Напоминание

Методика обучения игре на народных музыкальных инструментах


Автор: Григорьева Ирина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Янтиковская ДШИ" Янтиковского района Чувашской Республики
Населённый пункт: Янтиковский район с. Янтиково
Наименование материала: статья
Тема: Методика обучения игре на народных музыкальных инструментах
Раздел: дополнительное образование





Назад




преподавателя высшей категории МБУ ДО «Янтиковская детская школа

искусств» Янтиковского района класса «Домра» «Балалайка»

Григорьевой Ирины Николаевны

по теме "Методика обучения игре на народных музыкальных инструментах"

Янтиково-20120 год

Введение

Важнейшим компонентом обучения игре на музыкальном инструменте

является наличие современного информационно-методического обеспечения.

Методика как совокупность способов и приемов выполнения какой-то либо

работы применительно к музыкальной педагогике представляет собой

учение о способах преподавания того или иного предмета. Эта прикладная

отрасль знания формируется на основе анализа и обобщения опыта лучших

отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов и исполнителей, упор в

ней делается на изучение закономерностей и приемов индивидуального

обучения. Владение методикой важно не только для преподавателей, наряду

с

другими

музыкально-теоретическими

дисциплинами

методика

способствует воспитанию общей музыкальной культуры, расширяет кругозор

исполнителей. Следовательно, перед педагогом-музыкантом встает задача

вооружить ученика методическими навыками, которые помогут ему стать

компетентным специалистом.

Разные педагоги при обучении игре на музыкальном инструменте ставят

различные ориентиры: одни нацелены на совершенствование техники

учащегося, параллельно с этим заботясь об общей музыкальной подготовке,

другие, наоборот, в первую очередь сконцентрированы на осмысленном

музыкальном исполнении.

Одним из наиболее популярных народных музыкальных инструментов в

России является балалайка, и исполнительство на балалайке как самобытное

эстетическое явление, равно как и вся народная инструментальная музыка в

целом, всегда служило своеобразной формой отражения истории, быта,

художественного мировоззрения и творческих импульсов народа. В связи с

этим, искусство игры на балалайке можно отнести к одному из важных

элементов национальной музыкальной культуры.

Современные

методы

обучения

игре

на

народных

музыкальных

инструментах

(балалайке,

домре,

гуслях

и

др.)

обретают

высокую

эффективность

лишь

будучи

представленными

в

виде

иерархии:

а)

универсальные методы, синтезирующие характерные черты и свойства

педагогических методов, релевантных природе и особенностям преподавания

музыкально-исполнительских дисциплин; б) адаптированные методы, т.е.

методы, которые достаточно широко и успешно используются в различных

музыкально-исполнительских

классах

и

могут,

при

соответствующей

коррекции, быть взяты на вооружение педагогами, ведущими занятия в

классах

обучения

игре

на

балалайке;

в)

специфические

методы,

выработанные

применительно

к

особым

условиям

и

требованиям

исполнительства

на

балалайке,

детерминированные

природой

и

индивидуальными свойствами данного музыкального инструмента.

Принципиально важным в ходе профессиональной подготовки исполнителей

на русских народных музыкальных инструментах, включая балалайку,

является

составление

учебно-педагогического

репертуара.

Наряду

с

использованием

образцов

национального

музыкального

фольклора,

преподавателю

необходимо

опираться

в

работе

с

учащимися

на

транскрипции (переложения) таких произведений мирового музыкального

репертуара, художественная образность, природа и характер которых

соответствуют

специфике

балалайки,

её

выразительно-техническим

возможностям. Наибольшие позитивные результаты в обучении могут быть

достигнуты в тех случаях, когда сами преподаватели осуществляют

указанную

работу,

создавая

транскрипции,

соответствующие

профессионально-техническим

возможностям

и

вкусовым

запросам

учеников.

