Автор: Довгалёва Ольга Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №11"
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция предметов в начальной школе
Раздел: начальное образование
Интеграция предметов в начальной школе
В настоящее
время
перед
современной
школой
стоит
важнейшая
образовательная
задача:
сформировать
у
обучающихся
представление
о
целостной картине мира, его единстве и многообразии. В решении этой задачи
помогает
интеграция
учебных
предметов.
С
введением
ФГОС
многое
изменилось. Сегодня интеграция в обучении приобретает широкий размах и
популярность.
Она
обеспечивает
возможность
установления
связи
между
полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической
деятельностью школьника, создает условия для усиления значения разнообразной
деятельности
как
способа
познания
разных
сторон
окружающей
действительности.
При
таком
способе
обучения
появляется
возможность
вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать,
как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения
своего предмета.
Межпредметная интеграция – это объединение разных предметов при
изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.
Что отвечают нам дети на вопрос: «Какой предмет тебе больше всего
нравится?» Какой ответ чаще всего мы слышим? Может, русский язык,
литература или математика? Нет, как правило, так ответят единицы. Какой
предмет на первом месте? Физкультура, ИЗО, технология, музыка. Такие ответы
заставляют задуматься учителя начальной школы. Как сделать так, чтобы дети
сказали, что русский, математика или литература – самый их любимый предмет?
Мы можем заставить ученика учиться. Но как сделать так, чтобы дети еще
учились не только потому, что надо, но и потому, что им это интересно?
Безусловно, одним из способов решения данной проблемы является
проведение интегрированных уроков. Преимущество в том, что это чрезвычайно
привлекательная
форма
урока
для
ребёнка.
Дети
более
подвержены
утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока
побуждает его интерес и стимулирует активность. Кроме того, интегрированные
уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то
смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль
исследователей выполняют ученики. Интегрированные уроки являются мощными
стимуляторами
мыслительной
деятельности
ребёнка.
Дети
начинают
анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и
явлениями. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат
для ученика и учителя в процессе обучения.
Особенности проведения интегрированных уроков в том, что они могут
проводиться двумя и более учителями разных предметов или же одним учителем,
имеющим
базовую
подготовку
по
соответствующим
«родственным»
дисциплинам. Главным является то, что такой урок строится на основе какого-то
одного предмета, который является основным. Остальные, интегрируемые с ним
предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность
изучаемого предмета, соотнести с реальной жизнью и возможность применения
полученных знаний на практике.
Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого
учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного
овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности
каждого учащегося, так как каждый имеет возможность проявить себя в той
области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания.
Интегрированные
уроки
планируются
заранее.
Ведь
необходимо
и
совпадение тем в учебных программах, и готовность класса к определённому типу
урока. Очень часто такие уроки проводятся по темам обобщения и закрепления
знаний.
Современная направленность среднего образования тесно связана с
компьютеризацией и информатизацией. Поэтому многие уроки нуждаются в
интеграции с информатикой. В частности, такой комплекс часто используется в
начальной
школе.
Математика
и
языки
чаще
всего
интегрируются
с
информатикой. Дети закрепляют новые знания с помощью персонального
компьютера. Современным детям доставляет большое удовольствие работа с
компьютером. Дети могут выполнять на нем как обычные задания стандартного
урока, так и новые, непривычные для них упражнения. Основная цель такого
урока – изучение нового материала (либо закрепление темы) наряду с освоением
приёмов
работы
на
компьютере.
Наиболее
распространённый
вариант
интегрированных уроков – предметы эстетического цикла. Синтез музыки и
хореографии, изобразительного искусства наиболее полно преподносит ребятам
учебный материал. Знания становятся более осмысленными, ученики глубже
вникают в изучаемый вопрос. Такие уроки продуктивны: они не только дают
знания ребятам, но и вдохновляют их на собственное творчество. Эффективны
уроки лингвистической направленности. Обычно они имеют сравнительный
характер, например, анализируется какой-нибудь аспект грамматики русского и
английского языков. Иногда, при изучении некоторых тем, без интеграции
просто не обойтись. На уроке читали с учениками сказку А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане». Встретили много устаревших слов. Пришлось призвать на помощь
знания по истории: разделение на социальные слои населения древней Руси
(крестьяне, купцы, дворяне, бояре, царь); быт крестьянской семьи. Так, изучая на
уроках окружающего мира животный и растительный мир таких природных зон,
как тундра, зона смешанных лесов, необходимо прикоснуться к предметам
«родной язык» и «история и география Камчатского края». Приведу некоторые
примеры тем интегрированных уроков:
Окружающий мир: Организм человека. Сердце / Русский язык: Сочинение «Я
– сердце».
