Напоминание

Основы хорового пения


Автор: Чернышеёва Ольга Викторовна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 18"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Основы хорового пения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Новосибирска

«Детская школа искусств №18».

Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета директор МБУДО ДШИ № 18

Протокол № ____

от «____» ________ 2017г. _____________ Н.В.Филимонюк

Приказ № ____

от «____» ________ 2017г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

"ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"

ПРОГРАММА

по учебному предмету

«ОСНОВЫ ХОРОВОГО ПЕНИЯ»

Направленность: в области музыкального искусства

Уровень программы: вводный

Возраст учащихся: 6-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Чернышёва Ольга Викторовна,

преподаватель дополнительного образования

Новосибирск 2017

Содержание

Пояснительная записка (характеристика программы).

- уровень программы;

- актуальность, педагогическая целесообразность;

- отличительные особенности;

- цель;

- задачи;

- категория обучающихся;

- срок реализации и режим занятий;

- основные методы и приемы;

- планируемые результаты.

Содержание программы.

- учебно–тематический план;

- примерное содержание предмета;

- выбор репертуара;

- примерный репертуар.

Формы аттестации и оценочные материалы.

- формы подведения итогов реализации программы;

- текущий контроль;

- промежуточный контроль;

- итоговая аттестация;

- критерии оценки.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы

Список литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности,

обладающий

большим

потенциалом

эмоционального,

музыкального,

познавательного развития.

Сегодня аспекты современного образования связаны с поиском путей,

направленных на раскрытие творческого потенциала личности ребенка,

способного

жить

в

постоянно

изменяющемся

мире.

В

этой

связи,

актуальным становиться приобщение детей к хоровому пению как самой

доступной и эффективной форме музыкально-творческой деятельности.

Пение как вид активного творческого музицирования наиболее полно

раскрывает способности человека к созиданию, духовно-нравственному

совершенствованию;

формирует

самые

разные

стороны

человеческой

личности - интеллект, память, внимание, волю. Правильное пение поможет

детям развить музыкальный слух, музыкальную память и чувство ритма;

уверенно, не форсируя звука, исполнять детские песни; окажет большую

помощь в развитии речи у детей; научит бережно относиться к своему

голосу.

Хор – это коллективное творчество, которое помогает объединиться,

почувствовать и понять рядом стоящего, ощутить себя единым целым с

остальными участниками.

Другой, не менее важной стороной певческой деятельности, является

укрепление здоровья ребенка, так как в процессе пения организм интенсивно

снабжает все ткани и органы кислородом, что в целом способствует

стабилизации физического и эмоционального состояния ребенка.

Уровень программы – вводный.

Цель

данной

программы:

приобщение

детей

к

хоровому

исполнительству,

раскрытие

личности

ребенка,

заключающееся

в

проявлении себя через звучание собственного голоса.

Задачи:

образовательные:

помочь учащимся овладеть первичными вокально-хоровыми

навыками

(чистота

интонирования,

артикуляция

и

дыхание,

звукообразование и др.);

повысить

уровень

знаний

детей

в

области

музыкальной

культуры;

развивающие:

развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос,

музыкальную память;

сформировать

музыкальные

представления,

художественный

вкус;

развить творческий потенциал;

воспитательные:

воспитывать умения работать в коллективе;

воспитать исполнительскую и слушательскую культуру;

воспитывать ответственности за творческий результат;

воспитать положительные нравственные и эстетические качества

личности: доброжелательность, взаимопонимание и взаимоуважение.

Данная программа рассчитана на работу с категорией детей в возрасте

6-8 лет. Срок реализации - 2 года в объеме 210 часов (105 часов в год).

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1,5 академических часа. Занятия

проходят по группам в количестве 9- 10 человек.

