Напоминание

«Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию речи детей дошкольного возраста».


Автор: Рязанова Татьяна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 156 Комбинированного вида
Населённый пункт: Алтайский край, г. Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию речи детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад 156 комбинированного вида

Статья на тему:

«Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по

развитию речи детей дошкольного возраста».

Составила:

Воспитатель Рязанова Татьяна Сергеевна

1

Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать

определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать

формированию не только правильной, но и хорошей устной речи.

В

«Концепции

дошкольного

воспитания»

говорится,

что

под

развивающей предметно-пространственной средой МБДОУ, в общем смысле

слова, следует понимать такое предметное накопление, организация которого

влияет на развитие ребенка наиболее эффективно. При этом необходимо

учитывать возрастные и индивидуальные возможности и особенности детей.

Федоренко

Л.П.

выделяет

естественную

речевую

среду

и

искусственную речевую среду.

Естественная речевая среда – стихийно-речевая среда, в которой

воспитывается ребенок. Она может быть благоприятной для речевого и

общего психического развития – если с ребенком общаются люди с

правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на их вопросы.

И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на

речь ребенка, не разговаривают, у них наблюдаются дефекты в речи

(картавость, шепелявость).

К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих

ребёнка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и

взрослыми.

Такое общение организовывают в режиме дня: на прогулке, во время

бытовых процессов (умывание, кормление…) и, конечно же, в разных видах

деятельности, особенно в игровой и трудовой.

Для

речевого

развития

детей

используются

все

виды

игровой

деятельности (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, настольно-

печатные, игры-драматизации).

Искусственная речевая среда – специально организованная среда с

помощью методических средств. При организации такой среды необходимо

2

чтобы ее развивающий потенциал был высоким, оптимальным для каждой

возрастной ступени.

К методическим средствам речевого развития относится:

1. Обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный

процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают

определенным кругом речевых навыков и умений.

Оно осуществляется через организацию разных форм занятий, бесед,

чтения художественной литературы, ознакомления с книжной иллюстрацией,

праздников и развлечений.

2.

Центр

речевой

деятельности.

Является

одним

из

важных

компонентов речевой среды. Он может включать в себя следующие

составные:

- книжный уголок;

- дидактический, наглядный материал;

- разные виды театров.

Весь

наглядный

материал условно

можно

разделить на

два

вида: демонстрационный и раздаточный.

Демонстрационный отличается от

раздаточного

размером

и

назначением.

Демонстрационный

материал

больше

по

размеру,

а

раздаточный — меньше.

Значение демонстрационного наглядного материала заключается в

том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным,

доступным и понятным детям.

Значение раздаточного наглядного материала заключается, прежде

всего, в том, что он дает возможность придать процессу обучения

действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую

деятельность.

В

качестве

наглядного

материала используются сюжетные

картинки, рисунки. Так, рассматривание художественных картин дает

3

возможность осознать, выделить, уточнить временные и пространственные

отношения,

характерные

особенности

величины,

формы

окружающих

предметов.

Занятиям с детьми по сюжетным картинкам, рисункам принадлежит в

методике развития речи детей первенствующее место. При выборе картин в

целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует

соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов

к более трудным и сложным.

Рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель:

1.

упражнение способности к наблюдению;

2.

поощрение

сопутствующих

наблюдений

интеллектуальных

процессов

(мышления,

воображения,

логического рассуждения) и

3.

развития речи ребенка.

По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей

и уровню их развития. Дети проявляют исключительную любовь к картинам:

они напоминают им увиденное, ими лично пережитое, возбуждают их

воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития

наблюдательности, ясности мышления и речи детей.

Помимо картин, назначаемых для вывешиваемых на стене, должен

быть подбор картин, классифицированных по темам. Ради удобства

пользования картинами надо основательно продумать технику их хранения.

Для каждой темы должно быть свое место: конверт, ящик, место в шкафу, на

полке и т.д.

Содержание картин, вывешиваемых на стене, обусловлено запросами

текущей педагогической работы, требованиями и условиями момента, а

потому они должны соответственно меняться.

Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь

собственными интересами и выбором, а потому должны быть картины и для

4

свободного пользования детей. Содержимое их должно быть по возможности

разнообразно и доступно пониманию детей.

Картинки

для

свободного

пользования

детей

выкладываются

в

сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети их берут по

своему усмотрению в коробках, альбомах и т.д.

Большое внимание должно быть обращено на то, чтобы и эти картинки

сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей

никаких затруднений.

Требования к наглядному дидактическому материалу:

Детям от 1,5 до 3 лет мы предлагаем картины с изображением одного

хорошо известного предмета: собаки, кошки, яблока. Трехлеткам можно

предложить два-три предмета в логическом соотношении.

Требования, предъявляемые к подбору картин младший возраст (3-5

лет).

Содержание картины должно быть детям доступно. На картине должно

быть изображено то, что детям знакомо (по программе ) игры со знакомыми

игрушками, некоторые домашние животные, дикие (заяц). В этом возрасте

картина почти ни когда не является источником новых знаний .

