Напоминание

"Воздух - невидимка"


Автор: Щиголева Юлия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ 29 " Университетская"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Воздух - невидимка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №29 «Университетская» г. Липецка

Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в

старшей группе на тему: «Воздух - невидимка»

Выполнил воспитатель:

Щиголева Ю.О.

Липецк. 2016 г.

Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в

старшей группе на тему: «Воздух - невидимка»

Цель: создать условия для формирования представлений понятий о

воздухе и его свойствах, и способах его обнаружения.

Задачи:

Обучающие: Расширить представления детей о воздухе. С помощью

экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие

цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые

пространства и создавать ветер.

Развивающие: Развивать

познавательный

интерес,

мыслительную

активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать

выводы. Активизировать речь детей.

Воспитательные: Воспитывать

позитивное

отношение

к

неживой

природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.

Оборудование и материалы:

1) полиэтиленовые пакеты по количестве детей;

2) зубочистки;

3) трубочки;

4) одноразовые стаканчики;

5) бумажные шарики:

Демонстрационный материал:

1)мандарин, лук;

2)воздушный шарик.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята давайте с вами возьмёмся за руки, сделаем круг и

поздороваемся с нашими гостями.

Станем рядышком по кругу, скажем здравствуйте друг другу.

Нам здороваться не лень всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнётся утро доброе начнётся.

Доброе утро.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель: Что такое воздух? (ответы детей)

Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы

невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько

дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут

не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая

этого.

А

кто

ещё

дышит

кроме

человека?

(ответы

детей).

Верно,

растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям.

Давайте

положим

руку

на

грудную

клетку,

сделайте

вдох.

Что

происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с

легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с

грудной

клеткой?

(она

опускается).

А

что

происходит

с

нашими

легкими? (из них выходит воздух).

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а

при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще (ответы детей)

Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы

детей:

мы

должны

его

почувствовать)

Воспитатель:

Подуем

на

ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на

себя?

Что

мы

сейчас

почувствовали?

(ветер)

Воспитатель:

Значит,

чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же

происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ответы детей:

ветер).

Опыт № 1«Дыхание»

Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется

воздухом.

Когда

это

происходит

с

нашими

лёгкими?

(При

вдохе).

Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с

лёгкими? (При выдохе).

Воспитатель: А мы можем не дышать? (Нет).

Опыт №2 «Узнай по запаху»

Детям

предлагается

с

закрытыми

глазами

отгадать

запах

(лимона,

чеснока, куска мыла) - что вы чувствовали?

Воспитатель:

вы

чувствовали

запах

того

вещества,

которое

я

вам

давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет)

Воспитатель: А для чего нам необходим воздух? (ответы детей: для

дыхания).

Воспитатель:

А

теперь

предлагаю

убедиться

в

том,

что

мы

действительно дышим воздухом.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в

лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко

отдохнуть и нам. Как считают наши учёные?

Делаем вывод: без дыхания жизни нет.

Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он

дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению

воздуха? (Ответы детей).

Воспитатель: Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем

сделать, чтобы воздух был чистым? Правильно, сажать больше цветов,

деревьев.

Физкультминутка:

«Беленькое

облако» (округленные

руки

перед

собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)

Ветер — это облако (плавные покачивания руками над головой из

стороны в сторону)

Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой

круг)

В дождевую тучу (присесть).

Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами пройдём в нашу лабораторию

и проведём ещё несколько опытов.

Опыт №3 «Воздушные вихри»

Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной

салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики

положите

в

стакан,

опустите

туда

трубочку,

закройте

ладонями

поверхность

стакана

и

подуйте.

Бумажные

шарики

закружатся

в

воздушном вихре.

Делаем вывод: Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер,

который может перемещать предметы.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?

Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного

разомнемся.

Молодцы, присаживаемся на свои места.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, где можно встретить воздух?

(ответы детей) Давайте это проверим.

Опыт №4

«Как поймать воздух».

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте

поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится?

Какой он? Вы его видите (ответы детей)?

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и

осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на

него руками. Что вы чувствуете?

Воспитатель: Правильно,

воздух

нельзя

увидеть,

но

его

можно

почувствовать. Воздух прозрачный, он не имеет цвета –бесцветный.

Итак, подведем итог:

1. Воздух – невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем

обойтись. Воздух, двигаясь, образует ветер.

2. Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В

аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет

запаха.

3. Мы дышим воздухом, без воздуха жизни нет. Он часть природы.

Воздухом дышат люди, животные и растения.

4. Воздух есть везде.

5. У воздуха нет цвета - бесцветный, но мы может его почувствовать,

воздух – прозрачный, сквозь него видно все окружающее.

Уважаемые

исследователи!

Ваши

опыты

показали,

что

такое

воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши

открытия

я

хочу

присвоить

вам

звание

«юный

исследователь»

и

вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать

много нового и интересного. Спасибо!



В раздел образования