Основные методы и приемы, используемые на занятиях хора:

наглядно-слуховой;

наглядно-зрительный;

метод мысленного пения (пения «про себя»);

метод сравнения;

метод игрового проектирования;

Дополнительными методами в работе с детьми являются импровизации-

ритмические,

вокальные,

хоровые

и

пластические

с

применением

музыкальных шумовых инструментов. Они используются на занятиях в

форме игры, обычно в середине занятия.

Планируемые результаты.

Основным образовательным результатом осуществления программы

является сформированная способность детей к сценическому выступлению

на концертах. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки,

полученные учащимися по программе, так и воспитательные результаты:

уровень

творческой

индивидуальной

и

коллективной

деятельности,

трудолюбие, достигнутое в процессе прохождения программы, социальная

адаптация.

К концу 1 года обучения учащиеся должны

Уметь:

понимать дирижерский жест, петь в сопровождении инструмента;

свободно без за жимов открывать рот;

правильно брать дыхание, закреплять и распределять его на

короткие фразы;

исполнять грамотно и выразительно выученные произведения

(освоить от 14 до 20 произведений).

Знать:

об академической манере пения;

чистоте интонации звучания;

основные правила певческой посадки;

что такое певческое дыхание.

Иметь представление:

о средствах музыкальной выразительности-динамике, темпе, фразировке;

о кантиленном пении;

К концу 2 года обучения учащиеся будут

Уметь:

понимать дирижерский жест;

естественно, без зажимов открывать рот;

петь округлым звуком в академической манере;

закрепить дыхание и распределить его на более длинные фразы;

беречь голос;

эмоционально и выразительно исполнять выученные произведения, выучить

от 10 до 18 произведений.

Знать:

о средствах музыкальной выразительности: динамике, темпе,

фразировке,

о различных типах звуковедения;

о правилах певческого дыхания;

о единстве текста и музыки;

о чистоте интонирования;

о правилах произношения гласных и согласных в музыкальном

произведении.

Иметь представление:

о сольном и ансамблевом пении;

о различных жанрах и особенностях музыкальных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический

план

содержит

примерное

распределение

учебного материала в течение двух лет обучения. Преподаватель может

спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной

группы.

Первый год обучения

Разделы

Кол-во

часов

I

Певческая установка

1

Учить детей хорошо открывать рот и правильно сидеть

во время пения.

3

2

Упражнения для развития свободы отдельных частей

тела: шее, плеч, головы. Укрепление осанки.

3

II

Звукообразование

1

Учить детей петь естественным голосом, без

напряжения и крика в пределах звуков ми1-до2.

Фальцет - основной режим работы гортани.

9

2

Учить петь протяжно длинные звуки в песнях и

упражнениях. Преимущественно мягкая атака звука.

6

III

Певческое дыхание

1

Основные правила певческого дыхания. Пение по руке

дирижера.

3

2

Упражнения для выработки навыка дыхания вне пения.

6

IV

Дикция и артикуляция.

1

Артикуляционная гимнастика. Развитие подвижности

речеобразующих органов.

6

2

Пение и проговаривание скороговорок, дикционных

упражнений

6

V

Чистота интонации

1

Пение учебно-тренировочного материала.

18

2

Музыкальные песни-игры, движения под музыку.

6

VI

Ансамбль

1

Учить не отставать и не опережать дуг друга в песнях.

Петь вместе с педагогом. Понимание дирижёрского

жеста.

9

VII

Формирование исполнительских навыков.

1

Разбор поэтического текста, определение характера

произведения.

6

2

Работа над песенным материалом.

18

VIII

Концертные выступления

1

Открытое занятие для родителей - октябрь.

Концертные выступления - декабрь, март, май.

6

Итого:

105 часов

Второй год обучения

I

Певческая установка

1

Закрепление понятий певческой установки. Во время

пения сидеть и стоять прямо, сохраняя свободное

положение корпуса и головы.

3

II

Звукообразование

1

Петь естественным голосом, без напряжения и крика в

пределах септимы ми1-ре #2 (работа по расширению

диапазона голоса). Фальцет - основной режим работы

гортани. Преимущественно мягкая атака звука.

