Напоминание

"Осень - чудная пора"


Автор: Солод Елена Александровна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3
Населённый пункт: Краснодарский край, ст.Кущёвская
Наименование материала: Средне-срочный проект с детьми 4-5 лет
Тема: "Осень - чудная пора"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3

Среднесрочный проект в средней группе

-

«Осень

чудная

пора»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Предмет исследования: растения осенью.

Участники: дети, воспитатели средней группы, родители.

Актуальность: В ходе бесед выяснилось, что дети в недостаточной степени

имеют представления о сезонных изменениях в природе осенью, поэтому был

разработан и реализован проект «Осень-чудная пода».

Сухомлинский В.А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и

вслушиваться».

При работе над проектом была подобрана интересная и полезная информация в

доступной форме. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на

основе интегрированного подхода: дети выдут наблюдения, экспериментируют,

собирают гербарий, рисуют, знакомятся с литературными произведениями,

отгадывают загадки и т.д. Всё перечисленное поможет расширить знания детей о

природных изменениях. Воспитывать у детей интерес и любовь к природе.

Цель проекта: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе

осенью через игровую, поисковую и исследовательскую деятельность.

Задачи:

Учить детей замечать и называть изменения в природе; похолодало, осадки,

ветер, листопад, созревают плоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой

природы (похолодало-исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т.д.).

Привлекать детей к сбору гербария;

Провести экскурсию в парк;

Учить детей использовать для игр природный материал;

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе;

Развивать диалогическую и монологическую форму речи;

Развивать коммуникативные умения;

Изготовить поделки с родителями из природного материала;

Взаимодействовать с родителями группы.

Ожидаемые результаты:

Научить детей называть изменения в природе;

Отгадывать загадки по теме проекта;

Развивать познавательный интерес;

Называть собранный урожай людьми;

Принимать участие в изготовлении поделок с родителями из природного

материала.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный;

Основной;

Заключительный.

Принципы реализации проекта

принцип наглядности;

принцип доступности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип прочности;

принцип целенаправленности;

принцип новизны;

принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей

ребенка.

Формы реализации проекта: наблюдение, подвижные игры, дидактические

игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность,

рассматривание иллюстраций, труд, развлечение.

Подготовительный этап:

Подбор и изучение методической, научной и художественной литературы

по теме проекта.

Подбор дидактических, подвижных игр.

Подбор стихотворений, загадок, сказок с учётом возраста детей и темы

проекта.

Создание и просмотр презентации «Природа Кубани осенью».

Разработка конспекта экскурсии в парк им. Ленина.

Беседа с родителями о теме цели проекта «Осень-чудная пора».

Привлечение родителей к сотрудничеству.

Основной этап:

Работа по перспективному планированию.

Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.

Постановка проблемы.

Поиск пути решения проблемы.

Практическая деятельность.

Отображение знаний детей в творческих работах (поделках, рисунках,

стихах, и т.д.).

Экскурсия в парк имени «Ленина»

Цель: дать детям представления об осенних изменениях в природе, продолжать

учить детей различать и называть деревья на территории парка.

Задачи:

Способствовать развитию интереса к живой природе.

Воспитывать любовь и бережное отношение к ней.

Развивать связную речь, логическое мышление, память.

Развивать коммуникативные умения.

Продолжать обучать детей водить хоровод в соответствии с текстом.

Отражать свои впечатления от экскурсии в рисунках.

Беседы:

«Признаки осени:

Цель: учить детей делать простые умозаключения.

«Урожай»

Цель: обогащать знания детей о сборе урожая.

«Перелётные птицы»

Цель: учить детей различать и называть перелётных птиц.

«Витамины осени»

Цель: учить детей называть полезные фрукты и овощи.

«Одежда осенью»

Цель: учить детей называть предметы одежды.

«Почему деревья сбрасывают листья?»

Цель: учить детей устанавливать причинно – следственные выводы.

Дидактические игры:

«С какого дерева листок?»

Цель: развивать наблюдательность.

«Покажи дерево которое опишу»

Цель: учить детей по описанию находить необходимый предмет (дерево).

«Кто живет в берлоге?..»

Цель: расширять представление детей о диких и домашних животных.

«Какой цвет?»

Цель: обучать детей правильно называть и показывать цвета карточек с

изображением предметов.

