Автор: Полюдова Ольга Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: п.Чишмы,Чишминский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Консультация для родителей и воспитателей
Тема: Роль родителей в коррекции звукопроизношения
Раздел: дошкольное образование
Роль родителей
в коррекции речевых нарушений
Успех коррекционного обучения детей определяется
совместной работой учителя-логопеда и родителей.
Родители должны быть полноправными участниками данного процесса.
Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3
раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от
степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи.
Исправление звукопроизношения ребенка происходит поэтапно.
На подготовительном этапе учитель-логопед с помощью специальных
упражнения настраивает речеслуховой и речедвигательный аппараты
ребенка к правильному восприятию и воспроизведению звука.
Формируются направленная воздушная струя, точные движения органов
артикуляционного аппарата, а также развивается фонематический слух.
Постановка звука - объединение отработанные на подготовительном
этапе движений и положения органов артикуляционного аппарата,
создание нового звука в изолированном виде.
Целью автоматизации звука является правильное произношение
конкретного звука во фразовой речи. Эта работа очень трудна для
ребёнка. Ведь новый звук – результат искусственного процесса, который
отличается от самостоятельного появления звука.
Это новый условный рефлекс, закрепление которого требует очень
большой осторожности и постепенности.
Автоматизация звука в слогах
(например звук С). При автоматизации звука в слогах предлагайте
ребёнку последовательно произносить:
- прямые слоги: СА, СЫ, СЭ;
- обратные: АС, ОС, ИС;
- слоги, где звук находится между гласными: АСА, ЫСА, АСЫ;
- слоги со стечением согласных: СТА, СПА, СКО и др. (необходимо
подбирать те согласные, которые не нарушены у ребёнка).
Автоматизация звука в словах. Чтобы автоматизация нового звука в
словах прошла успешно, нужна длительная систематическая тренировка.
Ребёнок должен произносить, повторять большое количество слов или
названий картинок. Обязательно следите, чтобы в составе
произносимого слова не было звуков, которые ребенок говорит
неправильно! Слова необходимо подбирать на каждое положение звука в
слове: в начале, середине, конце.
Автоматизация звука в предложении. Предложения необходимо
составлять на базе уже проговоренных ранее слов. Желательно, чтобы в
каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук, и
также отсутствовали нарушенные звуки.
Автоматизация звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях.
Материал подбирается по принципам, упомянутым выше. В процессе
проговаривания стихотворных форм у ребенка улучшается
звукопроизношение, развивается чувство ритма, память, мышление.
Автоматизация звука в рассказах, фразовой речи. Уже после
введения звука в стихотворения некоторые дети начинают правильно
употреблять его в собственной речи. Если нет, то подбирайте
небольшие, короткие рассказы, насыщенные словами с заданным
звуком. Читайте их и задавайте вопросы по содержанию, добивайтесь от
ребёнка полных ответов. Далее предложите ему пересказать содержание
рассказа.
Вновь образованные правильные звуки нужно поддерживать всеми
средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить
их без контроля.