Автор: Марыгина Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ Золинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Населённый пункт: Нижегородская область, Володарский район, с.Золино
Наименование материала: Использование технологии сотрудничества в воспитании нравственных качеств у воспитанников с ОВЗ
Тема: Использование технологии сотрудничества
Раздел: дополнительное образование
Использование технологии
сотрудничества в воспитании
нравственных качеств воспитанников с
ОВЗ
Воспитатель Марыгина Н.А
.
Золино
2019
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Золинская специальная
(коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
Технология сотрудничества имеет следующие классификационные
характеристики
:
- по уровню применения - общепедагогическая технология;
- по философской основе - гуманистическая;
- по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;
- по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская,
гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
- по типу управления: система малых групп;
- по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
-
по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая,
диалогическая, игровая;
-
Технология сотрудничества — это гуманистическая идея совместной
развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной
взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга,
коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм,
равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и
ребенка. Педагог и дети совместно вырабатывают цели,
содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии
сотрудничества, сотворчества.
Технология сотрудничества направлена на воспитание таких
нравственных ценностей как открытость, честность,
доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь,
толерантность и обеспечивающую образовательные
потребности каждого ученика в соответствии с его
индивидуальными особенностями.
Нравственное воспитание – целенаправленный
процесс приобщения детей к моральным ценностям
конкретного общества.
Технология сотрудничества - эта одна из технологий
личностно ориентированного обучения, которая
основана на принципах:
•
- взаимозависимость членов группы, которая создается на основе единой
цели, достигнуть которой можно только совместно;
•
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и
успехи группы;
•
- У каждого члена группы равная доля участия. Совместная творческая,
учебно-познавательная деятельность или другая деятельность в группе
основывается на взаимной поддержке и помощи и достигается делением
общего задания на части, либо выделением внутригрупповых ролей.
Работа в малых группах.
•
Рефлексия – момент обсуждения качества работы всей группы и
эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их
совершенствования.
Технология сотрудничества
Формы
Приёмы
Методы
Формы
Приемы
- проектов
- Исследовательский
- Частично –поисковый
- Репродуктивный
- Объяснительно -
иллюстрационный
Творческий отчет
Познавательный час
Час истории
Трудовой десант
Конкурс рисунков
Акции
Этические беседы
- Исследовательская
работа
- «Учимся вместе»
-
Воспитание в команде
-
Воспитывающие
ситуации
-
положительный
пример взрослых
Педагогическое сотрудничество, ставя своей задачей
развитие способностей каждого воспитанника, создает
условия для социального признания личности школьника, а
потому педагогическое сотрудничество на занятии по
праву должно занять соответствующее место в
конструктивной и прогностической деятельности педагога,
так как позволяет осуществлять выбор оптимального
способа деятельности в воспитании нравственных качеств
каждого ребенка.
Одной из ведущей формой проявления нравственного воспитания в
сотрудничестве, является метод проектов. Процесс длительного
сотрудничества положительно влияет на формирование нравственных
качеств, социализацию воспитанников и на развитие личности в целом
.
Вывод:
Систематическая работа по применению технологии
сотрудничества дает положительные результаты. Воспитанники
в процессе совместной работы развивают нравственные,
этические, коммуникативные и творческие качества личности. В
совместной деятельности приобщаются к нормам и правилам
поведения: развития чувства товарищества, взаимопомощи и
поддержки, честности, доброжелательности, сопереживания.
Совместная работа помогает разделить радость победы и горечь
неудачи. Такие качества пригодятся и в школе и в жизни.