6

2

Округление гласных (У-О-А-Э-Ы)

6

III

Певческое дыхание

1

Бесшумный вдох. Начало работы над протяжённостью

фонационного выдоха.

3

2

Упражнения для выработки навыка дыхания во время

пения.

6

IV

Дикция и артикуляция.

1

Артикуляционная гимнастика. Пение и проговаривание

скороговорок

3

2

Формирование певческих гласных У-О-А (Э-Ы), Ю-Ё-Я

(Е-И)

9

3

Произношение согласных в пении.

3

V

Звуковедение

1

Пение на легато и нон легато. Нюансы меццо-форте,

меццо-пиано, пиано

6

2

Пение учебно-тренировочного материала.

18

3

Музыкальные песни-игры, движения под музыку.

3

VI

Ансамбль и сторой

1

Выравнивание хорового звучания, выработка чистого

унисона.

6

2

Согласованное исполнение ритмического рисунка.

Понимание дирижёрского жеста.

3

VII

Формирование исполнительских навыков.

1

Разбор поэтического текста, определение характера

6

произведения.

2

Работа над песенным материалом.

18

VIII

Концертные выступления

1

Концертные выступления - октябрь,декабрь, март, май.

6

Итого:

105 часов

Всего:

210 часов

Примерное содержание предмета.

Первый год обучения

Раздел 1. Певческая установка

Обязательным условием правильной работы голосового аппарата во

время пения является соблюдение певческой установки: прямое положение

корпуса, плечи развёрнуты и опущены. Во время пения дети должны сидеть

прямо, руки кладут на колени ближе к туловищу, голову нужно держать

прямо, не вытягивая шею. Разученные песня лучше исполнять стоя, т.к. при

этом лучше работают дыхательные мышцы.

Раздел 2. Звукообразование.

Фальцет - как основной режим работы гортани во время пения. Педагог

должен работать над формированием устойчивого навыка ненапряжённого,

естественного, активного звучания детского голоса, при этом не допускать

форсирования звука, как во время пения, так и в разговорной речи.

Основным способом звукообразования является мягкая атака. Т.к. голос

обладает небольшой силой звучания педагогу нужно уделять внимание

работе над качеством звучания - развитию звонкости, полётности, ровности

звуковедения, для этого подбирать произведения мягкого, спокойного

характера.

Со

звукообразованием

тесно

связано

такое

качество

звука,

как

напевность. Учить петь напевно, протяжно, надо, начиная с первого урока,

учить

протягивать

отдельные

звуки,

окончания

музыкальных

фраз.

Протяжность в пении зависит от преобладания гласных, а не согласных в

словах песни, что характерно для народных песен.

Раздел 3. Певческое дыхание.

Дыхание должно быть в меру активным, вдох спокойный, без поднятия

плеч, выдох безшумный, без напряжения.

Упражнения для выработки навыка дыхания вне пения разрабатывают

дыхательную мускулатуру, мышечные ощущения:

- Вдохнуть через нос, выдох на "ф", чтобы почувствовать ток воздуха.

- "Ёжик пыхтит", "Брызгаем бельё", "Сдуваем насекомых" - на "пф"

толчки низом

живота.

- Короткий лёгкий вдох - удивиться, восхититься - работает мускулатура

диафрагмы и нижнерёберных мышц.

- Упражнения с выдохом на счёт.

Раздел 4. Дикция и артикуляция.

Добиваясь чёткой и ясной дикции, необходимо следить за правильной

передачей гласных и согласных звуков в конце слова.

Начало работы над формированием гласных «У», «О», «А», «И», «Е».

Одним из аспектов в работе над дикцией и артикуляцией является

артикуляционная гимнастика (в игровой форме), а также использование

скороговорок как в речевой форме, так и на распев.

- Артикуляционная гимнастика "Сказка про Языка Языковича".

