Автор: Постушенко Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 25 г. Салаира"
Населённый пункт: г. Салаир, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка (воспитательная деятельность)
Тема: "Урок успеха"
Раздел: среднее образование
Классный час "Урок успеха. Моя будущая профессия"
Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда, создать
информационное пространство о профессиях, привить интерес к различным видам
деятельности, задуматься о своей будущей профессии.
Задачи: Пробудить у подростков интерес к знакомству с различными видами
деятельности, создать условия для повышения готовности подростков к социально-
профессиональному определению.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Учитель:
Сегодня, дорогие ребята, у нас необычный классный час. Он будет
одновременно и познавательным и полезным.
1 слайд.
Обратите внимание на доску и отгадайте ребус на экране. Как вы считаете,
какова тема нашего классного часа?
Верно, сегодня мы поговорим о профессиях.
2 слайд.
Тема нашей встречи « Урок успеха. Моя будущая профессия».
Перед началом нашего разговора я задам вам один вопрос: “Кем вы видите себя
после окончания школы?”
Так вот, скоро вам предстоит окунуться во взрослый мир и выбрать свое место в
нем. Времени на выбор будет совсем немного, поэтому присматриваться к разным
профессиям нужно уже сейчас.
"Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью
возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный
выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым
человеком.
3слайд.
Эпиграфом к нашему мероприятию я взяла следующие слова известных людей...
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само
вас отыщет». Константин Дмитриевич Ушинский
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один
ветер не будет попутным». Сенека
4 слайд.
И ведь, в самом деле, выбор профессии – один из серьезнейших выборов.
Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования
показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией,
не только не
добиваются высоких результатов, но чаще болеют, имеют плохое настроение.
Но ведь не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Что такое
профессия?
5 слайд.
Профессия — это:
деятельность, направленная на пользу общества,
деятельность, требующая профессионального обучения,
деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).
Во все времена люди по-разному относились к своей работе и к труду.
Послушайте легенду. Давным-давно
во
французском
городе
Шартре
строился
большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень,
спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни,
вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни,
зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я
строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы
на заданный вопрос. Почему?
В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же
деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время далеко не все люди
относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость.
Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Как вы считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь
при выборе профессии? Высказываются 2-3 человека. (Престижность профессии,
заработная плата, пример родителей, свои интересы).
Вы правы, фактор престижности в настоящее время очень популярен при выборе
профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку
престиж, как и мода, явление непостоянное.
Вот такой разговор часто можно услышать от выпускников школы.
Инсцени ровка "Выбор профессии": (В. Алёна, П. Алёна, М. Фатима, К. Ксения, К.
Кристина)
1 ученик: Так быстро время летит, вот и каникулы закончились. 7 класс уже!!! Так
школа пролетит, и не заметим... Вы уже решили, кем хотите стать?
2 ученик: Я, наверное, стану поваром. Моя лучшая подруга любит готовить и решила
учиться на повара. И я с ней за компанию. А ты, …………?
3 ученик: А я пойду дальше учиться в профессиональное училище - оно рядом, далеко
ехать не надо, да и от родителей не хочу уезжать, скучать буду.
4 ученик: А мои родители хотят, чтоб я стала, как и они, врачами. А у тебя как,
……………?
5 ученик: А я давно мечтаю стать дизайнером. Правда, надо ехать в другой город. Но
мы с родителями посоветовались и решили, что я обязательно им стану. Мне очень
этого хочется!
(Учащиеся обсуждают ситуацию).
Вопрос к ученикам. Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал
нелюбимую профессию? (Ответы учеников).
Да, действительно все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите
заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим
способом. Это чаще всего бывает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В
результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава».
Итак, какие факторы, могут повлиять на выбор профессии?
1. Позиция старших членов семьи.
2. Позиция друзей, подруг.
3. Позиция учителей, школьных педагогов.
4. Личные профессиональные планы.
5. Способности.
6. Информированность, кумиры, пример родителей, родственников.
7. Склонности.
Успешные профессионалы, довольные своей профессией и зарабатывающие
много
денег,
сформулировали три
главных
требования,
которым
должна
удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:
6 слайд.
1.
Профессия должна быть интересной
2.
Профессия должна пользоваться спросом на рынке труда
3.
Профессия должна соответствовать собственным возможностям
Следовательно, какую мы можем вывести формулу успешного выбора?
7 слайд.
Выбор профессии «стоит на трех китах»: ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
Формула выбора профессии
«ХОЧУ»
«МОГУ»
«НАДО»
Интерес – побуждение
познавательного характера
Склонности - это желания
человека, побуждения, потребности
в определенных видах
деятельности, стремление не
только к результату, но и к самому
процессу того, что человек делает.
Способности - это такие
индивидуальные качества
человека, от которых
зависит успешное
осуществление
деятельности
Состояние здоровья
Личные качества
Потребности рынка
труда – наличие
рабочих мест по
избранной
специальности
Учитель: И, согласитесь, это счастье, когда способности и интересы, т. е. «хочу» и
«могу» совпадают.
8 слайд.
9 слайд.
Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться
в них, в России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.
10 слайд.
Первый тип
:
человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с неживой и
живой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод). Для них характерен общий
предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип
:
человек – техника. Это могут быть летчики, водители, матросы,
токари, слесари и др. профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой
человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому
типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый
тип:
человек
–
знаковая
система.
Специалисты
такого
типа
используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры,
химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные
знаки и т.п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных
центрах.
Пятый тип: человек – художественный образ. Людей этого типа отличает
наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это
музыканты актеры, дизайнеры и др.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические
способности, физические возможности.
«Занимательные факты». Заметки о самых редких профессиях (ДЕТИ:
Алёшина А., Евдокимова В., Казымов Д., Ерофеева Н., Кочубеев А.,)
Игра «Отгадай профессию по описанию?»
К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…
в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами
во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские
требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей
смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)
Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада.
Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В
современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми».
Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства.
Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в
области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни –
вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)
Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все
знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии
знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина
шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В
отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не
сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию
подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является
психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого:
степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем
перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д.
Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому
экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной
культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с
ценностями и деньгами. (Продавец)
11 слайд.
А кем хотите стать вы?
- ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Продолжите на своих листочках фразу (в 11 классе мы к ним вернемся):
Я хочу стать…
12 слайд.
Тест « Узнай себя»
Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о
пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется
отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо
было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться
внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии
необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
17 слайд.
Заключение.
Сегодня мы говорили о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое
дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас.
Успешные люди говорят, что каждый человек может стать успешным, если
захочет и разовьет в себе необходимые качества. А кто-то из великих сказал: «Гений -
это 1% везения и 99% упорного труда».
А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она
соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо
узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые
стороны, работать над собой. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный
выбор.
В заключение нашей встречи хочется дать несколько советов:
1. Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой.
Врач – это не только белоснежный халат, выход из операционной навстречу
признательным
родственникам.
Стоптанные
башмаки
терапевта
от
десятков
ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь.
2. Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена,
строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не
терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать.
3. Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу
Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно.
Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как
раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.
18 слайд
Подведение итогов (рефлексия)
Что интересного вы узнали сегодня. Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?
ФОТО КЛАССА, ДЕМОНСТРАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
А закончить классный час мне хотелось бы на поэтической ноте.
На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята,
Чтобы вырос из вас Человек!