Автор: Уросова Наталья Владимировна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ Детско-юношеская спортивная школа
Населённый пункт: р.п.Краснозерское Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальный подход а обучении плаванию юных спортсменов в условиях ДЮСШ
Раздел: дополнительное образование
Индивидуальный подход в обучении плаванию юных пловцов
в условиях ДЮСШ
Плавание – одно из важнейших средств физического развития и воспитания
школьников. Занятия плаванием для детей стало возможным с открытием
бассейна в 1987 году. И вот уже более 30 лет спортивными видами плавания
обучаются школьники поселка.
О не умеющем ни читать, ни плавать в
Древней
Греции
говорили
как
о
человеке,
недостойном
называться
гражданином, такое значение в гармоничном человеке имело плавание. По
запросам родителей и желанию детей научиться плавать
ежегодно
открываются ..группы для начинающих пловцов школьного возраста.
Важнейшей основой обучения плаванию детей
является психолого-
педагогическая поддержка в образовательном процессе, что особенно
значимо при проведении первых уроков, подборе упражнений, доступных
для освоения.
Начальные успехи на первых занятиях имеют большое
психологическое
воздействие
на
младших
школьников,
укрепляют
уверенность в своих силах и доверие к тренеру-преподавателю. При
изучении
первых
и
новых
упражнений
уделяется
особое
внимание
методическим подходам по предупреждению типичных ошибок.
Но в первую очередь личностно-ориентированный подход: применение
знаний
профессионально
о
возрастных
особенностях
школьников,
особенностях личности (самооценка, темперамент, поведенческий аспект,
семейное
положение).
Одобрять
у
воспитанников
даже
самый
незначительный успех в обучении, выполнении задания, замечания должны
быть дозированы и минимальны по количеству. Похвала и поддержка –
мотивирует детей к дальнейшим занятиям. Если юные пловцы не могут
выполнить задание, как тренер проявляю максимум выдержки, терпения и
предлагается другое посильное задание либо переключение на другое.
Категорически не практикую авторитарность при проявлении страха или
неуверенности ребенка. При объяснении нового упражнения необходимо
остановиться на следующих основных элементах: исходное положение,
форма и характер движения, наиболее трудно выполняемые части. Объясняя
и показывая упражнение, подчеркиваю, что надо делать для того, чтобы его
правильно выполнить, не акцентируя внимание детей на ошибках и
недостатках,
чаще
используется
показ
упражнений
самими
детьми,
поскольку это убеждает в посильности задания, стимулирует соревнование и
активность группы.
Каждое занятие начинается с выполнения серии хорошо
знакомых упражнений, что позволяет освоиться с местом плавания,
привыкнуть к температуре воды, ощутить уверенность в своих силах. Для
увеличения динамичности и плотности занятия чередуются упражнения,
выполняемые на месте с упражнениями в движении, упражнениями по
задержке дыхания – с выдохами в воду, плавание коротких отрезков и серий
отрезков
с
плаванием
максимально
возможных
для
детей
данной
подготовленности.
Даже не став спортсменом, ребенок научится основам техники спортивного
плавания, правильному выполнению упражнений в скольжении, дыхании,
движения рук и ног, то есть просто научится плавать - это ему не раз
пригодится в жизни. Плавание является уникальным физическим процессом,
содействующим
физическому
развитию,
закаливанию
и
укреплению
здоровья.