- Упражнения, направленная на развитие гибкости и подвижности языка,

освобождение нижней челюсти от зажимов.

- Скороговорки для развития речи из сборников М.В.Смирновой

«Речевые упражнения и занимательные картинки»

Раздел 5. Чистота интонации.

Работа над выработкой устойчивого слухового внимания, учить детей

«подстраиваться» к интонации взрослого. Использование специальные

упражнения для развития слуха:

- «Музыкальное эхо» - точное воспроизведение услышанного.

- Упражнения из «Музыкального букваря» Т.Ветлугиной.

- Пение попевок по ролям – ребёнок отождествляет себя с героем

попевки, пытается петь голосом персонажа.

- Пластическое интонирование. Дети показывают рукой: направление

мелодии, фразу, характер звука, штрихи. Интонационные обороты мелодии

могут сопровождаться естественными, игровыми, плясовыми движениями

ребёнка.

Музыкальные песни-игры – «Птичка-синичка», «Узнай по голосу»,

«Иди-проходи».

Пение учебно-тренировочного материала. Упражнения подбираются

соответственно возрасту, они должны иметь очень простое строение, быстро

запоминаться, в одном упражнении должна быть ярко выражена только одна

задача.

Упражнения

используются

со

словами,

выстраиваются

последовательно с постепенным расширением диапазона.

Раздел 6 . Ансамбль.

Ансамбль как слияние голосов. Понятие унисона.

Работа над слитностью голосов по силе, тембру, манере пения, работа

над одновременным началом и окончанием пения по руке дирижёра.

Отработка навыка умения слушать во время пения себя и своих соседей, хор

в целом.

Раздел 7. Формирование исполнительских навыков.

Освоение средств музыкальной выразительности - динамики, темпа,

фразировки, различных типов звуковедения. Работа над осмысленностью

произношения текста. Исполнение произведений с сопровождением сольно и

вокальным

ансамблем.

Работа

над

выразительностью

исполняемых

произведений, над художественный образом. Пластика движений, мимика

лица.

Понятие

артистизма,

музыкальности.

Контроль

за

певческой

установкой в процессе выступления на сцене.

Знакомство

с

детскими

народными

песнями,

песнями

русских

композиторов-классиков, современными детскими песнями.

Раздел 8. Концертные выступления.

Концертные выступления на первом году обучения проходят в рамках

небольших отчётных мероприятий для родителей.

1 четветь – в конце четверти проходит открытое занятие для родителей;

2 четверть – праздничный Новогодний концерт;

3 четверть – концерт ко дню 8 Марта;

4 четверть – итоговый концерт по окончанию учебного года.

Второй год обучения.

Раздел 1. Певческая установка.

Посадка хорового певца. Контроль за певческой установкой во время

пения «сидя» и «стоя». Положение корпуса и головы должно быть

естественным,

прямым,

ненапряжённым.

При

этом

плечи

несколько

опущены, а подбородок слегка приподнят.

Раздел 2. Звукообразование.

Фальцет - как основной режим работы гортани во время пения.

Преимущественно мягкая атака звука. Работа над свободой голоса без крика

и напряжения. Округление гласных У-О-А-Э-Ы на всех звуках диапазона.

Раздел 3. Певческое дыхание.

Закрепление основных правил певческого дыхания. Смешанный тип

дыхания. Три момента дыхания (вдох, задержка, выдох). Различный характер

дыхания перед началом пения в зависимости от характера произведения.

Распределение дыхания во время пения на более длинные музыкальные

фразы.

Постоянный контроль над процессом дыхания в исполняемых

произведениях.

Упражнения для выработки навыков дыхания во время пения:

- Пение упражнений, а так же отрывков из исполняемых песен штрихом

staccato, non legato (пение с паузами между слогами) активизирует работу

дыхательной мускулатуры. Эти два штриха формируют активную атаку

звука, что помогает преодолеть общую вялость.