Цикл наблюдений:

за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом,

силой ветра, осенним дождём).

за красотой и богатством осенних красок.

за цветником.

за перелетными птицами.

за насекомыми.

за деревьями, растущими на территории детского сада.

Ситуативная беседы:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Чтение детской художественной литературы:

Цель: Приобщение детей к пониманию образного содержания осенней сказки,

развитие эмоциональной отзывчивости на сказочное произведение.

Задачи:

- расширять представления детей об осени, осенних явлениях, познакомить детей

с наиболее типичными особенностями золотой осени;

- развивать умения замечать красоту осенней природы;

- воспитывать любовь к данному времени года.

«Ёжик и осень»

Ёжик проснулся осенним утром в своей

уютной норке от предчувствия чего-то

непонятного. Понюхав воздух он понял, что в

норке похолодало. Но почему? Выглянув из

норки, ёжик увидел пожелтевшие за ночь

листья на деревьях и траву, низкое солнышко.

Выйдя на улицу, он с удивлением посмотрел

вокруг. Вместо веселой зелени и цветов всё

вокруг было желто-оранжево-красное.

-Ух! Ух! Что, нравится?- услышал ёжик сверху. Подняв голову, он увидел

мудрого филина, сидевшего на зеленой еловой ветке.

-Дядюшка филин, что случилось с природой? Почему всё такое разноцветное и

блестит?

-Потому что, мой маленький ёжик, наступила осень! Блестит-это иней на траве.

Березы желтеют, клены становятся оранжевыми, а дрожащие от холода осинки

краснеют, и все деревья начинают сбрасывать листву. Только ели, сосны, кедры,

пихты остаются зелеными, - ответил мудрый филин.

-А почему такое происходит в природе? - спросил ёжик.

-Потому что солнце тоже устало за год всходить высоко и греть землю и наш лес.

Видишь, как оно низко? А зимой будет ещё ниже и совсем перестанет греть!

Ёжик испугался:

-Значит зимой будет ещё холодней? А как же я? Я же замерзну?

-Нет, ёжик, ты не замёрзнешь. Ты обернешься в листочки, которые хорошо сядут

на твои иголки, и ляжешь спать в своей норке на всю зиму! Проснешься ты, когда

солнце будет всходить высоко и согреет всё вокруг! Успокоившийся ёжик пошел,

погулял по желто-оранжевому-красному лесу, сытно поужинал вкусными

грибами и корешками, покувыркался по траве, и весело пофыркивая пошел спать

до весны в норку.

И снились ему яркие, желтые, оранжевые, красные листочки на деревьях,

которые медленно падали и укрывали землю волшебным, разноцветным ковром.

А сверху смотрели добрые глаза мудрого филина, который знал, что жизнь

продолжается и улыбался, глядя на торжество природы!

Волшебной кистью взмахнула осень.

Позолотила она все деревья.

За ночь всё изменилось в природе,

Это всё осени прекрасные мгновения!

Сказка «Осень, хоровод и дружба» Автор: Ирис Ревю.

Жила-была Осень. Она очень горевала, что у неё нет друзей. Однажды она

решила, что ей надо найти себе друга. Солнышко уже грело слабо, но старалось

всё время быть на небосклоне, не прятаться за тучку. Оно заметило, что Осень

грустная. «Ты почему грустишь, Осень?» – спросило Солнышко. «Потому что у

меня нет друзей», — ответила Осень. Услышал их разговор Ветер. «Давай с тобой

дружить, Осень», — предложил Ветер. Но Осень считала, что Ветер сам по себе и

с ним не может быть дружбы. «Для дружбы нет преград», — произнес Ветер и

сильно махнул крылом. С деревьев посыпались золотые и багряные листья, они

закружились в весёлом хороводе, и вместе с ними приплясывала и Осень. С тех

пор Осень и Ветер подружились, и до сих пор вместе.

Сказка

«Как

Осень

в

прятки

играла» Автор: Ирис Ревю.

Как-то раз Осень играла с

Ветром в прятки. В лесу спрятаться

есть

где,

поэтому

игра

шла

увлекательно и весело. Но вот Серая

Тучка

на что-то рассердилась

и

послала

затяжной

дождь.

