Напоминание

" Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности"


Автор: Татьяна Михайловна Горшенина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ Детский сад №2
Населённый пункт: Город Новотроицк Оренбургской области
Наименование материала: Проект
Тема: " Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное Автономное учреждение

Детский сад № 2 « Огонек» г. Новотроицка Оренбургской области

ПРОЕКТ

Тема:

«Развитие речи детей старшего дошкольного

возраста в театрализованной деятельности».

Подготовила: Горшенина Т.М. воспитатель 1 категории МДОАУ

Детский сад№ 2 «Огонёк» г. Новотроицка.

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы

войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку

узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родарри

Вид проекта:

Творческий, групповой

Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Продолжительность — 9 месяцев.

Авторы — разработчики: Горшенина Т.М

Проблема — Уровень

развития

связной

речи

детей

старшей

группы

не соответствует

возрасту.

Оценка

исходного

состояния

выявленной

проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм

работы. Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность,

как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Цель — развитие

связной

речи

и эмоциональности

у детей

старшего

дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи

детей старшей группы;

Закрепить умение логично и связно излагать мысли, используя в речи

сложноподчиненные предложения;

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;

Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии

окружающего мира, литературных произведений, выставок;

Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

Развивающие:

Развивать интонационный строй речи детей;

Развивать речь детей как средство общения;

Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых

действий с персонажами;

Развивать

умение

согласовывать

тему

театрализованной

игры,

распределять

роли,

подготавливать

необходимые

условия,

договариваться

о последовательности

совместных

действий,

налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

Воспитательные:

Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал

детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Актуальность:

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет

компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность

данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного

возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально -

волевой сфере. Речь — это не только средство общения, но и орудие

мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической

речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

Гипотеза — процесс развития связной речи детей старшей группы будет

протекать наиболее успешно. Если в определенной системе использовать

различные виды театрализованной деятельности.

Этапы работы над проектом:

1 этап: Выбор темы.

Задачи:

Выявить уровень развития связной речи у детей старшего

дошкольного возраста;

Изучить

насколько

готовы

родители

к активному

сотрудничеству;

Пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кукольный театр

(бибабо,

пальчиковый,

настольный

)

Драматизация

(Игры-

имитации,

ролевые

диалоги, игры-

инсценировки,

постановки

спектаклей,

игры-

импровизации)

Чтение книг,

выставки,

рассматривание

иллюстраций,

Д/И, просмотр

мультфильмов,

сказок-

презентаций,

киносказок,

обсуждение.

Проектные мероприятия

Деятельность

воспитателя

Деятельность

детей

Деятельность

родителей

Временной

отрезок

1. Подготовка

и проведение

тестирования детей

и анкетирования

родителей по теме

проекта

(Приложение №1-2)

2. Формулирование

проблемы,

постановка цели

проекта.

1. Осознание

проблемы,

принятие задач

проекта.

1.Анкетирование.

2. Анализ

родителями своих

возможностей

и предполагаемы

х затруднений

по теме проекта.

1 месяц

Приложение №1

Анкета для родителей.

Цель:

определение значения развития коммуникативных способностей

старших дошкольников средствами театрально-игровой деятельности.

Является ли Ваш ребенок общительным? Почему Вы так

думаете?

_________________________________________________________________

Какие черты Вас радуют в Вашем ребенке?

__________________________________________________________________

Какие черты Вас огорчают в Вашем ребенке?

_________________________________________________________________

Какими умениями должен обладать Ваш ребенок, чтобы его

назвали общительным?

__________________________________________________________________

Как Вы воспитываете у ребенка умение общаться?

__________________________________________________________________

Как вы считаете, для чего необходимо развивать

коммуникативные способности Вашего ребенка еще в детском

саду?

________________________________________________________

Есть ли дома уголок для развития коммуникативных

способностей Вашего ребенка средствами театрально-игровой

деятельности?

__________________________________________________________________

Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес

к театрализованной игре, домашним постановкам спектаклей?

