Автор: Григорьева Ирина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Янтиковская ДШИ" Янтиковского района Чувашской Республики
Населённый пункт: Янтиковский район с. Янтиково
Наименование материала: статья
Тема: Методика обучения игре на народных музыкальных инструментах
Раздел: дополнительное образование
преподавателя высшей категории МБУ ДО «Янтиковская детская школа
искусств» Янтиковского района класса «Домра» «Балалайка»
Григорьевой Ирины Николаевны
по теме "Методика обучения игре на народных музыкальных инструментах"
Янтиково-20120 год
Введение
Важнейшим компонентом обучения игре на музыкальном инструменте
является наличие современного информационно-методического обеспечения.
Методика как совокупность способов и приемов выполнения какой-то либо
работы применительно к музыкальной педагогике представляет собой
учение о способах преподавания того или иного предмета. Эта прикладная
отрасль знания формируется на основе анализа и обобщения опыта лучших
отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов и исполнителей, упор в
ней делается на изучение закономерностей и приемов индивидуального
обучения. Владение методикой важно не только для преподавателей, наряду
с
другими
музыкально-теоретическими
дисциплинами
методика
способствует воспитанию общей музыкальной культуры, расширяет кругозор
исполнителей. Следовательно, перед педагогом-музыкантом встает задача
вооружить ученика методическими навыками, которые помогут ему стать
компетентным специалистом.
Разные педагоги при обучении игре на музыкальном инструменте ставят
различные ориентиры: одни нацелены на совершенствование техники
учащегося, параллельно с этим заботясь об общей музыкальной подготовке,
другие, наоборот, в первую очередь сконцентрированы на осмысленном
музыкальном исполнении.
Одним из наиболее популярных народных музыкальных инструментов в
России является балалайка, и исполнительство на балалайке как самобытное
эстетическое явление, равно как и вся народная инструментальная музыка в
целом, всегда служило своеобразной формой отражения истории, быта,
художественного мировоззрения и творческих импульсов народа. В связи с
этим, искусство игры на балалайке можно отнести к одному из важных
элементов национальной музыкальной культуры.
Современные
методы
обучения
игре
на
народных
музыкальных
инструментах
(балалайке,
домре,
гуслях
и
др.)
обретают
высокую
эффективность
лишь
будучи
представленными
в
виде
иерархии:
а)
универсальные методы, синтезирующие характерные черты и свойства
педагогических методов, релевантных природе и особенностям преподавания
музыкально-исполнительских дисциплин; б) адаптированные методы, т.е.
методы, которые достаточно широко и успешно используются в различных
музыкально-исполнительских
классах
и
могут,
при
соответствующей
коррекции, быть взяты на вооружение педагогами, ведущими занятия в
классах
обучения
игре
на
балалайке;
в)
специфические
методы,
выработанные
применительно
к
особым
условиям
и
требованиям
исполнительства
на
балалайке,
детерминированные
природой
и
индивидуальными свойствами данного музыкального инструмента.
Принципиально важным в ходе профессиональной подготовки исполнителей
на русских народных музыкальных инструментах, включая балалайку,
является
составление
учебно-педагогического
репертуара.
Наряду
с
использованием
образцов
национального
музыкального
фольклора,
преподавателю
необходимо
опираться
в
работе
с
учащимися
на
транскрипции (переложения) таких произведений мирового музыкального
репертуара, художественная образность, природа и характер которых
соответствуют
специфике
балалайки,
её
выразительно-техническим
возможностям. Наибольшие позитивные результаты в обучении могут быть
достигнуты в тех случаях, когда сами преподаватели осуществляют
указанную
работу,
создавая
транскрипции,
соответствующие
профессионально-техническим
возможностям
и
вкусовым
запросам
учеников.
На начальной стадии обучения игре на балалайке первоочередное внимание
преподавателя должно быть направлено на выработку основополагающих
умений и навыков, в частности, навыков звукоизвлечения, правильного
подбора аппликатуры при разучивании нового музыкального материала,
умения определяться при отборе и использовании штрихов, динамических
оттенков и др.