Везде

стало сыро и скользко. Осень и

Ветер потеряли к игре интерес. Они

подумали, что Серой Тучке стало

завидно, что её не берут в игру, вот

она и надулась. А Осень сказала Ветру: «В следующий раз мы обязательно

пригласим играть и Тучку». А Серая Тучка взяла, да и превратилась в голубое

облачко, каких на небе много. Ищи её теперь

Разучивание с детьми стихов для праздника осени.

Цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную реч

Осень

Осень,

Осень...

Солнце

В тучах отсырело -

Даже в полдень светит

Тускло и несмело.

Из холодной рощи

В поле,

На тропинку,

Выдуло зайчонка -

Первую

Снежинку.

Т. Белозеров

Золотой дождь

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождем шумит!

М. Лессовая

Льет дождь, холодный, точно лед.

Кружатся листья по полянам.

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

И. Бунин

"Дождь по улице идет..."

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

В. Семернин

Наступила осень...

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края.

А. Ерикеев

Осень

В небесах высоких тает

Одинокий тонкий луч,

Улетают птичьи стаи,

Прилетают стаи туч.

И. Никитин

Листопад

Опавшей листвы разговор

Еле слышен:

— Мы с кленов...

— Мы с яблонь...

— Мы с вишен...

— С осинки...

— С черемухи...

— С дуба...

— С березы...

Везде листопад:

На пороге морозы!

Ю. Капотов

Журавли

Над бурой нивой конопли

Летят лениво журавли,

Летят, перекликаются,

На все глядят, прощаются —

С елками зелеными,

С березками и кленами.

С долинами, озерами,

С родимыми просторами.

Г. Ладонщиков

Поздняя осень

У берега несмело

Ложится хрупкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

Г. Ладонщиковский

Ноябрь

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес...

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

И. Мазнин

Стрижи

- Улетели сегодня стрижи...

- А куда улетели, скажи?

- А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы.

Но милее им все-таки мы!

И они прилетят по весне

И опять засвистят в вышине.

Е. Трутнев

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

С. Маршак

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные-рябинке,

Фартук розовый — осинке

Зонтик жёлтый — тополям

Фрукты осень дарит нам

Воробей

Заглянула осень в сад -

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт,

А запеть -

Стесняется.

Осина

В саду осеннем,

У дорожки,

Осина хлопает

В ладошки.

Вот почему

На той неделе

Ее ладошки

Покраснели.

Опавшей листвы разговор

Еле слышен:

— Мы с кленов...

— Мы с яблонь...

— Мы с вишен...

— С осинки...

— С черемухи...

— С дуба...

— С березы...

Везде листопад:

На пороге морозы!

Ю. Капот

Загадки об осени.

Цель:

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто…

(листопад)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …

(Листопад)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

(дождь)

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли… (зонт)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду… (лужи)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(Ветер)

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (Иней)

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Дидактические игры.

«Найди такой же листок».

Цель: учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев.

«С какой ветки эти детки?».

Цель: закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников.

«Отгадайте что это за кустарник, дерево».

Цель: учить описывать предмет и узнавать по описанию, развивать память и

внимание.

«Третий лишний».

Цель: закрепить знания детей о многообразии растений. Развивать память,

быстроту реакции.

«Что изменилось? (да или нет)».

Цель: закрепить знания детей о приметах осени.

Игры – драматизации.

«Репка», «Рукавичка».

Цель: развивать творческие способности детей.

Наша первая экскурсия за пределы детского сада.

Хороводная игра «Карусели» по рассказу Л. Пантелеева «Карусели»

Дети: Ветер дует нам в лицо закачалось деревцо…

Дети ходят по кругу.

Дети:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

— Ветер, тише, тише, тише!

Деревцо растет все вы-ыше!

(Дети раскачиваются из стороны в сторону, поднимают руки вверх,

показывают, как растет дерево.)

Дети поворачиваются лицом друг к другу. Хлопают в ладоши друг друга,

громко говорят:

Карусели, карусели!

Мы с тобою в лодку сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети работают веслами.)

Карусели, карусели!

Мы с тобой на лошадь сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети скачут верхом.)

Карусели, карусели!

Мы с тобой в машину сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети крутят баранку.)

Карусели, карусели!

В самолет с тобой мы сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети разводят руки в стороны и «летят».)

Карусели, карусели!

Мы с тобой в ракету сели

И по-е-ха-ли!..

