Автор: Огнева Людмила Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия №18"
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий ГО, Кемеровская область
Наименование материала: Преимущества использования ИКТ в обучении иностранным языкам
Тема: Использование ИКТ в обучении иностранным языкам
Раздел: среднее образование
В настоящее время образование в России, как и все общество, вступило
в эпоху базовых преобразований, основу которых составляют новые
концептуальные
подходы,
требующие
адекватных
информационных
технологий, в том числе и информационно-коммуникационных, посредством
которых должна осуществляться как передача информации обучающимся,
так и контроль за усвоением ими этой информации. Информационно-
коммуникационные технологии позволяют значительно расширить диапазон
возможностей, предоставляемых обучаемому для усвоения полученной
информации, включая также и непосредственно сам поиск необходимых
сведений.
Главное
преимущество
ИКТ
является
возможность
интеграции
разнообразных
видов
информации
с
использованием
при
этом
разнообразных средств ее обработки. Использование ИКТ в процессе
обучения помогает воспроизвести многие проблемные ситуации, например
упражнения по обучению иностранным языкам, сводимые к операциям
заполнения пропуска, перестановки, множественного выбора, удаления
лишнего
элемента
[1,
с.102].
Кроме
этого,
информационно-
коммуникационные
технологии
позволяют
проводить
операции
с
неподвижными
изображениями,
видеофильмами,
анимированными
графическими образами, текстом, речевым и звуковым сопровождением, что
значительно увеличивают наглядность в обучении иностранным языкам.
Также стоит отметить, что
В
традиционной
системе
содержание
обучения безразлично к формированию развивающейся личности. Система
знаний преподносится в готовой форме, которая зачастую оторвана от
реального мира и его проблем. Содержание образования не направлено на
отражение взаимосвязей между объектами реального мира. Восприятие
целостной картины мира практически невозможно. Обучаемый постоянно
находится в искусственно образовательной среде и лишен возможности в
процессе обучения воспринимать мир как свое естественное окружение.
При изучении иностранного языка данный недостаток исправляется за
счет
практики
«погружения
в
языковую
среду»,
когда
обучаемый
оказывается среди носителей изучаемого иностранного языка в летних
лагерях, специальных туристических поездках, образовательных турах и т.д.
Цели раскрытия возможностей и развития личности требуют иного
подхода к отбору и структурированию содержания обучения. Речь идет о
том, что в содержании образовательного процесса, должно выделяться не
только усвоение определенной информации и фактов (например, касающихся
фонетики
данного
языка),
не
только
заучивание
определенных
грамматических правил, слов, лексических единиц, не только обучение
умению говорить на ряд предложенных тем, а прежде всего должно быть
выделено созидательное начало всякого познания, относящегося к целостно
воспринимаемому окружающему миру с его закономерностями, проблемами,
взаимосвязями и перспективами развития, в частности, при овладении
иностранным языком это умение грамотно и аргументировано отстаивать
свою точку зрения на иностранном языке с привлечением знаний,
полученных при изучении других предметов. В этом случае на первое место
выдвигаются
процессы
и
объекты:
процессы
проектирования,
моделирования, конструирования и исследования объектов целостного
окружающего мира, поиск взаимосвязи между ними. Знания в новой системе
систематизируются
и
структурируются
в
соответствии
с
иерархией
познаваемых объектов. При изучении иностранного языка это означает
движение
от
простых
грамматических
структур
к
более
сложным,
накопление все увеличивающегося словарного запаса по различной тематике
и переход от элементарных видов речевой деятельности (составление
диалогов по предложенному образцу и т.п.) через более сложные к
свободному выражению своих мыслей на изучаемом языке. Обучаемый
должен иметь открытый доступ к изучаемым объектам через учебник
(бумажный носитель) или базу данных (при обучении иностранному языку
такой базе данных скорее подходит название медиатеки), где необходимая
ему информация содержится на электронных носителях и усваивать знания в
контексте процесса проектирования, моделирования, конструирования или
исследования. Структура их предъявления должна быть таковой, чтобы
обучаемый смог усмотреть историю происхождения этого знания, причем не
только в хронологической последовательности, но и как неизбежный итог
разрешения противоречий при возникновении нового его элемента. С точки
зрения
иностранного
языка
интересными
примерами
могут
служить
некоторые
изменения
в
использовании
грамматических
структур
(в
частности, Present Perfect Tense и Present Indefinite Tense в английском языке)
под влиянием менталитетов других народов при расширении межкультурной
коммуникации, а также заимствование слов из других языков. Таким
образом, в новой модели знания должны быть объектом, а не средством
развития обучаемого.
