Напоминание

"Уроки жизни-уроки доброты"


Авторы: Мясникова Татьяна Владимировна, Селифонова Наталья Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Балаково, Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Уроки жизни-уроки доброты"
Раздел: среднее образование





Назад




План-конспект урока

составили Мясникова Татьяна Владимировна, Селифонова Наталья Леонидовна

учитель русского языка и литературы и учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ№2 города Балаково Саратовской области

Класс: 6

Предмет: литература и обществознание

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва:

Просвещение, 2015 г. Обществознание. 6 класс

Название раздела, темы: Русская литература XXвека. В.Распутин «Уроки французского»……………..

Тема мероприятия: «Уроки жизни – уроки доброты».

Цели урока: проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по

которым живут герои В. Распутина.

Планируемые результаты:

Предметные: способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки логического мышления, работать с понятиями и справочными

материалом.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций:

сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных

способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке

своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно

усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с

достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Межпредметные связи: обществознание, литература

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод

мотивации учебной

деятельности

личностные: внимание, уважение

к окружающим;

коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с

учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой

детей на урок.

-

Поприветствуйте друг друга

глазами, улыбнитесь. У каждого

из вас сейчас своё настроение:

кто-то возбужден, кто-то

огорчен, а у кого-то хорошее

настроение. Давайте

отвлечемся, оставим все

проблемы в стороне. Соединим

ладошки, передадим стоящему

товарищу рядом хорошее

настроение, добрые намерения

по отношению друг к другу.

Теперь у всех хорошее

настроение.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную

деятельность.

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Мотивация к учебной

деятельности

Проблемный, метод

фронтальной

организации

учащихся

познавательные УУД: выбор

оснований и критериев для

сравнения и классификации

материала;

коммуникативные УУД:

планирование учебного

сотрудничества с учителем,

сверстниками, умение с

достаточной полнотой выражать

мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

личностные УУД:

самоопределение и самопознание

на основе сравнения «я» с героем

произведения.

Урок мы начнём со

стихотворения. Давайте

прослушаем его.

Проблемный вопрос:

Как вы понимаете выражение

«делать людям хорошее –

хорошеть самому».

Чтение стихотворения учащимся

(Приложение №1)

Построение развернутого ответа

на поставленный вопрос.

регулятивные УУД:

целеполагание

2.Сообщение темы урока.

Постановка учебных задач.

Проблемный, метод

фронтальной

организации

учащихся

познавательные УУД: поиск и

выделение необходимой

информации, осознанное и

произвольное построение речевого

высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД:

планирование учебного

сотрудничества с учителем,

сверстниками, умение с

достаточной полнотой выражать

мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации;

регулятивные УУД:

целеполагание

Задание:

Как вы считаете,

какая цель будет нашего урока

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего

урока.

Записываем число и тему урока

«Уроки жизни – уроки доброты»

и эпиграфом к нему станут

слова Рея Брэдбери «Передай

добро по кругу».

Обратите внимание, что в

ваших рабочих листах есть

таблица с критериями

самооценки. Не забывайте

выставлять себе баллы за

каждое выполненное задание.

Ваша итоговая оценка будет

оценкой за урок.

Формулируют предполагаемую

тему занятия; составляют план

своей деятельности,

направленный на получение

недостающих знаний и умений.

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока, записывают

в рабочий лист. Постановка учебной

задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.

Проблемное объяснение

нового знания

(блок обществознания)

Словесный,

познавательный,

эвристический

познавательные УУД: поиск и

выделение необходимой

информации, осознанное и

произвольное построение речевого

высказывания в устной форме,

извлечение необходимой

информации из источника,

коммуникативные УУД:

планирование учебного

сотрудничества с учителем,

сверстниками, умение с

достаточной полнотой выражать

мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации;

оказывать в сотрудничестве

взаимопомощь; соблюдать правила

общения.

личностные УУД:

смыслообразование (уметь

находить ответ на вопрос «Какое

значение, смысл имеет для меня

учение? »; ценностное отношение

к человеку.

регулятивные УУД:

предвидеть возможности

получения конкретного

результата.

Работа с источниками (поиск

определений в словарях)

Давайте поработаем с

определениями из

обществознания. Нам

предстоит работа со словарями.

Они лежат на ваших столах,

ваша задача в них найти

значение слов, которые есть у

вас в таблицах. Возможно, что в

разных словарях будет разное

толкование. Запишите

определения в таблицы.

Заполнение таблицы в рабочем листе,

где записывают значение

определений из словаря

Отчёт о проделанной работе по

группам

(Приложение №3)

2.Практическая работа

(блок обществознания)

Вызываются ребята по желанию

к доске и берут карточки двух

цветов, на карточках записаны

добрые и недобрые поступки,

они должны сами

распределиться, по какому

признаку им распределиться и

объяснить, почему они так

распределились. Одну карточку

сделать с подвохом: цвет и

значение не совпадают.

Ответить на вопрос: Почему

вы так распределились?

Групповая работа.

Каждая команда должна выбрать

верные варианты ответов.

