Автор: Вегерт Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ лицей Технический
Населённый пункт: г.Самара 2019
Наименование материала: Программа
Тема: «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Программа работы с родителями
Воспитатель : Вегерт Оксана Юрьевна
Согласно Федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования содержание образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие» по
организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие
личности, мотивации и способностей детей.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных
направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого
является формирование положительного отношения к труду через
решение следующих задач:
формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества, воспитание ценностного отношения с собственному труду,
труду людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в
аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы,
способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда
и творчества
Актуальность и новизна проблемы:
Развитие деятельности оказывает решающее влияние на развитие
ребенка в целом. В процессе деятельности происходит
совершенствование психических процессов, обогащение форм познания.
Изменение деятельности ребенка приводит к развитию его психики, что,
в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего
формирования деятельности: игровой, продуктивной, трудовой.
Овладение элементами трудовой деятельности является прямым
продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для
него значимым сами предметные и орудийные действия, требует нового
уровня освоения ими.
В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной
программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их
совместной деятельности, в повседневном общении. В коллективе
ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и
результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей.
Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем
формировать черты коллективизма (например, дежурства,
еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и
младшим воспитателем).
В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают
нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно
упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную
необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание
помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и
труда сверстников.
В условиях введения ФГОС ДО, целью
дошкольного воспитания становится развитие активной,
самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной
преобразить окружающий мир, а не подстраиваться под него.
Дошкольная педагогика подчеркивает
своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку
существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого
человека.
Специфика детского труда заключается в следующем:
-трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с
игрой, игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим
интересом, добиваться лучших результатов;
-труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в
познании собственных возможностей;
-дети дошкольного возраста не создают в своём труде общественно
значимых материальных ценностей.
Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и
наоборот. В процессе игры ребенок часто
отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя
разнообразные трудовые действия;
- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный
характер;
- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность
находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и
помощь взрослого;
- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т. к. не владеют
умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
- действия ребенка носят не целенаправленный, а
процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не
преследуя определенной задачи;
- своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от
взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться,
вступить в общение со взрослым;
- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс
планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс
исполнения, «забывая» об организации труда;
- детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда.
Основные виды труда, которые используются в детском саду:
самообслуживание; дежурства; хозяйственно-бытовой труд;
ручной труд; труд в природе.
Задачи обучения детей навыкам самообслуживания - научить
дошкольников удовлетворять повседневные личные потребности
(одеваться-раздеваться, убирать постель, содержать в порядке рабочее
место).
Дежурство
приучает дошкольников помогать в подготовке к ООД,
младшему воспитателю в сервировке стола, ухаживать за растениями в
уголке природы.
Хозяйственно-бытовой
труд
учит поддерживать в порядке игровые зоны,
соблюдать порядок в шкафчиках для личных вещей, стирать мелкие
вещи для кукол.
Ручной
труд
развивает мелкую моторику рук. Дети учатся ремонтировать
игрушки, пришивать пуговицы, подклеивать книги, сортировать
природный материал.
Труд
в природе
приучает с раннего возраста детей ухаживать за
растениями на участке, поддерживать порядок на площадке.
Основные методы и приемы, необходимые для руководства
разными видами детского труда:
- мы определяем цель труда (если ребенок сам ставит цель — что он
хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо
внести другое предложение);
- мы помогаем ребенку мотивировать свой труд, обсуждаем с ним, для
чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;
- мы формируем умение планировать работу (например, сначала
приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать
место для чистых игрушек и т. д.);
- мы показываем и объясняем, как лучше это сделать; советуем, как
успешнее выполнить поручение, обязанность;
- мы пробуждаем интерес к предстоящему делу, поддерживаем и
развиваем его в ходе работы;
- мы помогаем выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать,
чтобы добиться лучшего результата;
-мы вспоминаем вместе с ребенком основные «трудовые
правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать
старшим, младшим и т. д.);
- мы поощряем старательность, интерес к делу, стремление
преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;
- мы систематически проверяем вместе с ребенком ход, результаты
работы и вместе с ним оцениваем ее, уделяя особое внимание
проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы,
настойчивости в достижении цели;
- мы подключаем ребенка к своему труду, подаем пример
добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в
случае затруднения (но не делать работу за него);
- мы формируем у детей умение выполнять требования, проверять,
оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее
дело, поощряем инициативу и находчивость (задавая вопросы, что
можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное
принятие решения);
- мы ставим перед ребёнком необходимость сделать выбор и помогаем
принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала
лучше закончить работу, иначе не успеем приготовить подарок к
завтрашнему дню).
Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает
возможность его отрицательного влияния на здоровье
детей. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует
напряжения, внимания. Поэтому необходимо дозировать его, учитывая
возрастные и индивидуальные особенности детей.
Так же большое внимание уделяется оборудованию труда
дошкольников. Воспитатель обязательно проверяет оборудование перед
началом работы. Использование инвентаря должно сочетаться с
культурой труда: приучать детей к тому, чтобы рабочее место всегда
содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка
находятся под руками.
Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щётки,
тазики, подносы. Для работы в уголке природы лейки. Предметы
для труда (лопаты, совки, вёдра, лейки и др.) должны быть удобны для
детей и изготовлены из лёгкого материала, но достаточно прочного и
безопасного для здоровья детей.
Как бы мастерски опытный и талантливый педагог не реализовал все
цели и задачи по ФГОС, какие бы интересные трудовые игры ни
придумывал, результат воспитания ребёнка не будет достигнут, если нет
единства и преемственности в воспитательном процессе в детском саду
и в семье.
На родительском собрании важно выработать общую систему
приобщения к труду детей, донести до родителей важность
совместного труда дома.
Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей
может быть разнообразным: подготовка раздаточного или счётного
материала, субботники по облагораживанию территории детского сада,
создание элементов костюмов для праздников и т. п.
Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные
творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на
окне и др.) Такие общие для родителей и детей дела прекрасно
реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового
воспитания.
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по
формированию у детей позитивных установок к различным
видам труда и творчества в современных образовательных
условиях позволит достичь хороших результатов.
Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребёнку увидеть в нём
источник развития своих способностей и нравственных качеств,
подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к
сознательному выбору профессии.
Можно сделать вывод о том, что трудовое воспитание в ДОУ – это
целостная система. Участие ребёнка в общественно полезном и
производительном труде рассматривается в тесной связи с его
умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и
развитием.
Труд ребёнка в ДОУ должен правильно, педагогически целесообразно
организован. Ребёнок познаёт в труде окружающую действительность,
систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор,
становится более прилежным в учёбе, начинает интересоваться
техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул
для получения новых знаний.
Нужно стараться воспитать у ребёнка нравственное отношение к труду,
вызвать у него интерес к работе, добиться осознания им полезности
своего труда для общества, помочь увидеть перспективы его развития.
Познание радости труда для людей, радости труда в коллективе,
превращает труд в потребность, служить источником моральных чувств
ребёнка.