Напоминание

ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ


Автор: Юдина Екатерина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 29 г.Липецка
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В МАОУ СОШ № 29

«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ»

Переход из начальной школы в среднее звено один из наиболее

сложных этапов в развитии и обучении детей. Дети переживают период

адаптации к новым условиям схожий с периодом адаптации в начальной

школе.

Данный

период

характеризуется

возрастанием

тревожности,

снижением работоспособности, неорганизованностью.

Мы

систематически

проводим

исследование

адаптивности

обучающихся в среднем звене.

Данные диагностики свидетельствуют об

особенностях адаптации учащихся в целом: 81% учащихся пятых классов

достаточно адаптированы и не имеют выраженных

трудностей, 11%

адаптированы частично и имеют незначительные затруднений, которые

обусловлены индивидуально-личностными особенностями и 8% учащихся

пятых классов школы не полностью адаптированы и имеют значительные

трудности, связанных с процессом адаптации.

Подростковый период характеризуется не только физическими

изменениями, но и важными переменами в поведении. Подросток – уже не

ребенок и еще не взрослый. Но ему предстоит осознать себя, понять, чего он

хочет, и что он может, выстроить свой внутренний мир и научиться

эффективно общаться с внешним миром.

Ему необходимо научиться

находить общий язык со сверстниками, изменить отношения с родителями. И

все эти задачи встают перед подростком одновременно.

Мы помогаем

справиться подростку с этим кризисным периодом. И главной нашей целью

является продуктивное психологическое просвещение и психологическое

консультирование подростка и родителей на этом этапе.

Психологическое

консультирование

направлено

на

оказание

психологической помощи, связанной с процессами обучения и воспитания.

Проводится по конкретному запросу педагогов, учащихся, родителей,

администрации школы. Психологическую консультацию мы проводим тогда,

когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать

ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь.

Консультирование учащихся — важный вид практической работы.

Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь

подрастающему человеку самому решить возникшую проблему.

Учащиеся обращаются к психологам, главным образом, по вопросам

своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания,

профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного

труда и поведения и т. п.

Наиболее часто возникающие проблемы подростков:

1. Субъективные переживания по поводу неблагополучия отношений с

другими – застенчивость, страх, препятствующие общению, желание

пользоваться большим успехом у сверстников, переживание чувства обиды

на кого-то, давление и угрозы со стороны компании сверстников, особо

выделяются проблема общения девочек со сверстниками-18%

2. Взаимоотношения в семье – непонимание со стороны родителей,

слежка и жесткие запреты, борьба подростков за самостоятельность, уходы

из дома; семейные конфликты, где подростки – не безучастные свидетели;

беспокойство о членах семьи- 25%

3. Нереализованная потребность в любви, в ее духовных началах-5%

4. Школа – успеваемость, несправедливость со стороны учителей, отказ

ходить в школу-12%

5. Личные проблемы и переживания – чувство вины, тоски, пустоты и

одиночества, отчаяния, страдания по поводу своего физического облика,

переживание утраты смысла жизни и т. п.-10%.

Также проводим профилактическую работу с учащимися с целью

формирования у них знаний, установок, личностных ориентиров и норм

поведения,

обеспечивающих

сохранение

и

укрепление

физического,

психологического и социального здоровья, содействие формированию

регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

В результате психодиагностической работы выявляем наиболее важные

особенности развития, поведения и психического состояния обучающихся,

которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью

выстраивания

индивидуальной

образовательной

траектории

развития

ребенка.

Методом мониторинга выявляем учащихся группы риска, одаренных

учащихся, организовываем индивидуальные и групповые коррекционно-

развивающие занятия с каждой группой детей.

У нас разработана программа по работе с детьми группы риска:

«Психокоррекционная программа по работе с подростками группы риска с

целью профилактики противоправного, девиантного поведения школьников.

Программа предназначена для учащихся нашей школы в возрасте от 11 до 18

лет.

Программа рассчитана на

несколько занятий и опирается на

психологические особенности, умственное развитие и социальный статус

подростков. Опыт показывает, что программа эффективная. Она включает 3

этапа работы:

1.

Этап психодиагностический:

комплексное психодиагностическое

обследование подростка, при помощи методик, позволяющих изучить:

а)

уровень

умственного

развития

подростков

специфику

функционирования

мыслительных

операций

(методика

ГИТ,

разработанная словацким психологом Дж. Ваной);

б) особенности личностного развития подростков – соотношение

самооценки,

уровня

притязаний

(методика

Т.

Дембо

С.Я.

Рубинштейн),

самоотношение,

осознание

себя

во

временном

континиуме (методика «Силуэт»); осознание – неосознание вины

(методика «Незаконченные предложения»); наличие трудностей в

личностном становлении (проективные методики: «Несуществующее

животное», «Моя семья», «Розовый куст») – являются инструментарием

позволяющим выявить особые проявления у подростков чувства

одиночества, тревожности, страха, агрессии, защитных механизмов;

в) специфику индивидуально-типологического развития подростков

(дифференциальная диагностика типов акцентуаций характера по

методике К. Леонгарда – Х. Шмишека);

г) ценностные ориентации подростков по методике М. Рокича, которые

выступают фактором регуляции, обеспечивающим последовательность

поведения личности.

