Автор: Вовкогон Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ№17
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по экологическому образованию " Экологическая тропа весной"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по экологическому
образованию «Экологическая тропа
весной» (старшая группа)
Программное содержание: расширять представления детей о
сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы
весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать
элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материал: объекты экологической тропы: береза, клумба, скворечник
на дереве.
Подготовка к занятию: рассматривание иллюстраций и фотографий,
изображающих природу. Рассматривание деревьев, растущих на
участке. Беседы о насекомых. Чтение стихотворения А. Прокофьева
«Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла».
Рисование дерева.
Методика проведения занятия:
I часть:
Заинтересовывающий прием:
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Весной!
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по
экологической тропе нашего детского сада. Дети выходят на улицу.
Кто мне скажет, какое сейчас время года?
А кто может сказать, в какое время года мы с вами встречались
раньше?
Как вы догадались, что сейчас весна?Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей: «Весной становится теплее,
чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распустились
листочки, появилась зеленая травка».
Воспитатель подводит детей к березе.
Дети вы помните, как называется это дерево (Указывает на березу.)
Это береза. У березы гладкий ствол с темными черточками. Сегодня я
раскрою вам один секрет - через эти черточки береза дышит, а
называются они «чечевички"!
Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе?
Дети: чечевички.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол
березы какой (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая.
Тонкие веточки опускаются красиво к земле.
А что есть на веточках (Ответы детей)
Воспитатель: Маленькие клейкие зелененькие листочки и длинные
сережки. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные
красивые сережки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие
семена березы.
Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся).
Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).
Физкультминутка «Весна – красна»
Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)
С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву,
цветы, взять поводья.)
Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)
К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)
Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)
Домой к мамочке вернёмся. (Встать на свои места.)
(Е. Г. Карельская)
Воспитатель: Как вы думаете, береза любит солнце?
Дети: Да, любит.
Воспитатель: Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на
полянках, где много солнца. Это красивое дерево. Про березку написано
много стихотворений, песен и загадок. Сейчас я вам прочту одно из
стихотворений:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юною, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.
Воспитатель: В лесу береза приносит много пользы человеку,
животным и другим растениям.
А вы знаете, как люди могут использовать березу?
Воспитатель обобщает: «Люди заготавливают березовые дрова,
чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия
(хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду».
Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный
сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок.
А еще под березой можно найти грибы. Они так и называются –
подберезовики.
В детском саду деревья украшают участки.
Воспитатель: Экологическая тропинка ведет нас дальше, к клумбе. На
клумбе должны быть цветы, но где же они?
Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью
бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов.
Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? (ответы
детей)
Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к
корням поступали воздух и вода. Сейчас земля прогревается солнцем, а
потом сюда высадим растения.
Воспитатель: Идем дальше. Вот висит кормушка для птиц, но где же
птицы?
Почему сегодня мы не видим здесь птиц?
Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на
земле, в траве.
Как вы думаете, чем сейчас питаются птицы?
Ответы детей: Насекомыми, червячками, травкой и др.
Воспитатель: Посмотрите, что это за домик на дереве?
Как называется этот домик?
Дети: Скворечник.
Воспитатель: А кто живет в этом домке?
Дети: Скворцы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему скворечник так высоко
расположен на дереве?
Ответы детей: чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни
собака.
Воспитатель: Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать,
т. к. там выводятся из яиц маленькие птенчики.
Воспитатель: Вот такое увлекательное путешествие мы сегодня
совершили по экологической тропе. Летом мы снова погуляем здесь и
посмотрим, какие изменения произойдут в природе.
(Дети заходят в группу)
II часть:
Коллективная работа «Весеннее дерево – Береза»
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Так дружно и правильно
отвечали на вопросы на улице. (Достает большой плакат, на котором
изображен ствол березы без листьев).
Давайте поможем березке побыстрее расцвести (раздает каждому
ребенку вырезанные из бумаги листочки). Давайте мы с вами наклеим
наши листочки на дерево.
III часть:
Рассмотреть дерево, полюбоваться.
Воспитатель: Молодцы ребята! Какая красивая березка у нас
получилась!
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.
(Н. Субботина)