Напоминание

Преодоление трудностей в обучении


Автор: Пракудина Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Казанковская СОШ"
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий район, п. Казанково
Наименование материала: Статья
Тема: Преодоление трудностей в обучении
Раздел: начальное образование





Назад




Трудности в обучении

Когда мы беремся за новый вид деятельности, то у любого человека могут

возникнуть трудности в ее освоение. Учебная деятельность – новый вид

для первоклассников. Ученики постоянно что-то осваивают, приобретают

новые знания и умения. При этом могут возникнуть определенные

трудности.

Одни школьники трудности освоения преодолевают легко, кто-то - тратя

много сил и времени, третьи – не способны без посторонней помощи

справиться с проблемами в обучении.

Почему же дети могут не справляться? Можно выделить следующие

категории:

дети с умственной отсталостью;

педагогически запущенные дети;

дети с временной задержкой психического развития;

дети с ослабленным слухом и зрением;

дети с нормальным психическим развитием, но имеющие недостаточный

уровень сформированности отдельных психических функций либо по

уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы.

О каждой категории детей можно говорить бесконечно много. Но давайте

обратим внимание на последнюю категорию.

Ученики, попадающие в нее, даже если очень хотят усвоить учебный

материал, просто не могут этого сделать без посторонней помощи. Что же

объединяет таких детей?

Их не интересует жизнь класса и поэтому они не принимают активного

участия в работе класса;

У них более низкий уровень работоспособности, чем у хорошо успевающих

одноклассников;

Они медленнее воспринимают материал, требуется длительное времени

для его осмысления;

Знания усваиваются этими детьми неполно, часто лишь весьма

поверхностно или совсем не усваиваются;

Им сложно перенести усвоенный опыт на новую учебную задачу;

Темп усвоения и выполнения заданий у них более медленный, чем у

остальных учеников.

Естественным и закономерным результатом такого низкого качества

учебной деятельности является всевозрастающий рост трудностей в

усвоении учебной программы и, как следствие, низкая успеваемость этих

учеников. Что в свою очередь ведет к нежеланию учиться и ходить в школу.

Возникает закономерный вопрос: можно ли помочь таким детям? Конечно

можно, а главное это им просто необходимо.

М.М. Безруких в своей книге: «Трудности обучения в начальной школе.

Причины, диагностика, комплексная помощь», выделила основные

принципы помощи детям, имеющим трудности обучения.

Первый принцип – любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в

состоянии получить полноценное начальное образование при

соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной

помощи.

Второй принцип – коррекция комплексных трудностей – многоаспектная

задача, следовательно, для ее успешного решения необходимо учитывать

как внешние, так и внутренние факторы.

Третий принцип – помощь детям со школьными проблемами — это помощь,

при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а

причины, вызывающие их.

Четвертый принцип – системная помощь детям с трудностями в обучении,

включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса,

нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе

и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии

познавательных функций.

Пятый принцип – организация комплексной помощи детям с трудностями в

обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога,

психолога, логопеда и родителей.

В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи,

которая подбирается под каждого ребенка индивидуально.

Но самым первым шагом должна быть Ваша помощь своему ребенку -

осознание того, что он такой же, как все остальные дети. Ему всего лишь

требуется помощь. И чем раньше Вы сами осознаете и примите это,

примите своего ребенка таким, какой он есть, и обратитесь к специалистам,

тем скорее Ваш ребенок будет получать удовольствие от учебы.



В раздел образования