2.

Этап - психокоррекционная работа: представляет собой занятия,

направленные на развитие позитивной мотивационной сферы личности

подростка: формирование ценностных ориентаций и определения своего

места в жизни, позитивного образа «я», Содержание психокоррекционной

программы направлено на переориентацию противоправного поведения

подростков. В основу работы положены технологии оказания помощи

подросткам с девиантным поведением. Программа состоит из 3-х блоков.

I блок программы: Формирование и развитие навыков, направленных

на самореализацию

Встреча с подростком каждый раз начинается с объяснений целей и

задач совместной работы психолога и подростка.

II блок программы: Формирование и развитие у подростка навыков

управления своими чувствами и эмоциями.

III блок программы: Формирование у подростка навыков социальной

компетенции.

3. На заключительном этапе контрольной диагностики осуществляется

оценка эффективности проводимой психокоррекционной работы по четырем

методикам:

«Силуэт»,

«Розовый куст»,

«Несуществующее животное»,

«Методика определения самооценки и уровня притязаний».

В нашей школе регулярно проходят тренинги с учащимися по

развитию

коммуникативных

и

регулятивных

компетентностей,

формированию мотивации к учебному процессу,

тренинги общения и

межличностных отношений, тренинги на сплочение классного коллектива,

развития коммуникативных навыков.

Проводим активную профориентационную работу с обучающимися.

Большое

внимание

при

сопровождении

учащихся

к

социально-

профессиональному

самоопределению

уделяется

индивидуальным

консультациям

по

вопросам

выбора

профиля,

с

учетом

возрастных

особенностей учащихся, проведение групповых занятий по профориентации

учащихся (диагностика, тренинги, деловые игры, профессиональные пробы).

Мы используем методики

для выявления склонности (предрасположенности)

человека к определенным типам профессий ДДО Климова, опросник

профессиональных склонностей (методики Л. Йовайши в модификации Г.

Резапкиной), методики «Профиль» (методика А. Голомштока в модификации

Г.В. Резапкиной), на основании этого комплектуем профильные классы. В

нашей школе три направления профильных классов: биохимический, физико-

математический и гуманитарный.

Взаимодействие с семьёй – также одна из актуальных и сложных

проблем в работе нашей школы. Этот вопрос весьма актуален, так как сегодня

многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие,

родители большую часть дня проводят на работе, все чаще уклоняясь от

воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.

Основные

проблемы, по

которым обращаются родители

на

консультации: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей,

нежелание

учиться,

плохая

память,

повышенная

рассеянность,

неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная

возбудимость или, наоборот, робость, профориентация, отношение ребенка к

взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.

Мы выстраиваем отношения с родителями с учётом их запросов,

степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности,

развиваем и обучаем родителей, так как от их компетентности будет во

многом зависеть и качество образовательного процесса.

Для выявления

уровня педагогической компетентности нами используются следующие

методы:

- анкетирование родителей (для дифференциации просветительской работы);

- тестирование и различные опросы родителей;

- наблюдение педагогами и психологами школы за взаимодействием

родителей и детей

Используя результаты анкетирования, исследований, мы, совместно с

родителями, применяем наиболее эффективные способы решения этой

проблемы, определяем содержание и формы педагогического просвещения:

-родители привлечены к активному участию в образовательном процессе-

75%

-удовлетворены потребности родителей в разных формах взаимодействия с

педагогами и школой- 65%

-семьи сотрудничают с учреждением-56%

-повышен уровень развития компетентности родителей-30%

Мероприятия

психологической

направленности

проводим

как

в

традиционной форме: групповые и индивидуальные консультации, лекции,

семинары, - так и в достаточно новых для системы сопровождения формах

круглых столов, совместных семинаров-тренингов по развитию навыков

общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают

участие, как родители, так и дети. В результате их проведения становится

возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем

активно участвующих в профилактической деятельности.

Подводя итог, можно утверждать, что, в основе сотрудничества

образовательного учреждения и семьи лежит совместная деятельность.

Существенное место отводится психологическому сопровождению

педагогов,

особенно

молодых

специалистов,

по

установлению

психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со

школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг

друга. Педагогов обучаем навыкам формирования адекватной Я-концепции,

эмпатии,

разрешения проблем.

Консультируем педагогов по вопросам совершенствования учебно—

воспитательного

процесса

(сопровождение

индивидуальных

образовательных траекторий). Проводим семинары, практические занятий,

лекции

в

педагогическом

коллективе.

Проводим

диагностические

мероприятия

на

повышение

психологической

компетентности

и

профилактику профессионального выгорания педагогических кадров.

В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день

психологическая служба является неотъемлемой частью в нашей школе,

обеспечивающей

развитие

личностного,

интеллектуального

и

профессионального

потенциала

общества.

Важнейшими

условиями

эффективности работы психологической службы являются сплоченное

взаимодействие в единой системе образования и воспитания всех участников

образовательного процесса.



В раздел образования