Объяснения обучающихся.

Коллективная проверка.

(Приложение №2)

3.Мини-исследование в

группе.

(блок литературы)

Давайте с вами ребята

обратимся к рассказу

В.Распутина «Уроки

французского» и определим,

кого в данном рассказе можно

назвать добрым человеком, а

кого злым и несправедливым?

Каждой группе предлагаются

вопросы для обсуждения.

Подведём итоги.1) Какие

качества личности Лидии

Михайловны вы особенно ярко

почувствовали?

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения

группы, представление результатов

работы в группе.

Отвечают на вопросы учителя.

(Рабочий лист. Приложение №3)

Физ. минутка (пауза

релаксации)

личностные УУД: работа в

команде одноклассников под

руководством учителя.

коммуникативные УУД:

интегрироваться в группу и строить

продуктивное взаимодействие.

Физ.минутка «Передай добро

по кругу».

Встали и под песню «Дорогою

добра» передать шарик другим

членам группы сначала по левой

стороне, потом по правой

стороне, затем над головами.

Организует разминку.

Активно выполняют физические

упражнения

Этап 4. Практикум.

Дифференцированная

групповая самостоятельная

работа

(блок обществознания)

Проблемный, метод

групповой работы

учащихся

личностные УУД: стремление к

речевому самосовершенствованию,

формирование навыков

развернутого анализа;

познавательные УУД: осознанное

и произвольное построение

речевого высказывания в устной

форме, смысловое чтение,

извлечение необходимой

информации из текста,

преобразование текста с целью

выявления общих законов; анализ,

умение доказывать;

коммуникативные УУД:

планирование учебного

1 группа – записывает в рабочий

лист 5 предложений со словами

«доброта», «добрый»

2 группа – составляет синквейн

со словом «Доброта» (в рабочий

лист поместить правила

составления синквейна)

3 группа – выполняет задание: В

известном детском мультфильме

старуха Шапокляк утверждала:

«Кто людям помогает, тот

тратит время зря, хорошими

делами прославиться нельзя».

Возразите ей и напишите два

аргумента, один из жизни, один

из литературы в защиту своей

точки зрения.

Групповая самостоятельная

работа.

Каждая группа представляет отчёт о

проделанной работе

Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы.

Приложение №3

сотрудничества с учителем,

сверстниками, умение с

достаточной полнотой выражать

мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Аналитическая работа с

источником

(блок литературы)

Ребята, а как вы считаете,

влияет ли добрый человек на

жизнь других людей? Давайте

послушаем ребят, которые

зачитают отрывки из

воспоминаний Валентина

Распутина и Лидии

Михайловны, его учительницы.

Итак, какой вывод мы можем

сделать? Что значит, передать

добро по кругу?

Слушают отрывки воспоминаний.

Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы

учителя.

Приложение №4

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Фронтальная работа.

(блок литературы и

обществознания)

Фронтальная

работа по

закреплению

материала

личностные УУД: нравственно-

этическая ориентация,

оценивание усваиваемого

содержания, (исходя из

социальных и личностных

ценностей), обеспечивающее

личностный моральный выбор

регулятивные УУД: адекватно

воспринимать предложения

учителя, одноклассников и

адекватно использовать речь.

познавательные УУД:

осуществлять сравнение,

классификацию по заданным

критериям.

коммуникативные УУД: строить

монологические высказывания;

проявлять активность в решении

познавательных задач

Организационная.

Вспомните, о чём мы сегодня

говорили на уроке и впишите в

паруса признаки доброты в

паруса корабля. Что стоит взять

собой в долгое плавание по

волнам жизни?

Надуваем паруса нашего

Корабля Доброты.

Фронтальная работа

Обсуждение и поиск общего

решения, представление результатов

работы.

Выбирают понятия и записывают в

паруса корабля

Приложение №5

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная

работа,

Личностные: соотносить свою

часть работы с общим

замыслом.

Как вы думаете, в обычной

жизни нужна эта тема, которую

мы сегодня разбирали на уроке?

Ответы обучающихся

выступление перед

аудиторией.

Регулятивные: умение

рационально организовывать

самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение

логическими действиями

сравнения, обобщения;

активность в решении

творческой задачи.

Коммуникативные: навыки

сотрудничества со взрослыми и

сверстниками

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке

(Приложение №3)

3.Домашнее задание

Словесный,

наглядный

Дифференцированное

домашнее задание.

1.

написать мини сочинение

по пословице «Добрыми

делами славен человек»

План сочинения: а) раскрыть

смысл пословицы; б) привести

аргументы – один из

литературы, другой из своей

жизни; в) сделать вывод

2.

Написать рассказ «Доброта в

моей жизни»

3.

Выполнить задания в

рабочем листе (задания №3,4)

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-

рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия,

коммуникативные УУД: умение с

достаточной полнотой выражать

мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Прокомментируй цветом своё

впечатление от урока

- зелёный (отлично)

- жёлтый (хорошо)

- синий (удовлетворительно)

Итоговый комментарий.

Дают ответ карточками.

Комментируют по желанию ответ



В раздел образования