Автор: Бурова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АДОУ детский сад комбинированного вида №5
Населённый пункт: Егорьевск Московская область
Наименование материала: консультация
Тема: Мнемотехника, как средство развития речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Мнемотехника, как средство развития речи
дошкольников»
Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и
приемов, облегчающих запоминанию. История мнемотехники насчитывает
более 2500 лет.
Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» –
искусство запоминания.
Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени
древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые
сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до
н.э.
Структура
мнемотехники
это–
мнемодорожка.
мнемоквадраты,
мнемотаблицы .
Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь
текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок
легко запоминает информацию.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает
время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания,
образного мышления;
Развитие связной речи;
развитие
мелкой
моторики
рук
при
частичном
или
полном
графическом воспроизведении.
развитие
мелкой
моторики
рук
при
частичном
или
полном
графическом воспроизведении.
Для изготовления таблиц не требуются художественные способности,
любой
педагог
в
состоянии
нарисовать
подобные
символические
изображения предметов и объектов к выбранному
.
Для детей младшего и
среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у
детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята
– желтого цвета. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы
необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные
образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета. Но самое главное в
обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от
закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без
подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению
монологической речи.
Мнемотаблицы:
являются дидактическим материалом по развитию речи;
их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития
речи;
использовать при обучении пересказу и составлению рассказов,
заучивании наизусть и отгадыванию загадок.
Составление описательного рассказа - это наиболее трудный вид в
монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые
приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а
осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить
ребенка сначала выделять признаки предмета.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть
заключается
в
следующем:
на
каждое
слово
или
маленькое
словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все
стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по
памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение
целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а
по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания
своей схемы.
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих
лиц,
и
свое
внимание
концентрируют
на
правильном
построении
предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Так же , мнемотехнику можно использовать для загадывания загадок.
В результате использования мнемотехники:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем
мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это
совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это
является
одним
из
эффективных
способов
развития
речи
дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется
словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в
этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.