Композиция

картины

должна

быть

простой,

т.е.

картины

одноплановые. Количество персонажей от 1 до 4. Старший возраст (5-7лет).

Содержание картин, как правило, детям не знакомо. С помощью картин

детей знакомят с тем, что они не могут увидеть. Картина является

источником новых знаний.

а) труд взрослых

б) дикие животные.

Композиция сложная, то есть многоплановая. Количество персонажей

может быть достаточно большим. Для детей 6-7 лет на картинах могут быть

представлены сложные ситуации: для них картины являются средством не

5

только для закрепления знакомых предметов и явлений, но и для того чтобы

дать новые для расширения круга их представлений, добытых путем

жизненных наблюдений.

Ведя занятия с детьми по картинкам, следует руководствоваться

следующими основными положениями.

1.

Картина должна быть графически грамотной и ни одной из своих

деталей не искажать действительности.

2.

Своим

содержанием

картина

должна

психологически

соответствовать возрасту ребенка, а потому картины должны

предлагаться детям в соответствующей последовательности.

3.

Рассматривание картины может продолжаться до тех пор, пока

ребенок проявляет интерес и внимание.

4.

Число картин вводимых в детскую жизнь, должно быть

педагогически обосновано.

5.

Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей

только при участии речи.

6.

Картина, показываемая детям, выставляется на доске или

мольберте

против

света.

Дети

усаживаются

против

нее

полукругом. Для показа необходима указка.

7.

Наглядный

материала

можно

демонстрировать

в

любой

структурной части беседы и с разными целями: для лучшего

усвоения нового, для уточнения уже имеющихся представлений,

оживления внимания и т. д. Но демонстрация объекта по ходу

беседы относительно кратковременна, поэтому еще до занятия

воспитатель должен продумывать, где хранить этот наглядный

материал,

каким

образом

можно

быстро

достать

его,

продемонстрировать и снова убрать.

8.

Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом

стимулирует детей к желательным речевым действиям.

6

9.

Наглядный материал должен содержать в себе эстетичность,

красочность, привлекательность материала (в меру), доступность

по содержанию.

10.

Наглядность должна быть более крупной для фронтальных

демонстраций

(изображение

предмета

не

менее

20

см).

Демонстрационный

иллюстрированный

материал

должен

отвечать требованиям наибольшей наглядности и свободно

просматриваться с расстояния 2-4 м. Минимальный формат листа

– А3 (297*420 мм), максимальный – А1 (594*840мм).

11.Рекомендуется

широко

применять

объемные

и

реальные

предметы.

12.Расстояние от доски до первого стола должно составлять 2-2,5

метра.

Виды работ по картинам много числены. Одна и та же картина может

служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не

надоедать одними и теми же впечатлениями и образцами – одно из

педагогических правил.

Занятия

по

картинам

ведутся

индивидуально

и

коллективно.

Последние, конечно преобладают. Надо следить за тем чтобы дети

соблюдали установленные правила: говорить поочередно, друг друга не

перебивать, быть внимательным к тому что говорят товарищи, вносить

поправки, дополнения. В этом – дисциплинирующее значение таких занятий.

Хорошим наглядным материалом для активизации словаря являются

мелкие настольные картинки. Воспитатель должен подбирать для занятий

комплекты раздаточных картинок, иллюстраций, открыток. В младших

группах рассматривание длится 5—10 мин. За это время ребенок успеет

посмотреть и назвать несколько картинок.

7

Можно предложить иную, чем обычно, организацию занятия. Дети

садятся вокруг сдвинутых вместе столов так, чтобы каждый ребенок был

хорошо виден воспитателю. Педагог раздает картинки, затем организует

обмен ими, использовав игру «Поехали, поехали!». (Дети кладут картинки

изображением вниз и передвигают их по столу друг другу; по сигналу

«стоп!» останавливают движение и открывают ближайшую к себе картинку.)

На таких занятиях полезно рассмотреть с детьми картинки новых игр (лото,

кубиков, настольно-печатных) до внесения их в игровой уголок. При этом

уточняются названия всех картинок, одновременно педагог объясняет

правила проведения этих игр, а также их хранения. В старших группах

параллельно с рассматриванием картинок практикуются их классификация,

составление загадок и другие, более сложные задания.

Дидактическая

игра

является

одним

из

эффективных

средств

развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как выполняет

функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития

речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование

дидактической

игры

повышает

интерес

детей

к

речи,

развивает

сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала,

наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и

нравственное развитие дошкольников.

Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации

речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность

проходит в игровом контексте, и является своеобразным катализатором

многих

психических

процессов,

связанных

с

познанием

различных

предметов в дошкольном возрасте.

Игра

помогает

решать

многие

психологические

проблемы,

возникающие между детьми и родителями. Она снимает напряжение,

тревогу,

страх

перед

окружающими,

закомплексованность,

повышает

самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

8

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают

умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами

находят решение, преодолевая при этом определенные трудности, а также

способствует развитию логического мышления и умения выражать свои

мысли в слове.