(Руки находятся над головой, кончики пальцев соединены. Дети присели.

«Полетели!»)

Дети берутся за руки и ходят по кругу в одну сторону, затем в другую.

Дети:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

— Ветер, тише, тише, тише,

Деревцо растет все выше!

Дети отражают свои впечатления от экскурсии в осенний парк в рисунках

Коллективная работа конструирование на асфальте из природного

материала. Каштаны. (ручной труд).

Задачи:

Закрепление большой-маленький.

развитие воображения, творческих способностей.

Объединение детей для творческой деятельности, конструированию.

Труд в природе.

Цель: формирование трудовых навыков у дошкольников.

Уборка опавшей листвы на участке.

Сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки для

гербария).

Пересаживание растений (дубков-хризантем)

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развивать мелкую моторику рук.

«Осень»

Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

(Спокойно укладываем ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

«Перелетные птицы»

Снова осень наступает.

(Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого)

И до следующей весны

(Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого)

В птичьих стаях улетают

(Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого)

Ласточки, скворцы, грачи,

Лебеди и журавли.

(Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого)

«Осенняя одежда»

Я одежду надеваю

(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим)

И ее вам называю:

(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим)

Майка, брюки, а еще

(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим)

Свитер, шарфик и пальто.

(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим)

Подвижные игры:

«К названному дереву беги»

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять

названия деревьев; развивать быстрый бег.

Ход игры: выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны

внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим

перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за

детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

«Найди листок, как на дереве»

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку;

развивать наблюдательность.

Ход игры: Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. Каждой

предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти

такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда

быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой

команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они

искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или

та, которая соберет больше листьев.

«Огород»

Цель: закреплять и обобщать знания детей об овощах, учить отгадывать

загадки по описанию предмета, развивать коммуникативные качества,

творческие способности, способствовать воспитанию умения играть вместе.

Количество игроков не ограничено. Игру можно проводить как в помещении,

так и на игровой площадке на участке. Все играющие становятся в круг и

берутся за руки, двигаясь в одну сторону, произносят слова:

***

Вот и осень наступила, ты смотри, да не зевай.

Не зевай, да убирай в огороде урожай.

Много овощей на грядке, назовем их по порядку.

После этих слов игроки останавливаются, и педагог спрашивает одного из

детей «Что растет у нас на грядке»? Ребенок называет овощ. Вот какой ……..

(название овоща) у нас вырос (показывают форму овоща или размер руками).

Игра продолжается.

«Собери шишки!»

Цель: развивать ловкость.

В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол

рассыпаются 10 - 12 шишек. По сигналу дети начинают собирать их в свои

корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше шишек.

«Что это за овощи?»

Цель: научить детей определять и называть овощи по вкусу.

С завязанными глазами играющие должны по вкусу определить овощи,

которые им предлагают.

Праздник Осени

Участие родителей в проекте «Осень-чудная пора».

Совместные поделки родителей и детей из природного материала.

«Ёж в лесу».

Рисунок «Портрет мамы» ко дню матери.

Результаты работы:

В период работы над проектом у детей сформировался интерес к

осенней природе, к дарам осени. Расширился кругозор и увеличился

словарный запас.

Дети используют диалогическую форму речи в общении с педагогами

группы и сверстниками. Дети знают загадки, песни и стихи об осени.

Называют дары природы: овощи и фрукты.

Дети замечают и называют изменения в природе, проявляют интерес к

особенностям жизни и развитию растений. Проявляют желание

самостоятельно ухаживать за комнатными растениями.

Дети

с

удовольствием

принимают

участие

в

дидактических,

хороводных, подвижных играх. В свободной деятельности дети поют

песни об осени.

Проявляют желание оказывать помощь взрослым. С удовольствием

принимали участие в уборке участка от опавших листьев.

С детьми проведена экскурсия в осенний парк, где дети наблюдали

осенний листопад, рассмотрели зрелые плоды рябины, играли в игры.

Дети изготавливали поделки из природного материала, собирали

гербарий, принимали участие в оформлении группы на тему осень.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло

обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности,

стремление к познанию. Работа по проекту помогла развить у них

эстетическую восприимчивость.

Родители стали более активно участвовать в создании условий для

реализации творческих и познавательных способностей у детей. У родителей

появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний

и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни

группы.



В раздел образования