В традиционной системе содержание преподносится в виде готового
знания, которое необходимо понять, усвоить и запомнить. При этом знание
представляется
в
форме
учебника
или
дополнительной
литературы,
вопросника или сборника лабораторных работ и основным средством
трансляции знаний служит текст. В случае включения компьютеров в
традиционный учебный процесс сюда добавляются компьютерные учебники,
тренажерные и контролирующие программы. Но суть дела это не меняет:
текст не исчезает, а продолжает играть доминирующую роль, следовательно,
способы представления знаний остаются на уровне текстовой или книжной
культуры[2, с.27].
В области изучения иностранного языка (в частности английского)
подобная позиция, когда в течение многих лет преподавателей убеждали в
том, грамматические ошибки при коммуникации не важны, главное, чтобы
коммуникация
состоялась
(«message
delivered»),
а
ошибки
следует
исправлять только в том случае, если они искажают смысл высказывания,
привела к тому, что обучаемые крайне плохо осваивают грамматические
явления, не умеют ими пользоваться. Это приводит и к искажению смысла
высказываний, что бывает довольно сложно исправить и к довольно
поверхностному
освоению
английского
языка
при
невозможности
дальнейшего его углубленного изучения.
Переход на новую технологию обучения не означает отказа от того
положительного опыта, который накоплен в традиционной системе, он лишь
помогает более успешной реализации образовательных задач.
В традиционной системе форма обычно дидактическая: обучение
проводится на специально подготовленных и схематизированных учебных
материалах. В новых моделях обучение проводится на псевдореальных
объектах, проектируемых, моделируемых, проектируемых и изучаемых в
специальных компьютерных средах, постепенно стирающих грань между
реальным и компьютерным миром.
Новая технология обучения ИКТ позволяет значительно повысить
полноту учебного материала, во-первых, благодаря четкости, специфичности
и
минимальности
каждой
проектной
задачи,
а
во-вторых,
за
счет
использования не только абстрактных моделей, но и понятных каждому
ученику визуальных образов. Введение визуальных и, по возможности,
привычных
визуальных
образов
в
дидактические
средства
обучения
иностранному
языку
значительно
повышает
степень
осмысленности
учебного материала.
Структура
учебного
материала
изменяется.
Под
структурой
подразумеваются
связи
между
элементами
исследуемого
материала.
Благодаря новой технологии обучения на основе ИКТ коммуникация в
учебных материалах устанавливается в соответствии с принципами иерархии
материального мира, логики и здравого смысла. Система понятий развернута
в динамике деятельности обучаемого. Это не означает, что новая технология
полностью отрицает использование существующих конструкций. Помимо
принятой
в
традиционной
системе
обучения
логической
схемы
экологического
анализа
добавлена
схема
её
синтеза,
реализуемая
в
компьютерных средах.
Роль учителя меняется. Учитель перестает быть "единственным
хранителем истины и знаний". Он становится руководителем проекта и
коллегой.
На
смену
авторитарной
педагогике
приходит
педагогика
сотрудничества.
Исходя из этого, мы пришли к выводу, что оптимальный способ
организации учебного процесса с использованием ИКТ:
–
акцентирует внимание на организации различных мероприятий
обучаемого;
– требует, чтобы учитель, выполняющий функции учителя-менеджера
и директора по профессиональной подготовке, мог привлекать слушателей к
активной познавательной деятельности, а не транслировать образовательную
информацию;
– использует образовательную информацию в качестве средства
организации познавательной деятельности, а не в качестве цели обучения;
– позволяет обучаемому выступать в качестве субъекта деятельности
наряду с преподавателями, а личному развитию обучаемого - одной из
основных образовательных целей.
Изложенная ситуация совместной деятельности при использовании
ИКТ как одно из направлений стратегии инновационного обучения.