Напоминание

Деятельность психолого-педагогического консилиума в ДОУ. Цели, задачи, формы, результат.


Автор: Фахритдинова Гузяль Гатиятовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 56" с.Кулуево
Населённый пункт: село Кулуево Челябинская область
Наименование материала: Выступление
Тема: Деятельность психолого-педагогического консилиума в ДОУ. Цели, задачи, формы, результат.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети,

имеющие

недостатки

в

физическом

и

(или)

психическом

развитии.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-

инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых

условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в

жизни

общества,

эффективной

самореализации

в

различных

видах

профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение

реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на

образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной

политики не только в области образования, но и в области демографического

и социально-экономического развития Российской Федерации.

Цель моего выступления – познакомить Вас с особенностями работы с

детьми с нарушениями развития.

Для

планирования

работы

с

детьми

с

ОВЗ

важно

выявить

сформированность навыков обучения; общую осведомленность и социально-

бытовую

ориентировку;

знания

и

представления

об

окружающем,сформированность

произвольной

деятельности;

состояние

когнитивныхфункций,

эмоционально-волевой,

двигательной

сферы

(особенно мелкой моторики рук); адекватность поведения. Эти сведения

одинаково важны как для психолога, так и для дефектолога при определении

формы обучения и разработке содержания индивидуальных программ

коррекционного развития ребенка.

В помощь для проведения психолого-педагогического обследования

детей предлагается материал, который представлен в пособии "Практический

материал для проведения психолого-педагогического обследования детей"

авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровик.Важным методическим принципом

психолого-педагогического обследования является чередование заданий

вербального и невербального характера:дети меньше устают при такой

методике

работы.

При этом

целесообразно

придать

всему процессу

1

обследования игровой характер, а задания подбирать такие, которые

вызывают интерес и желание заниматься.

Для

психолого-педагогического

обследования

детей

в

пособии

обозначенпримерный

перечень

материалов,

которые

могут

быть

использованы в зависимости от целей исследования, индивидуальных

особенностей детей и их возраста.

Рассмотрим материалы для исследования особенностей детей с ОВЗ из

пособия С.Д. Забрамной, О.В. Боровик.

К обследованию с помощью игрового материала (игрушек) надо

обращаться

в

следующих

случаях:

ребенок

дошкольного

возраста;

отсутствует возможность установить контакт другими средствами; имеет

место тяжелая степень умственной отсталости; отмечаются нарушения речи,

слуховой функции или каких-нибудь других анализаторов.Используют

специально подобранные игрушки. Среди них — пирамида,матрешки,

разноцветные палочки и брусочки, «почтовый ящик». Предъявление игрушек

сопровождается соответствующей инструкцией.

При психолого-педагогическом обследовании детей с ОВЗ широко

используются таблицы, которые составляют приложение к пособию С.Д.

Забрамной, О.В. Боровик.Содержание таблиц включает либо только рисунки,

либо рисунки в сопровождении текстов, либо только тексты. В одних случаях

предполагается устноевыполнение задания, в других — письменное.Следует

иметь в виду, что все таблицы должны быть вырезаны и наклеенына картон,

некоторые надо разрезать по пунктирным линиям. Есть таблицы,которые

нуждаются в копировании.

В ходе исследования заполняются разработанные авторами протоколы,

которые включают в себя следующие компоненты:

характеристика интеллектуальной деятельности (особенности

восприятия,

внимания,

памяти,

мышления,

понимания

содержания

литературных текстов, установление закономерностей),

2

особенности эмоционально-волевой сферы,

Особенности школьных знаний и навыков.

В нашем учреждении 20 детей с ОВЗ. К ним относятся дети со

следующими нарушениями развития: дети с аутизмом, дети с ЗПР, дети с

нарушениями речи.

Отметим, что при работе с детьми-аутистами важно учитывать

следующее:

1.

Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

2.

Принимайте его таким, какой он есть.

3.

Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не

давайте ему выйти в деструктивную деятельность.

4.

Придерживайтесь определенного режима дня.

5.

Соблюдайте ежедневные ритуалы.

6.

Не трогайте ребенка.

7.

Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам

просит об этом.

8.

Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

9.

Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен

понимать, что всегда может подойти к вам.

10.

Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

11.

Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок

может посидеть один и никто не будет ему мешать.

12.

Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую

для ребенка.

В процессе организации работы детей с задержкой психического

развития следует учитывать следующее:

1. Необходимо учитывать психофизические, речевые особенности и

возможности детей данной категории.

3

2. При проведении любого вида занятий или игр необходимо помнить,

что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы,

но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.

3.

Важно

обращать

свое

внимание

на

коррекцию

имеющихся

отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение

представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и

совершенствование сохранных анализаторов детей.

4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого

ребенка.

5. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных

интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием

речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных

приемов семейного воспитания и других причин.

6. Ваша речь должна служить образцом для детей с речевыми

нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной,

выразительной,

без

нарушения

звукопроизношения.

Следует

избегать

сложных

грамматических

конструкций,

оборотов,

вводных

слов,

усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

7. Необходимо строить работу в зависимости от запланированной

лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу

над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя –

дефектолога и учителя – логопеда).

8. Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения

практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.

9. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем –

логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь

признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и

экспрессивной речи.

10.

Словарь,

предназначенный

для

понимания,

должен

быть

значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также

4

уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций,

которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных

занятий учителя – логопеда (дефектолога).

11. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются

упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия,

памяти. Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение

ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и

т. д.

12. Вся ваша коррекционно – развивающая работа строится в

соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя

– логопеда группы.

13. В коррекционной работе с детьми с ЗПР должна как можно шире

использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии

достигается лучшее усвоение изучаемого материала.

14. Индивидуальная коррекционная работа с детьми должна проходить

преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется

закреплению

результатов,

достигнутых

учителем

дефектологом

на

фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.

15. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной

форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям

данного возраста.

16. Вашей задачей является создание доброжелательной, комфортной

обстановки

в

детском

коллективе,

укрепление

веры

в

собственные

возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение

вспышек агрессии и негативизма.

В качестве рекомендацийпо работе с детьми, имеющими нарушения

речи можно отметить следующие:

Особое внимание уделяйте созданию условий для проявления

речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.

5

Уделяйте

внимание

созданию

обстановки

эмоционального

благополучия детей в группе.

Воспитывайте общее и речевое поведения детей, включая работу

по развитию слухового внимания и сознательного восприятия речи.

Развивайте зрительную, слуховую, вербальную память.

Расширяйте кругозор детей на прогулках, в режимных моментах,

бытовых ситуациях.

Уточняйте имеющийся словарь детей, расширяйте пассивный

словарный запас, активизируйте его по лексико-тематическим циклам.

Формируйте обобщающие понятия.

Развивайте представления детей о времени и пространстве,

форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

Обучайте детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов

по их составным частям, признакам, действиям.

Развивайте общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.

Обучайте детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза

слов, анализа предложений.

Развивайте память детей путем заучивания речевого материала

разного вида.

Формируйте навыки словообразования и словоизменения в

различных играх и в повседневной жизни.

Формируйте предложения разных типов в речи детей по моделям,

демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.

Развивайте диалогическую речь детей через использование

подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-

драматизаций,

театрализованной

деятельности

детей,

поручений

в

соответствии с уровнем развития детей

6

Развивайте умения объединять предложения в короткий рассказ,

составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок,

пересказы на основе материала занятий.

7



В раздел образования