Напоминание

«Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности


Автор: Вегерт Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ лицей Технический
Населённый пункт: г.Самара 2019
Наименование материала: Программа
Тема: «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа работы с родителями

Воспитатель : Вегерт Оксана Юрьевна

Согласно Федеральному государственному образовательному

стандарту дошкольного образования содержание образовательной

области «Социально-коммуникативное развитие» по

организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие

личности, мотивации и способностей детей.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных

направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого

является формирование положительного отношения к труду через

решение следующих задач:

формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества, воспитание ценностного отношения с собственному труду,

труду людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в

аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы,

способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда

и творчества

Актуальность и новизна проблемы:

Развитие деятельности оказывает решающее влияние на развитие

ребенка в целом. В процессе деятельности происходит

совершенствование психических процессов, обогащение форм познания.

Изменение деятельности ребенка приводит к развитию его психики, что,

в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего

формирования деятельности: игровой, продуктивной, трудовой.

Овладение элементами трудовой деятельности является прямым

продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для

него значимым сами предметные и орудийные действия, требует нового

уровня освоения ими.

В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной

программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их

совместной деятельности, в повседневном общении. В коллективе

ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и

результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей.

Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем

формировать черты коллективизма (например, дежурства,

еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и

младшим воспитателем).

В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают

нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно

упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную

необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание

помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и

труда сверстников.

В условиях введения ФГОС ДО, целью

дошкольного воспитания становится развитие активной,

самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной

преобразить окружающий мир, а не подстраиваться под него.

Дошкольная педагогика подчеркивает

своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку

существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого

человека.

Специфика детского труда заключается в следующем:

-трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с

игрой, игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим

интересом, добиваться лучших результатов;

-труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в

познании собственных возможностей;

-дети дошкольного возраста не создают в своём труде общественно

значимых материальных ценностей.

Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и

наоборот. В процессе игры ребенок часто

отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя

разнообразные трудовые действия;

- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный

характер;

- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность

находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и

помощь взрослого;

- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т. к. не владеют

умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

- действия ребенка носят не целенаправленный, а

процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не

преследуя определенной задачи;

- своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от

взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться,

вступить в общение со взрослым;

- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс

планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс

исполнения, «забывая» об организации труда;

- детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда.

Основные виды труда, которые используются в детском саду:

самообслуживание; дежурства; хозяйственно-бытовой труд;

ручной труд; труд в природе.

Задачи обучения детей навыкам самообслуживания - научить

дошкольников удовлетворять повседневные личные потребности

(одеваться-раздеваться, убирать постель, содержать в порядке рабочее

место).

Дежурство

приучает дошкольников помогать в подготовке к ООД,

младшему воспитателю в сервировке стола, ухаживать за растениями в

уголке природы.

Хозяйственно-бытовой

труд

учит поддерживать в порядке игровые зоны,

соблюдать порядок в шкафчиках для личных вещей, стирать мелкие

вещи для кукол.

Ручной

труд

развивает мелкую моторику рук. Дети учатся ремонтировать

игрушки, пришивать пуговицы, подклеивать книги, сортировать

природный материал.

Труд

в природе

приучает с раннего возраста детей ухаживать за

растениями на участке, поддерживать порядок на площадке.

Основные методы и приемы, необходимые для руководства

разными видами детского труда:

- мы определяем цель труда (если ребенок сам ставит цель — что он

хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо

внести другое предложение);

- мы помогаем ребенку мотивировать свой труд, обсуждаем с ним, для

чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;

- мы формируем умение планировать работу (например, сначала

приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать

место для чистых игрушек и т. д.);

- мы показываем и объясняем, как лучше это сделать; советуем, как

успешнее выполнить поручение, обязанность;

- мы пробуждаем интерес к предстоящему делу, поддерживаем и

развиваем его в ходе работы;

- мы помогаем выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать,

чтобы добиться лучшего результата;

-мы вспоминаем вместе с ребенком основные «трудовые

правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать

старшим, младшим и т. д.);

- мы поощряем старательность, интерес к делу, стремление

преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;

- мы систематически проверяем вместе с ребенком ход, результаты

работы и вместе с ним оцениваем ее, уделяя особое внимание

проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы,

настойчивости в достижении цели;

- мы подключаем ребенка к своему труду, подаем пример

добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в

случае затруднения (но не делать работу за него);

- мы формируем у детей умение выполнять требования, проверять,

оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее

дело, поощряем инициативу и находчивость (задавая вопросы, что

можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное

принятие решения);

- мы ставим перед ребёнком необходимость сделать выбор и помогаем

принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала

лучше закончить работу, иначе не успеем приготовить подарок к

завтрашнему дню).

Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает

возможность его отрицательного влияния на здоровье

детей. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует

напряжения, внимания. Поэтому необходимо дозировать его, учитывая

возрастные и индивидуальные особенности детей.

Так же большое внимание уделяется оборудованию труда

дошкольников. Воспитатель обязательно проверяет оборудование перед

началом работы. Использование инвентаря должно сочетаться с

культурой труда: приучать детей к тому, чтобы рабочее место всегда

содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка

находятся под руками.

Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щётки,

тазики, подносы. Для работы в уголке природы лейки. Предметы

для труда (лопаты, совки, вёдра, лейки и др.) должны быть удобны для

детей и изготовлены из лёгкого материала, но достаточно прочного и

безопасного для здоровья детей.

Как бы мастерски опытный и талантливый педагог не реализовал все

цели и задачи по ФГОС, какие бы интересные трудовые игры ни

придумывал, результат воспитания ребёнка не будет достигнут, если нет

единства и преемственности в воспитательном процессе в детском саду

и в семье.

На родительском собрании важно выработать общую систему

приобщения к труду детей, донести до родителей важность

совместного труда дома.

Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей

может быть разнообразным: подготовка раздаточного или счётного

материала, субботники по облагораживанию территории детского сада,

создание элементов костюмов для праздников и т. п.

Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные

творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на

окне и др.) Такие общие для родителей и детей дела прекрасно

реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового

воспитания.

Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по

формированию у детей позитивных установок к различным

видам труда и творчества в современных образовательных

условиях позволит достичь хороших результатов.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребёнку увидеть в нём

источник развития своих способностей и нравственных качеств,

подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к

сознательному выбору профессии.

Можно сделать вывод о том, что трудовое воспитание в ДОУ – это

целостная система. Участие ребёнка в общественно полезном и

производительном труде рассматривается в тесной связи с его

умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и

развитием.

Труд ребёнка в ДОУ должен правильно, педагогически целесообразно

организован. Ребёнок познаёт в труде окружающую действительность,

систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор,

становится более прилежным в учёбе, начинает интересоваться

техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул

для получения новых знаний.

Нужно стараться воспитать у ребёнка нравственное отношение к труду,

вызвать у него интерес к работе, добиться осознания им полезности

своего труда для общества, помочь увидеть перспективы его развития.

Познание радости труда для людей, радости труда в коллективе,

превращает труд в потребность, служить источником моральных чувств

ребёнка.



В раздел образования