Напоминание

Использование ИКТ на уроке в соответствии ФГОС


Автор: Светлана Григорьевна Ишутина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ - СОШ №7 г.Клинцы
Населённый пункт: Брянской области
Наименование материала: Урок русского языка в 3 классе
Тема: Использование ИКТ на уроке в соответствии ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»;

способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи,

логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго

отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное

отношение к

прослушанному

(прочитанному),

аргументировать свою

позицию с привлечением

текста произведения;

понимать, позицию какого

героя произведения

поддерживает автор,

подтверждать словами

из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из

одного литературного произведения, выявляют

особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока,

принимают её, сохраняют на протяжении всего урока,

периодически сверяя свои учебные действия с заданной

задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными

критериями при оценке поступков литературных героев и

своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами

самооценивания и

взаимооценивания на

уроке.

Воспитывать

нравственно-этические

чувства, проявление

сопереживания другим

(в данном случае

животным).

Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по

произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание

деятельности

учащегося

(осуществляемые

действия)

Формируемые

способы

деятельности

I.

Прозвенел звонок весёлый.

Показывают

Владеют навыками

Организация

начала урока

Нам пора урок начать

Сели правильно, красиво

Значит можно начинать.

Дети:

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок

Дружно за руки возьмёмся и друг другу

улыбнёмся.

Пусть урок несет нам радость общения, наполнит

наши сердца благородными чувствами –

Постарайтесь настроиться на интересную работу,

внимательно слушать, громко

и чётко отвечать на вопросы.

готовность

к уроку.

Приветствуют

учителя

психологической

подготовки к уроку,

организации рабочего

места, вежливого

общения

II. Проверка

домашнего

задания

Посмотрите,

пожалуйста,

внимательно на

доску и скажите, что вы можете рассказать об этом

человеке?

- Послушайте и скажите из какого рассказа взяты

эти слова?

-Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что

было силы поплыли к тому месту, где был

бочонок над якорем.

(….Но ребята не слыхали его, плыли дальше,

смеялись и кричали ещё веселее и громче

прежнего). АКУЛА

- Так не уйдёшь ты от меня!- закричал мальчик

и полез дальше.

(….Мальчик шатался, но не понимал.)

ПРЫЖОК

- Заполните таблицу.

- Сегодня мы продолжаем знакомство с творчество

Л.Н.Толстого

«Акула», «Прыжок»

Владеют логическими

действиями.

Анализируют

содержание рассказов.

Среди английских букв, выделите русские и

прочитайте название произведения.

- Как вы думаете какая цель урока?

III.

Постановка

учебной

задачи /

Разминка

-Из бесед с вами, я уже знаю, что у многих есть

собака ивы старательно ухаживаете за ними.

– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий

живёт рядом с человеком? Это первое прирученное

им животное.

- Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что

вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

Рассказы детей: лев – это хищное животное из

семейства кошачьих с короткой желтоватой

шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела

достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень

осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и

сильное смятение овладевают диких и домашних

животных, когда они слышат это могучее рычание.

В зоопарке они доживают до 50 лет.

–Как вы думаете, о

чем может быть рассказ с таким

названием?

— Можно ли по названию определить, будет ли

он шуточный, серьёзный, поучительный?

– Прочитайте слово под заголовком. Что оно

обозначает?

– Могут ли два абсолютно разных животных (по

темпераменту и среде обитания) найти общий

язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим

произведением.

Читают

стихотворение

Читают

стихотворение про

себя

Чтение

стихотворения хором

Беседа

Прослушивание

Читают название.

Рассуждают о

содержании

произведения.

– Это быль – то, что

было; рассказ о

действительном

происшествии.

Владеют логическими

действиями.

Прогнозируют

содержание рассказа

по заголовку и

иллюстрациям.

Владеют навыками

работы со справочной

литературой.

Формулируют ответы

на поставленные

учителем вопросы.

Принимают и

сохраняют цели и

задачи учебной

деятельности

Высказывают свое

мнение.

III. Изучение

нового мате-

риала. 1.

– Я предлагаю вам послушать историю, которая

произошла очень давно в далеком городе Лондоне,

столице Англии.

Внимательно

слушают.

Делятся своими

Принимают

и сохраняют цели и

задачи учебной

Первичное

восприятие

текста.

2. Словарная

работа

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в

Лондоне. Возможно, эту историю писателю

рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в

Лондонском порту. И, услышав ее, Лев

Николаевич не остался к ней равнодушен, а

написал об этом рассказ «Лев и собачка».

– После чтения ответьте на вопрос:

-Какие чувства вызвал рассказ?

Прослушивание записи рассказа

Какой момент был самым напряжённым?

Кто главные герои?

Где происходит действие?

-Зачитайте.

– Ребята, поработаем над сложными словами и

вместе раскроем значение этих слов.

– Смысл каких слов вам был непонятен?

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей

для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет

прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине,

готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие

движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в

сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

впечатлениями.

Определяют

совместно

с учителем

толкование слов.

– О любви и

привязанности

животных друг к

другу.

– Печаль, грусть,

тревогу.

– Лев и собачка.

– В зверинце.

Выполняют

физкультминутку

деятельности.

Владеют навыками

работы со справочной

литературой.

Используют простые

речевые средства для

передачи своего

мнения. Полно и точно

выражают свои мысли.

Выполняют

физкультминутку

согласно инструкции

учителя

IV.

Продолжение

работы над

- Как вы думаете, на сколько смысловых частей можно

разделить текст? Давайте перейдём к тексту и

подробнее проанализируем.

Чтение по частям и анализ.

Выполняют задания,

отвечают на вопросы.

