Автор: Щиголева Юлия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ 29 " Университетская"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Воздух - невидимка"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №29 «Университетская» г. Липецка
Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в
старшей группе на тему: «Воздух - невидимка»
Выполнил воспитатель:
Щиголева Ю.О.
Липецк. 2016 г.
Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в
старшей группе на тему: «Воздух - невидимка»
Цель: создать условия для формирования представлений понятий о
воздухе и его свойствах, и способах его обнаружения.
Задачи:
Обучающие: Расширить представления детей о воздухе. С помощью
экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие
цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые
пространства и создавать ветер.
Развивающие: Развивать
познавательный
интерес,
мыслительную
активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать
выводы. Активизировать речь детей.
Воспитательные: Воспитывать
позитивное
отношение
к
неживой
природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.
Оборудование и материалы:
1) полиэтиленовые пакеты по количестве детей;
2) зубочистки;
3) трубочки;
4) одноразовые стаканчики;
5) бумажные шарики:
Демонстрационный материал:
1)мандарин, лук;
2)воздушный шарик.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята давайте с вами возьмёмся за руки, сделаем круг и
поздороваемся с нашими гостями.
Станем рядышком по кругу, скажем здравствуйте друг другу.
Нам здороваться не лень всем привет и добрый день.
Если каждый улыбнётся утро доброе начнётся.
Доброе утро.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Что такое воздух? (ответы детей)
Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы
невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько
дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут
не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая
этого.
А
кто
ещё
дышит
кроме
человека?
(ответы
детей).
Верно,
растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям.
Давайте
положим
руку
на
грудную
клетку,
сделайте
вдох.
Что
происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с
легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с
грудной
клеткой?
(она
опускается).
А
что
происходит
с
нашими
легкими? (из них выходит воздух).
Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а
при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще (ответы детей)
Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы
детей:
мы
должны
его
почувствовать)
Воспитатель:
Подуем
на
ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на
себя?
Что
мы
сейчас
почувствовали?
(ветер)
Воспитатель:
Значит,
чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же
происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ответы детей:
ветер).
Опыт № 1«Дыхание»
Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется
воздухом.
Когда
это
происходит
с
нашими
лёгкими?
(При
вдохе).
Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с
лёгкими? (При выдохе).
Воспитатель: А мы можем не дышать? (Нет).
Опыт №2 «Узнай по запаху»
Детям
предлагается
с
закрытыми
глазами
отгадать
запах
(лимона,
чеснока, куска мыла) - что вы чувствовали?
Воспитатель:
вы
чувствовали
запах
того
вещества,
которое
я
вам
давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет)
Воспитатель: А для чего нам необходим воздух? (ответы детей: для
дыхания).
Воспитатель:
А
теперь
предлагаю
убедиться
в
том,
что
мы
действительно дышим воздухом.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в
лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко
отдохнуть и нам. Как считают наши учёные?
Делаем вывод: без дыхания жизни нет.
Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он
дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению
воздуха? (Ответы детей).
Воспитатель: Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем
сделать, чтобы воздух был чистым? Правильно, сажать больше цветов,
деревьев.
Физкультминутка:
«Беленькое
облако» (округленные
руки
перед
собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)
Ветер — это облако (плавные покачивания руками над головой из
стороны в сторону)
Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой
круг)
В дождевую тучу (присесть).
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами пройдём в нашу лабораторию
и проведём ещё несколько опытов.
Опыт №3 «Воздушные вихри»
Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной
салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики
положите
в
стакан,
опустите
туда
трубочку,
закройте
ладонями
поверхность
стакана
и
подуйте.
Бумажные
шарики
закружатся
в
воздушном вихре.
Делаем вывод: Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер,
который может перемещать предметы.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?
Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного
разомнемся.
Молодцы, присаживаемся на свои места.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, где можно встретить воздух?
(ответы детей) Давайте это проверим.
Опыт №4
«Как поймать воздух».
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте
поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится?
Какой он? Вы его видите (ответы детей)?
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и
осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на
него руками. Что вы чувствуете?
Воспитатель: Правильно,
воздух
нельзя
увидеть,
но
его
можно
почувствовать. Воздух прозрачный, он не имеет цвета –бесцветный.
Итак, подведем итог:
1. Воздух – невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем
обойтись. Воздух, двигаясь, образует ветер.
2. Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В
аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет
запаха.
3. Мы дышим воздухом, без воздуха жизни нет. Он часть природы.
Воздухом дышат люди, животные и растения.
4. Воздух есть везде.
5. У воздуха нет цвета - бесцветный, но мы может его почувствовать,
воздух – прозрачный, сквозь него видно все окружающее.
Уважаемые
исследователи!
Ваши
опыты
показали,
что
такое
воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши
открытия
я
хочу
присвоить
вам
звание
«юный
исследователь»
и
вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать
много нового и интересного. Спасибо!