Окружающий мир: Части света и материки / Математика: Круговые и
столбчатые диаграммы.
Окружающий мир: С летописцем в Древнюю Русь / Литературное чтение:
Зарождение литературы.
Окружающий мир: На верфях Адмиралтейства /Русский язык: Обучающее
изложение.
Окружающий мир: В крестьянском доме / ИЗО: Рисование деревянного дома.
В своей деятельности ищу взаимосвязь и точки прикосновения в различных
учебных предметах и во внеурочной деятельности. Например, составляю рабочие
программы на учебный год (интегрированные) русский язык и правила дорожного
движения; родной язык и история и география Камчатского края.
Интегрированный урок, как и любой другой, имеет структурные элементы.
Наиболее общие из них:
1. Вступление, в котором ставится цель, задачи урока, актуализируются
опорные знания;
Познавательные (содержательно – информационные) цели: научить искать
связи
между
фактами,
событиями,
явлениями,
делать
выводы.
Развивающие (информационно – деятельностные) цели: научить анализировать,
сравнивать, сопоставлять, обобщать
2. Основная часть, где раскрывается содержание учебного материала,
осуществляется практическая работа. Основная часть интегрированного урока
наиболее вариативна. Это обусловлено разнообразием содержания изучаемых
объектов, требующих различных методов обучения и форм организации
познавательной деятельности учащихся, уровнем педагогического мастерства и
личностным качествам учителя
3. Заключение – подведение итогов, оценивание работы учащихся
Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией.
Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной
нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно
активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить
перегруз. Один из предметов будет доминировать, а значит, являться ведущим.
Чтобы учеба была в радость детям, главное в работе учителя - быть
заинтересованным самому. И тогда, как пишет известный академик Д. С. Лихачев
в «Письмах о добром и прекрасном», будет интересно и тому, кто тебя слушает.
Значит, твоему ученику. Многое зависит от самого учителя. Готовясь к уроку, он
должен четко себе представить не только то, что конкретно по теме он хочет
объяснить ученикам, но и знать, с каким предметом будет целесообразно
интегрировать тот или иной урок.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя
правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения
занятия. Нужен огромный личный багаж знаний не только по своему предмету, но
и хотя бы по схожим с ним. Немаловажную роль играет увлечение учителя.
Интегрированные уроки дают возможность не только поднять интерес
учащихся
к
изучаемому
предмету,
но
и
развивать
их
творческую
самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие
формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.
Можно утверждать, что межпредметная интеграция на уроках в начальной
школе способствует не только активизации учебной деятельности, но и
воспитывает:
- коммуникативность,
- критическое мышление,
- толерантность,
- креативность,
- самостоятельность и ответственность,
- любовь к своему краю и многие другие качества личности
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может
привести к нежелательным результатам. Такие уроки нельзя проводить часто, так
как они теряют новизну и интерес.
Подводя итог, хочется сказать, что необходимо осознать каждому из нас, что
межпредметная интеграция в современной школе - реальная потребность
настоящего
времени.
Она
необходимая
всем
тем,
кто
заинтересован
в
формировании у ребенка целостной картины мира.
Используемая литература:
1.
Асаулюк Е.П. Интегрированный подход в обучении младших
школьников // Перспективы науки. 2011. № 10. С. 222-224
2.
Белянкова Н.М. . Интегрированный подход в обучении младших
школьников: пособие для учителя. М: Просвещение,2008. С.400
3.
Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу
«Окружающий мир» 1-4 классы. М.:ВАКО 2008. С.304
4.
Евладова Е.Б. интеграция общего и дополнительного образования:
практическое пособие. М.:АРКТИ, 2006. С.240
5.
Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном». М.: Детская
литература, 1989