__________________________________________________________________

Как часто Вы уделяете время и внимание совместной

театрализованной деятельности с ребенком?

__________________________________________________________________

Приложение

№ 2

Диагностика детей старшего дошкольного возраста.

1. Интонационная выразительность речи.

2. Эмоциональность.

3. Устанавливает дружеские отношения.

4. Творческие проявления.

5. Подчиняет свои интересы интересам других.

6. Конфликтует.

7. Действия с кукольными персонажами.

8. Координация и ловкость движений.

9. Использование выразительных средств (мимика, жесты).

Уровень развития коммуникативных способностей старших дошкольников средствами

театрально-игровой деятельности (Входная диагностика)

Сводная таблица Входная диагностика

Ф.И.

ребенка

Интонационная

выразительность

речи.

Эмоциональность

Устанавливает

дружеские отношения

Творческие

проявления

Подчиняет свои

интересы интересам

других

Конфликтует.

Действия

с кукольными

персонажами

Координация

и ловкость движений.

Использование

выразительных

средств (мимика,

Баллы

Уровень

1.Куликов Т

3

3

3

3

3

0

3

2

3

23

В

2.Стуров Б

3

3

3

3

3

0

3

3

3

24

В

3.Бармина В

3

3

3

3

3

0

3

3

3

24

В

4.Карев А

1

3

2

2

1

1

2

2

2

16

Ср

5. Гусейнов М

1

2

2

2

1

1

2

2

1

14

Ср

6.Мешков М

1

3

2

2

1

2

2

2

1

16

Ср

7. Ерохин Е

1

2

2

2

1

0

2

1

1

12

Н

8.Неверова В

1

1

1

1

1

0

2

1

1

9

Н

9.ПавленкоА

1

1

1

1

1

0

2

1

1

9

Н

10.Миногин Д

1

2

1

1

1

0

2

1

1

10

Н

11.Фрибус С

1

3

2

1

1

0

2

1

2

13

Н

12.Гричишкин А

1

2

1

1

1

1

2

1

2

12

Н

В: 20 – 24 Ср: 14 -19 Н: 9 – 13

Уровень развития коммуникативных способностей старших

дошкольников средствами театрально-игровой деятельности

(Итоговая диагностика)

Сводная таблица Конечная диагностика

Ф.И.

ребенка

Интонационная

выразительность

речи.

Эмоциональность

Устанавливает

дружеские отношения

Творческие

проявления

Подчиняет свои

интересы интересам

других

Конфликтует.

Действия

с кукольными

персонажами

Координация

и ловкость движений.

Использование

выразительных

средств (мимика,

Баллы

Уровень

1.Куликов Т

3

3

3

3

3

0

3

2

3

23

В

2.Стуров Б

3

3

3

3

3

0

3

3

3

24

В

3.Бармина В

3

3

3

3

3

0

3

3

3

24

В

4.Карев А

2

3

2

2

2

0

3

3

2

19

Ср

5. Гусейнов М

2

2

2

3

2

0

3

3

3

20

В

6.Мешков М

2

3

2

3

2

1

3

3

3

22

В

7. Ерохин Е

2

2

3

2

3

0

3

2

2

19

Ср

8.Неверова В

2

2

2

2

2

0

2

2

2

16

Ср

9.ПавленкоА

2

2

2

2

2

0

2

2

2

16

Ср

10.Миногин Д

2

2

2

2

2

0

3

3

3

16

Ср

11.Фрибус С

2

3

2

2

2

0

3

2

3

19

Ср

12.Гричишкин А

2

2

2

2

2

0

3

1

3

17

Ср

Сводная таблица уровня театрализованной деятельности старшая

группа 2019-2020 уч. год (детей с 5 до 6 лет)

Ф.И. ребёнка

Уровень развития

(входная)

Уровень развития

(итоговая)

1

Куликов Тимофей

В

В

2

Стуров Богдан

Ср

В

3

Бармина Варя

В

В

4

Карев Андрей

В

В

5

Гусейнов Миша

Ср

В

6

Мешков Матвей

Ср

В

7

Ерохин Егор

Н

В

8

Неверова Валерия

Н

Ср

9

ПавленкоАнна

Н

Ср

10

Миногин Дима

Н

Ср

11

Фрибус София

Н

Ср

12

Гричишкин Артем

Н

Ср

Высокий уровень вырос на 17%

Средний уровень вырос на 33%

Низкого уровня не выявлено.

