Автор: Пракудина Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Казанковская СОШ"
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий район, п. Казанково
Наименование материала: Статья
Тема: Преодоление трудностей в обучении
Раздел: начальное образование
Трудности в обучении
Когда мы беремся за новый вид деятельности, то у любого человека могут
возникнуть трудности в ее освоение. Учебная деятельность – новый вид
для первоклассников. Ученики постоянно что-то осваивают, приобретают
новые знания и умения. При этом могут возникнуть определенные
трудности.
Одни школьники трудности освоения преодолевают легко, кто-то - тратя
много сил и времени, третьи – не способны без посторонней помощи
справиться с проблемами в обучении.
Почему же дети могут не справляться? Можно выделить следующие
категории:
дети с умственной отсталостью;
педагогически запущенные дети;
дети с временной задержкой психического развития;
дети с ослабленным слухом и зрением;
дети с нормальным психическим развитием, но имеющие недостаточный
уровень сформированности отдельных психических функций либо по
уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы.
О каждой категории детей можно говорить бесконечно много. Но давайте
обратим внимание на последнюю категорию.
Ученики, попадающие в нее, даже если очень хотят усвоить учебный
материал, просто не могут этого сделать без посторонней помощи. Что же
объединяет таких детей?
Их не интересует жизнь класса и поэтому они не принимают активного
участия в работе класса;
У них более низкий уровень работоспособности, чем у хорошо успевающих
одноклассников;
Они медленнее воспринимают материал, требуется длительное времени
для его осмысления;
Знания усваиваются этими детьми неполно, часто лишь весьма
поверхностно или совсем не усваиваются;
Им сложно перенести усвоенный опыт на новую учебную задачу;
Темп усвоения и выполнения заданий у них более медленный, чем у
остальных учеников.
Естественным и закономерным результатом такого низкого качества
учебной деятельности является всевозрастающий рост трудностей в
усвоении учебной программы и, как следствие, низкая успеваемость этих
учеников. Что в свою очередь ведет к нежеланию учиться и ходить в школу.
Возникает закономерный вопрос: можно ли помочь таким детям? Конечно
можно, а главное это им просто необходимо.
М.М. Безруких в своей книге: «Трудности обучения в начальной школе.
Причины, диагностика, комплексная помощь», выделила основные
принципы помощи детям, имеющим трудности обучения.
Первый принцип – любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в
состоянии получить полноценное начальное образование при
соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной
помощи.
Второй принцип – коррекция комплексных трудностей – многоаспектная
задача, следовательно, для ее успешного решения необходимо учитывать
как внешние, так и внутренние факторы.
Третий принцип – помощь детям со школьными проблемами — это помощь,
при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а
причины, вызывающие их.
Четвертый принцип – системная помощь детям с трудностями в обучении,
включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса,
нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе
и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии
познавательных функций.
Пятый принцип – организация комплексной помощи детям с трудностями в
обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога,
психолога, логопеда и родителей.
В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи,
которая подбирается под каждого ребенка индивидуально.
Но самым первым шагом должна быть Ваша помощь своему ребенку -
осознание того, что он такой же, как все остальные дети. Ему всего лишь
требуется помощь. И чем раньше Вы сами осознаете и примите это,
примите своего ребенка таким, какой он есть, и обратитесь к специалистам,
тем скорее Ваш ребенок будет получать удовольствие от учебы.