Автор: Занина Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 75 "Лебёдушка"
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Рекомендации родителям по проблеме формирования словаря старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Рекомендации родителям по проблеме формирования
словаря старших дошкольников».
Особенности развития словаря старших дошкольников.
В развитии словаря детей дошкольного возраста две стороны:
количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е.
овладение значениями слов.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост
находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому данные о
количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся
между собой. К пяти годам количество слов доходит до 2000 – 2500, А в 6-7
лет до 3500 – 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число
существительных и глаголов, медленнее растет число прилагательных. Это
объясняет, прежде всего, условиями воспитания (взрослые мало внимание
обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во –
вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части
речи. Дети 5-7 лет владеют бытовым словарём на уровне разговорного языка
взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлечённым
значением – горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к
слову, его значению. Наблюдается и словотворчество, в тех случаях, когда в
словаре ребёнка не находят нужного слова. Однако, чаще в случаях
затрудненный ребёнок не называет предмет. К семи годам большинство слов
в словаре ребёнка составляют имена существительные, глаголы.
В старшем возрасте необходимо расширять запас слов за счёт названий
предметов, качеств, действий; активизировать словарь; учить употреблять
наиболее подходящие по значению и смыслу слова при обозначении
признаков и качеств предметов; формировать умение подбирать слова с
противоположным значением, со сходным значением; использовать слова,
обозначающие материал (дерево, металл, стекло и др); учить осмысливать
образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.
Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его
качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л.С.Выготского,
представляющее «грандиозную сложность». В старшем дошкольном
возрасте усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к
усвоению детьми выразительных средств языка. Важно также выделить
собственно языковые задачи в обогащении словаря детей, в частности задачи
раскрытия и углубления понимания смысла слов, а также к необходимости
разработки в методике развития речи системы приемов работы над
смысловой стороной слова. Также особое внимание уделяется использованию
синонимических и антонимических сопоставлений, так как они особенно
важны для уточнения, углубления и разграничения значений слов.
Антонимические и синонимические сопоставления позволяют с большой
эффективностью осуществлять выявление разных значений многозначного
слова. Синонимическая работа
с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с
усвоением тематических слов (глаголы движения: идти, играть, плестись и
т.д. или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил).
Работа над антонимами проводится при сопоставлении словосочетаний в
предложениях. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор
антонимов к многозначным словам расширяет представление детей о слове,
помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетания со словами
противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова
(старый дом – ветхий, старое платье – рваное, старый друг – давний). Таким
образом, словарь дошкольников к моменту поступления в школу насыщен
обозначающими существительными, глаголами, прилагательными,
обозначающими свойства предметов и явлений. Дети пользуются точными
выразительными словами для передачи своих эмоций, впечатлений,
представлений. Соответственно речь обогащена синонимами и антонимами,
дети в состоянии объяснить неизвестные и малоизвестные значения знаков
многозначных слов, умеют правильно сочетать слова по смыслу и осознанно
употребляют видовые и родовые понятия. Например, дети правильно
используют обобщающие слова типа: растения – деревья, кустарник, цветы,
или фрукты – виноград, слива, яблоко, груша и аналогичные. Понимая при
этом, что понятие «растение» шире и включает в себя также как: деревья,
цветы, кустарник; а понятия «фрукты» шире слов: виноград, яблоко, слива и
другие.
Дети также способны выделять в предложениях слова, близкие и
противоположные по смыслу. Дети в состоянии понять разное значение
одного и того же слова, правильно оценить переносной смысл слов (в
поговорках, пословицах), выбрать наиболее точные слова и выражения,
подходящие к данной ситуации.
Эти особенности развития лексики старшего дошкольного возраста и
определяют содержание и методику развития словаря.
Рекомендации для родителей по формированию словаря ребенка.
Речевые способности ребенка особенно ярко проявляются в общении его со
взрослыми: он делится с ними своими впечатлениями, просит их
что - нибудь рассказать, объяснить, прочитать, ответить на интересующий
вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него
потребность общаться. Ведь именно они первые учителя своих детей. Здесь
особое внимание на речевое развитие детей оказывает совместная
деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой
семье.
Родители могут играть с ребёнком в такие игры, как:
1)
«Скажи наоборот» (подбор антонимов к заданному слову);
2)
«Скажи по – другому» (с подбором синонимов);
3)
Различные речевые (бытовые) ситуации;
4)
«Чтобы это значило?» и другие.
Необходимо шире организовать наблюдения за окружающим
(различать транспортное средства, называть детали), лучше всего при этом
использовать наблюдение за реальными предметами и объектами. Посещать с
ребенком различные музеи, выставки, спектакли. Необходимо также задавать
ребёнку вопросы и отвечать на все его «почему?» и «зачем?». Также полезно
рассматривать с ребёнком предметные и сюжетные картинки, на которых
изображен предмет или действие с ним.
Большую роль в формировании словаря дошкольника играет
художественная литература. Тем более, что дети очень любят когда им
читают или рассказывают. Читая ребёнку, необходимо останавливать его
внимание на иллюстрациях, на незнакомые слова нужно обращать особое
внимание, объясняя их смысл. Можно организовать на основе произведения,
хорошо знакомо ребёнку пересказ по ролям. Рассказы, которые взрослый
адресует ребёнку, должны быть небольшими. Это могут быть рассказы о
наблюдениях, о животных, о житейских ситуациях и др. Составляя рассказы
нужно стараться употреблять слова, обозначающие свойства, качества
предметов, слова – синонимы, сравнения.
Также можно устраивать домашний театр или разыграть небольшие сцены,
используя речевые диалоги. Особенно важно ставить ребёнка перед
проблемой выбора решения в определённой ситуации. Благодаря чему
ребёнок учится логически мыслить. Немаловажную роль для развития детей
оказывают игры на придумывание новых слов из хорошо известных или
отгадывание смысла нового слова, что влияет на речетворчество детей. Как
правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают
много вопросов, но если родители «отмахиваются» от них, не отвечают
ребёнку, то ребёнок замкнётся и просто перестанет спрашивать.
Нужно находить время для ребёнка, не только отвечать на его вопросы, но и
давать ему какие – либо задания (попросить что – то кому – то передать,
сказать).
Таким образом, работа по формированию словаря детей старшего
дошкольного возраста должна вестись воспитателями и родителями в
определенной системе и в тесном сотрудничестве, которые приведут к
позитивным результатам.