- Смысловое пение произведений из репертуара - дыхание по фразам,

петь

мысль.

На

первых

порах

песни

должны

быть

с

короткими

музыкальными фразами.

Раздел 4. Артикуляция. Дикция.

Продолжение работы над свободой голосового аппарата (освобождённая

нижняя челюсть). Развитие дикционных навыков. Формирование певческих

гласных У-О-А (Э-Ы), Ю-Ё-Я (Е-И), при устойчивом положении гортани.

Произношение согласных в пении чётко, коротко и ясно.

-

Артикуляционная гимнастика «Домик теремок», «Прогулка в

зоопарк».

- Работа над скороговорками - сборник скороговорок «Тридцать три

Егорки» (составитель Г.Науменко)

Раздел 5. Звуковение.

Типы звуковедения: легато и нон легато. Понятие о кантиленном пении.

Слуховой контроль за звуком. Работа над фразировкой, динамикой.

Усложнение учебно-тренировочного материала, расширение диапазона

попевок.

Музыкальные игры – «Кот и мыши», «Кто как кричит?», «Последняя

снежинка», использование музыкальных считалок перед игрой.

Раздел 6 . Ансамбль и строй.

Закрепление понятий о сольном и ансамблевом пении. Продолжение

работы над унисоном. Ансамбль как слияние голосов, выравнивание

хорового звучания. Работа над слитностью голосов по силе, тембру, манере

пения, работа над одновременным началом и окончанием пения по руке

дирижёра. Отработка навыка жестов «внимание», «вдох», «задержка»,

«выдох», «начало звука». По знаку дирижёра менять темп, характер

звуковедения, динамику. Отработка навыка умения слушать во время пения

себя и своих соседей и хор в целом.

Раздел 7. Формирование исполнительских навыков.

Разбор поэтического текста, определение характера произведения.

Работа над выразительностью мимики лица, которая должна соответствовать

создаваемому

образу.

Продолжение

работы

над

осмысленностью

произношения текста. Отработка характера исполняемых произведений во

взаимосвязи с пластическими движениями.

Использование в работе детских народных песен (песен народов мира),

песен

русских

композиторов-классиков,

детских

песен

современных

композиторов.

Раздел 8. Концертные выступления.

Концертные выступления для родителей по итогам четвертей, а так же

участие в концертах школьной филармонии для воспитанников близлежащих

детских садов.

Выбор репертуара.

Репертуар,

как

совокупность

произведений

исполняемых

хором,

составляет

основу

всей

его

деятельности,

способствует

развитию

художественной

активности

участников

коллектива,

находится

в

непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь

то репетиция или концерт.

Репертуар влияет на весь учебно - воспитательный процесс, на его базе

накапливаются

музыкально

-

теоретические

знания,

вырабатываются

вокально - хоровые навыки. Он содействует воспитанию эстетического

вкуса, формированию художественных взглядов и представлений детей. В

«репертуарной политике», как в зеркале, отражаются взгляды руководителя

на его понимание хорового искусства, что в конечном итоге определяет

художественно - исполнительское лицо детского коллектива.

Главным критерием в

подборе репертуара является яркость,

доступность, художественная ценность.

Примерный репертуар.

Первый год обучения.

Произведения композиторов-классиков:

1.

Муз. В. Калинникова, сл. нар. «Тень-тень-потетень».

2.

Муз. В. Калиникова, сл. нар. «Журавель».

3.

Муз. Ц. Кюи,сл. В. Жуковского «Мыльные пузыри».

4.

Муз. А. Лядова, сл. нар. «Зайчик».

5.

Муз. А. Лядова, сл. народные «Ладушки».

6.

Муз. А. Лядова, сл. народные «Сорока».

7.

Муз. А. Лядова, сл. народные «Дождик, дождик».

8.

Муз. А. Лядова, сл. народные «Петушок».

Народные песни:

1.

Рус. нар. песня «Как у наших у ворот».

2.

Рус.

