Напоминание

урок памяти на тему: «НАДО ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ С ДОСТОИНСТВОМ, ЧТОБЫ НЕ СТЫДНО БЫЛО ВСПОМНИТЬ» Д.С. ЛИХАЧЁВ


Автор: Демина Алла Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21 имени И.Е. Баева
Населённый пункт: МО Усть-Лабинский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок памяти на тему: «НАДО ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ С ДОСТОИНСТВОМ, ЧТОБЫ НЕ СТЫДНО БЫЛО ВСПОМНИТЬ» Д.С. ЛИХАЧЁВ
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 ИМЕНИ И.Е. БАЕВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УСТЬ–ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

Методическая разработка

урока памяти

на тему:

«НАДО ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ С ДОСТОИНСТВОМ,

ЧТОБЫ НЕ СТЫДНО БЫЛО ВСПОМНИТЬ»

Д.С. ЛИХАЧЁВ

(для учащихся 7 класса).

Разработала и провела

16.04.2020 г. учитель

МБОУ СОШ №21 имени И.Е. Баева

МО Усть-Лабинский район

Дёмина Алла Владимировна

Тема:

«Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было

вспомнить» Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Цели:

познакомить

учащихся

с

жизнью

и

деятельностью

учёного-

литературоведа, общественного деятеля Д.С.Лихачёва;

раскрыть особенности личности;

воспитывать уважение к исторической личности Д.С.Лихачёва.

Оборудование:

1.

Фотовыставка «Д.С. Лихачёв».

2.

Выставка произведений Д.С. Лихачёва.

3.

Презентация «Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно

было вспомнить» Дмитрий Сергеевич Лихачёв».

4.

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока: урок памяти.

Ход урока:

I.

Знакомство с темой урока памяти.

1.

Чтение стихотворения Василия Чуприны.

Таких, как он, всегда было немного –

Подвижник спорый с русскою душой.

Заветы предков соблюдая строго,

Стремился жить с молитвою святой.

Среди родных не встретив возраженья,

Постигнув смысла праведного суть,

России отдал духа сбереженья –

Запечатленный русской воли путь.

2.

Тема урока.

Сегодня мы будем говорить о великом Человеке – Дмитрии Сергеевиче

Лихачёве.

II.

Выступление учащихся-портретистов. Просмотр фотовыставки.

1-ый учащийся: Во второй половине нашего бурного и трагического

века Россия была одарена присутствием на нашей земле праведника:

Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

2-ой учащийся:

Какой это человек? Об этом нам «расскажут»

фотографии и люди, близко знавшие Дмитрия Лихачёва.

3-ий учащийся: Его отличало одно свойство – он говорил тихим

голосом, но при этом был несгибаемым. Тихий голос, милая улыбка,

какой-то детский искренний смех – и одновременно стойкость, гражданское

мужество, умение терпеть, бороться и защищать.

4-ый учащийся: А потому его тихий голос звучал в нашей стране, да и

в мире в целом – набатом. Другое дело, что многие накрепко закрывали окна

и двери, чтобы его не слышать.

1-ый учащийся: Американский общественный деятель Джордж Сорос

вспоминал: «Я благодарен судьбе, что сводила меня не раз с Дмитрием

Сергеевичем Лихачёвым. Для меня он самое яркое воплощение идеи

человеческой открытости, терпимости, высокого гражданского сознания».

2-ой учащийся: «Богатырь духа, прекрасный пример человека, который

сумел осуществить себя. Жизнь его расположилась по всей длине нашего XX

века. От начала до завершения. Для меня он один из последних образцов

русской интеллигенции. Придут ли ещё такие люди, не знаю, боюсь, что не

скоро» - так говорил о Д.Лихачёве известный советский писатель Даниил

Гранин.

