Автор: Маслак Светлана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №256
Населённый пункт: Приморский край г.Фокино
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.
Раздел: среднее образование
Формирование у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной
деятельности.
Одна из серьёзнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому
языку и, как следствие, снижение грамотности. Поэтому нет более важной и в то же время
более сложной, задачи, стоящей в настоящее время перед современной школой и перед
каждым учителем, чем задача формирования у школьников положительной устойчивой
мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной,
систематической учебной работе.
Мой личный опыт всё время убеждает, что основная трудность неожиданно возникает и в
самом учителе: я стремлюсь сделать учеников грамотными – и перехожу на форму
натаскивания, на бесконечное закрепление – и теряю ребят, теряю то, без чего ещё никто
не добивался результата, – интерес ученика к предмету. Значит, моя первостепенная
задача – активизировать процесс обучения, сделать его интересным для школьников.
Включение ребят в различные виды деятельности даёт им возможность приобрести
практический опыт нравственного поведения. Очень эффективна в формировании
мотивации учебная деятельность.
На уроке стараюсь дать стимул для начала умственного процесса мышления. Здесь
использую приём – создание учебно-познавательной ситуации. Для становления мотивации
учебной деятельности большую роль играют и другие стороны проблемного обучения. Это и
проблемное изложение учебного материала, и организация поисково-исследовательской
деятельности учащихся. Эти методы способствуют возбуждению и поддерживанию
глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приёмам
познавательных действий, формируя тем самым у учащихся положительную мотивацию
учебной деятельности.
Мотивационный
На уроке создаю учебно-познавательную ситуацию, которая вводит учащихся в предмет
темы, использую такие приёмы, как постановка задачи, беседа о значимости темы, рассказ
о том, как решается данная проблема. Обязательно формулирую основную учебную задачу,
которая показывает тот ориентир, на который учащиеся должны направить свою
деятельность в процессе изучения темы. Это основа для постановки целей, направленных
на изучение материала.
Операционально-познавательный этап
Это этап моделирования объектов обучения, то есть изучение материала, при котором
используются эффективные приёмы, методы, формы и средства.
Например, приёмы самостоятельной работы:
смысловая переработка текста, укрепление учебного материала, выделение исходных
идей, принципов;
приёмы культуры чтения и культуры слушания;
приёмы рациональной записи (план, тезис, конспект, опорный конспект, рецензия,
реферат, приём работы с книгой);
приёмы запоминания (структурирование учебного материала);
приёмы внимания (самоконтроль, поэтапная проверка своей работы);
приёмы поиска дополнительной информации (работа с каталогами, справочниками,
словарями, энциклопедиями);
приёмы рациональной организации времени.
Коллективные формы учебной деятельности, когда ученик, работая в коллективе и
наблюдая за деятельностью товарищей, понимает, какой интерес у них вызывает его
деятельность, какую ценность представляет для них эта работа, начинает сам ценить,
понимать, что учебная работа значима сама по себе. Это становится его потребностью и
приобретает для него ценное значение, а, следовательно, ведёт к мотивации.
Сформированность учебной деятельности достигается через формы самостоятельной
работы на уроке и приёмы самостоятельного приобретения знаний.
Рефлексивно-оценочный этап
Это итоговый анализ своей деятельности, умение оценивать её. У обучающихся нужно
сформировать умение оценивать свою деятельность, поэтому важны самоконтроль и
самооценка предстоящей деятельности по изучению темы. Работа организуется так, чтобы
учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость
победы над преодолёнными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым
у них будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что
приведёт к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной
самостоятельной работе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации
учебной деятельности.
Чтобы развить у учащегося умение самооценки и самоконтроля работы, следует
использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, давать задания на
рефлексию, что формирует правильное и разумное отношение к отметке.
В учебном процессе очень важны и создание условий, и формирование потребностей, и
организация учебной деятельности, и мотивация её поддерживания.
Внимание учителя сегодня направлено на поиск резервов повышения эффективности
урока. Отсюда стремление учителя работать творчески, использовать нетрадиционные
формы обучения, опираясь на опыт известных педагогов – новаторов. Так
заинтересовалась технологией интенсификации обучения на основе схемных и знаковых
моделей учебного материала В.Ф. Шаталова.
Идея технологии заключается в увеличении объёма изучаемого на одном уроке
тематического материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде ОК
(опорного конспекта). На мой взгляд, методика интересная и перспективная. Считаю, что
этот метод обучения русскому языку способствует повышению эффективности урока. Я
убедилась, что эта методика имеет место в практике школьного обучения и некоторые
существенные преимущества перед традиционной методикой
На формирование положительной мотивации влияют и правильный отбор содержания
учебного материала, и владение учителем современными методами обучения, их
оптимальным сочетанием, и умение строить отношения с учащимися, и организация
взаимодействия школьников друг с другом, и особенности личности учителя.