения, то есть изучение материала, при котором

используются эффективные приёмы, методы, формы и средства.

Например, приёмы самостоятельной работы:

смысловая переработка текста, укрепление учебного материала, выделение исходных

идей, принципов;

приёмы культуры чтения и культуры слушания;

приёмы рациональной записи (план, тезис, конспект, опорный конспект, рецензия,

реферат, приём работы с книгой);

приёмы запоминания (структурирование учебного материала);

приёмы внимания (самоконтроль, поэтапная проверка своей работы);

приёмы поиска дополнительной информации (работа с каталогами, справочниками,

словарями, энциклопедиями);

приёмы рациональной организации времени.

Коллективные формы учебной деятельности, когда ученик, работая в коллективе и

наблюдая за деятельностью товарищей, понимает, какой интерес у них вызывает его

деятельность, какую ценность представляет для них эта работа, начинает сам ценить,

понимать, что учебная работа значима сама по себе. Это становится его потребностью и

приобретает для него ценное значение, а, следовательно, ведёт к мотивации.

Сформированность учебной деятельности достигается через формы самостоятельной

работы на уроке и приёмы самостоятельного приобретения знаний.

Рефлексивно-оценочный этап

Это итоговый анализ своей деятельности, умение оценивать её. У обучающихся нужно

сформировать умение оценивать свою деятельность, поэтому важны самоконтроль и

самооценка предстоящей деятельности по изучению темы. Работа организуется так, чтобы

учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость

победы над преодолёнными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым

у них будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что

приведёт к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной

самостоятельной работе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации

учебной деятельности.

Чтобы развить у учащегося умение самооценки и самоконтроля работы, следует

использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, давать задания на

рефлексию, что формирует правильное и разумное отношение к отметке.

В учебном процессе очень важны и создание условий, и формирование потребностей, и

организация учебной деятельности, и мотивация её поддерживания.

Внимание учителя сегодня направлено на поиск резервов повышения эффективности

урока. Отсюда стремление учителя работать творчески, использовать нетрадиционные

формы обучения, опираясь на опыт известных педагогов – новаторов. Так

заинтересовалась технологией интенсификации обучения на основе схемных и знаковых

моделей учебного материала В.Ф. Шаталова.

Идея технологии заключается в увеличении объёма изучаемого на одном уроке

тематического материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде ОК

(опорного конспекта). На мой взгляд, методика интересная и перспективная. Считаю, что

этот метод обучения русскому языку способствует повышению эффективности урока. Я

убедилась, что эта методика имеет место в практике школьного обучения и некоторые

существенные преимущества перед традиционной методикой

На формирование положительной мотивации влияют и правильный отбор содержания

учебного материала, и владение учителем современными методами обучения, их

оптимальным сочетанием, и умение строить отношения с учащимися, и организация

взаимодействия школьников друг с другом, и особенности личности учителя.



В раздел образования