3-ий учащийся: Лидия Дмитриевна Опульская, доктор филологических

наук, писала: «Какая-то особая, изысканная и вместе с тем очень простая

интеллигентность, воспитанность, сквозившая в каждой черте, каждом слове,

улыбке, жесте, прежде всего поражали и пленяли в нём. Жизнь отдавалась

служению высокой науке и культуре, изучению её, защите – словом и делом.

4-ый учащийся:

«В разговорах с ним проявлялась широта его

интересов и открытость. Этот, несомненно, великий человек был полон

ощущения радости жизни – именно таким я запомнил его. Мы все ещё долго

будем пользоваться плодами его неустанной деятельности» - вспоминал

профессор Школы европейских исследований Робин Милнер-Гулланд.

III.

Выступление учащихся-историков.

1.

Историческая эпоха, в которой жил и творил Д.С. Лихачёв.

Фигура академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва символична для

России XX

века, он был участником и свидетелем многих важных

исторических событий. Русский интеллигент, переживший советский лагерь,

крупнейший учёный и мыслитель, общественный деятель, он сумел

сохранить в условиях тоталитарного общества честность, ответственность,

верность России.

Символично, что Дмитрий Сергеевич родился в начале века, а ушёл от

нас на исходе XX века. Он воистину вобрал в себя весь век. Родился 28

ноября 1906 года, а умер 30 сентября 1999 года.

2.

Много

событий,

радостных

и

тяжких,

пришлось

пережить

Д.С.Лихачёву почти за век.

3.

Со многими известными людьми, жившими и творившими в 20 веке,

Д.Лихачёв общался, был знаком:

известные русские учёные: С.Вавилов, А.Запесоцкий, Ж.Алфёров,

А.Сахаров,

известные зарубежные деятели: Х.Мубарек, Папа Римский II, В.Гавел,

Д.Сорос, Р.Милнер-Гулланд;

известные

русские

деятели:

Н.Хрущёв,

Л.Брежнев,

М.Горбачёв,

В.Черномырдин, Б.Ельцин;

известные литературоведы: В.Жирмунский, Б.Романов, И.Ерёмин,

П.Берков, В.Волгин, Л.Опульская;

известные

русские

поэты:

А.Блок,

М.Цветаева,

А.Ахматова,

Н.Заболоцкий, А.Твардовский, С.Маршак;

известные русские писатели: Б.Пастернак, В.Распутин, А.Солженицын,

Д. Гранин, В.Астафьев.

IV.

Биографические сведения. Выступление учащихся-экспертов.

1.

Место проживания.

Родился Дмитрий Лихачёв в Санкт-Петербурге. Тогда семья снимала

казённую квартиру в Коломне то на Офицерской улице, то на Английском

проспекте, вблизи Мариинского театра, куда то и дело брали абонементы. В

летнее время снимали дачу в Куоккале (теперь Репино) – престижном месте,

где тогда проживали многие известные люди: И.Е. Репин, К. И. Чуковский,

В.Э. Мейерхольд, Л.Н.Андреев, Анненковы и другие.

2.

Учёба.

Лихачёв сменил несколько средних учебных заведений. Осенью 1914 года

он поступил в гимназию Императорского Человеколюбивого общества на

Крюковом канале, напротив Никольского военно-морского собора. В 1915 году

Д. Лихачёв поступил в реальное училище К.И.Мая на

14-й линии

Васильевского острова. Затем он был переведён поближе к месту жительства,

на Плуталову улицу в школу имени Лентовской, которая была открыта после

революции 1905 года. В итоге уже после Октябрьской революции, в 1923 году,

Лихачёв окончил 190-ю советскую трудовую школу, что располагалась на

Фонтанке, и сразу же поступил в Петроградский университет.

3.

Университетские годы.

