Напоминание

Использование опорных схем в обучении учащихся


Автор: Пракудина Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Казанковская СОШ"
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий район, п. Казанково
Наименование материала: Статья
Тема: Использование опорных схем в обучении учащихся
Раздел: начальное образование





Назад




Использование опорных схем в обучении

учащихся начальной школы

,

Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что

успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость

учебы. Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рецепт успеха

ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать

ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и

осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять». Мне

в этом помогают опорные схемы. Это актуально, так как по программе

ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы,

понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в

виде таблицы, схемы.

Что такое опорная схема (ОС)? Опорные схемы - это оформленные в

виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в

момент объяснения. Всего основных функций опорных схем шесть:

обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального

барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Схема – опора - опора

мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено

между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются

тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят

свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один

не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом,

нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания

правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило

по данной схеме- опоре, выполняя практическое задание.

Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае

своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную

тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое

повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.

Как и из чего изготовлять схемы? Практика показывает, что

эффективно применять ОС может только тот учитель, который сам их и

составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их

составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного

объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют

компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма. При составлении

ОС необходимо соблюдать следующие этапы:

определить основное понятие, его стороны, изучаемые на уроке;

дифференцировать

словесно-образное

и

знаково-символическое

выражение каждого понятия ;

составить опорные схемы .

Большинство схем по предметам выполняю на компьютере. Общий цвет

– чёрный, главное выделено ярким цветом: красным, зелёным, синим. Иногда

использую фото бумагу, и такие схемы долго сохраняются. Опорные схемы

готовятся одинаковые для всех учащихся. Размер схем нужен такой, чтобы

дети и с последней парты хорошо видели всё, что на них написано.

Творческим заданием на обобщающих уроках детям можно предложить

составить минтальные карты изученного материала по теме

Она применяется при самых первых уроках при работе с задачей. Цель

схемы- таблицы – помочь запомнить при первом объяснении элементов

задачи. Ученики рассуждают , выделяя условие, вопрос, решение и ответ

задачи. Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких

лишних слов, нет напряжения, исчезла скованность даже у слабых учеников.

С каждым уроком растёт оперативность в работе со схемой. Дети ясно

понимают, что спрашивает учитель. Всё меньше записей на доске. Задания

формулируются коротко: «Выдели условие. Назови вопрос. Объясни

решение». Невозможно обучение задач без ОС по теме «Скорость, время,

расстояние». . Для запоминания величин (единиц длины и других) дети с

удовольствием располагают их по мере возрастания и убывания и при этом

доказывают свою точку выбора, При изучении периметра фигур применяю

следующие ОС.

ОС использую почти на всех уроках в начальных классах. Уроки

«Окружающего мира» невозможны без схем - опор. На уроке по теме «Луг»

устанавливается

значение

луга

в

природе,

для

человека.

Учащиеся

формулируют основные значения луга, которые можно представить на

экране в виде обобщающей В 3 классе на уроке «Тела, вещества, частицы»

использовала следующую опорную В 1 классе по теме «Грибы - особое

царство природы» появилась сначала на экране такая схема затем она по

мере изучения дополнилась схемой При изучении темы « Связь живого и

неживого» при актуализации знаний повторили : во -первых, что или кого

мы называем живыми организмами, во – вторых, какими свойствами

обладают живые организмы? В приложении 10 показаны опорные схемы,

которые применяются на уроке литературного чтения.

Таким образом, использование опорных схем позволяет учащимся не

зазубривать формулировки, а усвоить их в работе на уроке. А используются

они столько, сколько нужно до полного усвоения материала. Всё новое

должно уложиться в сознании ребёнка постепенно, для этого мало суток-

таково свойство обыкновенной человеческой памяти. Значит, отказавшись от

традиции, мы приобретаем уважение к ученику.

Сейчас мне трудно представить как без опорных схем можно вести уроки

в начальной школе. Мне они помогают доступно объяснять материал. На

уроках дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, загодя

зная, что они им под силу. Один из приемов сглаживания неприятностей -

это взаимопомощь, без которой обучение в классе практически теряет смысл.

Для того ученики и посажены вместе, чтобы помогать друг другу на этом

сложном этапе в их жизни, ведь они вместе преодолевают его. Лучше, если

помощь будет полезна не только тому, кому помогают, но еще и тому, кто

взялся оказывать эту помощь. Ведь важно не потерять время, вернее, даже

использовать его рационально. Эти уроки дают многое. Они развивают и

укрепляют память, волю. И не только обучают, но и воспитывают учеников.

В результате такой организации учебного процесса в классе создаётся

чёткий, единый темп работы, заданный самими учениками: каждый

становится организатором труда одноклассников. У ребят повышает интерес

к учению.



В раздел образования