– Подошел к ней,

Осуществляют

логические действия.

Адекватно

темой.

Анализ

произведения

Работа в

парах

(составить

диалог героев)

1ч. (1-2абзац)

- Что нужно было, чтобы пройти посмотреть

животных?

- Где человек поймал собачонку?

- Этот человек хотел сделать доброе или злое

дело?

- Как вы думаете, почему автор начал так свой

рассказ? Что он хотел показать нам?( люди

безжалостны, вместо того, чтобы брать деньги,

они уничтожали животных и смотрели на эту

расправу)

ачем же он начинает именно так? (он хочет

научить нас любить животных)

- 2ч. (3-6 абзац) «Знакомство»

- Как собачка чувствовала себя в клетке?

- Как вы думаете, страшно было собачке оказаться

в клетке со львом?

- Подтвердите словами из текста.

- Какие словосочетания использует писатель,

чтобы показать страх собачки?

(Найдите глаголы показывающие страх собачки)

– (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на

спину, подняла лапки, встала на задние лапки)

-Как лев встретил собаку? (понюхал

– Почему же лев не растерзал собачку, а

заинтересовался ею? Найдите и прочитайте это

место.

– Ему стало её жалко, она ему понравилась.

- 3ч. (7-9 абзац)

– Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С

тех пор собачка жила в одной клетке со львом,

лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а

понюхал, посмотрел с

любопытством,

тронул ее лапой…

– Умный взгляд

собачки был как

просьба не есть ее.

Собачка очень

добрая, игривая и

ласковая, стала

приветливо махать

хвостиком.

воспринимают

информацию.

Используют простые

речевые средства для

передачи своего

мнения.

Составляют диалог

животных при первой

встречи

иногда играл с ней.)

4ч. (10 абзац)

-Кто узнал собачку в зверинце?

- Почему собачка не радуется хозяину?

- Почему лев не отдал забрать собачку?

5ч. (до конца)

- Сколько времени прожили лев с собачкой?

- Что произошло с собачкой?

Как повёл себя лев после смерти собачки?

- С помощью каких слов автор передаёт чувства

льва, когда он понял, что собачка умерла?

(зачитайте)

(Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать

себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки

и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился,

метался в клетке и ревел, потом лёг подле

мёртвой собачки и затих.)

– Как хозяин решил помочь льву пережить смерть

друга? Найдите этот момент в тексте и

прочитайте. (Дал новую собачку.)

– Почему он убил другую собачку? (Не остыла

боль утраты, остался верен своей подруге.)

- Отчего лев умер?

– Он не хотел оставаться один, так как

потерял друга.

Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам

об этой истории?

– Чтобы мы были добрее к животным и

заботились о них.

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль

– Собачка заболела

и умерла.

– Лев перестал есть, а

всё нюхал, лизал

собачку и трогал её

лапой.

– Места себе не

находил. Возможно,

он понял, что не

может больше

оставаться

в клетке, он пытается

вырваться на свободу,

но не может этого

сделать.

Высказывают свое

мнение.

животных. Мне бы хотелось, чтобы вы научились

сострадать.

- Дайте характеристику льву. Какой он.

Преданный, заботливый, добрый.

- Согласитесь ли с мнением, что лев очеловечен?

(Чувства любви присущи не только человеку, но и

животному. Любовь и преданность, а затем ярость

и отчаяние, горе и сострадание об умершем друге.

- Давайте заполним нашу таблицу.

-Кто главные герои!

- качества человека

- Так какими же человеческими качествами обладал лев?

Забота, преданность, доброта

Физминутка

_ А сейчас выполним творческое задание.

1 группа поработает в парах.

Представьте, что собачка и лев говорили на понятном для

нас языке. О чём бы беседовали лев и собачка при первой

встрече. Вам необходимо вставить подходящие слова,

распределить роли и прочитать диалог.

2 группа

- Подобрать имена прилагательные наиболее описывающие

льва и собачку.

3 группа

-Перед уроком мне под руки попались рисунки разных

художников иллюстрирующие рассказ. Вам необходимо

расположить их так, как раскрываются события в рассказе.

Самопроверка

Тест

- Поставьте красным карандашом вопросительный знак

около того вопроса, который вызвал у вас сомнение.

- Я собирать их не буду.

У вас есть возможность дома перечитать текст и

перепроверить тест.

V. Домашнее

- Наш урок подходит к концу.

Внимательно

Осуществляют поиск

задание

Придумать свою концовку рассказа, чтобы она

была радостной.

слушают, задают

уточняющие вопросы

средств достижения

цели

VI. Итог

урока.

Рефлексия

-– А теперь прикоснитесь каждый к своему

сердцу. Вы слышите его?

- У вас на партах лежат сердечки, напишите,

какие чувства возникли в ваших сердцах,

когда мы читали рассказ, о каких добрых

чувствах мы говорили, которое вам ближе,

понятнее.

- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в

этом рассказе?

Какова была цель писателя?

(ответы детей: Чтобы мы пожалели

животных… Посочувствовали им...)

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”.

К чему же обращается писатель? (К нашим

чувствам.)

- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и

огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем

чувство страха и чувство восторга, любви и

ненависти, сражаемся, побеждаем,

разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с

героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за

его добрые рассказы, они дают новые знания,

знакомят с чужим жизненным опытом, учат

добру и справедливости.

Кто доволен своей работой на уроке? Как

работал класс?

Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

• Я узнал…

Делают выводы и

обобщения.

Осуществляют

самоанализ учебной

деятельности

Формулируют ответы

на вопросы.

Владеют навыками

самоанализа

• Теперь я умею…

• Мне понравилось…

• Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много

радости, так как хорошо работали. Я горжусь

вами!



В раздел образования