нар.

песня

в

обр.

Н.

Римского-Корсакова

«Ходила

младёшенька».

3.

Русская народная песня «Перед весной».

4.

Русская народная песня "Котя, котенька-коток", обр. Т.Попатенко.

5.

Русская народная песня "Коровушка", обр. М. Красева

6.

Греческая народная песня «Где ты, колечко», обр. М.Рейниш, рус.

текст Э.Александровой.

7.

Украинская народная песня «Ой, бежит ручьём вода», обр. К.Волкова,

рус. текст Н.Френкель.

8.

Белорусская нар. песня «Перепёлочка».

9.

Американская нар. песня

«Дед Макдональд»,

обр.

Т.Весселса,

рус.текст Ю.Хазанова.

10.Чешская народная песня "Раз, два, три, четыре, пять", обр. Р.Бойко,

рус. текст А.Машистова.

11.Немецкая народная песня в обр. Т. Попатенко, рус. текст А. Кузнецовой

«Гусята».

12.

Немецкая народная песня "Потанцуй со мной, дружок",

обр.

В.Федорова, рус. текст Р.Дольниковой.

13.Французкая народная песня "Котик заболел", обр. Б.Тобиса, рус. текст

Л.Дымовой.

14.Венгерская народная песня "У меня пропал гусак", обр. Т.Попатенко,

рус. текст Н.Найденовой.

Произведения современных композиторов:

1.

Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. С. Косенко «Паровоз».

2.

Муз. С. Соснина, сл. П. Синявского «Начинаем перепляс».

3.

Муз. Ф. Лещинской, сл. Т. Здзитовецкой «Ёж».

4.

Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной «Ехали».

5.

Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной «Про лягушек и комара».

6.

Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной «Весёлый музыкант».

7.

Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной «По малину в сад пойдём».

8.

Муз. Д. Кабалевского, сл. И. Рахилло «Игра в гостей»

9.

Муз. А. Островского, сл. З. Петровой «Наша ёлка».

10.Муз. В. Герчик, сл. Н. Берендгофа «Капризный бычок».

11.Муз. В. Герчик, сл. Ю.Разумовского «Тяв – тяв !».

12.Муз. В. Красевой, сл. Н.Френкель «Горошина».

13.Муз. Л. Абеляна, сл. В. Степанова «Петь приятно и удобно».

14.Муз. Е. Веврика, сл. нар. «Улиточка».

15.Муз. Т. Попатенко, сл. Н. Берендгофа «Чудеса».

16.Муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен «Скворушка прощается».

17.Муз. М. Парцхаладзе, сл. П. Синявского «Дудочка».

18.Муз. Б. Кравченко, сл. Е. Руженцева «Вот какие башмачки».

19.Муз. М. Матвеева, сл. А. Фаткина « В гости к ёжику».

20.Муз. М. Ройтерштейна, сл. Н. Слепаковой «Про ежа».

21.Муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой «Самая хорошая».

22.Муз. А. Аверкина, сл. С. Семернина «Здравствуй, ёжик».

23.Муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулевой «Весёлые медвежатки».

Второй год обучения

Произведения композиторов-классиков:

1.

Муз. В. Калинникова, сл. нар. «Киска».

2.

Муз. В. Калинникова, сл. неизв. автора «Мишка».

3.

Муз. В. Калинникова, сл. неизв. автора «Курочка».

4.

Муз. Й. Гайдна, русский текст П. Синявского «Мы дружим с музыкой».

5.

Муз. Й. Гайдна, русский текст П. Синявского «Старый добрый клавесин»

6.

Муз. Л. Бетховена, сл. К. Бюргера «Малиновка».

7.

Муз. А. Лядова, сл. нар. «Забавная».

8.

Муз. А. Лядова, сл. нар. «Колыбельная».

9.

Муз. Н. Римского –Корсакова, сл. И. Устюжанина «Проводы зимы».