Наглядным материалом к дидактическим играм являются игрушки

и картинки. К игрушкам предъявляются такие требования: игрушка должна

соответствовать действительности своей цветовой гаммой, т. е. заяц должен

быть белый или серый, а не красный; все детали игрушки должны быть

подобны

натуральным

животным,

птицам,

мебели

и

т.

д.;

должна

соответствовать возрасту и развитию детей; игрушки должны быть разной

величины, цвета и материала. Игрушка должна быть динамичной, давать

детям

производить

разнообразные

действия.

Этому

требованию

не

соответствуют игрушки со строго зафиксированной позой животных, кукол и

т. д. Гигиенические требования к игрушкам предусматривает безопасность

пользования ими. Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и

должны легко подвергаться гигиенической обработке. Картинка должна быть

графически

грамотной

и

ни

одной

из

своих

деталей

не

искажать

действительности; своим содержанием картина должна психологически

соответствовать возрасту ребёнка.

Современные

компьютерные

технологии

позволяют

нам

объединить, систематизировать имеющийся материал по развитию

связной речи, избегать траты времени на поиск пособий на полках

кабинета, срисовывание иллюстраций, хранение большого количества

речевого материала. Данный материал можно хранить на флэш-картах

и в самом компьютере.

Можно

использовать

уникальную

возможность

компьютера

демонстрировать иллюстративный и речевой материал на интерактивной

доске при обучении детей пересказу рассказа с использованием серии

9

сюжетных картин, опорных сигналов, сюжетной картины, прочитанного

воспитателем рассказа.

Компьютер позволяет нам не только показать и увидеть, но и услышать

необходимый речевой материал. В данном случае мы можем воспользоваться

компьютером как проигрывателем CD.

Применение

информационных

технологий

на

занятиях

в

ДОУ

позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт

возможность

повысить

эффективность

образовательной

деятельности

педагога ДОУ.

Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве

“электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и

информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока.

Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для

объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с

помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.

Для

проведения

таких

занятий

необходим

один

персональный

компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.

Использование

мультимедийной

презентаций

позволяет

сделать

занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным

наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует

хорошей результативности занятия.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми

комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного

утомления.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и

развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных

исчерпывающей

структурированной

информацией

в

алгоритмическом

10

порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что

позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и

ассоциативном виде в память детей.

Применение

компьютерных

слайдовых

презентаций

в

процессе

обучения детей имеет следующие достоинства:

Осуществление полисенсорного восприятия материала;

Возможность

демонстрации

различных

объектов

с

помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в

многократно увеличенном виде;

Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в

единую презентацию способствует компенсации объема информации,

получаемого детьми из учебной литературы;

Возможность демонстрации объектов более доступных для

восприятия сохранной сенсорной системе;

Активизация

зрительных

функций,

глазомерных

возможностей ребенка;

Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно

использовать для вывода информации в виде распечаток крупным

шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с

дошкольниками.

Использование

мультимедийных

презентаций

позволяют

сделать

занятия

эмоционально

окрашенными,

привлекательными

вызывают

у

ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и

демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности

занятия.

Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать

у

детей

способность

ориентироваться

в

информационных

потоках

окружающего

мира,

овладевать

практическими

навыками

работы

с

информацией,

развивает

разносторонние

умения,

что

способствует

11

осознанному

усвоению

знаний

дошкольниками

и

повышает

уровень

готовности ребенка к школе.

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в

образовательной

деятельности

дидактические

игры

и

упражнения,

коммуникативные

игры,

проблемные

ситуации,

творческие

задания.

Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных

технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать

на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые

в мультмедийные программы, активизируют познавательную активность

детей и усиливают эффективность усвоения материала. Технология работы

доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой

распространенной в мире и самой безопасной для здоровья.

Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в

детском

саду

возможность

совершать

виртуальные

путешествия,

проведение интегрированных занятий.

Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности

ребенка

является

одним

из

эффективных

способов

мотивации

и

индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания

благоприятного эмоционального фона.

Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают

скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что

способствует развитию всех форм мышления.

2. Занятие с компьютерной поддержкой.

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых

обучающих

программ.

На

таком

занятии

используется

несколько

компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников

одновременно.

12

Работая

с

электронным

учебником,

планшетом,

ребенок

самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после

этого проходит проверку компетентности по данной теме.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого

для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание,

дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное,

анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Признавая,

что

компьютер

новое

мощное

средство

для

интеллектуального

развития

детей,

необходимо

помнить,

что

его

использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях

требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в

целом.

13

Список литературы:

1.

Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных

учреждениях / М.А. Васильева. – Москва, 1986. – 104 с.

2.

Пидкосистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии П.И.

Пидкосистый. – Москва, 1996. – 286 с.

14



В раздел образования