Характеристика уровней

развития творческих и коммуникативных

способностей детей.

Результаты диагностики детей старшей группы.

В диагностике участвовало 12 детей (100%).

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что в старшей

группе мини-центра «Ручеёк» большая часть детей 45% имеет средний

уровень сформированности коммуникативных и творческих умений, 55%

имеют высокий уровень - эмоционально отзывчивы. Большинство детей

продемонстрировали

знание

норм

и правил

поведения.

В конфликты

вступают редко. 83% детей умеют разрешать конфликтные ситуации.

Только 8 детей (55%) могут принимать на себя роли, владеют способом

ролевого

поведения,

соблюдают

ролевого

соподчинения,

участвуют

в ведении ролевых диалогов, проявляют инициативу по обогащению сюжета.

Не все

дети

могут

адекватно

воспринимать

в театре

(кукольном,

драматическом)

художественный

образ

героя,

обустроить

место

для

самостоятельной театрализованной игры. Большинство детей не используют

в роли интонацию, мимику, атрибуты и реквизиты, не имеют простейших

представлений о театральных профессиях.

Проанализировав результаты диагностики, я сделала вывод: для того чтобы

совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей старшей

группы,

ее грамматический

строй,

активизировать

словарь

ребенка,

способность понимать и передавать эмоциональное состояние другого

человека,

умение

вжиться

в образ,

необходимо

вовлекать

детей

в театрализованную деятельность.

По итогам диагностики планируется индивидуальная работа с детьми, работа

с родителями, консультации, беседы, упражнения по развитию речи дома с

детьми. Результаты работы по театрализованной деятельности закрепляются

на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями.

Результаты анкетирования родителей.

В анкетировании участвовало 12 родителей (100%).

Анализ результатов анкетирования родителей детей старшего дошкольного

возраста старшей группы позволил сделать вывод о том, что большинство

родителей уделяют внимание театрализованной деятельности в своей семье.

У 33 % опрошенных дома имеется уголок для развития коммуникативных

способностей

ребенка

средствами

театрально-игровой

деятельности,

но лишь 67%

родителей

не

устраивают

вместе

с ребенком

домашние

театрализованные представления.

Среди черт ребенка, которые огорчают родителей, отмечается отсутствие

произвольности (несдержанность, несобранность, неусидчивость), некоторые

отклонения

в поведении

упрямство,

капризы,

плаксивость,

самовлюбленность, «задает много вопросов, на которые иногда не приходит

сразу ответ», «балуется» и т.д.), необщительность (16 %).

Из анкет родителей видно, что общительность свойственна детям старшего

дошкольного

возраста,

она

замечается

родителями

и поощряется

как

жизненно необходимое качество.

Традиционно представление родителей о коммуникативных умениях детей.

Они характеризуют своего ребенка «общительным», если он умеет «найти

общий язык», «с любым может поговорить», «спрашивает», «рассказывает»,

«любит выступать перед аудиторией». Родители фиксируют внимание

на внешней стороне действий ребенка, они считают, что ребенка можно

назвать общительным, если он говорит «здравствуйте», «до свидания»,

«хорошо

разговаривает»,

«с развитой

речью»,

«проявляет

смелость,

раскованность», «может быть заводилой».

Таким

образом,

можно

констатировать,

что

родители,

в основном,

ориентируются на инициативу ребенка в общении и владение вербальными

средствами.

После

завершения

проекта

мнение

родителей

о

театрализованной

деятельности в развитии речи дошкольников кардинально изменилось.

Многие родители создали для своих детей уголки театрализованной

деятельности, стали совместно с детьми принимать участия в домашних

мини-театрах, этюдах и т.д.



В раздел образования