Напоминание

Мнемотехника, как средство развития речи дошкольников


Автор: Бурова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АДОУ детский сад комбинированного вида №5
Населённый пункт: Егорьевск Московская область
Наименование материала: консультация
Тема: Мнемотехника, как средство развития речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Мнемотехника, как средство развития речи

дошкольников»

Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и

приемов, облегчающих запоминанию. История мнемотехники насчитывает

более 2500 лет.

Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» –

искусство запоминания.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени

древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые

сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до

н.э.

Структура

мнемотехники

это–

мнемодорожка.

мнемоквадраты,

мнемотаблицы .

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое

словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь

текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок

легко запоминает информацию.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает

время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания,

образного мышления;

Развитие связной речи;

развитие

мелкой

моторики

рук

при

частичном

или

полном

графическом воспроизведении.

развитие

мелкой

моторики

рук

при

частичном

или

полном

графическом воспроизведении.

Для изготовления таблиц не требуются художественные способности,

любой

педагог

в

состоянии

нарисовать

подобные

символические

изображения предметов и объектов к выбранному

.

Для детей младшего и

среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у

детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята

– желтого цвета. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы

необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные

образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета. Но самое главное в

обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от

закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без

подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению

монологической речи.

Мнемотаблицы:

являются дидактическим материалом по развитию речи;

их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития

речи;

использовать при обучении пересказу и составлению рассказов,

заучивании наизусть и отгадыванию загадок.

Составление описательного рассказа - это наиболее трудный вид в

монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые

приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а

осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить

ребенка сначала выделять признаки предмета.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть

заключается

в

следующем:

на

каждое

слово

или

маленькое

словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все

стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по

памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение

целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а

по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания

своей схемы.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих

лиц,

и

свое

внимание

концентрируют

на

правильном

построении

предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Так же , мнемотехнику можно использовать для загадывания загадок.

В результате использования мнемотехники:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем

мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это

совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это

является

одним

из

эффективных

способов

развития

речи

дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется

словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в

этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.



В раздел образования