На начальной стадии обучения игре на балалайке первоочередное внимание

преподавателя должно быть направлено на выработку основополагающих

умений и навыков, в частности, навыков звукоизвлечения, правильного

подбора аппликатуры при разучивании нового музыкального материала,

умения определяться при отборе и использовании штрихов, динамических

оттенков и др.

Вместе с тем, решение «технологических» задач не должно заслонять от

педагога основного и главного - формирования у учащихся стойкого

интереса к народно-музыкальному искусству, к игре на таком самобытном и

богатом по своим возможностям инструменте как балалайка.

На сегодняшний день есть основания говорить о двух основных формах

обучения: индивидуальной и коллективной (групповой). Экскурс в историю

свидетельствует, что исходной, первичной была индивидуальная форма, в

рамках которой имела место передача соответствующих умений, знаний,

опыта (в широком смысле слова) от одного музыканта к другому, от

старшего - младшему, от учителя - ученику. В дальнейшем, в связи с

распространением коллективного, ансамблевого музицирования, начинает

утверждаться

групповая

форма

обучения,

имевшая

сравнительно

с

индивидуальной формой занятий определенные преимущества, но и столь же

определенные недочеты.

Анализ эволюции форм обучения показал, что в контексте возрастающей

роли

сольного

исполнительства

на

балалайке,

повышения

профессиональных, качественных характеристик этого жанра, с учетом того,

что

балалайка

уверенно

утверждает

себя

в

качестве

солирующего

инструмента на современной концертной сцене - приоритет должен

отдаваться индивидуальной форме обучения (подобно тому, как это

практикуется в других музыкально-исполнительских классах). Данная форма

должна рассматриваться сегодня как основополагающая, базовая в обучении.

Сказанным

не

отрицается

необходимость

обращения

к

групповым,

коллективным формам обучения. Речь в данном случае идет об иерархии

организационных форм обучения в соответствии с их ролью и значением в

русле современной методологии преподавания музыкально-исполнительских

дисциплин.

Наряду с уроком (индивидуальным занятием в системе «учитель - ученик»)

из поля зрения преподавателя не должны выпадать и такие структурные

компоненты единого учебно-образовательного процесса как домашняя

работа

учащегося,

самостоятельное

приобретение

учащимся

профессионально-значимых знаний, умений и навыков (с использованием

грамотно составленных пособий и методических руководств), участие в

музыкальных коллективах и др.

Одновременно с вышеперечисленным, важную культурно-просветительскую

и

музыкально-воспитательную

функцию

выполняют

вспомогательные

формы занятий. К ним относятся посещения концертов, художественных

выставок, музеев, театральных постановок и т.п. Передовая музыкально-

педагогическая практика свидетельствует, что мероприятия такого рода,

будучи относительно регулярными и умело организованными, дают вполне

заметные позитивные результаты.

Заключение Моего доклада хочу отметить, что методы обучения игре на

балалайке, как и других народных музыкальных инструментах, выступают в

трех основных категориях: 1) универсальные методы, синтезирующие

характерные черты и свойства, присущие особенностям преподавания

музыкально-исполнительских дисциплин; 2) адаптированные методы, то есть

те, которые успешно применяются в других музыкально-исполнительских

специализациях и которые могут, будучи скорректированными, быть взяты

на вооружение преподавателями в классе балалайки; 3) специфические

методы, выработанные, как видно из их названия, применительно к особым

условиям обучения в классе балалайки.

Педагогический репертуар для

обучающихся игре на балалайке только в том случае удовлетворит

современным требованиям, если будет включать в себя - наряду с лучшими

фольклорными образцами, - транскрипции классических музыкальных

произведений, обработанных специально для балалайки и соответствующих

по

своей

стилистике

её

выразительным

возможностям.

Дальнейшее

совершенствование процесса обучения в классах народных музыкальных

инструментов, в частности, балалайки, требует внедрения в массовый

педагогический

обиход

системно

выстроенной,

органично

структурированной, интегративной по своей организации методики учебно-

воспитательной работы, способной поднять эту работу на более высокий

качественный уровень.



В раздел образования