Вместе с тем, решение «технологических» задач не должно заслонять от
педагога основного и главного - формирования у учащихся стойкого
интереса к народно-музыкальному искусству, к игре на таком самобытном и
богатом по своим возможностям инструменте как балалайка.
На сегодняшний день есть основания говорить о двух основных формах
обучения: индивидуальной и коллективной (групповой). Экскурс в историю
свидетельствует, что исходной, первичной была индивидуальная форма, в
рамках которой имела место передача соответствующих умений, знаний,
опыта (в широком смысле слова) от одного музыканта к другому, от
старшего - младшему, от учителя - ученику. В дальнейшем, в связи с
распространением коллективного, ансамблевого музицирования, начинает
утверждаться
групповая
форма
обучения,
имевшая
сравнительно
с
индивидуальной формой занятий определенные преимущества, но и столь же
определенные недочеты.
Анализ эволюции форм обучения показал, что в контексте возрастающей
роли
сольного
исполнительства
на
балалайке,
повышения
профессиональных, качественных характеристик этого жанра, с учетом того,
что
балалайка
уверенно
утверждает
себя
в
качестве
солирующего
инструмента на современной концертной сцене - приоритет должен
отдаваться индивидуальной форме обучения (подобно тому, как это
практикуется в других музыкально-исполнительских классах). Данная форма
должна рассматриваться сегодня как основополагающая, базовая в обучении.
Сказанным
не
отрицается
необходимость
обращения
к
групповым,
коллективным формам обучения. Речь в данном случае идет об иерархии
организационных форм обучения в соответствии с их ролью и значением в
русле современной методологии преподавания музыкально-исполнительских
дисциплин.
Наряду с уроком (индивидуальным занятием в системе «учитель - ученик»)
из поля зрения преподавателя не должны выпадать и такие структурные
компоненты единого учебно-образовательного процесса как домашняя
работа
учащегося,
самостоятельное
приобретение
учащимся
профессионально-значимых знаний, умений и навыков (с использованием
грамотно составленных пособий и методических руководств), участие в
музыкальных коллективах и др.
Одновременно с вышеперечисленным, важную культурно-просветительскую
и
музыкально-воспитательную
функцию
выполняют
вспомогательные
формы занятий. К ним относятся посещения концертов, художественных
выставок, музеев, театральных постановок и т.п. Передовая музыкально-
педагогическая практика свидетельствует, что мероприятия такого рода,
будучи относительно регулярными и умело организованными, дают вполне
заметные позитивные результаты.
Заключение Моего доклада хочу отметить, что методы обучения игре на
балалайке, как и других народных музыкальных инструментах, выступают в
трех основных категориях: 1) универсальные методы, синтезирующие
характерные черты и свойства, присущие особенностям преподавания
музыкально-исполнительских дисциплин; 2) адаптированные методы, то есть
те, которые успешно применяются в других музыкально-исполнительских
специализациях и которые могут, будучи скорректированными, быть взяты
на вооружение преподавателями в классе балалайки; 3) специфические
методы, выработанные, как видно из их названия, применительно к особым
условиям обучения в классе балалайки.
Педагогический репертуар для
обучающихся игре на балалайке только в том случае удовлетворит
современным требованиям, если будет включать в себя - наряду с лучшими
фольклорными образцами, - транскрипции классических музыкальных
произведений, обработанных специально для балалайки и соответствующих
по
своей
стилистике
её
выразительным
возможностям.
Дальнейшее
совершенствование процесса обучения в классах народных музыкальных
инструментов, в частности, балалайки, требует внедрения в массовый
педагогический
обиход
системно
выстроенной,
органично
структурированной, интегративной по своей организации методики учебно-
воспитательной работы, способной поднять эту работу на более высокий
качественный уровень.