Сам Лихачёв отмечает в своей книге: «Наиболее важный и в то же время

наиболее трудный период в формировании моих научных интересов –

конечно, университетский». Ему не было ещё и семнадцати лет, когда он

поступил на университетский факультет общественных наук, приём на

который проводился строго по классовому принципу. И это было понятно:

новой власти нужна была своя, пролетарская интеллигенция. А отец его

Сергей Михайлович Лихачёв являлся инженером-электриком, до революции

служил в Главном управлении почт и телеграфа. После революции работал в

различных ленинградских типографиях. Д.С. Лихачёв во всех своих анкетах

отмечал: «беспартийный». Он вспоминал: «Я выбрал романо-германскую

секцию, но сразу стал заниматься и на славяно-русской». С благодарностью

передавал он впечатление, производимое лекциями: курс по Достоевскому

читал

им

В.Л.Комарович,

по

Шекспиру

-

В.К.Мюллер,

логику

-

А.И.Введенский,

древнецерковнославянские

языки

С.П.Обнорский,

журналистику – В.Е. Евгеньев-Максимов. Дмитрию Сергеевичу на всю

жизнь запомнились жаркие студенческие споры, семинары и лекции, встречи

с Есениным и Маяковским.

В 1928 году университет был окончен защитой сразу двух дипломных

работ. Получил он тогда свидетельство об окончании отделения языка и

литературы факультета языкознания и материальной культуры университета.

4.

Тяжёлые времена.

Но не всё было так безоблачно в жизни Д.Лихачёва. 8 февраля 1928 года

он был арестован и привезён в Дом предварительного заключения на

Шпалерной улице. Причиной тому послужило посещение кружка, который

носил

название

«Художественно-литературно-философско-религиозно-

научная академия». Название это и программа его заседаний не нравились

органам ОГПУ. Затем последовали Кемь и Соловки. Дмитрий Сергеевич

вспоминал: «В начале ноября 1931 года меня вывезли, и я стал работать на

Беломорско-Балтийском канале». А 8 августа 1932 г. он был освобождён.

5.

Творческая деятельность.

В 1937 году Д.С.Лихачёв перешёл работать в Институт литературы АН

СССР. 10 июня 1941 г. он защитил кандидатскую диссертацию по теме

«Новгородские летописные своды XII века». В июле 1942 г. Учёный вместе с

институтом был эвакуирован в Казань, где в Казанском университете

преподавал по совместительству. В 1944 году, уже после окончательного

снятия блокады Ленинграда, вернулся опять-таки с институтом в город, где

продолжалась научная работа.

V.

Творческое наследие Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Выступление

учащихся-литературоведов.

1.

Д.С.Лихачёв – нравственный эталон для многих людей в стране.

2.

Научный и литературный вклад Лихачёва.

1)

Д.С. Лихачёв – известный учёный, автор фундаментальных трудов,

посвящённых истории русской литературы и русской культуры. Лихачёв

– автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.

2)

Результаты

творческой

работы

Д.С.Лихачёва

оформлены

в

виде

монографий, научных докладов и статей, текстологических исследований,

сборников писем и воспоминаний, учебных пособий для студентов и

школьников, научно-популярных изданий для широкого круга читателей;

3)

Вот самые популярные труды учёного-литературоведа:

«Великое наследие» – классические произведения литературы Древней

Руси;

«Слово о полку Игореве» – перевод с древнерусского, вступительная

статья;

«Письма о добром и прекрасном»;

«Воинские повести Древней Руси» - сборник произведений древнерусской

литературы.

3.

Защита и восстановление памятников старины.

1)

Он говорил: «Память истории священна». Вся жизнь Лихачёва была

борьбой, протестом против всякого зла и насилия, всё его творчество

служило утверждению высоких нравственных идеалов.

2)

Дмитрий Сергеевич Лихачёв являлся ярым защитником памятников

старины:

Захарово и Вяземы, связанные с А. Пушкиным;

Остров Валаам в Карельской АССР;

Могила героев Куликовской битвы - Пересвета и Осляби в Москве;

Склеп Деметры в Керчи;

Усадьба Д.И.Менделеева Боблово в Подмосковье;

Даниловский монастырь в Москве;

Блоковское Шахматово;

Музей Н.В.Гоголя в доме, где он умер в Москве.

