Напоминание

Что такое экологическое воспитание в современном детском саду?


Автор: Блашкевич Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-д/с № 19 "Ягодка"
Населённый пункт: г.о.Ступино Московской области
Наименование материала: доклад на семинаре
Тема: Что такое экологическое воспитание в современном детском саду?
Раздел: дошкольное образование





Назад




Что такое экологическое воспитание в современном детском саду?

Актуальность:

Глубокий и всесторонний анализ сложившегося в современном мире

характера взаимоотношений социума и природы привёл учёных к выводу о

необходимости

перехода

к

гуманистически-щадящему

и

научно

обоснованному стилю взаимодействия человека с окружающей средой

обитания. Человечество обязано гарантировать сохранность природной

среды, необходимой для выживания последующих поколений.

Цель формирования основ экологической культуры у детей — воспитание

гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной

личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с

любовью относиться к природе, ценить и беречь её.

Главная роль экологического воспитания дошкольников – это формирование

экологической культуры, правильного отношения к природе. Экологические

знания – сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания –

являются необходимым условием выработки эмоционально действенного

отношения к окружающему миру, выраженного в форме познавательного

интереса, бережного отношения с природой.

Известно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные

образы (картины, книги, телевизор, театр, экскурсии) и практическую

деятельность. Известно также, что все эти формы познания сопровождаются

речью (беседы, обсуждения, вопросы-ответы, чтение, рассказы), т.е. па-

раллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализуется

образовательная область «Речевое развитие». Познавая природу, дети

интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и

явлений

природы,

различных

их

признаков

и

качеств.

Например:

традиционное для детского сада сенсорное обследование овощей и фруктов

побуждает детей не только запоминать, но и активно употреблять в своей

речи их названия и названия их признаков (зеленый, удлиненной формы,

гладкий или с пупырышками, твердый, вкусный, с запахом свежести -

огурец; оранжевый, круглый, большой, мягкий, тяжелый, с ароматом -

апельсин и т.д.).

Система экологического воспитания хорошо согласуется с образовательной

областью «Социально-коммуникативное развитие». Выращивая растения,

ухаживая вместе с взрослыми за обитателями уголка природы, дети на

конкретном уровне усваивают моральные и нравственные ценности (цен-

ность жизни, необходимость осторожного, бережного обращения с любыми

живыми существами), учатся правилам поведения в природе, познают труд,

направленный на поддержание условий жизни растений и животных, на

сохранение природных экосистем. Коллективный труд на участке, огороде,

клумбе т.е. в природном пространстве, в котором живут дети, способствует

развитию

социального

и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной дея-

тельности и коммуникации.

В становлении экологического воспитания особенное место принадлежит

игровой деятельности. Именно в ней у детей формируются моральные нормы

и правила поведения в природе. Педагогически правильно организована

игровая

деятельность,

позволяет

добиться

самого

полного

самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с

общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.

Полнее всего заданию формирования экологического сознания отвечает

дидактическая игра. Обучение, активизация познания в значительной мере

происходит

в

игровой

форме. Экологизации

дидактической

игры

способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких

знаний, которые подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде. В

разработке

игр экологической направленности

также

нужно

уметь

максимально использовать возможности творческих игр детей.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью

экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение

имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой

целью оформляются соответствующие стенды, проводились консультации,

экскурсии,

собрания.

Родители

очень помогают детскому саду,

они

отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в

изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в

зимний период на территории детского сада. А мамы активно участвовали в

сборе гербариев листьев деревьев, лекарственных трав и оказывают помощь

в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники и

прогулки.

Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных

видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности

(подкормка птиц, высаживание растений, уход за комнатными растениями в

уголке природы и т. д., проводя праздники, утренники, игры экологический

направленности и привлекая к этой работе родителей, мы старались

способствовать экологическому воспитанию ребенка, развитию активного

ответственного отношения к природе. У них развиваются познавательные

интересы: они с удовольствием участвуют в проведении опытов, игр,

наблюдений. В природоохранной деятельности человека, участвуют вместе

со взрослыми самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях.

Человеческое

общество,

природная

среда

тесно

взаимосвязаны.

Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ

многих стран. В экологическом воспитании дошкольников основной упор

делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое в

последнее время загрязнение природы, вымирание многих видов животных.

Одним из воспитательных аспектов, который принимает участие в

формировании экологической культуры малышей – создание в ДОУ

благоприятной

экологической

среды.

Этот

процесс

подразумевает

организацию такого пространства, где есть все необходимые условия для

живой природы.

К наиболее популярным формам работы можно отнести устроение «живого

уголка»,

уход

за

комнатными

цветами,

создание

клумбы.

Должный

воспитательный эффект достигается при условии непосредственного участия

детей

в

процессе,

а

не

только

наблюдений

со

стороны.

Экологические

проблемы

получают

сейчас

большую

актуальность.

Дошкольное учреждение выполняет для общества важную функцию –

помогает раскрыть перед подрастающим поколением красоту природы,

научить ценить ее и оберегать.



В раздел образования