10.Муз. А. Тома, сл. К. Ушинского «Вечерняя песнь».

Народные песни:

1.

Русская нар. песня «А я по лугу».

2.

Русская народная песня «Слышишь песню у ворот».

3.

Немецкая народная песня в обр. Й. Брамса «Божья коровка».

4.

Белорусская нар. песня, обработка С. Полонского «Сел комарик на

дубочек».

5.

Эстонская нар. песня в обработке Б. Снеткова, русский текст Л. Дербенёва

«Хор нашего Яна».

6.

Литовская народная песня, обработка С. Шимкуса «Солнышко вставало».

7.

Финская народная песня "Мальчик-замарашка", обр. Т.Попатенко, рус.

текст М.Кравчука.

8.

Английская рождественская песня «Мы желаем Вам весёлого Рождества».

9.

Немецкая народная песня "Хохлатка", обр. Т.Попатенко, рус. текст А.

Кузнецовой.

10. Немецкая народная песня "Семеро жуков", обр. В.Попова.

Произведения современных композиторов:

1.

Муз. З. Левина, сл. Т. Спендиаровой «Колыбельная».

2.

Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева «Лесная песенка».

3.

Муз. З. Компанееца, сл. В. Орлова «Петушок идёт домой».

4.

Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского «Что такое Новый год?» из

мультфильма «Что такое Новый год?».

5.

Муз. В. Герчика, сл. А. Стройло «Осенние листья».

6.

Муз. А. Журбина, сл. П. Синявского «Весёлый лягушатник».

7.

Муз. М. Ройтерштейна, сл. А. Шевченко «В осеннем саду».

8.

Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. М. Садовского «Летняя песенка».

9.

Муз. Э. Силинь, сл. Ю. Тувима, перевод с польского С. Михалкова

«Овощи».

10.Муз. Г. Портнова, сл. Л. Куклина «Хитрый кенгурёнок», из музыки к

спектаклю «Лесные сказки».

11.Муз. Р. Бойко, сл. В. Викторова «На лошадке».

12.Муз. Р. Бойко, сл. В. Викторова «Дело было в Каролине»

13.Муз. В. Птичкина, сл. И. Шаферана «Бабушки».

14.Муз. С. Соснина, сл. И. Черницкой «Пирог для мамы».

15.Муз. И. Морозова, сл. А. Коваленкова «Про сверчка».

16.Муз. и сл. Л. Литовко «Весёлые лягушки».

17.Муз. М. Минкова «Телега».

18.Муз. Симакина, сл. С. Маршака «Робин Бобин Барабек».

19.Муз. С. Вольфензона, сл. М. Райкина «Паучок».

20.Муз. Л. Абеляна, сл. В. Степанова «Прекрасен мир поющий».

21.Муз. М.Красева, сл. Н. Френкель «Золотая осень».

22.Муз. А.Лепина, сл. Е.Александровой «Утро в деревне».

23.Муз. И. Тульчинской, сл. Ю. Кушака «Покупал баран баранки».

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Формы подведения итогов реализации программы.

Формами проверки работы педагога по реализации данной программы

являются:

открытые уроки;

выступления на школьных мероприятиях;

полугодовые и годовые отчетные концерты для родителей;

участие в хоровых конкурсах и фестивалях.

Основными видами контроля обучающихся являются:

текущий контроль;

промежуточная аттестация;

итоговая аттестация.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля

являются

систематичность

и

учет

индивидуальных

особенностей

обучающегося.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,

выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету и повышение

уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и

учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся.

При оценивании учитывается:

отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;

инициативность и проявление самостоятельности на уроке;

темпы продвижения.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Он

осуществляется регулярно в рамках расписания занятий и предполагает

использование различных систем оценки результатов занятий. На основании

результатов текущего контроля выводятся четвертные и годовые оценки.

Промежуточная

аттестация

определяет

успешность

развития

обучающегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе

обучения.