VI.

Награды и почётные звания Дмитрия Лихачёва. Выступление

архивной группы учащихся:

1.

1942 Награждён медалью «За оборону Ленинграда».

2.

1946 Награждён медалью «За доблестный труд в Великой

Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».

3. 1947 Защитил степень доктора филологических наук.

4. 1951 Утверждён в звании профессора.

5. 1952 Присуждена Государственная премия СССР за

коллективный труд «История культуры Древней Руси».

6. 1954 Присуждена премия Президиума АН СССР за работу

«Возникновение русской литературы.

Награждён медалью «За трудовую доблесть».

7. 1963 Президиумом Народного Собрания Народной Республики

Болгарии награждён орденом Кирилла и Мефодия I степени.

8. 1964 Присуждена степень почётного доктора наук Университета

Николая Коперника в Торуне (Польша).

9. 1966 Награждён орденом Трудового Красного Знамени за заслуги

перед советской филологической наукой.

10. 1967 Избран почётным доктором Оксфордского университета

(Великобритания).

11. 1970 Избран действительным членом Академии наук.

12. 1971 Избран иностранным членом Сербской Академии наук и

искусств.

Награждён дипломом I степени Всесоюзного общества

«Знание» за книгу «Человек в литературе Древней Руси».

13. 1975 Награждён медалью «Тридцать лет Победы в Великой

Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».

Награждён золотой медалью ВДНХ за монографию

«Развитие русской литературы X – XVII в.в.».

14. 1983 Награждён Дипломом почёта ВДНХ за создание пособия

для учителей «Слово о полку Игореве.Избран почётным доктором

Цюрихского университета (Швейцария).

15. 1984 Имя Д.С.Лихачёва присвоено малой планете № 2877.

16. 1989 Присуждена Европейская (1-ая) премия за культурную

деятельность в 1988 году.

17. 1992 Избран иностранным членом Философского научного

общества США.

18. 1993 Президиумом Российской Академии наук награждён

Большой Золотой медалью имени М.В.Ломоносова за

выдающиеся достижения в области гуманитарных наук.

19. 1996 Награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» второй

степени за выдающиеся заслуги перед государством и

большой личный вклад в развитие русской культуры.

20. 1997 Лауреат Премии Президента Российской Федерации в

области литературы и искусства.

Награждён Орденом св. Константина Великого (рыцарский

орден).

21. 1998 Награждён орденом апостола Андрея Первозванного «За

веру и верность Отечеству» за вклад в развитие

отечественной культуры (первый кавалер).

22. 1999 Награждён сувенирной Золотой юбилейной Пушкинской

медалью от «Фонда 200-летия А.С.Пушкина.

23. 2000 Д.С.Лихачёву посмертно была присуждена Государственная

премия России за развитие художественного направления

отечественного телевидения и создание общероссийского

государственного телеканала «Культура».

VII.

Память о Д.С. Лихачеве.

Дмитрия Сергеевича Лихачёва можно назвать Человеком XX века. Его

труды невозможно переоценить. Его можно считать своим современником,

потому что несмотря на то, что он умер, его помнят, его читают, цитируют, и

пока это будет продолжаться, он будет жить среди нас…

Дни памяти Д.С.Лихачёва стали традиционными. День рождения Дмитрия

Сергеевича – 28 ноября, день его смерти – 30 сентября. Традиционно в один

из этих осенних дней ученики и почитатели выдающегося учёного посещают

его могилу на кладбище в Комарово и собираются на памятном заседании в

Пушкинском доме.

VIII.

Задание на дом.

1) Написать сочинение-рассуждение «Чем меня поразила судьба

Д.С.Лихачёва?».

2) Прочитать «Письма о добром и прекрасном».



В раздел образования