Наиболее

распространенными

формами

промежуточной

аттестации обучающихся по данной программе являются концертные

выступления.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных

видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться

каждое полугодие или один раз в год. В процессе промежуточной аттестации

обучающихся в году рекомендуется устанавливать не более 4 зачетов.

Промежуточная

аттестация

проводится

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного на предмет.

По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс

по текущим оценкам.

Итоговая аттестация определяет уровень и качество владения полным

комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках

представленной выпускной программы.

При

оценивании

обучающегося,

осваивающего

дополнительную

общеобразовательную общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям

музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального

мышления; степень продвижения обучающегося, успешность личностных

достижений.

На основе требований программы формируются

критерии оценок.

Оценки выставляются по пятибалльной системе с учётом следующего:

-

уровень

развития

индивидуальных

способностей

обучающихся

(коммуникабельность, ответственность, творческое развитие);

- отношение обучающихся к учебному процессу (старательность,

настойчивость);

- владение вокально-хоровыми навыками (наличие чистой интонации,

чёткой дикции, артикуляции, певческого дыхания, чувства ритма);

- уровень и качество исполнения произведений;

- выразительность исполнения.

Аттестация результатов может быть словесная («отлично», «хорошо»,

«посредственно») и дифференцированная по 5-ти бальной системе (5 –

«отлично»,

4

«хорошо»,

3

«удовлетворительно»,

2

«неудовлетворительно»).

Общие критерии оценивания выполнения задания:

Оценка

Критерий оценивания

5 «отлично»

Знания, умения, навыки, отвечающие всем

требованиям на данном этапе обучения.

4 «хорошо»

Наличие небольших недочётов в умениях, навыках,

а также небольших пробелов в знаниях.

3 «удовлетворительно»

Неуверенное владение знаниями, умениями,

навыками.

2

«неудовлетворительно»

Полное отсутствие каких-либо знаний, умений,

навыков.

Для реализации программы необходимы следующие технические

условия:

- просторное помещение для занятий, наличие стульев по размеру

соответствующих возрасту обучающихся;

- наличие фортепиано;

- наличие просторного зала с хоровыми станками для проведения

сводных репетиций и концертов;

- наличие учебных пособий, репертуарных сборников;

- обеспечение занятий концертмейстерскими часами из расчёта 100%

времени.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Аверина Н. С чего начинается детский хор. Дека-ВС. 2008

2.

Багадуров В.

Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей.-

М.,1953

3.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968

4.

Ветлугина Н.А. "Теория и практика музыкального воспитания в

детском саду", - М., 1984

5.

Детский голос (сборник статей/ Под редакцией Шацкой В.Н.) - М.,

«Педагогика», 1970

6.

Дмитриев Л. Основы вокальной методики.-М. 1996

7.

Живив В. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.-

М.,2003

8.

Малинина Е. "Вокальное воспитание детей.", - М., "Музгиз"1967

9.

Огороднов

Д.

Музыкально-певческое

воспитание

детей

в

общеобразовательной школе: Метод. пособие._Киев,1989

10.

Осеннева М., Самарин В. Уколова Л. Методика работы с детскими

вокально-хоровыми коллективом: Учебное пособие.-М.1999

11.

Рачина

Б.

Технология

и

методика

обучения

музыки

в

общеобразовательной школе: Учебное пособие- СПб.,2007

12.

Соколов В. «Работа с хором». - М., 1983

13.

Стулова Г. "Развитие детского голоса в процессе обучения пению", -

М., "Просвещение", 1992

14.

Струве Г.А. Хоровое сольфеджио.-М,.1986

15.

Стулова Г. Теория и практика работы с детским хором._М.2002

16.

Садовников В. Орфоэпия в пении. -М., 1952

17.

Холодило Т. «Развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего

возраста», учебная программа, - М., 1999

18.

Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого

голоса: Сб. статей //Вопросы певческого воспитания школьников.-М.,1958



В раздел образования